Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа (биология, 7 класс) по теме

Пирогова  Наталья Владимировна

Рабочая программа по биологии 7 класс 2 час в неделю, 70 часов в год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass_biologiya.doc343 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального Закона об образовании, Примерной программы по биологии ( Н.И.Сонин,  В.Б. Захаров, А.А.Плешаков), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ

Программа актуальна для учащихся 7 класса.

Данная программа актуальна, потому что при изучении биологии в настоящее время наибольшее значение приобретает формирование у учащихся навыков ответственного поведения. Задачи биологического образования – научить детей жить в гармонии с природой, отказаться от потребительской философии и сформировать эксцентрическое мировоззрение. Повышение качества биологического образования предполагает переход от простой передачи сведений, содержащихся в учебнике, к формированию активной жизненной позиции  и приобретение навыков и умений, необходимых для жизни в условиях устойчивого развития цивилизации.

Профессиональная компетентность учителя биологии предполагает умение отобрать тот объём фактологического материала учебника, которого достаточно для формирования общебиологических понятий, понимания закономерностей, существующих в живой природе. Современный подход к организации учебно-образовательного процесса предполагает единство его содержательных и деятельностных   компонентов. Главные акценты в преподавании биологии должны быть перенесены с воспроизведения учащихся отдельных фактов, определений, признаков живых объектов на приобретение ими применения биологических законов и теорий для объяснения наблюдающихся в природе явлений. С этой целью учитель должен не увеличивать объем изучаемого материала, а повышать уровень его условия – от простой репродукции к осознанному применению полученных знаний в знакомых и не знакомых ситуациях.  Поэтому в преподавании биологии должна возрастать роль практических работ, занятий по применению знаний, решению биологических  задач.      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Программа по биологии адресована учащимся 7 класса Ново-Горхонской  средней общеобразовательной школы Заиграевского района республики Бурятия, ориентирована для работы по учебнику для 7-го класса (авторы В.Б.Захаров,  Н.И.Сонин).

Цели обучения биологии в 7 классе:

  • овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  • гигиеническое воспитания и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всеми живыми как главной ценностью на Земле
  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства,  медицины, здравоохранения.

Изучение биологии в 7 классе предусматривает решение следующих задач:

Обучения:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования
  • способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии.
  • продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки; особое внимание уделить развитию у семиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки, через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради)

Развития:

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у семиклассников
  • слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
  • эстетических эмоций,
  • положительного отношения к учёбе,
  • умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

воспитания:

  • убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; культуры поведения в природе; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

валеологические:

  • создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02);
  • адаптировать личность к жизни в обществе.
  • правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)
  • включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
  • соблюдать комфортный психологический климат на уроке.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

В программе по биологии в 7 классе раскрываются следующие темы: Мир живых организмов. Ч. Дарвин и происхождение видов. Многообразие организмов и их классификация. Царства живой природы. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов. Общая характеристика грибов. Общая характеристика растений. Низшие и высшие растения. Отделы Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые) растения. Общая характеристика животных. Подцарство Одноклеточные и Многоклеточные. Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса.

Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению навыков самостоятельного пополнения знаний соблюдаются дидактические принципы: 

  • принцип научности обучения
  • принцип воспитывающего обучения
  • принцип наглядности обучения
  • принцип систематичности обучения
  • принцип связи теории с практикой
  • принцип сознательности и активности, учащихся в обучении
  • принцип доступности обучения
  • принцип развивающего обучения
  • единство и оптимальное сочетание коллективных и   индивидуальных    форм обучения.

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся. Ведущей деятельностью в возрасте 12-13 лет является общение со сверстниками. Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. С 12- 13 лет вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывать себя с конкретной ситуацией, может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. При утомлении и переутомлении внимание снижается или вовсе исчезает из состава познавательных процессов. Смысловая память приобретает логический характер. Становиться более доступным запоминание абстрактного материала. Подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы.

В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Они знакомятся со множеством фактов, готовы рассказать о них или даже выступить с короткими сообщениями на уроке. Однако подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения, но проникновение в сущность не всегда отличается глубиной. Образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительной деятельности подростка. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают выделить главное, существенное и сделать необходимое обобщение. Учащиеся довольно подробно рассказывают. Для подростков характерна установка скорее на запоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание. В то же время подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать простейший прибор.

Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.

Для реализации программы в школе созданы все необходимые условия: условия для обучения учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02), кабинет биологии, температурный и световой  режим в соответствии с нормами Сан ПиН, материально-техническое обеспечение программы, личностно-ориентированный подход к учащимся.  

Для реализации программы используются разные типы уроков, формы  и виды работ, разнообразные средства обучения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

                1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

        2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (Игровые технологии, проблемное обучение, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.)

                3. Технологии развивающего обучения (общие основы технологий развивающего обучения, личностно-ориентированное развивающее обучение.

4. Традиционная технология.  

                В методике обучения биологии используются такие методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, практическая работа). При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике биологии такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.

При обучении биологии велико значение наблюдений и экспериментов, практических работ, позволяющих успешно сочетать теоретические познания с эмпирическими, практические действия с интеллектуальными.

Усвоение учащимися биологической системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных формах обучения.

Урок – основная форма организации обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков: вводный, изучение нового материала, обобщающий, учетно-проверочный. Виды урока с учетом характера деятельности учителя и учащихся: урок-лекция, урок объяснительный, проблемный, использования технических средств (телеурок, киноурок).

При обучении общей биологии применяются лабораторные уроки; экскурсии (на учебно-опытный участок, в природу, на производство, в музей).

        Программа  составлена на 2012-2013  учебный год для учащихся 7 класса Ново-Горхонской средней общеобразовательной школы и рассчитана на 2 часа в неделю (всего 70 часов за учебный год).

