Урок-семинар по теме: Влияние токсичных веществ на организм человека.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Гарипова Роза Халилевна

Разработка конспекта урока-семинара по теме: Влияние токсинов на организм человека. Цель: изучить влияние различных факторов на организм человека и его жизнедеятельность. Задачи: 1.Образовательная: изучить действие токсичных веществ выделяемых искусственными материалами; 2.Воспитательная: воспитание ответственного отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.; 3.Развивающиеся: развитие умений анализировать и делать выводы на основе полученных материалов., сформировать основные понятия ( фенолы, формальдегиды адсорбент ,жесткость воды , и другие). Урок проходит под девизом «не погибни в собственной квартире». Почти половину жизни мы проводим в искусственной среде обитания, от которой во многом зависит счастье нашей жизни. Многие так или иначе сталкивались с проблемой экологии жилища и понимают, что она не менее важна, чем экология природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_toksinov_na_organizm_cheloveka.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка конспекта урока-семинара по теме: Влияние токсинов на организм человека.

Цель: изучить влияние различных факторов на организм человека и его жизнедеятельность.

Задачи:

1.Образовательная: изучить действие токсичных веществ выделяемых искусственными материалами;

2.Воспитательная:  воспитание ответственного отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.;

3.Развивающиеся: развитие умений  анализировать и делать выводы на основе полученных материалов., сформировать основные понятия ( фенолы, формальдегиды адсорбент ,жесткость воды , и другие).

Тип урока: урок семинар.

Методы:     общий метод: диалогический, исследовательский.  

метод преподавания: частично поисковый, информационно  собирающий.

метод учения: репродуктивный, поисковый, исполнительный.

Оборудование:

плакаты (твоя мебель: помощник или убийца?», «Заклятые друзья полимеры»  и т.д.) таблицы, выставки из синтетических материалов, моющих средств (ДСП, пластмассы, клей синтетический, полимеры и т.д.), мультимедийный проектор.

                           

Ход урока.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Сегодняшний урок у нас с вами проходит под девизом «не погибни в собственной квартире».

II. Изучение нового материала.

Почти половину жизни мы проводим в искусственной среде обитания, от которой во многом зависит счастье нашей жизни. Наверное, все присутствующие так или иначе сталкивались с проблемой экологии жилища и поняли, что она не менее важна, чем экология природы. Но, что мы знаем об экологии жилья?

  • Ответы учеников.

Учитель: Вам, молодым, стоит задуматься уже сейчас, каким вы видите свой будущий дом, из какого материала он будет построен, как и чем будет обставлен. Сегодня мы с вами попробуем развеять ваши сомнения, конкретизировать ваши мечты, соотнести ваши желания с требованиями экологии.

Хорошего в доме должно быть много. Согласны ли вы с этим и выполнено ли это?

Сейчас мы вместе заслушаем сообщение подготовленные вашими одноклассниками.

Первый ученик будет выступать от лица строительных компаний.

  • Я хотел бы начать свой рассказ с небольшого примера, думаю, вас заинтересует опыт новосибирских ученых. Во время перестроек в Новосибирском Академгородке возникло движение  частных застройщиков. Ученые, кандидаты наук, доценты имели время  подумать, какое именно жилье они хотели бы себе построить.

Получалось, что идеальный дом должен быть максимально автономным от ненадежного государства, дешевым в эксплуатации, обязательно экологичным, дружественным по отношению к своим обитателям и окружающей среде.

В конце концов личные жилищные планы не удалось реализовать; участники замысла учредили фирму «ЭКОДОМ» и соорудили экспериментальный доим – лабораторию. Из внешних коммуникаций к нему подведено только электричество, хотя предусмотрены и дополнительные источники энергии, солнечные  коллекторы, ветряки, блогаз. Эффективная и экономичная каталитическая печь интересна еще и тем, что не загрязняет атмосферу угарным газом.

Немаловажная деталь дома – встроенный биотуалет,  перерабатывающий все органические отходы в компост. Большая оранжерея – важный элемент системы водоочистки и улучшения воздуха в доме. Но в развитых странах «ЭКОДОМА» еще не скоро станут массовым типом застройки, потому что, жилищная проблема в основном решена за счет традиционного жилья. Другое дело – Россия, где жилищный рынок только начинает формироваться.

