Конспект урока "Биология - наука о жизни"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Силантьева Мария Сергеевна

урок биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-9.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова

Попова Мария Сергеевна

Урок №1

Тема: «Биология – наука о жизни».

Задачи:

Обучающие: Сформировать представление о биологии, как науки в целом; Показать актуальность биологических знаний; Выявить значение общей биологии, и ее место в системе биологических знаний.

Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений и навыков; продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать целостную картину мира.

Воспитательные:  Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание.

Оборудование: Таблицы с изображением различных форм жизни. Презентация.

Ход работы:

  1. Организационный момент
  2. Знакомство с учебным курсом: Биология «Введение в общую биологию и экологию» (Рассказ).

В 9 классе мы с вами  обобщим знания о жизни и уровнях её организации, раскроем мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщим и углубим понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания послужат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершим курс понятиями о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Рассмотрим немного детально каждый раздел (слайд 1).

  1. Во  Введении рассмотрим биологию, как науку и место биологии в системе наук.

    Также поймем значение  и методы биологического исследования для лучшего понимания научной картины мира.
  2. Уровни организации живой материи (слайд 2).
    1.  На молекулярном уровне рассмотрим, что такое биополимеры, их особенности и функции. Посмотрим, что же из себя представляют белки, жиры и углеводы. Вместе с этим изучим особенности строения вирусов и их значение.

 2. В главе клеточный уровень изучим   цитологию как науку. Рассмотрим историю и основные положения клеточной теории. Сформируем более точное представление о клетке как структурной и функциональной единице живого, посмотрим химический состав, компоненты клетки и процессы проходящие в ней.

3 .  В главе организменный уровень затронем вопрос про
размножение.  Вспомним формы размножения организмов и их особенности.    А также начнем изучать генетику как отрасль биологической науки. Посмотрим  историю развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Рассмотрим различные виды изменчивости. Научимся решать задачи.       

4. Популяционно-видовой уровень .
Узнаем, что же такое вид. Рассмотрим популяцию как элементарную эволюционную  единицу.

5. Экосистемный уровень.
Поднимем вопросы об окружающей среде — источник веществ, энергии и информации. Более детально рассмотрим Экологию, как наука.

6. Биосферный уровень 
      Среды жизни. Биосфера — глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека.

3.  Основы учения об эволюции

      Учение об эволюции органического мира.
 Движущие силы и результаты эволюции.      Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции.

4. Возникновение и развитие жизни на Земле

      Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.

  1. Изучение нового материала (Рассказ с элементами беседы).

Многие думают, что биология – это простая наука, суть которой состоит в том, чтобы рассматривать в микроскоп цветки растений или смотреть сквозь лупу на перья птиц или шерсть животных. Это не совсем так. На самом деле биология – наука очень сложная, но и очень интересная.

Итак, запишем тему нашего сегодняшнего урока «Биология – наука о жизни» (слайд 3).

  Мы прекрасно знаем, что она изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами. НО история биологии очень древняя. Фактически биология стала первой наукой, к изучению которой наших предков подтолкнула сама природа. Знание биологии на заре человечества было едва ли не основным условием выживания. Например, людям было необходимо знать, какие растения, животные или грибы опасны или ядовиты, а какие могут быть использованы в пищу; чем лечиться, из чего изготавливать одежду, охотничьи приспособления и другие орудия труда, из чего лучше строить жилье. Эти знания люди запоминали и передавали из поколения в поколение. Позднее люди стали создавать списки полезных растений и животных, давать им названия, изучать их свойства. Благодаря этим знаниям люди научились выращивать растения самостоятельно, культивировать их. Так появилось сельское хозяйство, превратившее человека – собирателя и охотника в земледельца, что дало мощный толчок в развитии человеческого общества в том виде, каким мы его знаем сейчас.

