Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся
материал по теме

Барсуков Олег Евгеньевич

Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся на уроках информатики и ИКТ в школе с дифференцированным обучением с учётом валеологизации и экологизации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya_lichnostno_orientirovannogo.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся на уроках информатики в школе с дифференцированным обучением с учётом валеологизации и экологизации образовательного процесса.

Личность -  человек, как носитель каких-нибудь свойств. Ориентированный – знающий, осведомлённый или направленный на достижение какой-нибудь… взять направление на кого-нибудь. Подход – совокупность приёмов и способов в воздействии на кого-нибудь.

ЦЕЛЬ: выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование здоровой, обладающей прочными базовыми знаниями личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни и осуществлять творческую деятельность.

ЗАДАЧИ:  

  1. формирование физически здоровой личности;
  2. формирование у учащихся представлений об информатике как фундаментальной науке (информация и информационные процессы, информационные технологии, представление информации, компьютер, алгоритмы и исполнители, язык программирования);
  3. развитие творческих способностей учащихся;
  4. овладение учащимися конкретными навыками использования информационных технологий в различных сферах деятельности как инструмент для изучения других  наук, для продолжения образования, для жизни в компьютеризованном обществе.

Аспекты основных направлений:                     аспект – точка зрения, взгляд на что-то

Здоровьесберегающий аспект составляют: особенности соблюдения правил деятельности, изучение и использование комплекса релаксационных и профилактических упражнений, культура работы с компьютером. /хочешь быть здоров – выполняй правила/

Познавательный аспект составляют системы новых информационных технологий. /это интересно, это пригодиться/

Развивающий аспект составляют способности и навыки работы с вычислительной техникой, изучения основ программирования. /это надо знать/

Воспитательный аспект составляют понятия нравственности, общей культуры, культуры работы с вычислительной техникой. /обществу нужны воспитанные граждане/

Обучающий аспект  составляет формирование ЗУН учащихся. /все мы являемся участниками образовательного процесса/

Личностно ориентированный подход означает, что преподавателям необходимо учитывать особенности физического, психического и умственного развития каждого учащегося, т.к. каждый ученик является индивидуумом       (индивидуум – человек как отдельная личность), а именно:

  1. особенности направленности личности обучаемого (стимулы, мотивы, интересы, склонности), знание которых позволит обеспечить высокий уровень учебной и коммуникативной мотивации;
  2. возрастные особенности, коммуникабельность, эмоциональность, положение ученика в коллективе;
  3. особенности психического развития, что означает более глубокое психологическое исследование учащихся и конкретные рекомендации педагогам для работы с коллективом и отдельными учащимися;
  4. особенности преподавания в классах компенсирующего обучения: слабая математическая база; компьютер – продукт для использования, а не инструмент.

Основные направления

личностно ориентированного подхода в обучении:

  1. индивидуальный подход к учащимся /учёт физического, психического и умственного развития/;
  2. самостоятельная работа учащихся /индивидуальность, но не индивидуализм/;  индивидуальность – особенности характера и психологического склада
  3. работа учащихся над индивидуальными проектами с использованием альтернативных учебников и пособий /кружковая работа, творчество учащихся/;
  4. максимальная реализация творческого замысла учителя /выделение дополнительных часов, внеклассная, внеурочная работа; оценка результата/;
  5. создание учителем учебно-познавательной атмосферы, максимально способствующей реализации целей и задач /оптимизация, стимуляция, мотивация ПУ; СЖУ; воспитание через обучение/.

Компоненты обучения:                               компонент – составная часть чего-нибудь

  1. Валеологический компонент;
  2. учёт Госстандарта образования;
  3. индивидуальные консультации для учащихся;
  4. взаимодействие учителя и учащихся;
  5. мотивация перспективы учения, ориентация на дальнейшее использование знаний;
  6. демократический (но не либеральный, л. – снисхождение, вредное попустительство)стиль общения учителя и ученика;
  7. выявление и учёт (по возможности) личностных запросов каждого ребёнка;
  8.  личность-учитель – личность-ученик – обратная связь.

Принципы обучения:    

исходные положения, которые лежат в основе обучения и определяют все его стороны: содержание, методы, формы организации

  1. принцип научности, систематичности, последовательности в обучении;
  2. принцип личностно ориентированной самостоятельной работы;
  3. принцип индивидуального подхода;
  4. принцип коллективного взаимодействия /коллектив педагогов – ученик, педагог – коллектив учащихся/;
  5. принцип жизненной ориентации обучения, т.е. сознательного отношения к учению /это пригодится в дальнейшей жизни/;
  6. принцип доступности обучения /особенно ККО/;
  7. принцип прочности знаний (с опорой на повторение).

Реализация принципов обучения

осуществляется следующими методическими приёмами:

/метод – способ действия; приём – способ в осуществлении чего-нибудь/

  1. исследовательский;
  2. творческий;
  3. проблемный;
  4. приемы стимулирования деятельности средствами ТСО;
  5. достижение цели через самостоятельную работу учащихся;
  6. объяснительно иллюстративный.

Вся учебная работа организуется для того, чтобы школьники

наиболее полно овладели соответствующим материалом и учебной тематикой, которые включены в Госстандарт:

  1. информационные процессы
  2. представление информации
  3. алгоритмы
  4. компьютер
  5. формализация и моделирование
  6. информационные технологии

Особое внимание уделяется информационным процессам и информационным технологиям, т.к. знание этого и умение использовать является жизненной необходимостью.