Рабочая программа по биологии 5 класс.
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Автор программы Пономарева И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_ktp.docx66.32 КБ
Файл 3.tp_.docx32.55 КБ
Файл 2_poyasnitelnaya_zapiska.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Основное содержание,

понятия

Тип учебного занятия

Деятельность учащегося

Планируемые образовательные результаты

Вид конт

роля

Предметные

УУД: Регулятивные,  Познаватель-ные, Коммуникатив-ные

Личност

ные

1

2

3

4

5

6

7

8

     9

1.Биология – наука о живом мире (8)

1

Введение

Живая и неживая природа. Многообразие живой природы. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами

Урок изучения нового

Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой.

Работать с рисунками учебника как источниками информации.

Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам.

Регулятивные:

Следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные: 

1)строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации,

2) формулировать собственное
мнение и позицию;

3) задавать вопросы;

        Учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи.

2

Наука о живой природе

Человек и природа. Биология – наука о жизни и живых организмах. Биологические науки: ботаника, микология, зоология, микробиология.

комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации.

давать определения терминам

Регулятивные:

1)        осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

2)        адекватно воспринимать
предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других
людей;

Познавательные

ориентироваться на разнообразие способов
решения учебных задач;

Коммуникативные

допускать возможность
существования различных
точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его
собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в
общении и взаимодействии;

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении;

3

Свойства живого

Свойства живого: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение, развитие. Органы. Организм – единое целое

комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.

Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

Регулятивные

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого
из частей;

2)устанавливать причинно-следственные
связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность
существования различных
точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его
собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в
общении и взаимодействии

1)Широкая мотивационная основа
учебной деятельности, включая
социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы

2)Учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи

4

Методы изучения природы

Основные методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование, сравнение.

комбинированный

Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах.

Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.

Регулятивные

1)осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

2)        адекватно воспринимать
предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других
людей;

Познавательные

использовать знаково-символические
средства, в т.ч. овладеет действием
моделирования

Коммуникативные

строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации, используя в т.ч.
при возможности средства и
инструменты ИКТ и
дистанционного общения

Учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;

5

Увеличительные приборы

Лупа, микроскоп. Строение микроскопа. Работа с микроскопом

Лабораторная работа «Изучение строения увеличительных приборов»

Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.

Применять на практике умение работать с увеличительными приборами

Регулятивные:

1)        следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;

2)        осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

Познавательные

проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов по
заданным критериям;

Коммуникативные

учитывать другое мнение и
позицию, стремиться к
координации различных
позиций в сотрудничестве

Ориентация на понимание причин
успеха в учебной деятельности, т.е. на
самоанализ и самоконтроль результата,
на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи

Л.Р.

6

Строение клетки. Ткани.

Клетка - основная структурная единица организма растения. Оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль, включения, движение цитоплазмы Особенности    животных и растительных тканей.

Лабораторная работа «Знакомство с клетками растений»

групповая, коллективная. Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание.

Приготовление микропрепаратов.

Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Смыслообразование ( установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)

Л.Р.

7

Химический состав клетки

Неорганические и органические вещества. Роль неорганических и органических веществ.

комбинированный

групповая, коллективная Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и живой клетки.

Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.

Называть клеточные структуры и их значение. Уметь проводить опыты

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

8

Процессы жизнедеятельности

Рост, деление, дыхание, питание. Обмен веществ и размножение – главные процессы жизнедеятельности клетки. Клетка – структурная единица живого организма

комбинированный

Доказывать, что размножение – общее свойство всего живого. Давать определение понятию «размножение». Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы.

Характеризовать особенности строения биологических объектов – клеток, организмов.

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая при
возможности электронные, цифровые) в
открытом информационном пространстве, в
т.ч.контролируемом пространстве Интернета;

Коммуникативные

строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации, используя в т.ч.
при возможности средства и
инструменты ИКТ и
дистанционного общения

Ориентация на понимание причин
успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и самоконтроль результата,
на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на
понимание предложений и оценок
учителей, товарищей, родителей и
других людей

9

Подведем итоги

урок-обобщение

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

К.р.

