Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Лифатова Светлана Сергеевна

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Лучшее средство вступить в мир национальной  культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Такой шаг дает возможность познакомить учеников со складом мышления родного народа, раскрывает значимость Слова в жизни человека Древней Руси, помогает подготовиться к осознанному восприятию письменной словесности.  Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор славянскую мифологию, в яркую и неповторимую историю славянских народов. Что мы знаем обо всем этом? Изучение программы курса "Мы – славяне!" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, славянская мифология, поверия, суеверия и предрассудки русского народа, духи и существа древних славян, человеческая жизнь от смерти до рождения, быт русского народа, календарь языческих праздников, ритуалы и обряды, герои сказаний древних славян — обо всем этом пойдет речь на занятиях курса.

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ литературных произведений позволит учащимся определить причины устойчивого обращения писателей к мифологическим мотивам и образам, расширит читательский кругозор, повысит культуру чтения, сформирует устойчивый интерес к мифологии и устному народному творчеству как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры.

Курс "Мы – славяне!"  интегрированный, так как тесно связан с другими школьными предметами: историей, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, биологией, географией.

II ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С детских лет входит в наше сердце глубокая привязанность к родным местам. «Поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не потеряют непостижимой власти над человеком, они помогают возгораться искрам любви к Отечеству». - писал  К.Д. Ушинский. С чего начинается Отечество, Родина? Родина начинается с любви к ней. Для этого надо познать историю, нравственные и духовные богатства своей родной земли.

                В древней Лаврентьевской летописи 750 лет назад написаны рукой неизвестного монаха строки: «О светло-светлая, и прекрасно укрепленная земля Русская! Многими красотами прославлена ты, озерами многими славишься, реками и источниками местно чтимыми, горами, крупными холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская…»

                Чтобы сохранялось и дальше это чувство гордости, национального самосознания, необходимо больше уделять внимание изучению национальной культуры. Это способствует одновременно увеличению интереса учащихся к истории как к науке.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Лучшее средство вступить в мир национальной  культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Такой шаг дает возможность познакомить учеников со складом мышления родного народа, раскрывает значимость Слова в жизни человека Древней Руси, помогает подготовиться к осознанному восприятию письменной словесности.  Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор славянскую мифологию, в яркую и неповторимую историю славянских народов. Что мы знаем обо всем этом? Изучение программы курса "Мы – славяне!" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, славянская мифология, поверия, суеверия и предрассудки русского народа, духи и существа древних славян, человеческая жизнь от смерти до рождения, быт русского народа, календарь языческих праздников, ритуалы и обряды, герои сказаний древних славян — обо всем этом пойдет речь на занятиях курса.

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ литературных произведений позволит учащимся определить причины устойчивого обращения писателей к мифологическим мотивам и образам, расширит читательский кругозор, повысит культуру чтения, сформирует устойчивый интерес к мифологии и устному народному творчеству как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры.

Курс "Мы – славяне!"  интегрированный, так как тесно связан с другими школьными предметами: историей, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, биологией, географией.

Объем программы:

Программа рассчитана для учащихся 5 класса, на 1 год обучения.

 На  реализацию курса «Мы – славяне!»  в  5  классе  отводится   70 часов  в год  ( 2  часа  в  неделю).

Основные цели курса :

  • обеспечить углубленное изучение школьниками культурного наследия Древней Руси;
  • формировать у школьников гуманитарное мировоззрение, эстетический вкус, интерес к русской истории и ценностям отечественной культуры;
  • дать ученикам представление о языческих верованиях древних славян как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедших отражение в фольклоре и художественной литературе, развитие духовной культуры детей и творческого воображения подростков, расширение их художественного и общекультурного кругозора.

Задачи курса:

  • Формировать умение ставить проблему (гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации.
  • Ориентировать деятельность учащихся на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности.
  • Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям. Воспитывать любовь к дому, близким. Заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в человеке существенные стороны культуры.
  • Способствовать формированию умения учащихся собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, прививать навыки библиографической работы.

