Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Увлекательный мир компьютера"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Увлекательный мир компьютера
программа внеурочной деятельности для детей старшего школьного возраста
(срок реализации 5 лет)
Составитель: А.М.Ибрагимова |
2018
Пояснительная записка
Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании внеурочного курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучение прикладных фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Дополнительная образовательная программа «Увлекательный мир компьютера» включает в себя следующие разделы:
- Пояснительная записка.
- Тематическое планирование.
- Содержание изучаемого курса.
- Ожидаемые результаты освоения программы.
- Описание материально-технического обеспечения.
- Методическое обеспечение программы.
- Список литературы.
Цели изучения дополнительной образовательной программы в основной школе:
- Формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
- Формирование у учащихся целостного представления о глобальном информационном пространстве;
- Создание собственных информационных ресурсов;
- Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами; умение соблюдать нормы информационной этики и права.
Задачи изучения дополнительной образовательной программы в основной школе:
- Систематизировать подходы к изучению информационных технологий;
- Сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпритацией и хранением информации;
- Дать представление о профессии дизайнера, web-дизайнера;
- Сформировать у учащихся знания и умения работать с графической информацией в изучаемых программах; умения разрабатывать и создавать дизайн рассматриваемого объекта;
- Сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.
С целью предоставления равных возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и индивидуальном подходе в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого ученика учитываются при планировании занятия
В программе предусмотрен резерв ( 5 часов, по 1 часу в каждом классе с 5 по 9), который планируется использовать для систематизации и обобщения изученного материала по дисциплине за год. в календарно-тематическом планировании фактическая дата может быть скорректирована за счет резерва в связи с: карантинными мероприятиями, курсовой подготовкой педагога без замены уроков, изменениями в расписании, болезнью учителя, выпадением учебных занятий на государственные праздники. При отсутствии данных обстоятельств часы резерва используются на организацию системного повторения.
Основополагающими принципами построения курса являются: целостность и непрерывность; научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность; концентричность в структуризации материала.
По учебному плану МКОУ «Владимировская средняя школа» на изучение курса отводится по 1 часу в неделю с 5 класса (всего 35 часов).
Материал курса не повторяет темы предмета «Информатика и ИКТ» в основной школе; однако некоторые темы расширяет и углубляет, давая возможность учащимся заниматься компьютерным творчеством и исследованием информационных моделей.
В основе внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
- Учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
- Обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- Разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- Гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности.
По окончании дополнительной образовательной программы к концу 9 класса школьники:
- Научатся использовать графические программы для создания графического компьютерного изображения;
- Овладеют основами двухмерной компьютерной мультипликации;
- Освоят способы создания печатной продукции;
- Овладеют практическими умениями и навыками работы в редакторах;
- Освоят технологию создания web-сайта и его размещение в сети Интернет с учетом пользовательских соглашений хостинга;
- Приобретут знания о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;
- Приобретут первоначальные знания о профессии дизайнера, web-дизайнера.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения дополнительной образовательной программы
Сформулированные цели реализуются через достижения образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов курса по информатике.
Личностные результаты:
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Практическому усвоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
- Развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
- Практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
При изучении дополнительной образовательной программы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, графикой, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме и в наглядно-символической форме;
- Заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты, изображения.
Школьники усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Школьники приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приемы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.
Школьники получат возможность научится строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а так же освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе ее сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
Учащиеся научатся:
- Основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- Давать определение понятиям;
- Устанавливать причинно-следственные связи;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- Работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи;
Учащиеся получат возможность научиться:
- Основам дизайна и web-дизайна;
- Ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий процессов, объектов;
- Организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Учащиеся научатся:
- Подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
- Соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер и т.д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
- Правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание, вырезание и т.д.);
- Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
- Выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
- Соблюдать требования техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ;
- Осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
- Проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;
- Проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
- Осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
- Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
- Создавать цифровые продукты с использованием специализированных компьютерных программ;
Учащиеся получат возможность научиться:
- Осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком;
- Различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
- Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;
- Создавать мультипликационные фильмы.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Учащиеся научатся:
- Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;
- Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужный информационные источники, размещать информацию в Интернете;
- Проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Взаимодействовать с партнерами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Смысловое чтение;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты:
- Умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «графика», «анимация», «программа», «дизайн»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и информатике;
- Умение описывать структуру сайта;
- Умение создавать и редактировать изображения;
- Умение создавать анимацию различными способами;
- Умение создавать дизайн и верстку печатного издания;
- Умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
- Навыки выбора способа представления данных в зависимости от поставленной задачи.