СВЯЗЬ ПРОГРАММЫ СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

  • Неорганическая химия. O, H, C, N, S, P и другие элементы ПСХЭ Д.И. Менделеева, их основные свойства. ПСХЭ. Свойства растворов. Теория электролитической диссоциации. Строение веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
  • Органическая химия. Основные группы органических соединений, принципы их органических функций.
  • Физическая география. История континентов. Климат Земли, климатическая зональность.
  • Экономическая география. Население мира. География населения мира.
  • Физика. Понятие о дозе излучения и биологическая защита. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики. Электромагнитное поле. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение.
  • Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система, ее структура. Место планеты Земля.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации живого. Чарльз Дарвин и происхождение видов. Многообразие живых организмов и их классификация. Среды жизни и места обитания животных.. Место и роль животных в природных сообществах. Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Экскурсия. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.

  I. Царство прокариоты (3 часа)

Общая характеристика. Происхождение. Подцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии. Подцарство Настоящие бактерии. Особенности строения бактериальной клетки (размеры, форма). Передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение. Роль в природных сообществах, жизни человека. Подцарство Архебактерии. Особенности строения, жизнедеятельности метанобразующих бактерий и серобактерий. Роль в природе. Подцарство Оксифотобактерий. Особенности строения, питания, размножения. Роль в природе, жизни человека.

Демонстрация таблицы.

 II. ЦАРСТВО ГРИБЫ (5 ч)

 Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. Отделы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты (несовершенные грибы). Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение. Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения, питания, размножения на примере дрожжей. Практическое значение. Грибы-паразиты, черты,   приспособленности к паразитизму. Вред, наносимый культурным злакам. Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жизнедеятельности на примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе, практическое значение. Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы. Многообразие видов. Распространение. Среды обитания. Особенности строения тела, размножения.

Грибы-паразиты растений и животных. Роль в природе. Отдел Оомицеты. Среда обитания, особенности строения грибов из рода фитофтора. Вред, наносимый культурным растениям. Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение. Демонстрация натуральных шляпочных грибов, муляжей плодовых тел шляпочных грибов, трутовика, спорыньи, таблицы, диафильма о грибах; коллекции лишайников, таблицы, диафильма о лишайниках.

III. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (18 ч)

1.  Общая характеристика царства растений (1 ч)

Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Полцарства: Низшие и Высшие растения.

2.  Подцарство Низшие растения (3 ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности распространения, среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли, или Багрянки.Отдел Зеленые водоросли. Многообразие видов. Среда обитания. Особенности строения, жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных форм. Роль в природе. Отдел Бурые водоросли. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения таллома. Роль в природе. Практическое значение. Отдел Красные водоросли (Багрянки). Особенности строения, жизнедеятельности. Сходство с бурыми водорослями. Роль в природе, практическое значение.

Демонстрация живых или гербарных экземпляров водорослей, таблицы о многоклеточных и одноклеточных водорослях, диафильмы о водорослях.

3.  Подцарство Высшие растения (14 ч)

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности, распространения, роль в природе. Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение. Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе. Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, их практическое значение. Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особенности организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль голосеменных в природе и их практическое значение. Отдел Покрытосеменные — цветковые растения. Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными. Классы: Двудольные, Однодольные, их основные семейства. Многообразие видов, распространение, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров мхов, плаунов, хвощей, папоротников, хвойных и цветковых растений разных классов и семейств.

IV. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (37ч)

Общая характеристика царства (1ч). Особенности строения, жизнедеятельности животных, отличающие их от организмов других царств живой природы. Полцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных.

1.  Подцарство Одноклеточные (2ч)

Общая характеристика одноклеточных, или простейших. Многообразие видов. Основные типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Тип Инфузории. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими. Многообразие видов, роль в природе. Тип Споровики. Особенности организации споровиков — паразитов человека и животных.

Демонстрация микропрепаратов, простейших, таблиц, рисунков об одноклеточных.

2.  Подцарство Многоклеточные (34 ч)

Общая характеристика подцарства.(1ч) Особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы симметрии.

Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных.

Тип Кишечнополостные (2 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы: Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы. Особенности строения, жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Роль в природных сообществах.

Демонстрация таблиц, рисунков с изображением строения кишечнополостных.

Тип Плоские черви (2 ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы.

Класс Ресничные черви. Особенности строения, жизнедеятельности на примере белой планарии как свободноживущей формы. Многообразие видов, роль в природе.

Класс Сосальщики. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития печеночного сосальщика, связанные с паразитизмом. Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, связанные с паразитизмом. Многообразие червей-паразитов, черты приспособленности к паразитизму.

Демонстрация таблиц, рисунков о строении различных видов плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни.

Тип Круглые черви (1ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности организации на примере аскариды человеческой. Многообразие видов. Особенности строения, жизнедеятельности, связанные со средой обитания.

Демонстрация таблицы, рисунков о разнообразии круглых червей, о развитии аскариды.

Тип Кольчатые черви (3 ч)

Общая характеристика типа. Многообразие видов. Происхождение. Основные классы: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви, Пиявки. Класс Многощетинковые. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями. Роль в природе, практическое значение. Класс Малощетинковые черви. Особенности организации, размножения на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве. Роль в природе, почвообразовании, практическое значение. Класс Пиявки. Особенности организации, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека.

Демонстрация живых или фиксированных дождевых червей, таблиц, рисунков о строении кольчецов, их разнообразии.

Тип Моллюски (2 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями. Происхождение моллюсков. Основные классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Демонстрация раковин брюхоногих, двустворчатых моллюсков, таблиц, рисунков о строении моллюсков, их разнообразии.

Тип Членистоногие (6 ч)

Особенности организации членистоногих. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение. Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Особенности организации пауков, клещей, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среды обитания, многообразие видов. Основные отряды насекомых с неполным и полным превращением, особенности их организации, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Демонстрация коллекций членистоногих, таблиц, рисунков о ракообразных, паукообразных, насекомых.

