урок «Происхождение человека»
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Мальцева Елена Николаевна

Тема урока:  «Происхождение человека»

Место и роль урока в изучаемой теме:

Тема урока   изучается  после темы: «Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры». Учащиеся имеют знания о развитии жизни на Земле происходящей поэтапно в изучении раздела  «Развитие жизни на Земле».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.72 КБ
Office presentation icon antropogenez-09.ppt1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Название : УМК Сонина Н. И.               Предмет:  биология             Класс:  9

Тема урока:  «Происхождение человека»

Место и роль урока в изучаемой теме: 

Тема урока   изучается  после темы: «Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры». Учащиеся имеют знания о развитии жизни на Земле происходящей поэтапно в изучении раздела  «Развитие жизни на Земле».

Цель урока: изучить основные сведения о движущих силах антропогенеза.

Задачи урока:

образовательные: показать многообразие доказательств родства человека с животными, рассмотреть основные стадии эволюции приматов, стадии человека;

развивающие: продолжить формирование умений самостоятельной работы с литературой, выделять главное и формулировать выводы;

воспитательная: показать не состоятельность теории расизма.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: школьная лекция, самостоятельная работа с учебником.

Планируемые предметные результаты:

Ученик должен

Знать: основные этапы эволюции приматов и человека; понятия: «антропология» и «антропогенез»

Уметь: объяснять движущие силы антропогенеза, приводить конкретные примеры для иллюстрации изученных сведений.

Междисциплинарные связи: география, история.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

1.Актуализация знаний.

1)работа по карточкам (тесты 4 ученика)

2)беседа по вопросам:

-Укажите основные различия фауны и флоры на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры.

-Охарактеризуйте основные направления развития растений и животных в кайнозое.

- Чем обусловлены колебания климата на Земле?

-Как вы думаете, каково значение оледенений в эволюции наземной растительности?

-Какая группа животных дала начало ветви, ведущей к человеку?

3)Проверка домашнего задания в тетради – таблица «Развитие жизни в эры».(на выбор 5 тетрадей)

Эра

Период

Изотопные датировки, млн. лет

Характерные формы жизни

Архей

Более 3500

Зарождение жизни, появление прокариот. Господство бактерий и сине – зеленых, появление зеленых водорослей.

Протерозой

 

Карелий

Рифей                                            

2500

1650

Развитие низших растений.

Появление эукариот, многоклеточных растенй и животных.

Палеозой

Венд

Кембрий

Ордовик

Силур

Девон

Карбон

Пермь

650-690

570

490

435

400

345

280

Появление кишечнополостных, членистоногих, иглокожих.

Развитие беспозвоночных, появление высших растений.

Появление первых позвоночных  - бесчелюстных.

Выход растений и беспозвоночных на сушу.

Господство рыб, возникновение насекомых и амфибий, появление лесов папоротников и плаунов.

Распространение лесов, расцвет амфибий, появление летающих насекомых, возникновение рептилий.

Появление голосеменных, распространение рептилий.

Мезозой

Триас  

Юра

Мел

230

190

136

Расцвет рептилий, распространение голосеменных, появление млекопитающих.

Господство рептилий на суше, в воде и воздухе. Возникновение покрытосеменных, птиц.

Расцвет цветковых  растений расцвет насекомых вымирание многих рептилий.

Кайнозой

Палеоген

Неоген

Четвертичный  

66

25

18

Расцвет млекопитающих и птиц.

Возникновение современных семейств млекопитающих, формирование современной флоры.

Развитие рода Homo.

2.Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели.   Слайд №1

Проблема антропогенеза не утратила своей актуальности.

3.Новая тема.

1) Антропология. Доказательство происхождения человека от животных.

Рассказ учителя.

Человечество с незапамятных времен интересовалось вопросом своего происхождения. Попытки понять и объяснить возникновение человека можно встретить в самых различных легендах, сказаниях и верованиях. И уже в древней философии при решение этого вопроса выделяются два совершенно противоположных направления:

1)материалистическое, пытающееся объяснить происхождение человека естественным путем;

2)идеалистическое, утверждающее, что человек создан  сверх - естественными, божественными силами.