3. Многообразие живых организмов (11)

10

Царства живой природы

Классификация, систематика. Основные царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Вирусы – неклеточная форма жизни. Вид – единица классификации.

урок изучения нового

Сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения,

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены

Определять роль в природе различных групп организмов;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение

Регулятивные:

уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы

Коммуникативные

уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию  

партнёров по общению,  создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Прокариоты, эукариоты.  Автотрофы, гетеротрофы. Отличие клеток бактерий от  клеток растений. Питание. Дыхание бактерий.

комбинированный

По рисунку учебника определить  отличия в строении бактериальной и растительной клетки. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания

Описывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания

Регулятивные:

уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные

создать условия для 

развития у школьников умения 

формулировать проблему и предлагать пути её решения

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

12

Значение бактерий в природе и для человека

Распространение, значение. Клубеньковые бактерии, симбиоз.

комбинированный

Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания бактерий

Характеризовать клубеньковые бактерии, Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз.

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные

анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков

Коммуникативные

строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации, используя в т.ч.
при возможности средства и
инструменты ИКТ и
дистанционного общения

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведения

13

Растения

Корень, побег, споры, слоевище. Цветковые и голосеменные

Лабораторная работа«Знакомство с внешним строением растений»

Уметь работать с гербариями, делать зарисовки в виде схем. Обобщать и делать выводы

Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Осознание своей гражданской
идентичности: «Я» как гражданин
России, своей этнической
принадлежности, чувства
сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю.

Л.Р.

14

Животные

Основные свойства животных. Одноклеточные или простейшие, многоклеточные. Влияние природы на животных

Лабораторная работа «Наблюдение за передвижением животных»

Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

Проводить наблюдение за объектами живой природы.

Регулятивные:

1)        следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;

2)        осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

Познавательные

проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов по
заданным критериям;

Коммуникативные

учитывать другое мнение и
позицию, стремиться к
координации различных
позиций в сотрудничестве

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

Л.Р.

15

Значение растений и животных в природе и для человека

Значение растений и животных в природе и для человека

комбинированный

Выделять существенные признаки растений и животных. Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах.

Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе.

Регулятивные:

Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.

Познавательные

Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе.

Коммуникативные

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

16

Грибы

Грибы, как отдельная группа живых организмов. Питание, дыхание грибов. Распространение. Грибница, гифа, плодовое тело, грибокорень.

комбинированный

По рисунку учебника определить  отличия в строении грибного и растительного организмов. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов.

Характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы

Коммуникативные

1)задавать вопросы;

2)контролировать действия партнера

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

17

Многообразие и значение грибов

Грибы съедобные, ядовитые, плесневые, паразиты. Значение грибов для человека. Антибиотик.

комбинированный

Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Использовать свои знания о грибах, приобретённые в повседневной жизни

различать съедобные и ядовитые грибы и  своей местности.

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

формулировать собственное
мнение и позицию;

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

18

Лишайники

Лишайники, их разнообразие, особенности. Значение в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

комбинированный

Использовать свои знания о грибах и водорослях. Объяснять особенности размножения растений частями тела на примере лишайников

Оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая при
возможности электронные, цифровые) в
открытом информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве Интернета

Коммуникативные

строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации, используя в т.ч.
при возможности средства и
инструменты ИКТ и
дистанционного общения

учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи

19

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Значение живых организмов в природе и жизни человека. Биологическое разнообразие.

комбинированный

Обобщать знания, полученные при изучении данной темы. Приводить примеры, использовать информацию, полученную из дополнительной литературы.

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей

20

Подведем итоги

урок-обобщение

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

К.р.

4. Жизнь организмов на планете Земля (8)

21

Среды жизни планеты Земля

Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой.

Урок изучения нового

Работать с рисунками учебника, уметь сопоставлять факты, делать выводы о приспособлении организмов к среде обитания

Объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу.