Образовательные:

  • Формирование у учащихся теоретического знания о народной культуре;
  • Формирование представлений о многогранности мира человеческих ценностей и взаимоотношений, выраженных в народной культуре;
  • Формирование через познание народной культуры общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе;
  • Учить учащихся выражать свои чувства, мысли с помощью изобразительного искусства, литературного творчества, пения, танца, музыки, технического творчества;
  • Учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания о народной культуре на практике.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество;
  • Содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;
  • Способствовать гармоничной социальной адаптации ребенка через участие в коллективном творчестве.

Воспитательные:

  • Формирование мировоззренческих позиций, основанных на общечеловеческих ценностях;
  • Осознание каждым учеником себя равноценной частью человечества, наследником огромного духовного богатства, заложенного в народной культуре;
  • Способствовать философскому осмыслению мира и роли человека в нем.

        

С учетом современных требований к знаниям, умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием объяснения написанного, то есть графическое выражение хода мысли учащихся.

Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа, товарища. Пополнять словарный запас – тоже задача курса.

      Типы уроков и формы проведения занятий: лекция, практикумы, работа с художественной литературой, игра, мастер-классы по изготовлению куклы, оберега, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности уч-ся при освоении материалов курса.

     Учитываются интересы учащихся, возможности и способности, индивидуальные особенности.

     Виды контроля: уровень подготовки учащихся определяется по результатам творческих письменных работ, устных сообщений в конце года, защиты проекта в конце года.

Формы и методы, используемые в работе по программе.

  1. Словесные методы:
  • рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
  • вопросы, разъяснения,  заучивание потешек, прибауток, закличек;
  • использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
  • интеллектуальные и дидактические игры.

2. Наглядные методы:

  • использование экспонатов, подлинных вещей;
  • просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов  о русском быте.

3. Практические методы:

  • использование русских народных песен и танцев;
  • проведение русских народных игр;
  • использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
  • применение игрушек и изделий народных промыслов;
  • разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование

различных инструментов и материалов для изображения.

4. Методы контроля: ролевые игры, выполнение изделий.

Формы:

  1.  Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные.

  2.  Совместная деятельность.

  3.  Праздники народного календаря и развлечения.

  4.  Наблюдения в быту и природе.

  1. Экскурсии в музей.
  2. Организация конкурсов рисунков и поделок.
  3. Посещение тематических выставок.
  4. Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
  5. Защита проектов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 5 класса

Учащиеся должны знать:

  1. что такое народная культура,
  2. иметь представление о национальном характере славян,
  3. традициях семьи, об укладе деревенской жизни, о нравственных ценностях;
  4. народные ремёсла и промыслы России; 
  5.  об истории происхождения славян, об их древних сказаниях, пантеоне богов, праздниках, мифах о человеке;
  6. календарные обряды и обрядовый фольклор;
  7. быт русского народа, устои, традиции;
  8.  особенности архитектуры первых русских городов и обустройство дома;
  9. традиции народной медицины.

Учащиеся должны уметь:

  1. использовать дополнительную литературу, интернет;
  2.  использовать русские народные традиции в практической деятельности;                                    
  3. разрабатывать несложные элементы, композиции декоративного оформления предметов быта и одежды.                                                                                                    
  4. Применять результаты исследовательской деятельности для создания индивидуальных или групповых проектов;
  5. полученные знания и умения в жизни (нормы современного общения и этикета, соблюдение норм и традиций народной культуры, обучение, саморазвитие, оценка своей деятельности, самоконтроль).

Личностные результаты:

1. сформированность основ гражданской идентичности личности;

2. готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3. сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

Предметные результаты:

1. Ученики знакомы с историей и культурой своей страны.

2. Любят и хранят национальную культуру.

3. Знают, как объясняли язычники таинственную связь окружающих их явлений.

4.Знают мифы древних славян.

5.Знают особенности славянского календаря, основные календарные обряды и обычаи.

Метапредметные результаты:

1. способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

2. способность к сотрудничеству и коммуникации;

3. способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

№ п/п

Содержание курса

Кол-во часов

практических

теоретических

1

Первое знакомство с древними славянами

4

5

2

О земном и небесном мироустоянии

16

4

3

Легендарная география славян.