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
№ | Тема занятия | Форма занятия | Планируемый результат | Продукт | Общешкольное мероприятие | Межведомственное взаимодействие |
1. | Вводный урок. Информация. Компьютер. Техника безопасности при работе за компьютером. Правильная организация рабочего места. | Беседа, просмотр презентации «Техника безопасности», плакат «Техника безопасности» | Сформировать представление о правилах техники безопасности и правильной организации рабочего места, о предмете изучения; | Правила техники безопасности для учащихся | ||
2. | Как устроен компьютер | Беседа, показ презентации «Как устроен компьютер» | Сформировать представление об устройствах компьютера | Эскиз «Как устроен компьютер» | ||
3. | Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ | Беседа, Практическая работа | Сформировать представление о графическом интерфейсе – рабочий стол. Формирование умений управлять мышью. Ярлык. | |||
4. | Игра | Развитие логического мышления воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде. | ||||
5. | Освоение среды графического редактора Paint. Назначение графического редактора Paint. Компьютерная графика | Беседа, «круглый стол» | Умение выполнять простейшие действия в редакторе Paint. | Рисунок | ||
6-10 | Инструменты рисования. Настройка инструментов | Беседа, практическая работа, «круглый стол», свободное рисование | Умение выполнять простейшие действия в редакторе Paint. | Выставка рисунков | ||
11. | Игра»Конструирование из мозаики» | Игра | Развитие логического мышления | Поделки из мозаики | ||
12. | Турнир знатоков компьютера | Игра | Развитие творческих способностей, логическое мышление воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде. | Творческая работа | ||
13. | Конструирование из кубиков | «Круглый стол» | Развитие логического мышления | Модель из кубиков | ||
14. | Композиция из кубиков, мозаики | «Круглый стол» | Развитие логического мышления | Модель из кубиков | ||
15. | Практическая работа по теме: «Конструирование из мозаики» | Соревнования | Развитие логического мышления | Выставка работ | ||
16. | Общая характеристика текстового процессора. История обработки текстовых документов | Беседа | Сформировать представление о текстовом процессоре компьютера | |||
17. | Характеристики текстовых редакторов | Беседа, | Сформировать представление о текстовых редакторах компьютера | |||
18. | Объекты текстового документа и их параметры | Беседа, практическая работа за компьютером | Сформировать представление об объектах текстового документа и их параметрах | Текстовый документ | ||
19. | Текстовый редактор Блокнот. Ввод текста в редакторе Блокнот. | Беседа, практическая работа за компьютером | Умение работать в текстовом редакторе Блокнот | Документ, созданный в текстовом редакторе Блокнот | ||
20. | Редактирование текста | Практическая работа за компьютером | Умение работать в текстовом редакторе Блокнот и редактировать текст | Документ, созданный в текстовом редакторе Блокнот | ||
21. | Что скрывается в строке меню | «Круглый стол», практическая работа за компьютером | Умение хорошо ориентироваться в строке Меню | |||
22. | Действия с фрагментами текста | Практическая работа за компьютером | Умение работать с фрагментами текста | Документ, созданный в текстовом редакторе Блокнот | ||
23. | Сохранение данных на компьютере | Практическая работа за компьютером | Умение сохранять данный на компьютере | Сохраненные данные на компьютере | ||
24. | Игра «Умники и умницы» | Игра | ||||
25. | Текстовый редактор Microsoft Word | Беседа | Получение первоначальных знаний о текстовом редакторе Microsoft Word | Документ, созданный в текстовом редакторе Microsoft Word | ||
26. | Знакомимся с текстовым процессором Microsoft Word | Беседа, практическая работа | Как работает редактор, «первые шаги» в создании текста в Microsoft Word | Документ, созданный в текстовом редакторе Microsoft Word | ||
27-33. | Создание и редактирование текстового документа | Практическая работа за компьютером | Умение пользоваться панелью инструментов в документе Microsoft Word, умение редактировать текст | Документ, созданный в текстовом редакторе Microsoft Word | ||