Идея новосибирских ученых поможет разрешить мучительный квартирный вопрос и одновременно снизить нагрузку на природу.

Но самое уязвимое место в массовом строительстве жилых домов – это теплоснабжение и вентиляция. В нашей стране была построена для отопления улиц и площадей. Эту систему назвали жилыми домами. Треть энергии улетучивается через трубы теплоцентралей, треть вылетает из квартир – через стены, окна и двери, щели и форточки. Воздухопроницаемость наших окон в 10 – 100 раз выше, чем у зарубежных, вот тепло и «высвистывает».

Второй ученик (представитель санэпиднадзора):

  • Но это означает, что необходимо конопатить ваши окна: вентиляция в домах настолько плохо функционирует, что атмосферу в квартирах можно будет охарактеризовать пословицей «Хоть топор вешай!». Экономя тепло, мы растрачиваем здоровье.

Первый ученик: Теоретически доказано то, чтобы дом излучал в пространство минимум тепла, он должен быть шарообразным. У нас же, как нарочно, строят длинные, узкие корпуса, похожие на систему охлаждения. Уже сейчас предлагается  строить, так называемые, «толстые» дома. Даже без дополнительной  теплоизоляции это позволит  снизить потери тепла на 15%. Считают, что «утолстить» можно даже пятиэтажные «хрущобы», превратив их чуть ли не в элитные  дома.

Вопрос с места: В некоторых домах даже без мебели жить нельзя: их стены буквально «парят» фенолами. Люди в таких домах не живут. Существуют ли экологически чистые стройматериалы, где их взять?

Третий ученик: Разработана специальная биотехнология для получения экологически чистых стройматериалов из древесных стружек и минеральной крошки. Стружку обрабатывают микробы, чайные и дрожжевые грибки, которые поедают яичник – одну из составляющих древесины. В течении нескольких часов микробы «гуляют», после чего стружку прессуют и получают экологически чистую древесностружечную плиту. В строительстве применяется арболитный бетон из древесных отходов, связанных цементом. Он имеет свойство саморазрушаться под действием содержащихся в нем древесных сахаров. Ученые «напускают» на этот сахар микроорганизмы, и те его поедают. Прочность бетона увеличивается в два раза. Некоторые бактерии за 3 часа перерабатывают песок в гель, жидкое стекло, из которого образуется кварцит – белый строительный камень.

Второй ученик: Пока одни ученые с хронометрами в руках установили, что большую часть жизни мы проводим дома, другие столь же  неопровержимо доказали: дома мы дышим воздухом, в котором токсичных химических веществ в лучшем случае в полтора раза (часто в 10 раз) больше, чем снаружи.

Наш главный враг – мебель из ДСП – исправно посылает в наши легкие формальдегид, аммиак, фенол. В 1995 году приняли новый ГОСТ по древесностружечным плитам, так, что, новая отечественная мебель будет соответствовать современным гигиеническим требованиям.

Вопрос: Какой же выход?

Ответ: Покупать мебель из натурального дерева. Когда вы перед выбором: купить ли более красивую стенку из ДСП или более скромную из чистого дерева – пусть ваше решение будет в пользу экологически чистого дерева.

Учитель: Квартирный воздух в наших  домах  запросто  может служить учебным пособием. Ученые обнаружили в нем более 100 убийцу загрязнителей самых разных классов химических соединений. Ядовитые пары стиральных порошков, красок, лаков, шампуней – их присутствие, как правило , незаметно, и эта незаметность мешает нам уловить связь между качеством воздуха и нашим здоровьем. Ученые института экологии человека и гигиены окружающей среды занесли в черный список массу всяких гадостей. К примеру, ацетон, уксусная кислота, которые найдутся в каждом доме, - это очень вредно.

Четвертый ученик: Человеку хорошо, когда дышит он чистым  воздухом, а не коктейлем  из различных компонентов. Поскольку на Западе с вентиляцией проблем нет, нам необходимо брать все в свои руки. Проветривать помещение нужно, но и здесь есть свои тонкости. К сожалению, на улице воздух не всегда чистый. Особенно опасен антициклон. Поэтому во времена низкой облачности и туманов держите форточки закрытыми. И наоборот, когда идет снег, пользуйтесь предоставленной возможностью, даже при сильном морозе. Снежинки являются отличным абсорбентом и очищают воздух от вредных газообразных соединений.