Тип Иглокожие (2ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение.

Демонстрация коллекции, таблиц, рисунков о разнообразии иглокожих, особенностях строения представителей разных классов.

Тип Хордовые (15 ч)

Общая характеристика типа (1) Происхождение. Подтипы: Бесчерепные, Оболочники, Позвоночные. Особенности организации. Подтип Бесчерепные. Особенности строения, жизнедеятельности на примере ланцетника. Подтип Оболочники. Особенности строения, размножения асцидий.

Надкласс Рыбы (2 ч)

Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Класс Костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития. Группы костных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и двоякодышащие. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания.

Класс Земноводные (2 ч)

Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития на примере лягушки. Основные отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, практическое значение.

Демонстрация таблиц, рисунков с изображением схемы строения лягушки, многообразия земноводных.

Класс Пресмыкающиеся (2 ч)

Общая характеристика пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы. Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Многообразие видов, особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация таблиц, рисунков о строении пресмыкающихся, их многообразия.

Класс Птицы (3 ч)

Общая характеристика класса. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы: птицы леса, степей и пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные хищные птицы. Роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Демонстрация живых птиц, чучел, таблиц, рисунков о строении птиц, их разнообразии.

Класс Млекопитающие (5 ч)

Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы: Первозвери, или Однопроходные, Настоящие звери.Особенности организации млекопитающих на примере представления плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных. Особенности размножения, развития. Экологические группы: землерои, грызущие звери, авиабионты, хищные звери, гидробионты, хронобионты, хоботные, приматы. Роль в природе, практическое значение. Подкласс Первозвери. Общая характеристика, распространение. Особенности строения, размножения на примере ехидны и утконоса. Особенности организации сумчатых как наиболее примитивных зверей по сравнению с плацентарными. Распространение. Редкие виды и меры их охраны.

Демонстрация чучел зверей, таблиц, рисунков о строении млекопитающих и их разнообразии, скелета.

V. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействия вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом.

ПОВТОРЕНИЕ (1ч)

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

При работе по данной программе предусмотрены такие формы текущего контроля:   контрольная работа, зачет, проверочная работа включает задания с выбором ответа (содержат один верный ответ из 4 предложенных), задания со свободным ответом (требуют краткого ответа по существу вопроса), задания для проверки практических умений (предусматривают выявление умения школьников применять полученные на уроках теоретические знания).

Формы итогового контроля: тест, контрольная работа, творческая работа, защита реферата, собеседования.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащийся должен овладеть следующими ключевыми образовательными компетенциями, позволяющими ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:

1. Ценностно-смысловые компетенции. 

2. Общекультурные компетенции.

3. Учебно-познавательные компетенции. 

4. Информационные компетенции. 

5. Социально-трудовые компетенции.

6. Компетенции личностного самосовершенствования.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; ухода за растениями.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО БИОЛОГИИ 7 КЛАСС

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Виды и формы контроля

Примечания

Введение 3

1/1

Мир живых организмов.

Уровни организации живого

1

02.09

Вопросы со свободным ответом.

2/2

Ч. Дарвин и происхождение видов

1

04.09

Фронтальный опрос

3/3

Многообразие организмов и их классификация

1

09.09

Фронтальный опрос

Раздел 1. Царство Прокариоты 3

4/1

Общая характеристика прокариот.

Настоящие бактерии

1

11.09

Биологический лабиринт

5/2

Архебактерии и их роль

1

16.09

Фронтальный опрос

6/3

Подцарство Оксифотобактерии, особенности организации.

Практическое значение, их роль  в природе

1

18.09

«Проверь свои знания»

Раздел 2. Царство Грибы 5

7/1

Царство Грибы. Особенности

организации грибов, их роль

1

23.09

Фронтальный опрос

8/2

Отдел Настоящие грибы.

 Особенности строения и жизнедеятельности.

1

25.09

Биологический лабиринт

Вопросы.

9/3

Класс Базидиомицеты, несовершенные грибы. Отдел Оомицеты

1

30.09

Вопросы

10/4

Зачет №1

1

02.10

Тест

11/5

Отдел Лишайники

1

07.10

«Проверь свои знания»

Раздел 3. Царство Растения 18

12/1

Общая характеристика царства  Растения.

1

09.10

Биологический диктант.

Вопросы.

13/2

Подцарство Низшие растения

Общая характеристика водорослей

1

14.10

Вопросы со свободным ответом.

14/3

Значение  водорослей

1

16.10

Беседа.

15/4

Многообразие водорослей и их практическое значение

1

21.10

Сообщения

Кроссворд

16/5

Общая характеристика подцарство Высшие растения

1

23.10

Фронтальный опрос

17/6

Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности

1

28.10

Фронтальный опрос

18/7

Отдел Плауновидные и Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности

1

30.10

Сообщение о плауне.

19/8

Отдел Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности.  Роль папоротников  в природе, их практическое значение

1

11.11

Фронтальный опрос.

20/9

 Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.  

1

13.11

Вопросы со свободным ответом

21/10

Многообразие голосеменных, их роль в природе и практическое значение

1

18.11

Вопросы со свободным ответом

22/11

Зачет №2

1

20.11

Тест

23/12

Происхождение и особенности организации отдела Покрытосеменные

1

25.11

Сообщение «Растения-малютки» Вопросы со свободным ответом

24/13

Систематика отдела покрытосеменные.

1

27.11

Кроссворд

25/14

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства   розоцветных

1

02.12

Сообщения

26/15

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства   крестоцветных и пасленовых

1

04.12

Фронтальный опрос.

