Личностно - ориентированный подход в обучении учащихся
статья по биологии

Формирование мотивации обучения с учетом личностных качеств ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа №4 п.г.т. Безенчук

муниципального района Безенчукский Самарской области

 «Личностно – ориентированный подход в обучении учащихся».

                                                                                                          Автор:

                                                                                      Макарова Елена Константиновна

                                                                                                 учитель биологии

                                                                                  ГБОУ СОШ № 4 п.г.т. Безенчук

                                                                                            Безенчукского района

                                                                                                Самарской области

2013-2014 учебный год

Главная цель обучения в школе - творческое развитие личности ребенка через «гимнастику ума» и формирование творческой мысли.

Основным критерием качества образования становится возможность самореализации личности ребенка, поэтому в основу своей педагогической деятельности  взяла технологию проблемного обучения, личностно-ориентированный подход к обучающимся, так как основные принципы личностно-ориентированного подхода сводятся к тому, что ребенок имеет возможность самореализации. Каждому ребенку предоставляется возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт. Технология проблемного обучения является стержневой в системе комплекса личностно-ориентированных технологий, так как  преобразующая деятельность ученика может быть эффективно реализована только в процессе самостоятельной работы по выполнению заданий проблемного характера.

   Цель личностно-ориентированного обучения – не воспитать человека, а найти, поддержать, развить человека в человеке. И главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учетом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребенку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно-ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся. Только системные биологические знания обеспечивают понимание и усвоение учащимися закономерностей развития и существования живой природы, глубокое осознание роли и места в ней человека, формирование правильных, научно обоснованных принципов отношения к природе, своему здоровью и здоровью всех людей, выработку соответствующих этим принципам норм и правил поведения.

    Под качеством знаний следует понимать целостную совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности школьников. Это системность, действенность (обобщённость, конкретность, осознанность, полнота), прочность.

Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-ориентированную направленность.

      В целях развития системности мышления я использую различные способы обучения. Это:

1. Заполнение таблиц. Например, после изучения темы “Пищеварение” 8 кл. учащиеся заполняют таблицу “Характеристика пищеварения”:

Орган пищеварения

Фермент

Где вырабатывается фермент

Компонент пищи

Конечный продукт расщепления

В ходе урока “Органы дыхания. Газообмен” в 7кл заполняется таблица “Особенности газообмена у позвоночных животных”:

Органы дыхания и газообмен

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

1. Орган дыхания

2. Особенности органов дыхания

3. Расположение органов дыхания

 

 

 

 

 

2. Разработка плана, по которому надо отвечать, чтобы дать полную характеристику явления или процесса, объекта изучения или теории.

3. Решение биологических проблем прослеживается практически на каждом занятии, что заставляет думать, анализировать, увязывать с жизненной практикой изучаемый материал, повышает активность учащихся. Это может быть или крупная проблема или постановка одного вопроса. Например: почему при недостатке жиров и углеводов организм развивается сравнительно нормально, а при недостатке белков – нет?

4. Решение биологических задач чаще всего использую при рассмотрении вопросов генетики, селекции, цитологии, размножения и развития организмов, что способствует осознанию основных идей и закономерностей этих разделов биологии.

5. Анализ основных идей, понятий, знаний обязательно проводится после изучения каждой темы и раздела. Например, после изучения каждого класса простейших, обязательно нужно выделить главное, свойственное только этому классу.

     При развитии логического мышления предлагаю детям составить схему по рассказу учителя или товарища, определить, “Кто лишний?” выполнить тесты на последовательность, соответствие, на выбор главных, основных признаков из предложенных. Например: при объяснении темы “Строение и многообразие покрытосеменных растений” на уроке при изучении плодов и семян демонстрируется схема:

 

Обращаю внимание на логику построения этой схемы вопросами:

  1. Почему костянку вишни и коробочку мака не объединили в одну группу?
  2. В чем их различие? и т.п.