Регулятивные:

принимать и сохранять
учебную задачу

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные

Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками.

22

Экологические факторы среды

Абиотические, биотические, антропогенные факторы

комбинированный

Взаимосвязи живой и неживой природы. Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа.

Высказывать свою точку зрения. Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы.

Регулятивные:

следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения

Познавательные

Коммуникативные

слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся

23

Приспособления организмов к жизни в природе

Приспособленность Формирование природных сообществ на примере соснового, елового леса

комбинированный

Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа.

Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение

Регулятивные:

различать способ и результат действия

Познавательные

анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков;

Коммуникативные

Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

24

Природные сообщества

Природное сообщество - биосистема, его разновидности. Пищевая цепь, круговорот веществ в природе. Производители, потребители, разлагатели.

комбинированный

Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений. Устанавливать пищевые связи между живыми организмами.

Выделять условия, необходимые для жизнедеятельности различных организмов на одной территории

Регулятивные:

вносить необходимые
коррективы в действия на основе
его оценки и учета характера
сделанных ошибок

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

25

Природные зоны России

Многообразие природных зон: тундра, тайга, степь, широколиственный лес. Обитатели природных зон, приспособления к жизни в определенных условиях.

комбинированный

Умение работать с текстом.     Определять роль в природе различных групп организмов; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные

договариваться и приходить
к общему решению в
совместной деятельности, в т.ч.
в ситуации столкновения
интересов

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

26

Жизнь организмов на разных материках

Местный вид. Живой мир Африки, Австралии, южной Америки, Северной Америки и Евразии, Антарктиды.

комбинированный

Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Работать с рисунком как источником информации

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков;

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

широкая мотивационная основа
учебной деятельности, включая
социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы

27

Жизнь организмов в морях и океанах

Прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы. Планктон. Обитатели глубин.

комбинированный

Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные

договариваться и приходить
к общему решению в
совместной деятельности, в т.ч.
в ситуации столкновения
интересов

Чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы.

28

Подведем итоги

урок-обобщение

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

К.р.

5. Человек на планете Земля (6)

29

Как появился человек на Земле

Австралопитек, человек умелый, неандерталец, человек разумный, кроманьонец. Деятельность человека в природе.

урок-изучения нового

Находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные

выдвижение гипотез и их обоснование. Построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Осознание своей гражданской
идентичности: «Я» как гражданин
России, своей этнической
принадлежности, чувства
сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю.

30

Как человек изменял природу

История влияния человека на природу. Осознание человека своего влияния на природу. Лесопосадки.

комбинированный

Осознание своего влияния на природу. Формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Регулятивные:

вносить необходимые
коррективы в действия на основе
его оценки и учета характера
сделанных ошибок

Познавательные

помочь учащимся осознать практическую  значимость изучаемого материала

Коммуникативные

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки

31

Важность охраны живого мира планеты

Угроза для жизни. Животные, истребленные человеком. Заповедники, заказники.

комбинированный

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа

Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни

Регулятивные:

адекватно воспринимать
предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других
людей

Познавательные

создать условия для 

развития у школьников умения 

формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные

допускать возможность
существования различных
точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его
собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в
общении и взаимодействии

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведении

32

Сохраним богатство живого мира

Полезные пищевые продукты, витамины. Правила поведения  на отдыхе. Красная книга.

комбинированный

Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по проблеме спасения природы

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа.

Регулятивные:

Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.

Познавательные

создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей

33

Подведем итоги

урок-обобщение

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

К.р.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

35 ч., из них 2 ч. - резервное время

тема

к-во

часов

содержание

характеристика основных видов учебной деятельности

I.Биология-наука о живом мире

8

1(1)Наука о живой природе Знакомство с учебником. Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Первобытные люди: охота и собирательство, начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология.

Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов?

Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника.

Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.

Давать определение науки биологии.

Называть задачи, стоящие перед учёными-биологами.