27/16

Класс Однодольные, характерные особенности растений семейства злаковых

1

09.12

Кроссворд

28/17

Класс Однодольные, характерные особенности растений семейства лилейных

1

11.12

Кроссворд

29/18

Зачет №3

1

16.12

Тест

Раздел 4. Царство Животные 37

30/1

Общая характеристика  царства Животные

1

18.12

Фронтальный опрос.

31/2

Особенности организации одноклеточных или простейших, их классификация

1

23.12

Фронтальный опрос

32/3

Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека

1

25.12

Фронтальный опрос

33/4

Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные

1

13.01

Вопросы со свободным ответом

34/5

Особенности организации кишечнополостных

1

15.01

Фронтальный опрос

35/6

Особенности жизнедеятельности кишечнополостных Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека.

1

20.01

Фронтальный опрос

36/7

Особенности организации плоских червей

1

22.01

Фронтальный опрос

37/8

Плоские черви - паразиты

1

27.01

Таблица.

38/9

Тип Круглые черви: особенности организации

1

29.01

Фронтальный опрос

39/10

Особенности строения ижизнедеятельности кольчатых червей

1

03.02

Сообщения

40/11

Многообразие кольчатых червей.

Класс Многощетинковые.

1

05.02

Заполнение таблицы

41/12

Многообразие кольчатых червей.

Класс Малощетинковые.

1

10.02

Заполнение таблицы

42/13

Особенности организации моллюсков, их происхождение.

1

12.02

 Сообщение

43/14

Многообразие моллюсков, их значение в природе

1

17.02

Фронтальный опрос

44/15

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих.

Класс Ракообразные

1

19.02

Фронтальный опрос

45/16

Многообразие ракообразных, их роль в природе

1

24.02

Фронтальный опрос

46/17

Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие паукообразных, их роль в природе.

1

26.02

Фронтальный опрос.

47/18

Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности

1

03.03

Заполнение таблицы

48/19

Размножение и развитие насекомых.

1

05.03

Фронтальный опрос

49/20

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

1

10.03

Сообщения

50/21

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. Их многообразие и роль в природе

1

12.03

Фронтальный опрос

51/22

Зачет №4

1

17.03

Тест

52/23

Особенности организации хордовых.

Бесчерепные животные

1

19.03

Вопросы со свободным ответом

53/24

Подтип Позвоночные.  Рыбы – водные позвоночные животные

1

31.03

Фронтальный опрос

54/25

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение.

1

02.04

Фронтальный опрос

55/26

Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных животных

1

07.04

 Фронтальный опрос.

Сообщение

56/27

Размножение и развитие земноводных,

 их многообразие и роль в природе.

1

14.04

Вопросы со свободным ответом

57/28

Класс Пресмыкающиеся, особенности их строения и жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных

1

16.04

Фронтальный опрос

58/29

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение,

1

21.04

Фронтальный опрос

59/30

Класс Птицы, особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

1

23.04

Фронтальный опрос

60/31

Особенности организации птиц, связанные с полётом

1

28.04

Фронтальный опрос

61/32

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека,

1

30.04

Фронтальный опрос

62/33

Класс Млекопитающие, особенности  строения , жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

1

05.05

Вопросы со свободным ответом

63/34

Класс Млекопитающие, особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

1

07.05

Фронтальный опрос

64/35

Плацентарные млекопитающие, особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение.

1

12.05

Фронтальный опрос

65/36

Сумчатые и первозвери.

1

14.05

Фронтальный опрос

66/37

Зачет №5

1

19.05

Тест

Раздел 5. Царство Вирусы 2

67/1

Общая характеристика вирусов.

Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека.

1

21.05

Фронтальный опрос

68/2

Профилактика. Происхождение вирусов

1

26.05

Фронтальный опрос

Повторение 2

69/1

Повторение и обобщение

1

28.05

Тест

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса.

Учащиеся должны знать:

  • Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
  • Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
  • Особенности строения организмов животных разных систематических групп

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых  и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
  • Распознавать и описывать: на таблицах основные  части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных  отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
  • Выявлять изменчивость  организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
  • Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • Определять принадлежность  животных определенной систематической группе (классификация)
  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО БИОЛОГИИ

1.ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА:

«5»   - ответ полный и правильный, основан на изученной теории, изложен  

          логично, последовательно, литературным языком;

«4»  -  ответ полный и правильный на основании изученных теорий, изложен в

           определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3

           несущественные ошибки, исправленные учеником по требованию учителя;

«3»  - ответ полный, но при этом допущены существенные ошибки, или ответ

          неполный, не имеет логической последовательности;

«2»  - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания

          учебного материала, или допущены существенные ошибки, которые учащийся

          не может исправить при наводящих вопросах учителя.

 

2.ОЦЕНКА  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

«5»  - работа выполнена полностью и правильно, сделаны верные наблюдения и

          выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и

          правил работы  с веществами и оборудованием, проявлены организационно-

          трудовые умения ( поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе,

          экономно используются реактивы);

«4»  - правильно выполнена работа, сделаны верные наблюдения и выводы, но при

          этом эксперимент проведен не полностью или допущены  несущественные

          ошибки в работе с веществом и оборудованием;

«3»  - правильно выполнена работа не менее 50% или допущена существенная    

ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении    правил безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая   исправляется по требованию учителя;

«2»  - допущены 2 и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении

          и оформлении работы, в соблюдении правил по технике безопасности при

          работе с веществами и оборудованием, которые  учащийся не может исправить

          по требованию учителя.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Основная литература

Сонин Н. И., СапинМ.Р. Биология. Человек: учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа.

Дополнительная литература

  1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
  2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
  3. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
  4. Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.
  5. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992
  6. Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.
  7. Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

Научно-популярная литература

  1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
  2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
  3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.:

Мысль, 1999.

