Конспект урока. 5 класс. "Биология- наука о жизни"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Дзанагова Екатерина Александровна

Первый вводный урок по ФГОС в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urokano1_po_fgos.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по биологии

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Тема: Биология - наука о живой природе.

Цели урока:

Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.

Задачи:

Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая: развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).

Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).

 Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).

Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации, умение извлекать информацию из текста учебника, применять.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.

Методы:

Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)

Дополнительные: частично – поисковый.

Основные вопросы: что изучает биология, значение биологии.

Средства обучения:

  1. Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
  2. Рабочая тетрадь;
  3. Оценочный лист.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Ход урока 

Этап урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД Планируемые результаты ( К- коммуникативные, Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные)

Формы организации урока

I.Актуализация знаний

Беседа учителя с учащимися о биологии как науке, о жизни, о разнообразии живых организмов.

1) Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:

“Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)

Задание на экране

Объясняют смысл, данного высказывании, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.

2. Осуществляют поиск информации в учебнике. 3. Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи.

Л: оценивают ситуации

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог

Фронтальная

2) Выделите естественные тела живой природы:

1.Живая природа; 2. Неживая природа; А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы; Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва.

Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары, открывает правильные ответы:  1. Б, В, Д, Ж

Учащиеся по очереди объявляют ответы.

П: выбирают основания для классификации объектов

К: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог

В парах

3) Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы.

Ответ: раздражимость, обмен веществ, размножение, клеточное строение.

 

 

4) Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь.
Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.

Ответ: Биология

Учащиеся делают отметки в оценочных листах  (см. приложение № 1)

 

 

II. Знакомство учащихся с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним

Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним

Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника, читают полезные советы в памятке (приложение № 2) задают вопросы учителю.

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы

Р: умение организовать работу с учебником.

Фронтальная

III.Изучение нового материала

1. Целепологание

5) Вопросы:

  1. Что такое биология?
  2. Назовите тему нашего урока.
  3. Сформулируйте цель урока.

Биология – это наука о жизни.

Биология – наука о живой природе

Изучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни.

Р: определяют цели деятельности

К: принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника

П: узнают новое.

Фронтальная

2. Биологические дисциплины

Объяснение учителя “биологические дисциплины” рисунок 1, с.6 учебника

Рассматривают рисунок 1, с.6, слушают учителя

Р: учатся считывать информацию со схемы;

В группах

3. Введение и отработка понятий “биология”, “биосфера”, “экология”.

6) Выполните задание №1, с.4 в рабочей тетради (на печатной основе). Найдите в тексте учебника с.6 понятия, указанные ниже и закончите предложения
7) Прочитайте текст на с.7, составьте план, используя инструкцию “Требования к составлению плана параграфа” с.18 учебника. Опиши устно по плану строение биосферы, используя рис.2, с.7

Читают текст, выписывают понятия в тетрадь

Читают текст, составляют план, записывают в тетради, используя план, рис.2 с.7 готовят рассказ

Р: осуществляют поиск информации;

осуществляют поиск информации; составляют простой план

К: готовят устный рассказ;

П: работают по инструкции

В парах

4.Значение биологических знаний в жизни человека.

8).Рассмотрите рис 3, с.8, ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний…..

Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.

Выдвигают предположения,

Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта.

Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см. приложение № 1)

П: выдвигают гипотезы и их обосновывают;

К: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р: самооценка

Индивидуальная

Фронтальная беседа с использование рисунка 3 учебника

IV. Закрепление

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни.

Объясни:
Экология – это…, Биосфера - это ….
Биология – это…
Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников

Учащиеся выполняют упражнение.

Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см. приложение № 1)

П: мысленное воспроизведение понятий.

К: оформляют свои мысли в устной форме.

Р: подводят итоги своей деятельности

Фронтальная

V. Рефлексия

Учитель просит высказать свои ощущения

Я узнал…
Я научился….
Мне понравилось…
Я затруднялся …..
Мое настроение…

Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет)

Ученики в оценочных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока.

Р: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось?

Р: Что еще следует повторить?
Адекватно воспринимают оценки и отметки

Л: связь биологии с другими науками.

Индивидуальная

VI. Задание на дом

В учебнике изучить статью “Как работать с учебником” и § 1 “Биология — наука о живой природе”.

Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 3, 4 и 5

Записывают домашнее задание, задают вопросы

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы

Р: организация работы дома.

Индивидуальная

 

Оценочный лист к уроку                     приложение 1

Фамилия, имя ученика________________________________________________________________

Задания

Баллы

Критерии оценки

 Задание  № 1

3 балла –  все правильно  

2 балла     ответ с незначительными  ошибками

1 балл –  допущены не грубые биологические ошибки

0 баллов – задание не выполнено

Задание  № 2

3 балла –  все правильно  

2 балла –  ответ с незначительными  ошибками

1 балл –  допущены не грубые биологические ошибки

0 баллов – задание не выполнено

Задание  № 3

2 балла –  все правильно  

1 балл –  ответ с незначительными  ошибками  

0 баллов – задание не выполнено

Задание  № 4

2 балла –  все правильно  

1 балл – допущены не грубые биологические ошибки

0 баллов – задание не выполнено

Задание № 5

2 балла –  все правильно  

1 балл –  допущены не грубые биологические ошибки

0 баллов – задание не выполнено

Задание № 6

2 балла –  все правильно  

1 балл –  допущены не грубые биологические ошибки

0 баллов – задание не выполнено

Задание № 7

2 балла –  все правильно  

1 балл –  допущены не грубые биологические ошибки

0 баллов – задание не выполнено

Задание № 8

2 балла –  все правильно  

1 балл –  допущены не грубые биологические ошибки

0 баллов – задание не выполнено

Итого

Максимальный балл – 18.

Оценка за работу на уроке

16 – 18 баллов – оценка 5.

Оцени свое настроение на уроке

(поставь галочку)

13 – 15 баллов – оценка 4.

8 – 12 баллов – оценка 3.

Меньше 8 баллов – оценка 2.

                                                                                                             Приложение 2

Как работать с текстом

1.Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание

2.Прочитайте вопросы перед  текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить.

3.Это поможет вам лучше понять текст параграфа.

4.Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.

5.Прочитайте текст, мысленно разбейте его на «смысловые единицы», составьте план (см.с.18)

6.Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами

7.Кратко перескажите  параграф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии "Зоология - наука о животных"

Цель урока: познакомить учащихся с предметом изучения науки зоологии, историей её развития. Установить черты сходства и различия между растениями и животными. Рассказать о средах жизни и местооб...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века"

Урок изучения нового материала в 8 классе с применением ЭОР.    Цель  урока: познакомить обучающихся с системой образования и достижениями науки России во второй половине XIX в.;За...

план конспект урока "Что изучает наука история"

план конспект урока "Что изучает наука история", 4 класс...

Презентация вводного урока для 9 класса. Биология - комплексная наука.

Биология - комплексная наука. Признаки живых организмов. Разнообразие организмов (царства). Уровни организации жизни. Иллюстрации для объяснения темы и основные определения темы. Первичная проверка зн...

Урок по ФГОС 5 класс "Биология как наука. Методы изучения живых организмов".

Урок по ФГОС  5 класс "Биология как наука. Методы изучения живых организмов"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе «Биология среди наук»

Цели: -  помочь  обучающимся убедиться в том, что  биология - одна из самых интересных и важных наук, -   познакомить их со смежными с биологией науками  через ...

План-конспект урока "Логика как наука"

представлен подробный план-конспект урока по теме "Логика как наука"...