Сценарий урока биологии в 6 классе по теме "Организм растения как единое целое" с прменением зарубежных технологий.
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Материалы урока биологии в 6 классе "Организм растения как единое целое" будут полезны учителям, которые в свой практике применяют зарубежные технологии групповой работы (Сигапурские образовательные структуры).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

 города Нурлат Республика Татарстан

Сценарий урока биологии

в 6 классе

«Организм растения

 как единое целое».

Автор:

Головенькина А.Н.,

учитель биологии

высшей квалификационной категории.

Урок по теме «Организм растения - единое целое» 6 класс.

Цель урока:

Сформировать знания об организме растений как едином целом.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить знания об особенностях растительной клетки, тканях и органах цветкового растения, обобщить и систематизировать знания о взаимосвязях клеток, тканей и органов цветкового растения, создать условия для осознанного применения знаний.

Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, бережное отношение к растениям.

Форма организации познавательной деятельности: парно –групповая, коллективная, индивидуальная.

Тип урока: повторение и обобщение знаний.

Форма проведения: Урок дискуссия с применением технологии групповой работы (совершенствование  качества преподавания в Республике Татарстан).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки, таблица «Органы цветкового растения».

Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Мотивация.
  4. Первичная проверка знаний и способов деятельности учащихся.
  5. Применение знаний и способов деятельности.
  6. Обобщение и систематизация знаний.
  7. Подведение итогов, домашнее задание.
  8. Выставление оценок.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, рада нашей новой встрече.  Поприветствуйте партнеров по плечу и партнеров по лицу.

Настрой на работу:

«На уроке будем  думать, предлагать и  рассуждать,
и с собой возьмем внимание, дружбу, интерес, старание».

2. Актуализация знаний.

Мы встречаемся с Вами на уроке биология, скажите, а то изучает наука биология?

-В течение нескольких уроков мы изучали живые организмы. Что лежит в основе строения всех живых организмов?(Слайд 2).

-А растительная клетка похожа по строению на другие организмы?

Давайте вспомним строение клетки растений, применив Структуру  РЕЛЛИ РОБИН.

ИНСТРУКЦИЯ:

1.Учитель задает такой вопрос, чтобы ответ был в виде списка.

2..Ученики думают над вопросом: из чего состоит растительная клетка.

3. Партнеры по плечу говорят короткими ответами части клетки.

4.Время работы – 1 мин.

Индивидуальный контроль: какие органоиды встречаются только в клетке растений.

3. Мотивация.

Однажды, я услышала, что органы растения спорят между собой. О чем они никак не могут договориться? Давайте послушаем.

Инсценированный спор:

Корень (ученик 1).
Я тут самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение! Я и людей, и животных кормлю, сколько во мне питательных веществ накапливается. Я ещё и лечу иногда. Я же самый первый из семени появляюсь, значит – я самый ГЛАВНЫЙ!

 Лист (ученик 2).
Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за мой счёт. Это я готовлю растениям питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно поливать, кормить, укрывать. Да и дышится возле меня легко.
Стебель (ученик 3).
- Ой, какие вы и важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листу. Я работаю, не покладая рук. Это же мои тоненькие трубочки – сосуды, пересылают воду и органические  питательные вещества по всему растению. Я поднимаю вверх ветви с листьями,

и располагаю их так, чтобы все увидели солнышко.
Цветок (ученик 4).
-Какие вы наивные! Всё, что вы делаете, это всё для меня. Не будет меня- не будет и семян, а не будет семян- не будет и растения! Так что будет цветок, значит, будет и семя. А значит, и растение будет!
Семя (ученик 5).
Ваши споры пустые! Я самое главное! Всё, что вы взяли из почвы, воздуха, воды – это всё для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению. Из меня развивается и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новое семя.

Внимание. Структура ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН (подумай, запиши, обсуди). (Слайд 2).