  1. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
  2. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
  3. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
  4. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
  5. Шпинар 3. В. История жизни на Земле / худож. 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
  6. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
  7. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
  8. Яковлева П., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Н И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек.: учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа.
  2. Программы для общеобразовательных учреждений: Биология. 5-11 кл./сост. Мягкова Т.Г.- М.: Дрофа, 2005.
  3. Настольная книга учителя биологии / Авт.-сост. Г.С. Калинова, B.C. Кучменко. - М : ООО «Издательство АСТ».2003.
  4. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
  5. Биология. 8 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина/ Авт.-сост.

М.В.Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2005.

  1. Тесты по биологии. 5-11 кл. : Учебно-методическое пособие.- М: Дрофа, 2000.
  2. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь. -М.: Дрофа, 2005.

Зачет №1 Тема «Царство Прокариоты, Царство Грибы»

I вариант

1. Используя рисунок на странице 21, объясните, почему ножку старого гриба легче разломить вдоль, чем поперек. Для ответа используйте термин «гифы» (максимальный балл - 3).

2. Почему среди бактерий встречаются и автотрофы, и гетеротрофы, а среди грибов – только гетеротрофы (ответ включает не менее 2 пунктов, максимальный балл - 4)?

3. Какие причины послужили широкому распространению грибов в природе (ответ включает не менее 3 пунктов, максимальный балл - 4)?

4. Дайте определение терминам: сапрофиты, гетеротрофы, мицелий, эукариоты (максимальный балл - 4).

II вариант

1. Используя нижний рисунок на странице 12, объясните, что такое репликация и дайте другую подпись рисунку (максимальный балл - 3).

2. В чем заключается биологическая роль микоризы (не менее 2 пунктов, максимальный балл - 4)?

3. Почему цианобактерии называют сине-зелеными водорослями? Правильное ли это название? Обоснуйте, (ответ включает не менее 3 пунктов, максимальный балл - 4).

4. Дайте определение: прокариоты, автотрофы, микология, хемосинтез (максимальный балл - 4).

Вы набрали 14-15 баллов. Поздравляем, у вас «5»!

Ваш балл в районе 10-13. Это  «4».

Сегодня у вас 6-9 баллов. Не расстраивайтесь, сегодняшняя «3» научила вас многому.

Зачет №1 Тема «Споровые растения»

I вариант

1. Дайте определение: гаметофит, спора, таллом, микроспора, вегетативные органы (максимальный балл - 5).

2. Найдите соответствие:

А: водоросли

В: папоротниковидные

1. хлорелла 2. сфагнум 3. орляк 4. ламинария 5. улотрикс (максимальный балл - 5).

3. Докажите, что Папоротниковидные произошли от Моховидных (ответ включает не менее 3 пунктов, максимальное количество баллов - 5).

4. Как идет эволюция полового размножения споровых растений (ответ включает не менее 3 пунктов, максимальное количество баллов - 5)?

5. Почему Водоросли нуждаются в охране (ответ включает не менее 5 пунктов, максимальное количество баллов - 5)?

II вариант

1. Дайте определение: генеративные органы, заросток, спорофит, ткань, ризоиды (максимальный балл - 5).

2. Найдите соответствие:

А: водоросли

В: моховидные

1. сфагнум 2. фитофтора 3. хлорелла 4. кукушкин лен 5. спирогира (максимальный балл - 5).

3. Докажите, что Моховидные произошли от Водорослей (ответ включает не менее 3 пунктов, максимальное количество баллов - 5)

4. Почему Папоротниковидные – наиболее высокоорганизованные среди споровых растений (ответ включает не менее 3 пунктов, максимальное количество баллов - 5)?

 5. Почему Моховидные нуждаются в охране (ответ включает не менее 4 пунктов, максимальное количество баллов - 5)?

 Вы набрали 23-25 баллов. Поздравляем, у вас «5»!

Ваш балл в районе 18-22. Это  «4».

Сегодня у вас 14-17 баллов. Это «3». Не расстраивайтесь, повторите материал.

Зачет №3 "Царство Растения".

Часть 1(А)

Выберите один ответ из предложенных четырех

А1. Водоросли относят к низшим растениям, так как у них

1. нет ядер в клетках                                3. есть жгутики

2. нет органов и тканей                        4. нет хлорофилла

А2. В клетках водорослей в отличие от покрытосеменных растений есть

1. ядро        2. хроматофор        3. цитоплазма        4. клеточная оболочка

А3. Мхи размножаются

1. делением тела на части                2. спорами        3. почкованием        4. зооспорами

А4. Прозрачные мертвые клетки сфагнума служат для

1. защиты мха                                        3. отражения солнечных лучей

2. поглощения воды из окружающей среды        4. фотосинтеза

А5. Папоротники растут  во влажных местах, так как

1. их размножение связано с водой        3. не переносят солнечных лучей

2. это водные растения                        4. не могут расти на сухой почве

А6. На заростке папоротника образуются

1. споры        2. яйцеклетки и сперматозоиды        3. листья        4. спорангии

А7. Голосеменные в отличие от покрытосеменных не имеют

1. корней        2. листьев                3. цветков и плодов                4. семян

А8. Цветковые растения называют покрытосеменными, так как у них

 1. семена защищены околоплодником                3. есть тычинки и пестики

2. есть семена                                        4. есть цветок

А9. К семейству  крестоцветных относится

1. пастушья сумка        2. огурец        3. горох        4. рожь

А10. У пасленовых плод

1. зерновка                2. ягода        3. костянка        4. стручок

Часть 2 (В)

В задании В1 выберите три верных ответа из шести

В1. Какие растения относятся к семейству Лилейных? Выберите три верных ответа из шести.