34. | Викторина «Инфознайка» | Викторина | ||||
35. | Резервный урок |
Второй год обучения
№ | Тема занятия | Форма занятия | Планируемый результат | Продукт | Общешкольное мероприятие | Межведомственное взаимодействие |
1. | Вводный урок. Техника безопасности при работе за компьютером. Правильная организация рабочего места. | Беседа, просмотр презентации «Техника безопасности», | Сформировать представление о правилах техники безопасности и правильной организации рабочего места, о предмете изучения; | Правила техники безопасности для учащихся | ||
2. | Назначение приложения РowerPoint. Возможности и область использования приложения РowerPoint | Беседа, | Сформировать представление о программе РowerPoint, для чего нужны презентации | Презентация в РowerPoint | ||
3. | Объекты презентации | Беседа, Практическая работа за компьютером | Знать из каких частей состоит презентация | Слайд | ||
4. | Группы инструментов среды РowerPoint | Практическая работа за компьютером | Умение пользоваться панелью инструментов в программе РowerPoint | Слайд | ||
5. | Запуск и настройка приложения РowerPoint | Практическая работа за компьютером | Уметь настраивать приложение РowerPoint | Слайд | ||
6. | Назначение панели инструментов | Практическая работа за компьютером | Умение пользоваться панелью инструментов | Слайд | ||
7 – 14 | Базовая технология создания презентации. Выделение этапов создания презентаций | Практическая работа за компьютером, беседа | Создание презентации в РowerPoint | Презентация | ||
15 – 18 | Создание презентации «Времена года» | Практическая работа за компьютером | Создание презентации в РowerPoint | Презентация | ||
19. | Защита проектов | Конференция | Приобретение навыков защищать свой проект | Проект | ||
20. | Интерфейс Microsoft Office Publisher | Вводная беседа | Знать что такое Microsoft Office Publisher | Документ в Microsoft Office Publisher | ||
21. | Работа в Microsoft Office Publisher | Практическая работа за компьютером | Умение ориентироваться в программе Microsoft Office Publisher | Документ Microsoft Office Publisher | ||
22 - 30 | Установка параметров Publisher. Мастера и макеты публикаций | Беседа, Практическая работа за компьютером | Умение устанавливать, сохранять и изменять параметры в Microsoft Office Publisher | Документ Microsoft Office Publisher | ||
31. | Проект: “Визитка для директора” | Практическая работа за компьютером | Умение изготавливать визитки в Microsoft Office Publisher | Визитка | ||
32 - 33 | Проект: Создание открытки для мамы | Практическая работа за компьютером | Умение изготавливать открытки в Microsoft Office Publisher | Открытка | ||
34. | Защита проекта | Конференция | Усовершенствование навыков защищать проект | Проект | ||
35. | Резервный урок |
Третий год обучения
№ | Тема занятия | Форма занятия | Планируемый результат | Продукт | Общешкольное мероприятие | Межведомственное взаимодействие |
1. | Вводный урок. Техника безопасности при работе за компьютером. Правильная организация рабочего места. | Беседа, просмотр презентации «Техника безопасности», | Сформировать представление о правилах техники безопасности и правильной организации рабочего места, о предмете изучения; | Техника безопасности для учащихся | ||
2. | Конфигурация компьютера | «Круглый стол» | Знать что такое конфигурация компьютера | |||
3. | Корпус компьютера | Беседа, работа с корпусом компьютера | Знать из чего состоит корпус компьютера | Эскиз | ||
4. | Клавиатура. Мышь. | Беседа, практическая работа с клавиатурой, мышью | Знать из чего состоят мышь и клавиатура, уметь настраивать мышь и клавиатуру | Настройка параметров клавиатуры и мыши | ||
5. | Дисковод компьютера | Беседа, практическая работа | Знать как работает дисковод компьютера и воспроизводит диски | |||
6. | Процессор и материнская плата | Беседа, практическая работа | Знать для чего нужен процессор и материнская плата | |||
7. | Оперативная память. Жесткий диск | Беседа, практическая работа | Знать что такое оперативная память и жесткий диск. Для чего нужен жесткий диск | Сохраненная информация на жестком диске | ||