В 18 веке К. Линней поместил человека в отряд приматов вместе с лемуром и обезьяной. Ж. Б. Ламарк считал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, пришедших кот лазанья по деревьям к хождению по земле. Крупнейшим событием  в понимании истории человека как вида стала работа Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».

Так в конце 18 века появляются первые эволюционные представления о происхождении человека.

Пример : «Изучив все части тела всех животных –пишет молодой русский естествоиспытатель Афанасий Каверзиев, - и сравнив их друг с другом  надо будет признать, что все животные происходят от одного общего ствола. Ибо, не говоря уже об органах пищеварения, кругооборота соков, об органах движения, которые необходимо имеет все животные, у всех животных наблюдается  удивительное сходство. С этой точки зрения можно бы, не только кошку, льва, тигра, но и человека, обезьяну и всех других животных рассматривать как членов одной единой семьи.»

Вопрос : - Что можно сказать о сходстве человека и животных на основании этих данных?

Таким образом, учащиеся приходят к выводу о том, что у человека и животных много сходного.  

Изучением  происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование  его животных предков, к закономерностям социальным, занимается отрасль естествознания – антропология (от греч. антропос – человек).

Далее учитель отмечает, что по своему строению человек очень похож на высокоорганизованных животных. Изучение всей совокупности анатомических и физиологических особенностей человека убеждает нас  в том, что человек по происхождению примат.

Один ученик работает у доски, а остальные работают в тетради.

Определите  систематическое положение человека.

       Царство: Животные

       Тип: Позвоночные

       Класс: Млекопитающие

       Отряд: Приматы

       Подотряд: Человекообразные обезьяны

       Семейство: Люди

       Род: Человек

       Вид: Человек разумный

Вместе с тем человек имеет специфические,  присущие только ему особенности.

Вопрос: -Какие это особенности?

- прямохождение.

- сводчатая стопа.

- мощную развитую мускулатуру нижних конечностей

- подвижная кисть руки, противопоставленный остальным большой палец.

- позвоночник с четырьмя изгибами (лордозы и кифозы).

- крупные размеры мозговой части черепа и малые  размеры лицевой его части.

- бинокулярное зрение.

-ограниченную плодовитость  и д.р.

В качестве доказательств учитель приводит примеры атавизмов и рудиментов человека, которые указывают на родство человека с животными:

А)Рудименты:

-ушная раковина и мышцы, приводящие ее в движение (шевеление ушами);

-остаток мигательной перепонки;

-копчиковая кость;

-тонкие волосы на теле;

-аппендикс и др.

В)Атавизмы:

-наружный хвост;

-обильный волосистый покров по всему телу;

-добавочные соски;

-когти на отдельных пальцах;

-сильно развитые клыки и др.

2).Эволюция приматов.

Вспомните, когда (в какую геологическую эпоху) появились млекопитающие? (конец мезозойской эры.)

Учитель объясняет эволюцию приматов с использованием схемы. слайд №2 - 7

- Что происходило с климатом в конце кайнозойской эры? (Похолодание.)

- К каким последствиям  это привело?  (Отступление тропических и субтропических лесов,  появление обширных открытых  пространств.)

 В таких условиях решающим шагом на пути от обезьяны к человеку являлось прямохождение.

Слайд № 8 - 12

Для определения прямохождения у ископаемых приматов используют признаки:

– положение затылочного отверстия

 - у прямоходящих оно находится в центре длины основания черепа, открывается вниз. Такое строение известно уже у Sahelanthropus tchadensis и Ardipithecus ramidus ramidus около 4-7 млн лет назад. У четвероногих - в задней части основания черепа, повернуто назад

– строение таза

- у прямоходящих таз широкий и низкий (такое строение известно начиная с Australopithecus afarensis 3,2 млн лет назад),      у четвероногих таз узкий, высокий и длинный;

– строение длинных костей

- у прямоходящих ноги длинные, коленный и голеностопный суставы имеют характерное строение. Такое строение известно, начиная с Orrorin tugenensis 6 млн лет назад. У четвероногих приматов руки длиннее ног.