4

1

4

Славянский город и жилище

5

-

5

Мой род – моя крепость

3

2

6

По одежке встречают

6

2

7

Не только красота

5

2

8

Мужская гордость

10

1

        Содержание занятий

1 раздел (9 ч.)

Первое знакомство с древними славянами

Знакомство с курсом.  Происхождение славянских племен. Расселение. Общественный строй славян. Основные занятия.

 

2 раздел (20 ч.)

О земном и небесном мироустоянии

Мифы и предания древних славян. Знакомство с циклом  важнейших языческих богов.  Темные боги. Славянские мифические существа. Былинные богатыри

3 раздел (5 ч.)

Легендарная география славян

Изучение географических названий и мест, упомянутых в славянской мифологии.

4 раздел (5 ч.)

Славянский город и жилище

Древнейшие поселения. Появление городов. Планировка города. Особенности и отличительные признаки славянских городов. Строительство дома и обычаи с ним связанные.   Внутреннее убранство жилища.  Правила выбора места для постройки дома.

5 раздел (5 ч.)

Мой род – моя крепость

Большая древнерусская семья и обязанности в ней. Правила воспитания детей.   Близкие и дальние родственники. Свадебный обряд древних славян. Приметы и обычаи при рождении ребенка. Основные праздники славян. Время и правила празднования. Русские народные игры.

6 раздел (8 ч.)

По одежке встречают

Знакомство с ткацким станом, прялкой и другими орудиями для прядения и ткачества.

Знакомство с разновидностями тканей и материалов для их изготовления. Беление и крашение. Основные виды одежды: рубаха, одёжа, порты, пояс, штаны, шапка, сарафан, понева. Головной убор. Виды обуви.

7 раздел (7 ч.)

Не только красота

 Виды украшений - бусы, гривны, кольца, браслеты. Обереги. Мастер-класс по изготовлению оберега.

8 раздел (11 ч.)

Мужская гордость

 Оружие ближнего боя – мечи, копья, сабли, топорики, кистень, булава. Оружие дальнего боя - лук, стрелы. Разновидности  доспехов.

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Кол-во часов

Основное содержание

Дата проведения

план

факт

РАЗДЕЛ 1. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ДРЕВНИМИ СЛАВЯНАМИ (9 ч.)

1

Вводное занятие

1

Знакомство с курсом

3.09

2

Восточнославянские племена

1

Знакомство с племенами восточных славян. Составление карты расселения славянских племен.

5.09

3

Н.М. Карамзин «История государства Российского».

1

Комментированное чтение рассказов о славянских племенах, о древних русских городах, о характере древних славян.

10.09

4

Соседи славян.

1

Знакомство с племенами – соседями славян. Выяснение того, какое влияние они оказывали друг на друга.

12.09

5

Повесть временных лет

1

Знакомство с летописью как историческим источником. Чтение и анализ отрывков из летописи.

17.09

6

Как жили восточные славяне

1

Общественный строй славян. Их основные занятия. Виды земледелия и ремесла.

19.09

7

Народная аптека: «травы – это небесные звезды на земле».

1

Правила о сборе лекарственных трав, о народных лечебниках, о полезной и здоровой пище.

24.09

8

Народная аптека: «травы – это небесные звезды на земле».

1

Создание книги «Лечебные травы».

26.09

9

Народная аптека: «травы – это небесные звезды на земле».

1

Создание книги «Лечебные травы».

1.10

РАЗДЕЛ 2.  О ЗЕМНОМ И НЕБЕСНОМ МИРОУСТОЯНИИ (20 ч.)

10

Мифы Славян.

1

Знакомство со славянской мифологией.

3.10

11

О земном устроении.

1

Представление славян о Вселенной и Земле. Мировое Древо славян.

8.10

12

Мать Земля и Отец Небо

1

Знакомство с главными богами славян Сварогом и Макошью, и мифами о них.

10.10

13

Даждьбог Сварожич

1

Знакомство с богом Солнца, его символами, праздниками и обрядами.

15.10

14

Перун Сварожич

1

Знакомство с богом Грозы, его символами, праздниками и обрядами.

17.10

15

Огонь Сварожич

1

Знакомство с богом Радигостом, его символами, праздниками и обрядами.