8. | Звуковая карта. Видеокарта | «Круглый стол» | Знать функции видеокарты, звуковой карты | |||
9. | Монитор. | Беседа | Приобрести умения настраивать монитор | |||
10. | Принтер. Сканер. | Беседа, практическая работа | Уметь пользоваться принтером и сканером, уметь настраивать функции печати и сканирования | Сканированные и распечатанные документы | ||
11. | Модем. | «Круглый стол» | Знать для чего нужен модем | |||
12. | Игра «Покупка компьютера» | Игра | Знать что нужно учитывать при покупке компьютера | «Покупка» компьютера | ||
13. | Электронные таблицы в Microsoft Excel | Вводная беседа | Иметь представление о таблицах Microsoft Excel | Таблица | ||
14 - 18 | Создание электронных таблиц Microsoft Excel | Практическая работа за компьютером | Приобрести умение создавать таблицы в Microsoft Excel | Таблица Microsoft Excel | ||
19-24 | Практическая работа «Создание электронных таблиц Microsoft Excel» | Практическая работа за компьютером | Приобрести умение создавать таблицы в Microsoft Excel | Таблица Microsoft Excel | ||
25 - 27 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | Беседа, практическая работа | Приобрести знания в области вирусов и антивирусных программ, уметь устанавливать антивирусные программы | Установка антивирусной программы | ||
28 | Что такое Интернет? История появления Интернета. | «Круглый стол» | Знать что такое Интернет, для чего нужен Интернет | Анкета | ||
29 | Сервисы Интернета | «Круглый стол», практическая работа за компьютером | Знать для чего нужны сервисы Интернета и как ими пользоваться | Работа в сервисах интернета | ||
28. | «Интернет и общество» | «Круглый стол» | Иметь представление о влиянии интернета на общество | Эссе | ||
30. | Диспут «Этика сетевого общения» | Диспут | Умение высказывать свое мнение | Мини-сочинения | ||
31. | Что такое браузер? Поиск нужной информации в интернете | Практическая работа | Знать виды браузеров, функции, умение пользоваться браузерами | Установка браузера на ПК | ||
32. | Информационная технология поиска информации в Интернете | «Круглый стол», практическая работа за компьютером | Умение находить нужную информацию в сети Интернет | Поиск информации | ||
33. | От индустриального общества к информационному | «Круглый стол» | Понимать как изменилось общество с появлением Интернета | Эссе | ||
34. | Этические и правовые нормы информационной деятельности людей | «Круглый стол» | Знать этические и правовые нормы информационной деятельности людей | Сочинение | ||
35. | Резервный урок |
Четвертый год обучения
№ | Тема занятия | Форма занятия | Планируемый результат | Продукт | Общешкольное мероприятие | Межведомственное взаимодействие |
1. | Вводный урок. Техника безопасности при работе за компьютером. Правильная организация рабочего места. | Беседа, просмотр презентации «Техника безопасности», | Сформировать представление о правилах техники безопасности и правильной организации рабочего места, о предмете изучения; | Техника безопасности для учащихся | ||
2. | Что такое издательское дело? Использование программных средств для создания издательской продукции | «Круглый стол» | Сформировать представление о издательском деле, знать какие используются программные средства в издательском деле | Проект «Свое издательское дело» | ||
3 - 7 | Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (word). Основы работы. | Практическая работа за компьютером | Знать как используется word в издательском деле | Печатные шаблоны | ||
8 – 10 | Создание публикации «Школьная газета» | Практическая работа за компьютером | Умение создавать газету в программе word | Газета | ||
11 - 15 | Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (publiser). Основы работы. | Практическая работа за компьютером | Умение создавать публикации в программе publiser | Публикация | ||
16 – 18 | Создание публикации. Буклет «Вредные привычки» | Практическая работа за компьютером | Умение создавать буклеты | Буклет | Выставка буклетов | |
19 – 26 | Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Scribus). Основы работы. | Практическая работа за компьютером | Умение создавать публикации в Scribus | Публикация | ||