-строение стопы

 - у прямоходящих выражен свод стопы, пальцы прямые, короткие, большой палец не отведен в сторону, малоподвижен, у четвероногих стопа плоская, пальцы длинные, изогнутые, подвижные;

– строение рук

- у полностью прямоходящих гоминид руки короткие, не приспособлены к хождению по земле или лазанию по деревьям, фаланги пальцев прямые. Опора на руки при хождении по земле, приспособления рук к лазанию по деревьям были у австралопитеков и даже Homo habilis

Таким образом, прямохождение возникло более 6 миллионов лет назад, но еще долго отличалось от современного варианта.

Полностью современным прямохождение стало только около 1,6-1,8 миллиона лет назад.

Показ и объяснение слайдов Слайд №13-15

Одной из групп обезьян, давшей начало ветви ведущей к человеку, считается группа австралопитеков. Их остатки найдены в Южной Африке.

Далее учитель отмечает, что около 2-3 млн лет назад были существа, стоявшие  ближе к человеку, чем австралопитеки.

Человек умелый. Учитель коротко рассказывает о параметрах Человека умелого, характеризует его образ жизни, подчеркивая тем самым монофилическое происхождение человека.

3). Стадии эволюции человека.

Вступительное слово учителя, объяснение слайдов №16 -21

Класс делится по колонкам  на три группы. Каждая группа  получает задание и готовит на него ответ,  заполняя графы в таблице по своему вопросу.

Задания:

1группа: древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек)

2группа: древние люди (неандертальцы)

3группа: современные люди (кроманьонцы)

Каждая группа отвечает по своему заданию, а остальные  заполняют таблицу, при этом учитель показывает слайды по каждому вопросу.

Таблица «Основные этапы эволюции человека»


Предки человека


Где и когда жили?


Прогрессивные черты во внешнем виде

Прогрессивные черты в образе жизни


Орудия труда

Исходные формы:австралопитеки (южная обезъяна)

Южная и восточная Азия и Африка

Рост 120-140 см объем мозга 500-600см


Ходили на двух ногах, жили среди скал.

Использовали камни и палки


Древнейшие люди.

1.Питекантроп

2. Синантроп


Африка,

о. Ява, Китай

1млн-400 

тыс. лет назад


Рост 150-160 см объем мозга 900-1200см
, низкий лоб, 

надбровные дуги, нет под-бородочного выступа.


Жили стадами в пещерах, пользовались огнем.

Изготовляли орудия труда из камня, кости, 

использовали палки.


Древние люди.

1.Неандертальцы

Европа, Африка, Средняя Азия.

150 тыс. лет назад

Рост155-165 см, объем мозга – 

1400 см
, низкий лоб,

Надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо


Жили группами по 100 человек

в пещерах,

использовали огонь, одевали шкуры. 

В общении использовали жесты и прими-
тивную речь. 


Изготовляли из камня и дерева.

Первые современные люди.

1.Кроманьонцы

Повсеместно

30-40 тыс. лет назад

Рост 180 см, объем мозга1600см.

Лоб высокий, нет надбровных дуг, есть 

подбородочный выступ.

Жили родовым обществом, строили жилье, шили одежду из шкур. При общении использовали речь. Приручали животных.


Изготовляли из камня и дерева.

Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) слайд №22-27

Древние люди (неандертальцы) слайд№28-30

Современные люди (кроманьонцы) слайд слайд №31-32

4).Современный этап эволюции человека.

Задание: прочитайте одноименную статью в учебнике (с.100 -101), ответьте на вопросы:

-Докажите, что все современное человечество принадлежит к одному виду Homo sapiens.

- Какие основные расы выделяют внутри вида Человек разумный?

 После обсуждения этих  вопросов учитель дополняет: попытки доказать с помощью тестов умственные способности, психическую неравноценность различных рас оказались безуспешными: различия, вызванные принадлежностью исследуемых к различным социальным группам, а также связанные с условиями воспитания, образования, труда и быта, намного превосходили расовые различия. В расовом многообразии человечества заключается замечательное эволюционное наследие, которое обеспечивает многообразие приспособительных возможностей Человека разумного.

4.Закрепление изученного материала.

Работа по вопросам  учебника с.101.

5.Рефлексия.

Выделение  и осознание  учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения. Оценка учащими своей учебной деятельности с точки зрения ее успешности.