         Пятый ученик: Нужно еще сказать про моду последних лет: застекленные лоджии или балконы, наиполумернейшее технологическое решение проблемы пространства наших квартир. Площадь, заставленная всяким хламом, конечно, увеличивается. А вот в остальном сплошные минусы: на четверть уменьшается  освещенность примыкающего помещения, существенно затруднено прямое проветривание комнат.

Четвертый ученик: Необходимо самим о себе заботиться. Не пользуйтесь, к примеру, поливинилхлоридной пленкой при отделке  кухни или ванной, ибо они усиленно отправляют как раз в теплом и влажном помещении. Для кухни советую моющиеся обои на бумажной основе. А если оклеили обычными, не покрывайте их лаком – это практичнои, возможно, красиво, но синтетические растворители и тонзол в лаке от жары улетучиваются и прямиком в легкие и в пищу хозяину. Не отклеивайте влагостойкими обоями потолки, лучше белите – побелка «дышит», впитывая влагу.

Шестой ученик: При покупке отделочной плитки, линолеума, паласов, ковров советую смотреть документацию по их изготовлению, чтобы убедиться в том, что их состав соответствует Госстандарту. А вот кухонной  мебели с отделкой из пластика вы можете не бояться: кухня такое место, которое постоянно проветривается.

Учитель:

  • Без чего наша жизнь грязна и неуютна? На что мы тратим  свои последние  сотенные или медянные тысячи? (Ответ: мыло, моющие средства, стиральные порошки, пасты и т.д.)
  • А как вы считаете, каким моющим средством лучше отдавать предпочтение? На что нужно обратить внимание при покупке моющих средств?

Есть еще одна проблема, затрагивающая каждого жителя земли – питьевая вода. Качество воды двух третей источников в стране не отвечает никаким нормативам, загрязняются даже считавшиеся ранее безупречными подземные воды. Так что артерганские скважены можно теперь и не бурить. Многие водоемы уже утратили природную способность к самоочищению и превратились в «естественную канализационную сеть». Выход из этой ситуации один: использование бытовых фильтров. Есть ли  разница между отечественной и импортной продукцией?

Ответ ученика: Практика показывает, что наше население совершенно не подготовлено к использованию бытовых фильтров и даже в результате может  нанести себе вред. Почему? Оказывается, подбирать тип фильтра необходимо в зависимости от состава вашей воды, состояния очистных сооружений и характера заводов и фабрик, расположенных в районе вашего водозабора. Что вы об этом знаете?

Строго говоря, даже зубную пасту и витаминные комплексы нужно подбирать под  местную воду, а уж фильтры тем более. Если у вас проблемы с тяжелыми металлами, вам нужен ионообменный  фильтр, если

 с микрофлорой – обеззараживающий, с солями – мембранный. «Левый» фильтры нужно сразу отбросить.

Нужно уметь пользоваться фильтрами, иногда от их применения может быть хуже. Взять, к примеру, сорбционные фильтры (в них вода проходит через сорбент – чаще всего это активированный уголь). Но им нужно пользоваться постоянно. Дело в том, что если фильтром не пользоваться с месяц микроорганизмы в нем сильно размножаются, пожирая абсорбированную организму. Так что, приехав и открыв кран, вы получите полный стакан микробов. Такие фильтры после долгого перерыва надо часа два промывать.

         Существуют еще фильтры, в которых сорбционный фильтр совмещен с обеззараживающим. Вы получаете воду, насыщенную не бактериями, а йодом. Вместо йода используется серебро. Но это сильно удорожает фильтр, к тому же его нужно часто менять. Сорбирующие фильтры хорошо очищают от органики и неорганических примесей, но пропускают тяжелые металлы.