27 – 32 | Создание публикации | Практическая работа за компьютером | Умение создавать публикации в Scribus | Публикация | Выставка публикаций | |
33. | Игра «Спаси компьютер от вируса» | Игра | Сформировать представление о компьютерных вирусах и антивирусных программах» | |||
34. | Викторина «Турнир пользователей» | Викторина | Сформировать Интернет-к омпетентность учащихся при работе в Интернете | |||
35. | Резервный урок |
Пятый год обучения
№ | Тема занятия | Форма занятия | Планируемый результат | Продукт | Общешкольное мероприятие | Межведомственное взаимодействие |
1. | Вводный урок. Техника безопасности при работе за компьютером. Правильная организация рабочего места. | Беседа, просмотр презентации «Техника безопасности», | Сформировать представление о правилах техники безопасности и правильной организации рабочего места, о предмете изучения; | Техника безопасности для учащихся | ||
2 – 6 | Создание gif-анимации в программе Adobe Image Ready | Беседа, практическая работа | Сформировать представление о программе Adobe Image Ready | gif-анимация | ||
7. | Дизайн web-страниц и виды сайтов. | Беседа | Познакомить детей с видами сайтов, знать что такое web-страница, дизайн | Эскиз дизайна | ||
8. | Технологические особенности web-дизайна. Профессиональные приемы создания страниц | «Круглый стол» | Познакомить с особенностями web-дизайна | Примерные наработки детей по web-дизайну страниц | ||
9. | Графические эффекты. Профессиональные ресурсы Интернета | Практическая работа за компьютером | Познакомить детей с графическими эффектами и профессиональными ресурсами Интернета для создания сайта | Эссе | ||
10. | Профессия web-дизайнера | «Круглый стол» | Познакомить детей с профессией web-дизайнера | Эссе | ||
11. | Что такое web-сайты? Обзор программных средств для создания web-сайтов. | «Круглый стол» | Познакомить с программными средствами для создания сайтов | «Инструкция создания сайта» | ||
12. | Редакторы сайтов. Рабочее пространство редактора. Создание web-узлов и документов | «Круглый стол» | Познакомить с профессией редактора сайта | Мини-сочинение | ||
13 – 18 | Основы HTML. Что такое HTML-код? Редактирование HTML-кода. | Беседа, практическая работа за компьютером | Познакомить с основами HTML, уметь редактировать HTML-код | Отредактированный HTML-код | ||
19. | Основы Web –дизайна | «Круглый стол» | Познакомить с основами Web –дизайна | Эскиз | ||
20. | Размещение, “раскрутка” и поддержка сайта в сети. | «Круглый стол» | Уметь «раскручивать» и поддерживать сайты в сети | Эссе | ||
21 - 24 | Проектирование сайта. | Практическая работа за компьютером | Уметь проектировать свой сайт | Проект сайта | ||
25. | Защита проектной работы. | Конференция | Усовершенствование навыков защищать проект | Проект | ||
26. | Рабочий экран Adobe PhotoShop | «Круглый стол» | Знать что такое программа Adobe PhotoShop, для чего она нужна | Файлы, созданные в программе Adobe PhotoShop | ||
27 - 34. | Редактирование изображения в Adobe PhotoShop | Практическая работа за компьютером | Умение работать со слоями, масками, каналами и выделенными областями | Файлы, созданные в программе Adobe PhotoShop | ||
35. | Резервный урок |
Содержание дополнительной образовательной программы
Первый год обучения
Техника безопасности.
Текстовый редактор Блокнот
Набор и редактирование текста. Вставка, удаление и замена символов. Вставка и удаление пустых строк. Действие с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.
Текстовый редактор WordPad
Оформление абзаца и заголовка. Изменение размера и начертание шрифта. Метод выравнивания. Панель форматирования. Форматирование абзаца. Ввод и загрузка текста. Нумерованные и маркированные списки.
Текстовый редактор Microsoft Word
Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Включение в текстовый документ графических объектов.
Обучение работе на компьютере
Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.
Освоение среды графического редактора Paint
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Редактирование рисунков
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.
Точные построения графических объектов
Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие пиктограммы.