  1. кукуруза                        4. ландыш
  2. чеснок                        5. пшеница
  3. тюльпан                        6. камыш

При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В2. Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ                                        ОТДЕЛ

А) размножаются спорами                                1) Папоротниковидные

Б) в основном деревья и кустарники                2) Голосеменные

В) размножаются семенами

Г) для полового размножения необходима вода

Д) листья жесткие, игольчатые(хвоя)

При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических  процессов

В3. Установите последовательность жизненного цикла  папоротника

А) заросток – гаметофит

Б) споры

В) оплодотворение

Г) половые клетки

Д) взрослое растение – спорофит

Е) зигота

Ж) молодое растение – спорофит

Часть 3(С)

 Перечислите основные признаки, характерные для покрытосеменных растений

Критерии оценивания: 

За верное выполнение каждого задания части 1(А)  – 1 балл.

Максимальный балл за часть 1(А) – 10 баллов.

Задания части 2(В) оцениваются от нуля до двух баллов:

- ответ  без ошибок – 2 балла;

- ответ содержит одну ошибку – 1 балл;

- ответ неверный или ответ, содержащий 2 и более ошибок, – 0 баллов.

Максимальный балл за  часть 2 (В) – 6 баллов.                            

Часть 3 (С)

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

−        ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок – 3 балла;

−        ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 названных ответа, но содержит негрубые биологические ошибки – 2 балла;

−        ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 названных ответа, но содержит негрубые биологические ошибки – 1 балл;

−        ответ неправильный – 0 баллов.

Максимальный балл – 3 балла.

Шкала перевода баллов в школьную отметку

Максимальный балл  за работу – 19 баллов.  

«5» – 17-19 баллов  

«4» – 14-16 баллов

«3» – 10-13 баллов

«2» – менее 10 баллов

Зачет № 4 "Бесхордовые"

  1. Ракообразные – это:

а) наземные животные;

б) преимущественно водные животные;

в) животные, способные к полету;

г) животные, обитающие только в пресных водоемах.

  1. Ракообразные приспособлены к жизни в воде:

а) дышат при помощи жабр;

б) дышат при помощи легких;

в) брюшко заканчивается хвостовым плавником;

г) тело защищено хитиновым покровом.

  1. Паукообразные – обитатели суши и поэтому дышат:

а) атмосферным кислородом;

б) растворенным в воде кислородом;

в) только при помощи легочных мешков;

г) при помощи легочных мешков и трахей.

  1. Для всех паукообразных характерны:

а) пять пар ног и две пары усов;

б) четыре пары ног и ни одной пары усов;

в) подразделение тела на головогрудь и брюшко;

г) подразделение тела на голову, грудь и брюшко.

  1. Из перечисленных животных к паукообразным относят:

а) дафний;                                в) пауков;

б) клещей;                                г) всех членистоногих.

  1. Дышат насекомые при помощи:

а) легких;                                в) жабр;

б) легких и трахей;                        г) трахей.

  1. При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:

а) яйцо – имаго;                        в) яйцо – личинка – куколка – имаго;

б) яйцо – личинка – куколка;        г) яйцо – личинка – имаго.

  1. Уничтожение вредных насекомых с помощью их естественных врагов называют:

а) дезинфекцией;

б) биологическим способом борьбы;

в) искусственным отбором;

г) химическим способом борьбы.

  1. В качестве наружного покрова членистоногих функционирует:

а) пелликула;                                в) хитинизированная кутикула;

б) костный панцирь;                        г) кутикула.

  1. Для членистоногих характерно размножение:

а) половое;                                в) вегетативное;

б) бесполое;                                г) половое и бесполое.

11. Все черви относящиеся к разным типам, имеют общие признаки:

  1. трехслойные животные с двусторонней симметрией
  2. паразиты
  3. имеют округлую форму тела

12. Двусторонней симметрией обладает...

  1. планария
  2. амеба
  3. медуза

13. Кровеносная система впервые появилась у...

  1. кольчатых червей
  2. кишечнополостных
  3. только у плоских и круглых червей

14. Вторичная полость (целом) появилась у...

  1. кольчатых червей
  2. плоских
  3. только у круглых

15. Чем отличаются паразиты из класса сосальщиков от ленточных червей?

  1. наличием нервной системы
  2. наличием кровеносной системы
  3. наличием пищеварительной системы

16. Мантия представляет собой ...

  1. кожную складку расположенную под раковиной
  2. орган передвижения
  3. отдел в теле моллюска

17. Моллюски обитают ...

  1. только в море
  2. только на суше
  3. в море, пресных водоемах и на суше

18. Двустворчатые моллюски - обитатели воды ...

  1. имеют жабры
  2. имеют легкое
  3. не имеют органов дыхания

19. Тело моллюсков делится на ...

  1. голову и грудь
  2. голову, туловище и ногу
  3. головогрудь и брюшко

20. У головоногих моллюсков кровь ...

  1. красная
  2. бесцветная
  3. голубая

21. Кишечнополостные - это...

  1. одноклеточные организмы
  2. двухслойные животные
  3. трехслойные животные

22. Стрекательные клетки характерны...

  1. только для гидры
  2. для всех кишечнополостных
  3. только для актиний

23. Процесс почкования у гидры - это...

  1. форма полового размножения
  2. рост гидры
  3. форма бесполого размножения

4. Животные с радиальной (лучевой) симметрией

  1. активно передвигаются
  2. малоподвижные или сидячие
  3. имеют правую и левую стороны

25. Гаметами называют...

  1. клетки тела гидры
  2. мужские и женские половые клетки
  3. только мужские половые клетки

26. Эвглену зеленую называют "переходной" формой, потому что она...

  1. состоит из одной клетки
  2. имеет жгутик, хлоропласты
  3. дышит в воде жабрами

27. Простейшие обитающие в воде дышат ...

  1. атмосферным кислородом
  2. растворенным в воде углекислым газом
  3. растворенным в воде кислородом

28. Инфузория-туфелька передвигается с помощью...

  1. жгутика
  2. ресничек
  3. ложноножек

29. Наиболее сложное строение из простейших имеют:

  1. эвглена зелёная
  2. амёба
  3. инфузории

30. Считают, что простейшие произошли от древних...