22.10

16

Род и Рожаницы

1

Знакомство с богом Родом и богиней Ладой, с их  символами, праздниками и обрядами.

24.10

17

Ярила

1

Знакомство с богом Ярила, его символами, праздниками и обрядами.

5.11

18

Змей Волос

     1

Знакомство с богом Велесом, его символами, праздниками и обрядами.

7.11

19

Темные боги

1

Знакомство с богами Чернобог, Морана и др., с их символами, праздниками и обрядами.

12.11

20

Хозяева дома

1

Знакомство с духами дома. Домовой, Овинник, Банник, Дворовой.

14.11

21

Лес и Леший

1

Знакомство с Лесными духами, священными деревьями и рощами.

19.11

22

Мифологические образы в русской народной сказке.

1

Сказка «Василиса Премудрая». Анализ художественного текста.

21.11

23

Мифологические образы в живописи, театре, кино

1

Просмотр фильма «Снегурочка»

26.11

24

Былинные богатыри

1

Святогор, Микула Селянинович, Вольга Святославович, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др.

28.11

25

Былинные богатыри

1

Чтение былин

3.12

26

Хлеб – всему голова

1

Священные свойства хлеба. Знакомство с Полевиком и Полудницей. История слов – названий изделий из теста: «калач», «коврижка», «каравай» и др.

5.12

27

Вода и Водяной

1

Знакомство с Водяным и Морским Хозяином.

10.12

28

Практикум

1

Выполнение творческих работ: составление словаря мифологических существ.

12.12

29

Истоки гостеприимства

1

Понятие «гость». Обычаи славян

17.12

РАЗДЕЛ 3.  ЛЕГЕНДАРНАЯ ГЕОГРАФИЯ СЛАВЯН (5 ч.)

30

Алтырь-камень

1

Священные камни, как символ основания мира и мировой горы.

19.12

31

Аркона

1

Аркона – город и религиозный центр славян. История создания и исчезновения.

24.12

32

Беловодье, Китеж, Буян, Ирий

1

Легендарные места славян. Мифология славян в русских сказках.

26.12

33

Калинов мост, река Смородина

1

Река, разделяющая два мира. Калинов мост – место постоянной борьбы добра со злом.

14.01

34

Лукоморье, Лысая гора, Тридевятое царство

1

Мифология славян в русских сказках и произведениях русских писателей. Сравнительный анализ мифологии и литературных произведений.

16.01

РАЗДЕЛ  4.  СЛАВЯНСКИЙ ГОРОД И ЖИЛИЩЕ (5 ч.)

35

Вышел из городища…

1

Древнейшие поселения славян. Рождение городов.

21.01

36

«Город» и «град»

1

Устройство города: Кремль, посад, конец, погост, слобода. Планировка поселения. Укрепления, мосты, дренаж и водоснабжение.

23.01

37

Выбор деревьев для строительства

1

Правила и приметы выбора деревьев для строительства. Деревообрабатывющие инструменты славян.

28.01

38

Места добрые и не добрые

1

Правила выбора места для селения, для дома. «Без Троицы дом не строится».

30.01

39

Изба, будка, хоромы…

1

Виды славянского жилья. Внешнее и внутреннее устройство.

4.02

РАЗДЕЛ 5. МОЙ РОД – МОЯ КРЕПОСТЬ (5 ч.)

40

Большая семья

1

Как жили славяне. Какие обязанности были у каждого члена семьи.

6.02

41

Близкие и дальние родственники

1

Работа со словарями. Анализ слов: мать, отец, дочь и др.

11.02

42

Свадьба и рождение ребенка

1

Свадебный обряд древних славян. Приметы и обычаи при рождении ребенка.

13.02

43

Купала, Карачун, Новый год

1

Основные праздники славян. Время и правила празднования.

18.02

44

Русские народные игры

1

Урок-игра

20.02

РАЗДЕЛ 6. ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ (8 ч.)

45

По одежке встречают…

1

Знакомство с видами одежды древних славян

25.02

46

Прядение и ткачество

1

Знакомство с ткацким станом, прялкой и другими орудиями для прядения и ткачества.

27.02

47

Прядение и ткачество

1

Знакомство с разновидностями тканей и материалов для их изготовления. Беление и крашение.

3.03

48

Женская одежда

1

Знакомство с женским костюмом. Особенности женского головного убора.

5.03

49

Мужская одежда

1

Знакомство с мужским костюмом. Пояс. Типы вышивок с языческой символикой.

10.03

50

Обувь

1

Лапти, кожаная обувь, поршни, башмаки, сапоги.

12.03

51

Верхняя одежда

1

Плащ, корзно, шуба, тулуп. Посещение школьного музея.

17.03

52

Игрушки. Русская обереговая кукла

1

Мастер-класс по изготовлению обереговой куклы.

19.03

РАЗДЕЛ 7. НЕ ТОЛЬКО КРАСОТА (7 ч.)

53

Шейные гривны

1

Виды шейных гривн; виды узоров и орнаментов. Материалы, из которых изготавливали гривны.

2.04

54

Височные кольца

1

Виды височных колец. Материалы, из которых изготавливали височные кольца.

7.04

55

Браслеты

1

Виды браслетов. Материалы, из которых изготавливали браслеты. Сюжетные изображения на створчатых браслетах.

9.04

56

Перстни

1

Виды перстней. Материалы, из которых изготавливали перстни.

14.04

57

Обереги

1

Виды оберегов. Символика оберегов.

16.04

58

Бусы

1

Украшения из бус. Материалы, из которых изготавливали бусы. Символика рисунков и узоров на бусинах. Посещение районного музея.

21.04

59

Украшения и обереги

1

Мастер-класс по изготовлению оберега.

23.04

РАЗДЕЛ 8. МУЖСКАЯ ГОРДОСТЬ (11 ч.)

60

Справедливый меч

1

Оружие славян – меч. Виды мечей. Сабля, кинжал и боевой нож.

28.04

61

Копье и боевой топор

1

Оружие славян – копье и боевой топор. Виды наконечников копий. Легкие топоры и огромные секиры.

30.04

62

Булава, палица, дубина

1

Древнерусская булава. Булавы – «клевцы». Молот.

5.05

63

Кистень и боевой цеп

1

Виды кистеней. Боевой цеп или бич. Боевые гири.

7.05

64

Лук и стрелы

1

Устройство лука. Тетива. Налучье. Предохранительные приспособления.

12.05

65

Лук и стрелы

1

Устройство стрелы: древко, оперение, ушко. Наконечник. Самострел (арболет).

14.05

66

Кольчуга

1

Плетение кольчуги. Виды кольчуг.

17.05

67

Панцирь

1

«Броня дощатая». Чешуйчатый панцирь. Комбинированный доспех.

19.05

68

Шелом злаченый

1

Виды шлемов.

21.05

69

Щит червленый

1

Формы щитов. Украшение и цвет щита.

26.05

70

 Творческие проекты по теме «Культура Древней Руси»

1

Представление, защита творческих проектов

28.05

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Семенова М. Мы – славяне. С.-П., Азбука-классика, 2007
  2. Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М., Центрполиграф, 2004
  3. Шеппинг Д. Мифы славянского язычества. М., Терра, 1997
  4. Афанасьев А. Мифы древних славян. М., Рипол классик, 2014
  5. Артемов В. Мифы и предания древних славян М., ОЛМА Медиа Групп, 2014
  6. Артемов В. Славянские мифические существа М., ОЛМА Медиа Групп, 2014
  7. Артемов В. Славянские боги и божки М., ОЛМА Медиа Групп, 2014
  8. Акимов Б. Мифы и легенды народов мира. Россия. М., Мир книг, 2007
  9. Карамзин Н.М. «История государства Российского» в 12 томах// http://www.bibliotekar.ru/karamzin/
  10. Панкеев И. от крестин до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. М., Эксмо, 1997
  11. Зеленая аптека. Лекарственные растения// http://www.sol-sanich.ru/, https://play.google.com/store/apps/details?id=zh.studio.green.pharmacy&hl=ru, http://grinapteka.ru/
  12. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., Лабиринт, 2005
  13. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., Эксмо, 2007
  14. Коринфский Аполлон народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. М., Белый Город, 2008
  15. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках  русского народа. М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...