Преобразование рисунка
Отражения и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка.
Конструирование из мозаики
Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.
Второй год обучения
Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Publiser). Основы работы. Правила выбора шаблона. Изменение шаблона. Верстка на основе шаблона. Работа с различными видами объектов. Создание публикации.
Назначение приложения РowerPoint
Возможности и область использования приложения РowerPoint . Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды РowerPoint. Запуск и настройка приложения РowerPoint. Назначение панелей инструментов.
Базовая технология создания презентаций
Выделение этапов создания презентаций. Создание фона, создание текста, вставка рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка анимации рисунков, запуск и отладка презентации.
Создание презентаций
Постановка задачи на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.
Третий год обучения
Табличный процессор Microsoft Excel. Знакомство с элементами программы Excel. 3. Создание формулы в Excel. Использование функций в Excel.Форматирование в программе Excel.Выравнивание содержимого ячеек Excel.. Изменение текста в программе Microsoft Excel.
Информация в жизни человека, интернет, его роль в жизни человека. Программы поиска информации, панели инструментов, открытие окна, завершение работы в программе. Копирование текста, рисунка, сохранение и редактирование информации. Защита компьютера. Вирусы и антивирусы.
Четвертый год обучения
Использование программных средств для создания издательской продукции.
Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Word). Основы работы. Макеты страниц. Колонки. Работа с изображениями. Страничные блоки. Особенности верстки в программе. Создание публикации. Внеурочная программа для учащихся 5 – 9 классов
Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Scribus). Основы работы. Подготовка к работе. Блоки изображения. Текстовые блоки. Табличные блоки. Работа со слоями страницы. Макетирование нескольких страниц. Текстовые эффекты. Фигуры для текста. Создание публикации
Пятый год обучения
Создание gif – анимаций в программе Adobe ImageReady. Назначение и основные возможности. Создание кадра. Настройка мультипликации.
Дизайн WEB-страниц и виды сайтов. Технологические особенности WEB-дизайна. Профессиональные приемы создания страниц. Графические эффекты. Профессиональные ресурсы Internet. Профессия WEB-дизайнера.
Расширение стандарта Hyper Text Markup Language (HTML). Понятие кадра-фрейма. Гипертекстовые переходы внутри и между фреймами.
Дизайнер — художник и конструктор. Цветовые изображения и их характеристики. Дизайн. Цвет в web-дизайне. Правила художественного и технического дизайна. Пропорциональность изображения. Золотое сечение. Композиция изображения. Использование цвета, цветовые веса. Создание фона.
Использование программных средств для создания Web-сайтов. Adobe DreamWeaver. Обзор программных средств для создания WEB-сайтов. Основы работы в DreamWeaver. Рабочее пространство редактора. Создание WEB – узлов и документов. Подготовка документов. Редактирование HTML – кода. Режимы работы объектов.
Создание персонального WEB-сайта. Размещение HTML-документа на сервере. Выработка контента (содержимого) WEB-сайта и разработка его структуры. Создание WEB-сайта с использованием редактора DreamWeaver. Регистрация адреса. Выгрузка сайта (соглашения и правила). Фильтры DHTML.
Программа Adobe Photoshop. Редактирование графических изображений в растровом редакторе.
Создание и сохранение файлов. Палитры изображения. Способы выделения изображений. Выделение объектов сложной конфигурации в режиме быстрой маски. Операции с изображениями: удаление, копирование, перемещение. Контур, маска, слой, фильтр изображения. Приемы ретуши. Трансформация изображения. ЗО-трансформация. Оформление тени объекта с помощью дубликата слоя. Работа с текстом в Adobe Photoshop. Текстура, текстовые эффекты. Коррекция фотоизображений. Создание фотомонтажа. Фотокоррекция и фотомонтаж. Печать изображений. Сканирование (оцифровка) изображений.