Мембранные фильтры не накапливают микробы. Вода получается почти дистиллированная. Но они требуют большого напора воды, низка их экономичность: из 3 литров воды 1 литр получается чистой, а 2 литра сливается в канализацию. Пока мы за воду платим не по счетчику, а если его поставят? Кто захочет платить в три раза больше, чем расходуем? Да и не очень полезна для здоровья дистиллированная вода. Но зато мембраны вечные, ничего менять не надо.

        Четвертый ученик: Кстати, о дистиллированной воде. Ее считают мертвой жидкостью. Почему?

Уже на второй месяц употребления такой воды срывается водно-солевой обмен, изменяется секреция желудочного сока и др. Вывод однозначен: длительное употребление дистиллированной воды вызывает состояние предболезни. Для вас будет вероятно интересным такой факт: доктор медицинских наук, главный научный сотрудник института водных проблем выяснил: все наиболее выдающиися  государства и народы, внесли вклад в мировую историю, пили совершенно определенного гидрохимического состава воду – гидрокарбонатовую, содержащую соли кальция и магния. А народы, волею судеб жившие на хлоридно-сульфатных  водоисточниках такого следа не оставили.

        Учитель: Есть за рубежом очень хорошая традиция: раз, а то и два раза в год, каждый американский житель обнаруживает в почтовом ящике отчет своей водопроводной станции и узнает, что он пьет, в чем он полощет своих детишек, какие неполадки случились за истекший период, и кто за них ответил.

        Хотелось бы такие весточки получать и нам, может быть спокойнее мы были бы за свое здоровье.

III.Заключение.

Завершая наш урок, мы надеемся, что смогли подвести вас к пониманию значимости проблемы: экология жилища не менее важна, чем экология природы, и от ее состояния во многом зависит наше здоровье и, в конечном счете, наша работоспособность, наша жизнь.

На перемене подойдете с дневниками все выступившие и ученики, активно принимавшие участие в беседе получают оценки.

А задание на дом будет такого рода: каждому из вас необходимо будет написать сочинение на тему «Роль человека в биосфере».

На следующем уроке вместе прочтем ваши сочинения и поведем итоги.

До свидания!

Урок окончен.

Использованная литература:

1.Рылова Т. Экологическое воспитание школьников //Наука и школа 2000 №4 с. 59-63.

2.Самакова  И. А у нас все дома? //Огонек 1995 №23 с. 36.

3.Соколов В.Е., Чернова Н.М. Экологическому воспитанию глубокую научную основу //Биология в школе 1991 №3 с.  24-28.

4.Филамова Е. Мебель из чистого дерева //Огонек 1996 №3 с. 24.

5.Чернер С., Артюшина С. Почему шумит лес? Экологическое воспитание и образование школьников //Учитель 1997 №1 с. 55-56.

6.Ялышева Л.В. Экологическое воспитание школьников //Школа 2003 №4 с. 67-74.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки кулинарии. Презентация "Влияние минеральных веществ на организм человека"

Это информационно-иллюстративный материал.  На уроках технологии часто встречаются дети, которым слишком сложно запоминать текст. А здесь ещё и тема такая... Решила сделать презентацию, в основе ...

Игра - суд по теме "Влияние электромагнитных волн на организм человека"

Это внеклассное мероприятие, которое можно провести в рамках декадника физики. В увлекательной и необычной форме представлен материал, рассказывающий о вреде эл/маг излучения для организма человека, а...

Презентация к уроку ОБЖ в 9 классе на тему "Воздействие химических веществ на организм человека"

Презентация предназначена для использования на уроках ОБЖ в классах с обучающимися с особыми образовательными потребностями...

Классный час на тему "Влияние алкоголя, табака и наркотических веществ на организм человека"

Курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания - это вредные привычки, от которых можно и нужно отказаться, но не каждый подросток, к сожалению, может это сделать. Многим не хватает сил, чтоб "бр...

Презентация на тему:"Влияние физических упражнений на организм человека"

Наглядное представление влияния физических нагрузок на организм человека....

Научно-исследовательская работа на тему: «Влияние энергетических напитков на организм человека»

Не так давно на рынке появились энергетические напитки, которые становятся популярными среди молодёжи и школьников. Их продвижению способствует реклама в средствах массовой информации, наружная улична...

Статья на тему " Влияние физических нагрузок на организм человека".

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими ...