Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
рабочая программа по информатике и икт по теме

Лозовая Любовь Леонидовна

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:

  • Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
  • Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;
  • Формирование алгоритмического подхода к решению задач;
  • Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;
  • Пропедевтика таких понятий, как множества;
  • Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Волшебный  компьютер» составлена на основе  программы курса информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 1 -4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, в соответствии с ФГОС.

Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Актуальность данной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система внеурочной деятельности учащихся  должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:

  1. Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
  2. Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;
  3. Формирование алгоритмического подхода к решению задач;
  4. Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;
  5. Пропедевтика таких понятий, как множества;
  6. Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.

Основные задачи программы:

  1. формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
  2. формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
  3. формирование понятий существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;
  4. формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
  5. привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Программа “Волшебный компьютер  ” представляет собой пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:

  1. системность;
  2. гуманизация;
  3. междисциплинарная интеграция;
  4. дифференциация;
  5. дополнительная мотивация через игру.

Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10–15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.


Тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

в т.ч. п\р

1

Введение  

2

2

2

Развитие внимания.

6

3

3

Введение в логику  

25

24

4

Итоговое повторение  

1

1

итого

34

30


Содержание занятий

Введение  2 часа

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете по картинкам. Сказка “Компьютерная школа”. Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.

Практические занятия:

  1. Paint –  проект « Нельзя»;
  2. Paint –  проект « Рисуем лето»

Развитие внимания. – 6 часов

Развитие внимания. Формирование понятий: вверх, вниз, вправо, влево:

  1. Игра «Лабиринт»;
  2. Игра  « Внимание» ;
  3. Игра « Кошки  - мышки»;
  4. Игра «Путешествие   по клетчатому полю»;
  5. Игра « Помоги колобку»;

 Решение задач на развитие образного и логического мышления.

Практические занятия:

  1. Тренажер мыши;
  2. Paint « Мы рисуем осень»;
  3. Paint –  проект « Собери картинку»;

Введение в логику – 25 часов

Знакомство с множествами. Вложенность множеств. Общий признак для группы предметов. Выделение существенного признака предмет Выделение существенного признака группы предметов. Выявление закономерностей в расположении предметов. Решение логических задач на выявление закономерностей в расположении предметов.

  1. Игра « Предмет - множество»;
  2. Игра « Множество – предметы»;
  3. Игра « Поиск «лишнего» предмета в группе предметов»
  4. Игра « Третий лишний».
  5. Программа « Последовательности»;

Практические занятия;

  1. Paint- проект «Орнамент»;
  2. Paint- проект « Лесные ягоды»;
  3. Paint- проект « Зачеркни число»( инструмент линия);
  4. Paint- « Кто лишний»( инструмент заливка);
  5. Paint- проект « Найди отличие»;
  6. Paint- проект « Поверни»( команда – отражение и поворот);
  7. Paint- проект « Дорисуй»;
  8. Paint –проект « Выяви закономерность».

Логика и конструирование. Программа « Конструктор»

Практические занятия:

  1. Paint . Построение « Танаграм»;
  2. Paint – « Квадрат Монтессори»
  3. Paint – « Парусники»;
  4. Paint – « Раскрась кружок».

Логика и математика. Программа « Калькулятор»

  1. Paint – проект « Раскрась картинку»;
  2. Paint- проект «Найди путь»;
  3. Paint- проект «Реши».

Логика и русский язык. Урок загадок.

Программа « Россыпь». Программа « Русландия». Клавиатурный тренажер.

  1. Игра « Угадай словечко».
  1. Игра « Реши кроссворд»
  2. Игра « Вспомни сказку»

Практические занятия:

  1. Paint « Собери картинку»;
  2. Paint « Нарисуй отгадку»;
  3. Paint- проект « Угадай»
  4. Paint- проект « Придумай ребус»

Подготовка к введению понятия  симметрия». Симметрия.

  1. Игра « Путешествие в страну  Зазеркалье»;
  2. Игра « Страна симметрия» ;

Практические занятия :

  1. Paint- проект « Нарисуй бабочку»

Итоговое повторение  - 1 час


 Планируемые результаты

На конец 2 года обучения мы можем говорить  о формирования результатов освоения программы по курсу «Волшебный компьютер». В связи с этим можно выделить основные направления работы  по формированию универсальных учебных действий.

Личностные

  1. внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  2. принятие образа «хорошего ученика»;
  3. положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Волшебный компьютер»;
  4. способность к самооценке;
  5. начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные

Познавательные 

  1. формирование навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  2.  сбор информации;
  3. обработка информации (с помощью  ИКТ); 
  4. анализ информации;
  5. передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  6. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  7. использовать  общие приёмы решения задач;
  8. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  9. моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
  10. подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  11. синтез;
  12. сравнение;
  13. классификация по заданным критериям;
  14. установление аналогий;
  15. построение рассуждения.

Регулятивные

  1. начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; 
  2. преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  3. ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  4. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  5. умение выполнять учебные действия в устной форме;
  6. использовать речь для регуляции своего действия; 
  7. сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  8. адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  9. выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  1. работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  2. ставить вопросы;
  3. обращаться за помощью;
  4. формулировать свои затруднения;
  5. предлагать помощь и сотрудничество;
  6. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  7. слушать собеседника;
  8. договариваться и приходить к общему решению;
  9. формулировать собственное мнение и позицию;
  10. осуществлять взаимный контроль;
  11. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Список литературы

  1. Авторская программа курса Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”;
  2. Поурочные разработки занятий  курса Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”;
  3. О, Холодова « Юным умникам и умницам» Информатика, логика, математика. Методическое пособие 2 класс, Москва РОСТ книга, 2007г.;
  4. Тетрадь с заданиями для развития детей « Игровая информатика»

                                     (часть 1, часть 2);

  1. СD « Страна « Фантазия»;
  2. CD « Информатика»;


Утверждено

приказом  МБОУ СОШ №2

г.Шахтерска  от 04.09. 2012

№ 238 -А

Календарно – тематическое планирование



Тема занятия

Количество часов

Дата проведения         

Теория

практика

план

факт


Введение  2 часа

1

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Paint –  проект « Нельзя»

( придумай что нельзя в компьютерном классе»

0.5

0,5

2

Устройства и возможности ПК .

Сказка « Компьютерная школа»

Paint –  проект « Рисуем лето»

0,5

0,5


Развитие внимания - 6 часов

3\1

 Игра «Лабиринт»( формирование понятий :«вверх», « вниз», «влево»,  «вправо».)

Тренажер мыши

0,5

0,5

 

4\2

Игра  « Внимание» »( формирование понятий :«вверх», « вниз», «влево»,  «вправо».)

Paint « Мы рисуем осень»

0,5

0,5

5\3

 Игра « Кошки  мышки»( формирование понятий :«вверх», « вниз», «влево»,  «вправо».)

Paint –  проект « Собери картинку»

0,5

0,5

6\4

Путешествие   по клетчатому полю.

( формирование понятий :«вверх», « вниз», «влево»,  «вправо».)

Тренажер мыши

0,5

0,5

7\5

Игра « Помоги колобку»( формирование понятий :«вверх», « вниз», «влево»,  «вправо».)

Paint –  проект « Орнамент»

0,5

0,5

8\6

 Игра « Помоги пингвиненку найти маму» Решение задач на развитие образного и логического мышления

0,5

0,5


Введение в логику  - 25 часов

9\1

Знакомство с множествами

Игра « Предмет- множество»;

Paint- проект « Снеговик»

0,5

0,5

10\2

Вложенность множеств.

 Игра « Множество – предметы»

Paint- проект « Матрешка»

0,5

0,5

11\3

Общий признак для группы предметов. Игра « Поиск «лишнего» предмета в группе предметов»

Paint- проект « Зачеркни число»

( инструмент линия)

0,5

0,5

12\4

Выделение существенного признака предмета. Игра « Третий лишний».

Paint- « Кто лишний»( инструмент заливка)

0,5

0,5

13\5

Выделение существенного признака группы предметов.

Paint- проект « Найди отличие»

0,5

0,5

14\6

Выявление закономерностей в расположении предметов

« Последовательности»

Paint- проект « Поверни»( команда – отражение и поворот)

0,5

0,5

15\7

 Решение логических задач на выявление закономерностей в расположении предметов.

Paint- проект « Дорисуй»

0,5

0,5

16\8

Решение логических задач на выявление закономерностей в расположении предметов .Программа « Счет»

0,5

0,5

17\9

Введение в логику.

Логика и русский язык.

Программа « Россыпь».

 Paint « Собери картинку»

0,5

0,5

18\10

Урок загадок.

Paint « Нарисуй отгадку»

0,5

0,5

19\11

Логика и русский язык

Paint . «Собери картинку»

0,5

0,5

20\12

Логика и конструирование

Paint . Построение

« Танаграм»

0,5

0,5

21\13

Логика и конструирование

Paint – « Квадрат Монтессори»

0,5

0,5

22\14

Логика и конструирование. Программа « Конструктор»

Paint – « Парусники»

0,5

0,5

23\15

Логика и конструирование.

Paint – « Раскрась кружок»

0,5

0,5

24\16

Логика и математика.

Paint – проект « Раскрась картинку»

0,5

0,5

25\17

Логика и математика

Paint- проект «Найди путь»

0,5

0,5

26\18

Логика и математика

Программа « Калькулятор»

0,5

0,5

27\19

Логика и русский язык.

Игра « Угадай словечко».

Paint- проект « Угадай»

0,5

0,5

28\29

Логика и русский язык.

Игра « Реши кроссворд»

 Программа « Русландия»

0,5

0,5

29\21

Логика и русский язык.

Paint- проект « Придумай ребус»

0,5

0,5

30\22

Логика и русский язык.

Игра « Вспомни сказку»

Клавиатурный тренажер.

0,5

0,5

31\23

Логические концовки. Игры со словами. Словарные цепочки

0,5

0,5

32\24

Подготовка к введению понятия  симметрия». Игра

« Путешествие в страну  Зазеркалье»

0,5

0,5

33\25

Симметрия. Игра « Страна симметрия»

Paint- проект « Нарисуй бабочку»

0,5

0,5

Итоговое повторение

34

Итоговое занятие

0,5

0,5

итого

17

17

итого

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой инструмент — компьютер» по информатике и ИКТ 5-6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой инструмент — компьютер» обще интеллектуального направления. Данная программа разработа для работы с следующим программным обеспечением: п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер» для 4 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Увлекательный мир компьютера"

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...