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения:
Обучающиеся научатся:
• определять особенности векторной графики;
• использовать панели инструментов;
• изменять свойства объектов из замкнутой и незамкнутой линий;
• устанавливать параметры страницы;
• изменять ориентацию и размер бумаги;
• выполнять операции с объектами;
• выполнять изменения контура объектов;
• отличать и выполнять различные типов заливок;
• отличать цветовые модели;
• использовать разновидности текста;
• размещать текст вдоль кривой;
• обрабатывать текст: перемещение, масштабирование, растягивание, сжатие, использование инструмента «форма»;
• изменять свойства эффектов;
• создавать макет страницы (будущего документа) в зависимости от типа документа;
• использовать направляющие для выравнивания и точного размещения объектов;
• применять выделение объектов несколькими способами;
• получать результат, применяя логические операции над объектами;
• выполнять операции: изменять размер, скос, перемещение, зеркальное отображение, копирование;
• уметь изменять порядок наложения объектов;
• преобразовывать типы узлов;
• применять и изменять свойства контура;
• использовать различные типы заливок, применять шаблоны;
• выбирать модели цвета и применять палитры;
• вводить простой и фигурный текст и редактировать их;
• размещать текст вдоль кривой;
• применять к тексту различные типы заливок и цвет контура;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений;
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых
и этических норм;
• основам векторного дизайна;
• ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
• создавать средствами векторного редактора печатную продукцию.
К концу второго года обучения:
Обучающиеся научатся:
- способы представления графической информации в компьютере; объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации.
- назначение, основные возможности, основные объекты графического редактора и допустимые над ними операции, уметь их применять для создания и редактирования изображений;
- владеть умениями создавать растровое графическое изображение, графические примитивы средствами векторной графики, иметь представление об интерфейсе программы Paint, WORD.
Учащиеся должны уметь: создавать графические объекты с использованием мастера MS Publisher, эстетически грамотно оформлять выполненную работу.
- назначение программы MS PowerPoint;
- возможности презентационных программ;
- основные требования к мультимедиа проектам;
- мультимедиа технологии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пользоваться инструментами и возможностями программных средст для создания издательской продукции;
• создавать макеты страниц в MsWord, Scribus;
• выполнять операции при размещении текста в колонках;
• создавать и редактировать текстовые блоки;
• создавать и редактировать табличные блоки;
• размещать графические объекты на страницах печатных публикаций;
• изменять шаблон верстки в Ms Publiser;
• выполнять операции с различными видами объектов при верстки печатной продукции;
• уметь работать со слоями страницы в Scribus;
• макетировать несколько страниц в Scribus;
• применять эффекты для текста;
• использовать во время верстки текста фигуры;
• разрабатывать дизайн и создать печатные публикации.
К концу третьего года обучения:
Обучающиеся научатся:
Построение диаграмм. Печать таблиц и диаграмм. Основные приемы работы со списком. Специальные возможности MS Excel.
Работать в Excel с формулами и функциями.
Оформлять электронных таблиц. Манипуляции с ячейками.
Узнают что такое сеть Интернет.
Что такое компьютерный вирус.
Что такое антивирусная программа.
Разновидности антивирусных программ.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создавать макеты таблиц в Eхcel
• выполнять операции при размещении текста в колонках;
• создавать и редактировать текстовые блоки;
• создавать и редактировать табличные блоки;
К концу четвертого года обучения:
Обучающиеся научатся:
• пользоваться инструментами и возможностями программных средств для создания издательской продукции;
• создавать макеты страниц в MsWord, Scribus;
• выполнять операции при размещении текста в колонках;
• создавать и редактировать текстовые блоки;
• создавать и редактировать табличные блоки;
• размещать графические объекты на страницах печатных публикаций;
• изменять шаблон верстки в Ms Publiser;
• выполнять операции с различными видами объектов при верстки печатной продукции;
• уметь работать со слоями страницы в Scribus;
• макетировать несколько страниц в Scribus;
• применять эффекты для текста;
• использовать во время верстки текста фигуры;
• разрабатывать дизайн и создать печатные публикации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений;
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
• основам создания печатной продукции;
• ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• разрабатывать и создавать печатную продукцию
К концу пятого года обучения:
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск информации в Internet;
• сохранить информацию в необходимом формате;
• готовить текст и иллюстрационный материал для сайта;
• осуществлять разметку страницы;
• пользоваться фреймовыми технологиями;
• использовать для создания сайта все необходимые теги;
• пользоваться средствами Web-редактора для написания страницы;
• создавать страницу, использовать гиперссылки, форматировать текст, пользоваться таблицами;
• редактировать HTML-код;
• использовать CSS для расположения элементов на web-странице;
• менять любое визуальное свойство объекта - цвет, размер, видимость и другое;
• применять фильтры для получения нужных эффектов;
• создавать динамические стили.