6.Домашнее задание: №20, с.93 – 101, сообщение на тему «Значение химических элементов» .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антропогенез

Слайд 2

Место человека в системе животного мира

Слайд 3

Происхождение приматов Конец мезозоя, лесные биотопы. Предки – Насекомоядные. Ближайшая родня – Рукокрылые. Примитивные черты строения – пятипалая конечность, все типы зубов, наличие ключицы и др. Специализация: локомоция в древесном ярусе, стереоскопическое и цветное зрение, низкая рождаемость.

Слайд 4

Вероятно, все известные сегодня африканские плиоценовые гоминиды были всеядными .

Слайд 5

Место гоминид в отряде приматов

Слайд 6

из книги «Млекопитающие» под ред. Д.Макдональда, 2007

Слайд 7

Центр происхождения человека - Восточная Африка. Ближайший современный родственник человека - шимпанзе. Дивергенция произошла 6 - 5,8 млн. лет назад.

Слайд 8

К вопросу о двуногости и прямохождении

Слайд 9

Для определения прямохождения у ископаемых приматов используют признаки : – положение затылочного отверстия - у прямоходящих оно находится в центре длины основания черепа, открывается вниз. Такое строение известно уже у Sahelanthropus tchadensis и Ardipithecus ramidus ramidus около 4-7 млн лет назад. У четвероногих - в задней части основания черепа, повернуто назад .

Слайд 10

– строение таза - у прямоходящих таз широкий и низкий (такое строение известно начиная с Australopithecus afarensis 3,2 млн лет назад), у четвероногих таз узкий, высокий и длинный; – строение длинных костей ног - у прямоходящих ноги длинные, коленный и голеностопный суставы имеют характерное строение. Такое строение известно, начиная с Orrorin tugenensis 6 млн лет назад. У четвероногих приматов руки длиннее ног.

Слайд 11

– строение стопы - у прямоходящих выражен свод стопы, пальцы прямые, короткие, большой палец не отведен в сторону, малоподвижен, у четвероногих стопа плоская, пальцы длинные, изогнутые, подвижные ; – строение рук - у полностью прямоходящих гоминид руки короткие, не приспособлены к хождению по земле или лазанию по деревьям, фаланги пальцев прямые. Опора на руки при хождении по земле, приспособления рук к лазанию по деревьям были у австралопитеков и даже Homo habilis .

Слайд 12

Таким образом, прямохождение возникло более 6 миллионов лет назад, но еще долго отличалось от современного варианта. Полностью современным прямохождение стало только около 1,6-1,8 миллиона лет назад.

Слайд 13

Горилла ходит, опираясь на согнутую кисть

Слайд 14

Бонобо (карликовый шимпанзе) ходит на полусогнутых задних ногах

Слайд 16

Орангутан ранее других человекообразных отделился от общего ствола, сохранив исходный тип двуногого хождения, возможно, характерный для лесного жителя. Возможные предки человека сахелантроп, оррорин и ардипитек имели в строении скелета явные признаки двуногости, и при этом жили в лесу.

Слайд 17

Версии происхождения бипедии На открытых равнинах саванн, среди высокой травы выпрямление тела и высоко поднятая голова обеспечивали лучший обзор . Нашим предкам приходилось ходить на двух ногах, чтобы в руках переносить различные предметы (добычу, орудия, предметы). Обитая и питаясь у прибрежной полосы озер и рек, много времени проводили в воде, заходя на глубину – выпрямлялись . Перейдя к ночной активности, гоминиды в темноте ходили на задних ногах, ощупывая руками окружающие предметы .

Слайд 18

Sahelanthropus tchadensis Сахелантроп «Тумай» возраст 6–7 млн. лет (миоцен); найден в 2001 г. в в пустыне Дьюраб северного Чада, описан в 2002 г (череп и фрагменты остатков 5 особей); получил прозвище «Тумай» головной мозг небольшой (~ 350 см 3 ), черепная коробка удлинена как у обезьян; передвигался, возможно, на двух ногах; возможный предок шимпанзе и гоминид.

Слайд 19

сахелантроп

Слайд 20

Orrorin tugenensis Оррорин возраст 6 млн лет (миоцен); найден в 2000 г. французской экспедицией в Кении, описан в 2001 г; получил прозвище «человек миллениума»; обладал мелкими “человеческими” зубами и двуногой походкой; жил примерно тогда, когда разошлись пути человека и шимпанзе.