  1. корненожек
  2. жгутиковых
  3. инфузорий

Зачет № 5 "Хордовые"

1. Земноводные - полуводные полуназемные хордовые, поэтому они дышат при помощи...

  1. жабр
  2. легких и влажной кожи
  3. легких

2. Для земноводных характерны следующие особенности:

  1. голова неподвижна как у рыб
  2. нет шеи, голова подвижно соединена с туловищем; конечности состоят из трех отделов и имеют пальца
  3. шея имеется

3. В связи с выходом на сушу у земноводных появляются...

  1. череп и позвоночник
  2. веки и барабанная перепонка
  3. глаза и ноздри

4. В отличие от рыб у земноводных появляются...

  1. слюнные железы
  2. печень
  3. желудок

5. В клоаку открываются...

  1. пищеварительная и выделительная
  2. кровеносная и дыхательная
  3. дыхательная и пищеварительная

6. Пресмыкающиеся - наземные хордовые, которые дышат при помощи...

  1. кожи
  2. легких
  3. легких и кожи

7. В связи с жизнью на суше...

  1. кожного дыхания нет;появляется внутреннее оплодотворение
  2. тело покрыто влажной кожей
  3. нет правильного ответа

8. Яйца пресмыкающихся покрыты...

  1. известковой скорлупой
  2. тонкой нежной оболочкой или ее совсем нет
  3. нет правильного ответа

9. Температура тела пресмыкающихся зависит от строения...

  1. сердца
  2. дыхательной системы
  3. и того, и другого

10. Для пресмыкающихся характерны процессы:

  1. регенерация и обмен веществ
  2. линька
  3. все ответы правильные

11. Рыбы приспособлены к водной среде обитания...

  1. парные конечности имеют форму плавников и дышат при помощи жабр
  2. имеют хорду
  3. имеют головной и спинной мозг

12. Рыбы обладают особым органом чувств воспринимающим направление и силу тока воды...

  1. органом обоняния
  2. боковой линией
  3. органом слуха

13. Жабры - это органы...

  1. выделительной системы
  2. кровеносной системы
  3. дыхательной системы

14. Кровеносная система рыб...

  1. незамкнутая
  2. замкнутая и имеет один круг кровообращения
  3. состоит только из артерий

15. Нерест - это...

  1. способ размножения
  2. способ заботы о потомстве
  3. сложное инстинктивное поведение в период размножения

16. Птицы - теплокровные хордовые потому, что имеют...

  1. перьевой покров
  2. четырехкамерное сердце и артериальную кровь насыщенную кислородом
  3. сухую кожу

17. К особенностям строения птиц связанны с полетом относят:

  1. срастание поясничных и крестцовых позвонков; двойное дыхание; сильное развитие переднего мозга и мозжечка
  2. питание насекомыми
  3. сухая кожа

18. У птиц хорошо развиты органы чувств:

  1. обоняние
  2. осязание
  3. слух и зрение

19. Все действия птиц связанные с постройкой гнезд представляют собой...

  1. условный рефлекс
  2. инстинкт и проявление заботы о потомстве
  3. комплекс условных и безусловных рефлексов

20. Зимой птицам страшен голод, а не холод, так как они...

  1. теплокровны и пища является для них источником энергии
  2. способны к полету
  3. имеют сухую кожу

21. Млекопитающие населяют сушу, моря, пресноводные водоемы и дышат при помощи...

  1. кожи или легких
  2. легких или жабр
  3. легких

22. Конечности у млекопитающих в отличие от пресмыкающихся расположены...

  1. по бокам
  2. под туловищем
  3. у одних - по бокам, у других - под туловищем

23. Для млекопитающих характерны зубы...

  1. все конической формы
  2. только коренные и клыки
  3. резцы, клыки и коренные

24. К особенностям размножения млекопитающих относят:

  1. развитие плода в матке и вскармливание детенышей молоком
  2. внутреннее оплодотворение и наличие половых клеток
  3. нет правильного ответа

25. Образование условных рефлексов связано с развитием...

  1. мозжечка
  2. коры больших полушарий
  3. промежуточного мозга

Итоговое контрольное тестирование

1 вариант

  1. Светочувствительное тельце в клетке хламидомонады называют:
  1. Оболочкой
  2. Ядром
  3. «глазком»
  4. Жгутиком
  5. хроматофором

2. В честь этих водорослей дали название морю:

  1. Ламинария
  2. Хондрус
  3. Саргассум
  4. Кладофора
  5. Спирогира

3. Многоклеточная зелёная нитчатая водоросль:

  1. хлорелла
  2. вольвокс
  3. спирогира
  4. хламидомонада
  5. улотрикс

4.  Голосеменные растения имеют:

  1. семя и цветок
  2. только семя
  3. не имеют ни семени, ни цветка
  4. споры
  5. цисту

5. Бесхвостое земноводное:

  1. Крокодил.
  2. Тритон.
  3. Ящерица.
  4. Саламандра.
  5. Квакша.

