Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе «Биология среди наук»
    рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

    Маслак Екатерина Николаевна

    Цели: 

    -  помочь  обучающимся убедиться в том, что  биология - одна из самых интересных и важных наук,

     -   познакомить их со смежными с биологией науками  через интеграцию знаний, полученных  по другим школьным предметам

    Планируемые результаты:

    личностные:

    • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
    • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

    метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные) и

    предметные: ученик научиться

    • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей;
    • использовать методы биологической науки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    средняя  общеобразовательная школа № 2  с углубленным

    изучением отдельных предметов  пгт Восточный

    Омутнинского района   Кировской области

    Принята педагогическим советом                                                                                                                                                        МКОУ СОШ № 2 с УИОП                                                                                                               пгт Восточный  Омутнинского района
    Кировской области                            

    Протокол № 1 от 30.08.2016г.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    по внеурочной деятельности

     «Биология среди наук»

    в  5 классе на 2016 – 2017 уч.год

                                                                 Автор-составитель:                                                                   Маслак Екатерина Николаевна, учитель высшей   квалификационной  категории.                                              

            

    Восточный  2016

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа по внеурочной деятельности для одарённых детей  «Биология среди наук» в 5 и 6 классах.

       Предметная область – «Естественно-научные предметы». 

       Количество часов в неделю – 0,232 часа из компонента  образовательного    учреждения плана внеурочной деятельности обучающихся.

       Количество часов в год – 8 часов в соответствии с Учебным планом МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района на 2016-2017 уч.год  и годовым календарным графиком.

                  Рабочая программа составлена на основе 

    • Федерального государственного стандарта основного общего образования  (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
      № 1897  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа МОиН РФ от 31.12.2015 № 1577);
    • авторской программы

    Маслак Е.Н. Программа элективного курса «Биология среди наук» / Программы элективных курсов. Биология 6 - 9 классы. Сборник 1 / авт. – сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.; Дрофа, 2007. – С. 94 – 100.

       Цели: 

    -  помочь  обучающимся убедиться в том, что  биология - одна из самых интересных и важных наук,

     -   познакомить их со смежными с биологией науками  через интеграцию знаний, полученных  по другим школьным предметам.

       Задачи:

    1. Образовательные:

    • развивать познавательный интерес учащихся к биологии на материале, выходящем за рамки школьной программы,
    • показать взаимосвязи биологии с другими науками,
    • дать представление о важнейших направлениях науки и техники на доступном для учеников уровне.

    2. Развивающие:

        продолжить развивать интеллектуальную, волевую, эмоциональную и  

        мотивационную сферы учеников.

     3. Воспитательные:

    продолжить нравственное, эстетическое, экологическое и трудовое воспитание учащихся.   

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

       Деятельность образовательного учреждения при организации внеурочной деятельности направлена на достижение обучающимися следующих результатов обучения:

    Личностные:

    • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
    • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
    • развитие эстетического сознания через эмоционально-ценностное видение окружающего мира.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД: обучающийся сможет

    • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
    • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения.

    Познавательные УУД: обучающийся сможет:

    • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
    • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
    • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,  выделяя при этом общие признаки;
    • определять логические связи между предметами и/или явлениями;
    • находить требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).

    Коммуникативные УУД: обучающийся сможет

    • играть определенную роль в совместной деятельности;
    • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

    Предметные:

    Ученик научится:

    • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей;
    • использовать методы биологической науки.

    Ученик получит возможность научиться:

    • находить необходимую информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
    • создавать собственные письменные и устные сообщения на основе нескольких источников информации;
    • работать в группе сверстников при решении познавательных задач.

    СОДЕРЖАНИЕ 

    Тема

    Кол-во часов

    Содержание

    1

    Природа в музыке и живописи.

    1

    Растения, животные и человек

    • в русских народных песнях и
    • классической музыке М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского - Корсакова, П. И. Чайковского и других композиторов
    • на картинах В. Васнецова, М. Врубеля, Леонардо да Винчи, В.  Гога, И. Левитана, В. Серова, И. Шишкина и др. (в натюрмортах, на портретах, в пейзажах, в батальных  и анималистических картинах)

    2

    Биология и литература.

    1

    Растения и животные:

    • в пословицах и фразеологизмах,
    • сказках,
    • стихах Э. Асадова и баснях И. Крылова,
    • рассказах и повестях В. Астафьева, Б. Васильева, Р. Киплинга, Д. Лондона, Г. Троепольского, И. Тургенева, А. Чехова и других.

    3

    История становится ближе.

    1

    • Растения, сыгравшие некую роль в истории разных народов и государств (берёза и Россия, хризантема и Япония, оливковое дерево и Древняя Греция и др.)
    • Происхождение названий растений и животных из мифов Древней Греции (адонис, аполлон, махаон и др.)

    4

    Биогеография.

    1

    • Биогеография, как наука.
    • Флора и фауна Евразии, Африки, Австралии, Южной и Северной Америки, Антарктиды, Мирового океана.

    5

    Биология и математика

    1

    • Как математика помогает биологам.
    • Живой организм в цифрах: что можно в живом организме сосчитать, взвесить и измерить.

    6

    Иностранные языки для биологии.

    1

    Иноземное происхождением терминов по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека: греческие и латинские корни  и приставки, наиболее часто встречающиеся в биологических терминах.

    7

    Бионика.

    1

    • Что такое бионика.
    • Использование в инженерной мысли знаний по ботанике и зоологии: соломина и Останкинская телебашня, дома-«початки», пагоды-«ели», «ухо медузы», гидротон, Эйфелева башня, локатор, фотоаппарат и многое другое.

    8

    Биотехнология.

    1

    • Что такое биотехнология.
    • Традиционная биотехнология: хлебопечение, сыроделие, виноделие.

           Формы организации учебных занятий:  фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Литература для учителя:

    • Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие. – М, Сфера 2005.
    • Асланян М.М. Удивительная история овечки Долли / журнал Биология в школе №1 – 1998.
    • Вакула В. Биотехнология: что это такое?-  М., Молодая гвардия, 1989.
    • Вальтер Г. Растительность земного шара. - М., Прогресс,1975.
    • Гар М. Тоже математика: больше, чем задачник. -  Москва, «МАСС МЕДИА,1995.
    • Грин Н., Стаут У., Тейлор Д.  Биология»  том 1. - М, Мир, 1993.
    • Зедлаг У. Животный мир Земли. - М., Мир, 1975.
    • За страницами школьного учебника. О человеке – языком фактов и цифр / журнал Биология в школе № 5, 1994.
    • Кудрявец  Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. - М. Просвещение, 1993.
    • Логинова Н.П., Логинова Н.Э., Шмарина Г.Б. и др.  Интеллектуальные игры. - Чебоксары, 1996.
    • Макаревич Е.В.   Красота как биологическая целесообразность/журнал Биология в школе №2 – 1997.
    • Мартьянов В.Н. Птицы, бабочки и мифы/журнал Биология в школе №1 – 1997.
    • Рохлов В., Теремов А. Петросова Р. Занимательная ботаника. - М., АСТ – Пресс, 1999.
    • Сикало Н.А. Урок парадоксов / журнал Биология в школе №3, 2004.
    • Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. - М, АСТ - Пресс, 2002.
    • Третьякова Л.С. Русская  музыка Х1Х века. - М., Просвещение, 1982.
    • Фридман М.В. Учитесь работать с биологическими терминами/журнал Биология  для школьников -  №3 – 2004.

    Интернет-ресурсы, медиаресурсы:

    CD – диски (учебные электронные издания):

    • «Биология: лабораторный практикум (6 – 11 класс)» (Республиканский мультимедиа центр, 2004 год)
    •  «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (ООО «Кирилл и Мефодий», 2004 год)
    • «Энциклопедия классической музыки» (АО «КОМИНФО», 2002 год)
    • «Эрмитаж: искусство Западной Европы» (ЗАО «ИНТЕРСОФТ», 1998 год)
    • «Шедевры русской живописи»  (ООО «Кирилл и Мефодий», 2001 год)
    • «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» (АО «КОМИНФО», 2001)

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

    Технические средства обучения:

    • Компьютер с выходом в Интернет
    • Мультимедиапроектор
    • Экран


    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Тема урока

    Основные виды деятельности обучающихся

    Дата

    план

    факт

    1

    Природа в музыке и живописи.

    • Слушают отрывки из музыкальных произведений с CD - диска «Энциклопедия классической музыки» и высказывают свое отношение к услышанной музыке:

    - П.И.Чайковский  «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» и «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»  (с видео-фрагментом)

    - Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля»

    из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru:

    - П.И. Чайковский - альбом «Времена года»: Апрель. Подснежник. - Аудиофрагмент № 22307 и Ноябрь. На тройке. - Аудиофрагмент № 22314

    - М.П. Мусоргский – альбом «Картинки с выставки»: Балет невылупившихся птенцов.  - Аудиофрагмент № 21553

    • Посещают  виртуальные музеи – знакомятся с шедеврами живописи и жанрами изобразительного искусства:

    - CD - диск «Шедевры русской живописи»: В.Васнецов «Богатыри»

     А. Венецианов «На пашне», К.Брюллов «Последний день Помпеи», А. Суриков «Утро стрелецкой казни»

    - CD - диск «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» жанры: анималистический, пейзаж,   натюрморт,  портрет

    2

    Биология и литература.

    • Выполняют задания

    - с фразеологическим словарём (CD - диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»): находят фразеологизмы и фразеологические обороты, где упоминаются растения и животные и

    - с текстами отрывков  из стихотворений  русских поэтов: находят в них биологические неточности.

    • Слушают и обсуждают басни И. А. Крылова, главными героями которых являются животные из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru:«Квартет» - Аудиофрагмент № 105741 и  «Свинья под дубом» - Аудиофрагмент № 105745

    3

    История становится ближе.

    • Решают задачи – новеллы, герои которых – растения, сыгравшие некую роль в истории разных государств.
    • Выступают на мини – конференция (ученики готовят небольшие сообщения по мифам о названиях бабочек и рассказывают присутствующим)

    4

    Биогеография.

    • Знакомятся с биогеографическими картами на диске «Биология: лабораторный практикум (6 - 11 класс) и  энциклопедией «Флора и фауна» на Интернет  – сайте http://www.biodat.ru
    • Создают презентацию «Флора и фауна материков» средствами Microsoft Power Point  

    5

    Биология и математика

    • Участвуют в беседе «Организм человека в цифрах»,
    • Решают занимательные задачи биологического содержания.

    6

    Иностранные языки для биологии.

    • Создают брошюру «Биологические термины» средствами Microsoft Word  (из греческих и латинских приставок  и корней слов, наиболее часто встречающихся в биологических терминах).
    • Выполняют задания по расшифровке биологических терминов.

    7

    Бионика.

    • Слушают рассказ учителя «Бионика: что это такое?»
    • Проводят  исследование «Что человек «подсмотрел» у природы?»

    8

    Биотехнология.

    • Участвуют в игре «Поле чудес»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

    Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

    Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

    Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

    Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс

    Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...