ИНСТРУКЦИЯ:

1.Учитель задает вопрос и дает время подумать (КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КТО ГЛАВНЫЙ В ОРГАНИЗМЕ РАСТЕНИЙ?).

2. Время на обдумывание – 30 сек.

3. Ученики слушают учителя, думают над вопросом.

4. Затем, каждый ученик записывает свой ответ в тетради, время – 1 мин.

5.По истечении времени и сигналу учителя ученики по кругу зачитывают свой вариант ответа, начинает ученик под номером 1. Позже, должны прийти к единому мнению в команде и устно защитить свой ответ. Время – 2 мин.

-Устный опрос представителя группы.

-Конструктивный вопрос: Как из  взаимосвязи органов растения можно сформулировать темой нашего урока?

Ученики формулируют тему урока: в организме все единое целое.

4. Первичная проверка знаний и способов деятельности учащихся.

В царстве растений встречаются одноклеточные и многоклеточные организмы. Как Вы думаете, что появляется у многоклеточных растений по сравнению с одноклеточными? (Слайд 4).

-Что такое ткань?

-Вспомните, виды и особенности ткани растений (фронтальный опрос).(Слайд 5).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ТИМ ЧИР.

5. Применение знаний и способов деятельности.

-А возможно ли такое, что несколько тканей одновременно встречаются в определенной части?

-Какие органы растений вам уже известны?

Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД (Слайд 6).

Ученик 1 получает лист, дает половину партнеру по лицу, затем оба дают половину партнеру по плечу.

Учитель для каждого стола определяет тему - один из органов цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

ИНСТРУКЦИЯ:

  1. По сигналу учителя ученики записывают на листе вопрос о строение данного органа. Время 30 сек.
  2. Далее согнув нижний край листа, пишут на нем короткий вопрос и четкий ответ. Время 30 сек.
  3. По сигналу учителя по кругу проводят взаимопроверку вопросов. Время 2 мин.
  4. Далее ученики обмениваются информацией с одноклассниками из других столов. Цель: задать вопрос и проверить ответ. В случае успеха поблагодарить партнера и обменяться листками. В случае неудачи – ученик просит о помощи : партер однократно дает наводящий вопрос. Если правильного ответа нет - обучает при неверном ответе. Обмен вопросами. Время – 6 мин.

По истечении времени ученики возвращаются на свои места, теперь у каждого «новый» вариант вопроса и ответа. Устный фронтальный опрос учеников.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Итак, мы выяснили, что в организме растений есть органы, клетки, ткани.

-А какой можно сделать вывод о строении организма растения используя все данные части?

-Составьте структурную схему соподчинения данных частей растения:

орган; клетка; ткань (самостоятельная работа в тетради).

-А теперь проверьте себя, верно ли Вы составили схему (проверка по эталону учитель демонстрирует верную схему). (Слайд 7).

клетка            ткань             орган               организм.

-А что Вы можете предположить об особенностях работы разных органов внутри одного организма растения»?

-Вы молодцы, все говорите правильно. А теперь откройте учебник на странице 52, и сформулируйте письменно в тетради вывод по уроку воспользовавшись информацией в тексте учебника. Опрос 2-3 учеников.

7. Подведение итогов, домашнее задание.

Перед вами пословица, разгадайте её. (Слайд 8).

«Там где листьев нет там и фруктов нет». Как Вы понимаете её смысл? Вы  молодцы, хорошо поработали сегодня на уроке.

Весной, мы проведем АКЦИЮ по защите деревьев от сбора березового сока. -Подумайте, в чем опасность данных действий человека.

-Ваше домашнее задание написать и красиво на альбомном листе оформить: почему нельзя и очень опасно для самого растения, если люди будут собирать сок березы.

8. Выставление оценок.  Рефлексия.

Поставьте оценку (по пятибалльной шкале) за ценность изученного  на уроке, а теперь оценку себе за работу на уроке,  и ещё оценку учителю за проведение урока.

Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии 6 класс по теме: «Организм растения как единое целое».

Этапы урока

Цель данного этапа

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Время

1.Организационный момент

Создать эмоционально-психологическую готовность учащихся к общению и предстоящей учебно-познавательной деятельности.

Стих:

«На уроке будем  думать, предлагать и  рассуждать,
и с собой возьмем внимание, дружбу, интерес, старание».

Приветствие,

информационный настрой на урок (стих).

Приветствие партнеров по плечу и партнеров по лицу.

В тетради запись числа .

1 мин.

2.Актуализация знаний

Проверка знаний учащихся, выявление причин появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях.

Строение растительной клетки.

-Что изучает наука биология?

-Что лежит в основе строения всех живых организмов?

Структура РЕЛЛИ РОБИН

1.Учитель задает такой вопрос, чтобы ответ был в виде списка.

2.Индивидуальный контроль: какие органоиды встречаются только в клетке растений.

РЕЛЛИ РОБИН

1.Думают над вопросом: из чего состоит растительная клетка.

2.Партнеры по плечу говорят короткими ответами части клетки.

5 мин.

3.Мотивация.

Подготовить учащихся к восприятию нового материала, вызвать интерес к изучению новой темы.

Органы цветкового растения

-Сценка: Однажды, я услышала, что органы растения спорят между собой. О чем они никак не могут договориться? Давайте послушаем?

ВНИМАНИЕ (сигнал тишины)

-Структура ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН (подумай, запиши, обсуди)

1.Учитель задает вопрос и дает время подумать (КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КТО ГЛАВНЫЙ В ОРГАНИЗМЕ РАСТЕНИЙ – создание проблемной ситуации)

2. Дает время на запись и обмен ответами

4.Устный опрос представителя группы.

- Конструктивный вопрос: Как  из взаимосвязи органов растения можно сформулировать темой нашего урока?

Ученика разыгрывают сценку – спор.

ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН:

1.Слушают учителя, думают над вопросом.

2.Записывают свой ответ в тетради.

3.По очереди зачитывают свой ответ с листочка.

- Формулируют тему урока.

2 мин.

4 мин.

1 мин.

4.Первичная проверка знаний и способов деятельности учащихся.

5.Применение знаний и способов деятельности.

Развивать умение структурировать материал.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Понятия:

КЛЕТКА

ТКАНЬ

В царстве растений встречаются одноклеточные и многоклеточные организмы. Как вы думаете, что появляется у многоклеточных растений по сравнению с одноклеточными?

-Что такое ткань?

-Вспомните, виды и особенности ткани растений (фронтальный опрос).

ТИМ ЧИР

Рассуждают, выдвигают версии, оценивают  и анализируют ответы одноклассников, приходят к единому мнению.

-Ученики дают характеристику: образовательной ткани, покровной ткани, механической, основной и проводящей.

ТИМ ЧИР

4 мин.

Перенос теоретических знаний на практические действия через групповую деятельность: обмен информацией посредством взаимоконтроля.

Понятия:

ОРГАН

РАСТИТЕЛЬНЫЙ

ОРГАНИЗМ

-А возможно ли такое, что несколько тканей одновременно встречаются в определенной части?

-Какие органы растений вам уже известны?

ВНИМАНИЕ (сигнал тишины)

Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД

1.Учитель раздает лист.

2.Учитель задает тему вопроса.

3.Учитель поясняет как вести запись на листе.

4.Учитель просит по кругу провести взаимопроверку.

5.Объясняет, как обменяться информацией.

ВНИМАНИЕ (сигнал тишины) учитель контролирует время на выполнение заданий.

6.Учитель устно спрашивает учеников под номером 2. Молодцы.

- Да, в органах.

-Корень, стебель, лист, цветок, семя, плод.

Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД

1.Ученик 2 получает лист, дает половину партнеру по лицу, затем оба дают половину партнеру по плечу.

2.Ученики думают.

3.Пишут короткий вопрос и четкий ответ по заданной учителем теме.

4.Ученики по очереди проговаривают свой вопрос и ответ, проверяют правильность информации.

5.Ученики встают, поднимают руку и находят себе пару.

5.1. Ученик А задает вопрос , ученик Б отвечает

5.2.Ученик А хвалит при правильном ответе, или обучает – при неправильном ответе.

5.3. Ученик Б задает вопрос, далее хвалит – при правильном ответе или обучает при неверном ответе.

5.4. Партнеры обмениваются карточками.

5.5. Повторяют шаги 5.1. – 5.3. пока учитель не остановит их.

Садятся на свои места.

6.Ученики отвечают по «новым» карточкам – вопросам.

13 мин.

3 мин.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Закрепление и систематизация знаний.

Организм  растения как  единое целое.

Итак, мы видим на доске, что в организме растений есть органы, клетки, ткани, а какой можно сделать вывод о строении организма растения используя все данные части?

Учитель демонстрирует верную схему.

А что Вы можете предположить об особенностях работы разных органов внутри одного организма растения»?

Организует работу с учебником: стр.52  оформить выводы по уроку в тетрадь.

ОТЛИЧНАЯ РАБОТА.

Пишут схему в тетради:

организм – единое целое.

Составляют  структуру целостного организма:

ОРГАНИЗМ

ОРГАН

ТКАНЬ

КЛЕТКА

Самопроверка по эталону.

Анализируют, рассуждают.

Работают с учебником, записывают выводы в тетрадь.

Выполняют жест

ОТЛИЧНАЯ РАБОТА.

6 мин

4 мин.

7.Подведение итогов, домашнее задание.

Обеспечить понимание личностно – значимых знаний в жизни обучающихся.

Воздействие человека на природу.

Предлагает прокомментировать пословицу: Там где листьев нет там и фруктов нет. Как Вы понимаете её смысл?

Весной, мы проведем АКЦИЮ по защите деревьев от сбора березового сока. Подумайте, в чем опасность данных действий человека.

Ваше домашнее задание написать и красиво на альбомном листе оформить: почему нельзя и очень опасно для самого растения, если люди будут собирать сок березы.

Рассуждают, делают выводы по уроку.

Запись домашнего задания в дневниках.

2 мин.

8.Выставление оценок

Формирование способности рефлексировать свою деятельность.

Рефлексия.

Выставление оценок.

Выставление оценок.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 6 класс "Условия жизни растений"

Работа содержит конспект урока биологии «Условия жизни растений», тест по проверки знаний предыдущего урока и презентация к данному уроку. ·     ...

Урок биологии 6 класс "Организм растения - единое целое"

Урок  биологии  с учетом формирования у обучающихся универсальных учебных действий...

Мультимедийная презентация к уроку биологии 6 класса "Органы растения. Рост, развитие, размножение растения. Цветок",

Мультимедийная презентация по теме "Органы растения. Рост, развитие, размножение растения. Цветок", где рассматриваются   особенности строения данного органа  и предусмотрена проверка знаний...

УГА - 2014. Урок биологии 6 класс. "Выделение у растений. Листопад"

Урок по теме" Выделение у растений. Листопад" К уроку создана презентация. В приложении представлены схемы и карты для групповой работы. К уроку требуется оборудование: клей, скотч, ножници, бумага и ...

Урок биологии. 5 класс. Тема: "Организм как единое целое"

Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолж...

Сценарий урока биологии по теме «Особенности строения клеток эукариот и прокариот» (9 класс) Технология критического мышления

Тип урока: урок открытия нового знания.Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.Учащийся должен знать: строение растительной и животной клетки, определения прокарио...

Урок биологии 5 класс Тема царство «Растения»

Урок биологии 5 класс Тема царство «Растения»...