6. Температура тела рептилий зависит от строения:

  1. выделительной системы
  2. кровеносных сосудов
  3. сердца
  4. дыхательной системы
  5. пищеварения

7. В отличие от рыб земноводные имеют:

  1. Глаза
  2. Внутреннее ухо
  3. Органы обоняния
  4. Ноздри
  5. Среднее ухо

8.Образуют известковые отложения:

  1. Кораллы
  2. Лишайники
  3. Клубеньковые бактерии
  4. Водоросли
  5. Почвенные бактерии

9. Медузы способны плавать в толще воды:

  1. Активно двигая щупальцами
  2. Мгновенно останавливая движение щупалец
  3. Выбрасывая большое количество чувствительных волосков
  4. Поглощая огромное количество воды
  5. Резко сокращая свой зонтик и выбрасывая воду наружу

10. Медузы являются:

  1. Хищниками
  2. Паразитами
  3. Растительноядными животными
  4. Редуцентами
  5. Продуцентами

11. Студенистое тело, похожее по форме на зонтик, имеет:

  1. Коралл красный
  2. Коралл рифообразующий
  3. Аурелия
  4. Гидра
  5. Актиния

12. Наружный слой клеток у гидры называется:

  1. Эктодермой
  2. Щупальцами
  3. Подошвой
  4. Мезодермой
  5. Энтодермой

13. Тело кишечнополостных состоит из:

  1. одного слоя клеток и развитого межклеточного вещества

между ними

  1. двух слоев плотно прилегающих друг к другу клеток и

опорной неклеточной пластинки между ними

  1. трех слоев клеток
  2. многих слоев клеток
  3. четырех слоев

14. Подводные кольцеобразные острова образованные из кораллов – это:

  1. барьерные рифы
  2. Атоллы
  3. Полуострова
  4. прибрежные рифы
  5. островки

15. Колониальные кораллы - это:

  1. Корнероты.
  2. Медузы.
  3. Рифообразующие кораллы.
  4. Aктинии.
  5. Гидры.

16. К кишечнополостным животным относится:

  1. Печеночный сосальщик.
  2. Белая Планария.
  3. Аскарида.
  4. Острица.
  5. Полип гидра.

17. Относится к лишайникам:

  1. Мукор.
  2. Кyкyшкин лен.
  3. Мухомор.
  4. Ксантория настенная.
  5. Опенок.

18. Представляет собой симбиоз двух организмов:

  1. Гриб.
  2. Плесень.
  3. Водоросль.
  4. Лишайник.
  5. Трутовик.

19 . Лишайники встречаются:

  1. во всех биографических зонах
  2. только в лесу
  3. на деревьях, корнях
  4. на камнях, в пустынной и полупустынной местности,

        тундре, лесах

  1. в тундре

20. Лишайники являются  индикаторами:

  1. чистоты воздуха
  2. чистоты воды
  3. загрязнения почвы
  4. загрязнения воды
  5. влажности воздуха

Итоговое контрольное тестирование

2 вариант

1. Оболочка водорослей образована:

  1. клеточной стенкой, состоящей из муреина;
  2. клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы
  3. двумя слоями жиров и белками
  4. клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы и пектиновых веществ
  5. клеточной мембраной

2. Хроматофор - это:

  1. лейкопласт
  2. крупный хлоропласт с пигментом
  3. ризоидальная клетка
  4. сократительная вакуоль
  5. митохондрия

3. Покрывает тело хламидомонады снаружи:

  1. «Глазок».
  2. Оболочка.
  3. Жгутики.
  4. Хроматофор.
  5. Ядро.

4. Достигают расцвета голосеменные растения, появляются первые теплокровные растения в:

  1. Девоне
  2. Карбоне
  3. Триасе
  4. Юре
  5. Архее

5. Главную роль  при охоте лягушки за насекомыми играют органы:

  1. слуха
  2. осязания
  3. зрения
  4. обоняния
  5. вкуса

6. Функцию дыхания у взрослых земноводных выполняют:

  1. Легкие и кожа.
  2. Плавательный пузырь и кожа.
  3. Легкие и плавательный пузырь.
  4. Жабры и кожа.
  5. Легкие и жабры.

7. Относится к отряду бесхвостых земноводных:

  1. Червяга.
  2. Лягушка.
  3. Саламандра.
  4. Лягушкозуб.
  5. Тритон.

8. К кишечнополостным животным относится:

А) Печеночный сосальщик.

В) Белая Планария.

С) Аскарида.

D) Острица.

Е) Полип гидра.

9. Скопление раковин вымерших лучевиков используют для:

  1. Удобрения.
  2. Шлифовки и полировки металлов.        
  3. Изготовления стройматериалов.
    D)     Побелки стен.

Е)    Постройки домов.

10. Представитель класса сцифоидных:

  1. Рифообразующий коралл.
  2. Гидра.
  3. Медуза.
  4. Актиния.
  5. Красный коралл

11. Кишечнополостные – это:

  1. высокоорганизованные животные
  2. высшие многоклеточные животные
  3. низшие многоклеточные животные
  4. простейшие одноклеточные животные
  5. растения

12. Непереваренные остатки пищи у гидры выбрасываются через:

  1. стебелек
  2. подошву
  3. щупальца
  4. рот
  5. кожно – мускульные клетки

13. При слиянии двух гаплоидных клеток образуется зигота, в

        которой набор хромосом:

А) Пентаплоидный.

В) Гаплоидный.

С) Тетраплоидный.

D) Триплоидный.

Е) Диплоидный.

14. После оплодотворения яйцо гидры:

А) Всплывает на поверхности воды.

В) Попадает в промежуточного хозяина.

С) Плавает в толще воды.

D) Падает на дно.

Е) Погибает.

15. Тело пресноводной гидры вместе со стебельком длинной примерно:

А) 3 см.

В) 35 см.

С) 7 мм.

D) 25 см.

Е) 1-2 мм.

16. Характерные для морей острова - атоллы образуются из:

А) Скопления гидр.

В) Множества актиний.

С) Множества аурелий.

D) Коралла рифообразующего.

Е) Скопления корнеротов.

17..Являются основным кормом оленей:

  1. Трутовики
  2. плесневые грибы
  3. лишайники
  4. водоросли
  5. грибы

18. .Ягель относится к лишайникам:

  1. Кустистым
  2. Стволовым
  3. Накипным
  4. Листовым
  5. бородачам

19.Лишайник «исландский мох» иначе называется:

  1. Ксантория
  2. Кладония
  3. Центрария
  4. Пармелия
  5. ягель

20.Служат для получения лакмуса:

  1. Лишайники
  2. Плесень
  3. Трутовики
  4. Водоросли
  5. грибы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...