Слайд 21

оррорин

Слайд 22

Australopithecus anamensis Австралопитек озерный возраст 4,1-4,2 млн лет (плиоцен); найден группой Мив Лики в Кении в 1994 году, описан в 1995 г.; из группы «грацильных»; возможный слабоспециализированный (всеядный) предок австралопитеков афарских.

Слайд 23

Australopithecus garhi Австралопитек гари возраст 2,5 млн лет (плейстоцен); найден в Эфиопии в 1997 году, описан в 1999 г.; на афарском языке «гари» - сюрприз; из группы «грацильных»; место в системе гоминид пока не определено.

Слайд 24

австралопитек гари

Слайд 25

Homo erectus Человек прямоходящий Homo erectus произошел от африканского H.ergaster примерно 1.6 млн . лет назад и заселил юг Азии, включая острова Индонезии (питекантроп 800тыс.л., синантроп 600тыс.л); самые поздние находки на Яве – 27 тыс . лет ; объем головного мозга 1,5 млн. лет назад - 900 куб. см; 700-500 тыс. лет назад - 1100 куб. см; характерно использование огня, каннибализм, обоюдоострое рубило ("ашельская культура").

Слайд 26

Homo erectus

Слайд 27

Орудия поздних Homo erectus

Слайд 28

Homo neanderthalensis Неандерталец населял Европу и Западную Азию (от Испании до Алтая) 200 000 - 28 000 лет назад (плейстоцен); независимо произошел от H.erectus/H. heidelbergensis; не является прямым предком современных людей ( по данным сравнения митохондриальных ДНК), однако мог участвовать в гибридизации с H.sapiens ( по данным распространения гена микроцефалина) отличался от современного человека более низким лбом, выступающим затылком, надбровными дугами. Объем мозга - как у современных людей или даже больше. Умел разводить огонь. Питался почти исключительно мясом (охота, каннибализм). Хоронил своих мертвецов и украшал могилы цветами.

Слайд 29

Особенности генотипа и фенотипа неандертальцев Неандертальцы, возможно, были рыжими и светлокожими. У них обнаружена мутация в гене меланокортинового рецептора (MC1R), частично выводящая рецептор из строя и ослабляющая пигментацию кожи и ее производных. У современных европейцев рыжеволосость и светлокожесть связаны с другими, хотя и аналогичными по результату, мутациями данного гена. По-видимому, светлокожесть развилась независимо у неандертальцев и европейских сапиенсов в связи с особенностями местного климата.

Слайд 30

Для выяснения влияния «неандертальской» мутации гена MC1R на функцию меланокортинового рецептора, неандертальский ген был искусственно внедрен в клетки африканской зеленой мартышки , размножающиеся в культуре. Выяснилось, что «неандертальская» мутация приводит к значительному снижению эффективности работы рецептора, то есть к ослаблению пигментации. Сходные результаты дала проверка «человеческих» генов MC1R от нескольких современных рыжеволосых людей. По эффективности работы рецептора «неандертальский» и «современные рыжие» варианты гена статистически не различались.

Слайд 31

неандерталец (слева) и кроманьонец (справа)

Слайд 32

«Носороги», Ориньяк, 36 тыс.лет, наскальный рисунок в пещере Шове (юго-восток Франции). Найден в 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока "Происхождение человека"

Подробно дано описание урока по теме "Происхождение человека" в 5 классе (природоведение)....

Презентация урока "Происхождение человека"

Рекомендуется как обобщение материала в разделе "Эволюция человека"....

Тема урока: “Происхождение человека” (антропогенез)

Тема урока:  “Происхождение человека” (антропогенез) Цель урока: Закрепление знаний на тему “происхождение человека”, этапы эволюции человека и роли биологических и социальных факторов эволю...

Кроссворд к уроку Происхождение человека

Дополнительный материал к  уроку Происхождение человека...

Тема урока: Происхождение человека

Цели: создать условия для: 1.Образовательный аспект: обобщение знаний об основных направлениях эволюции человека – антропогенеза и его движущих силах; понимания соотношения социального и биологичес...

Пезентация к уроку "Происхождение человека и общества"

Презентация содержит материалы базового и углубленного уровня изучения предмета....

Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека»

Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека» Цель: обобщить, углубить и систематизировать знания о роли ...