Затем предлагаю ученикам отгадать загадки и назвать плоды растений, о которых идет речь; используя схему, определить к какой группе плодов они относятся:

  1. Одноусый дед в соломину одет. (Зерновка овса)
  2. Стоит дуб, полон круп, пяточком прикрыт. (Коробочка мака)
  3. Дом без окон и дверей, как зелёный сундучок, в нём 6 кругленьких детей, называется … (стручок).     

    На своих уроках я стараюсь раскрыть субъектный опыт ученика, и в дальнейшем опираюсь на него в преподавании, подчёркиваю: максимально использую его, а не игнорирую. Стараюсь стимулировать ученика к свободному согласованию “своего” и “чужого” опыта, поощряю наиболее богатый по содержанию и формам выражения субъективный опыт. Одни дети лучше воспринимают учебный материал на слух, другие зрительно, третьи – в ходе манипулирования учебными объектами. Одни с удовольствием работают с красочной наглядностью, другие для выражения своей мысли используют условно символические изображения (схемы, графики), третьи – предпочитают применять “свою” наглядность – модели, поделки, макеты, конструкции. Я стараюсь учитывать эти индивидуальные особенности детей и создать условия для их раннего проявления. В моей методической копилке имеются наборы учебных заданий, отличающиеся разным уровнем сложности по содержанию так и по форме.

    Предлагаю детям такие направления работы, которые помогут определить своё мнение, выразить и попытаться отстоять его: например, в чем причины вымирания динозавров, что произойдет при разрушении озонового экрана и т.д. В целях формированиях у учащихся представлении о целостности мира, единстве человека и природы стремлюсь сделать акцент на личностном восприятии человеком природы.

     Одной из основных форм работы при личностно-ориентированной направленности является – групповая.  Группы учащихся я формирую различным образом. Например, на основании уровня развития учащихся. В таких случаях более сильной группе предоставляю более сложные вопросы, а более слабой задания полегче. Иногда формирую группу на основе пожеланий самих учащихся. В таком случае работают ученики со сходными интересами, связанные дружескими отношениями. Работа в такой группе создаёт особо благоприятные условия для проявления личностных качеств. Здесь можно предложить группам задания по выбору. Характерная особенность таких групп – присутствие в них некомпетентных учеников. Назначение таких составов состоит в том, чтобы подтянуть слабых учеников на минимальный уровень, выровнять стартовые условия для дифференцированного обучения, обеспечить достижение ими образовательного стандарта (группы выравнивания). Можно организовывать группы-двойки, это особенно удобно при выполнении лабораторных работ, практических занятий, повторении, закреплении материала.

    Одним из методов личностно-ориентированного обучения является метод проектов, который я часто использую при обучении биологии. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся.

   Я предлагаю детям информационно-поисковые проекты – это написание творческих работ: “Жизнь моих питомцев».

Исследовательские проекты: “Сон и сновидения”.  Исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей её решения, выдвижение гипотез. Тематика зависит от многих факторов, но, прежде всего от интересов детей.  Проектная методика способствует личностному самоопределению, формированию профессионально важных качеств личности.

   Таким образом, я считаю, что формирование системы качеств знаний учащихся невозможно без личностно- ориентированного подхода к обучению. Ученик- это главная фигура учебно-воспитательного процесса, а задача учителя отыскать средства для реализации учеником внутренней свободы учиться и проявлять инициативу в этом процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся

Статья  "Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся...

Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся

Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся на уроках информатики и ИКТ в школе с дифференцированным обучением с учётом валеологизации и экологизации образовательного...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ.

Выступление на педагогическом совете школы                             Тема выступления:...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА Ревнякова Татьяна Сергеевна учитель математики МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися IX классов – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Редко, кто просто плавно вместе со всем классом пер...

Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся начальной школы»

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Я убеждена, что важнейшее ме...

Практика дифференцированного (личностно - ориентированного) подхода к обучению учащихся английскому языку.

Создание и использование разноуровневых заданий для учащихся на уроках английского языка....