• создавать кадр;
• настраивать мультипликацию в кадре;
• разработать и создать WEB-сайт с использованием редактора DreamWeaver на выбранную тему;
• подготовить и опубликовать свой сайт в Internet.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений;
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых
и этических норм;
• основам web-дизайна;
• ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
• разрабатывать, создавать и размещать в сети Интернет web-сайты.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая CD-ROM, сканеры, модемы, редактор HTML – документов DreamWeaver, графические редакторы Adobe PhotoShop, Corel Draw, Macromedia Flash и др.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения.
персональный компьютер;
интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
сканер;
колонки;
принтер;
уставлено лицензионное программное обеспечение для освоения всех разделов курса и/или свободно распространяемое программное обеспечение (AdobePhotoShop, CorelDraw / Inscape, Adobe Flash, Microsoft Word / Microsoft Publisher / Scribus, Adobe DreamWeaver).
Методическое обеспечение
Наглядные пособия по курсу.
- видеоуроки по темам курса;
- ЭОРы по всем темам курса;
- графический материал для выполнения всех практических заданий курса;
- раздаточный теоретический материал для освоения всех разделов курса.
Список литературы
1. http://ab-w.net – сайт «100% самоучитель по сайтостроению»
2. http://allmanuals.ucoz.ru – сайт «Огромный архив мануалов и учебников»
3. http://animashky.ru – сайт видеоуроков анимации
4. http://compteacher.ru – сайт «Компьютерные видеоуроки в on-line»
5. http://corelvideo.ru – сайт «Сетевой образовательный центр Corel»
6. http://denweb.ru – сайт «Уроки HTML, CSS, Верстка, SEO»
7. http://dweb.ru – сайт «Дизайн Web»
8. http://easyflash.org – сайт «Flash обучение»
9. http://egorch.ru – сайт «Видеоуроки»
10. http://egraphic.ru – сайт «Все для дизайна. Photoshop уроки, уроки фотошоп»
11. http://flash.demiart.ru – сайт «Уроки Flash»
12. http://graphic-help.ucoz.ru– сайт «Уроки по web-дизайну»
13. http://greentown.h1.ru– сайт «Web-мастеру с самого начала»
14. http://http://coreldrawgromov.ru – сайт «Самоучитель в Corel Draw»
15. http://i2r.ru/– сайт «Библиотека ресурсов интернет индустрии - I2R»
16. http://lessonsflash.ru – сайт «Уроки Flash»
17. http://photoshop-master.ru– сайт «Уроки Фотошоп»
18. http://quicktuts.ru – сайт «Уроки Фотошоп»
19. http://ru.html.net – сайт «Уроки HTML»
20. Гиз К., Холмс А. Основы Web-дизайна: вспомогательное руководство. – М.: ВИЛЬЯМС, 2012.
21. Интернет. Энциклопедия, 5-е изд. Под редакцией Мелиховой Л.Г. – С-Пб.: ПИТЕР, 2010.
22. Китинг Джоди Flash MX. Искусство создания web-сайтов. –М.: DialSoft, 2012.
23. Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Современный самоучитель работы в сети Интернет. Быстрый старт.: Практическое пособие. –М.: ТРИУМФ, 2008.
24. Олман Р. CorelDraw 13. Полное руководство. – М.: ЭНТРОП, 2011.
25. Стразницкас М. Эффективная работа с Photoshop CS. Графика для Web. — М.: 2011.
26. Фок Б. Internet с самого начала 4-е изд. – С-Пб.: ПИТЕР, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/05/picture-347398-1386265464.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки» 4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-475775-1477815899.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"
Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/04/picture-431763-1396623569.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой инструмент — компьютер» по информатике и ИКТ 5-6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой инструмент — компьютер» обще интеллектуального направления. Данная программа разработа для работы с следующим программным обеспечением: п...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1293306-1606602465.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004687-1517407065.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...