 Сам термин «биология» возник только в самом конце XVIII в. Первым его в 1779 г. употребил немецкий профессор анатомии Руз. Спустя почти четверть века, в 1802 г., его подхватил французский натуралист Жан-Батист Ламарк и предложил использовать этот термин для обозначения науки, изучающей живые организмы, что было логично. В переводе с греческого «биос» означает жизнь, «логос»  – учение

Вопрос: А) Давайте, вспомним, какие царства живой природы выделяют в биологии? (слайд 4).

Б) Какое пятое царства стали выделять относительно недавно? (Вирусы)

В) Как называются науки, подразделы биологии которые изучают эти царства? (слайд 5).

Отдельные дисциплины изучают строение организма в целом: анатомия, гистология, цитология, физиология.

Слайд 6: На этом дереве мы можем видеть, какое огромное количество подразделов выделяют в биологии.

Итак, давайте рассмотрим некоторые из них.

В тетради записываем отрасль и определение этой науки.

Начнём с науки, которая изучает растения – это (ученики) ботаника (слайд 7) В пределах ботаники сформировались более узкие дисциплины, например:

  • Микология – наука о грибах;
  • Бриология – наука о мхах;
  • Геоботаника – изучает закономерности распространения растений по поверхности суши;
  • Палеоботаника – изучает ископаемые останки древних растений.

Далее рассмотрим науку, которая изучает животных (ученики) зоология (слайд 8) . В пределах зоологии сформировались более узкие дисциплины, например:

  • Ихтиология – наука о рыбах;
  • Орнитология – наука о птицах;
  • Этология – наука о поведении.

Внешнее строение организмов изучает (ученики) морфология (слайд 9).

Особенности жизнедеятельности живых организмов изучает физиология (слайд 10).

Внутреннее строение изучает наука (ученики) анатомия (слайд 11).

Слайд 12: Цитология – наука о клетке.

Слайд 13: Гистология – наука о тканях.

Слайд 14: Генетика - Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.

Слайд 15: Микробиология: Изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов и вирусов.

Слайд 16: Экология: Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды.

Также выделяют пограничные науки: слайд 17:

Биофизика – исследует биологические структуры и функции организмов физическими методами;

Биохимия – исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах;

Биотехнология – изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов в качестве сырья, а также использование их особых свойств в производстве.

Вывод: Биология накопила обширные данные, позволяющие глубже понять проявления жизни и ее закономерности, установить принципы классификации живых существ, особенностей их существования и взаимодействия с окружающей средой. Биология – это фундаментальная наука. Ее выводы носят не только очень важный теоретический характер, но и прикладной.

  1. Закрепление знаний:

Итак, давайте немного закрепим полученные знания и ответим на некоторые вопросы.

Вопросы: (слайд 18).

  1. Что изучает биология?
  2. Какие биологические науки вам известны?
  3. Каких учёных-биологов вы знаете?
  4. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
  1. Домашнее задание:

Слайд 19: § 1, вопросы в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Здоровый образ жизни с точки зрения науки».

Обобщение, систематизация и закрепление знаний деформации тел, законах диалектического материализма в различных проявлениях природы и на уроках физики. Воспитание ответственного отношения к здоровью....

биология-наука о жизни

Презентация для первого урока по общей биологии для 9 или 10 класса. Содержит материал по уровням организации живой материи....

БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ

™Биология – наука о жизни.Она изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами....

Конспект урока. 5 класс. "Биология- наука о жизни"

Первый вводный урок по ФГОС в 5 классе....

Биология 10 класс ТЕМА 1. БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.

Урок биологии 10 класс Тема: Биология – наука о жизни. Биологические науки. Опорный конспект. Таблицы. Тесты разного уровня...

БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.

Науки, которые изучают живые организмы и системы. Материал входит в серию материалов подготовки к вступительным экзаменам и олимпиадам....

Конспект урока на тему "Биология - наука о жизни"

Конспект урока для 9 класса. Содержит в себе задачи урока, изучение нового материла, задние для самостоятельной работы, домашнее задание....