2(2)Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы по признакам жизни (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость). Организм –единица живой природы; его строение и согласованная работа органов как единого целого.

Называть свойства живых организмов; сравнивать проявления свойств живого и неживого.

Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника; видеть органы на рисунках и выявлять их функции.

Формулировать вывод о значении взаимодействия органов для жизни целого организма.

3(3)Методы изучения природы

Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Рассматривать и обсуждать иллюстрации учебника методов исследования природы.

Различать и описывать методы.

Обсуждать способы оформления результатов исследования.

4(4)Увеличительные приборы

Увеличительные приборы: лупы ручная и штативная, микроскоп. История микроскопа (Р.Гук, А.В.Левенгук). Строение микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа №1«Изучение устройств увеличительных приборов»

Объяснять назначение увеличительных приборов.

Различать ручную и штативную лупу; знать их увеличение.

Находить части микроскопа и показывать их; знать его увеличение.

Изучать и запоминать правила работы с микроскопом.

Рассматривать готовый микропрепарат.

Соблюдать правила работы в кабинете с лабораторным оборудованием.

5(5)Строение клетки
Клеточное строение живых организмов. Схематичное строение клетки. Особенность строения растительной клетки. Ткани. Ткани животных и растений, их функции.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

Называть части клеток по рисунку учебника, характеризовать их назначение. Находить различие в строении растительной и животной клетки.

Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их.

Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым  и большим увеличением, различать отдельные клетки тканей.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

Зарисовывать клетки в тетрадь. Соблюдать правила работы в кабинете с лабораторным оборудованием.

6(6)Химический состав клетки.

Вещества клетки – органические и неорганические; их роль в жизни клетки и всего организма

Различать органические и неорганические вещества; объяснять их значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснения  учителя.

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.  

7(7)Процессы жизнедеятельности клетки.

Процессы: обмен веществ, дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Деление клеток как способ передачи наследственной информации от материнской клетки дочерней. Взаимосвязанная работа частей клетки для обеспечения жизнедеятельности клетки как целостного организма.

 

Объяснять сущность понятия «обмен веществ»; характеризовать биологическое значение питания, дыхания, размножения.

Знать основные события процесса деления клетки.

Рассматривать на рисунке в учебнике процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы.

Аргументировать вывод о клетке как биологической системе.

8(8)Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология – наука о живом мире.

Опрос с использованием итоговых заданий учебника.  Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Обсуждать проблемные вопросы темы.

Рисовать (моделировать) схему строения клетки.

Отвечать на итоговые вопросы.

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников.

II.Многообразие живых организмов

11

1(9)Царства живой природы

Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Неклеточная форма жизни – вирусы; их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

Объяснять сущность термина «классификация».

Давать понятие науке систематике.

Знать основные таксоны классификации – «царство» и «вид»; характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между ними.

Называть отличительные особенности вирусов.

2(10)Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Актуализация знаний о царстве бактерий. Особенности строения. Процессы жизнедеятельности. Бактерии как самая древняя форма жизни. Понятие о автотрофах и гетеротрофах.

Называть главные особенности строения бактерий.

Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника.

Объяснять сущность терминов: «авто- и гетеротрофы», «про- и эукариоты».

Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот.

3(11)Значение бактерий в природе и для жизни человека

Роль бактерий в природе:1) разложение мёртвого органического вещества; 2)симбионты растений- клубеньковые бактерии;

3)фотосинтезирующие- цианобактерии; 4)кисломолочные бактерии. Значение в жизни человека: положительная роль (изготовление лекарств, продуктов питания); отрицательная роль (болезнетворные бактерии). 

Характеризовать важную роль бактерий в природе.

Объяснять термин «симбиоз». Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника. Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть продукты фотосинтеза.

Различать бактерии по их роли в природе и для человека (положительной и отрицательной).  

4(12)Растения

Флора-совокупность всех растений на Земле. Отличительная особенность почти всех растений – автотрофность благодаря наличию хлорофилла. Значение фотосинтеза. Деление царства растений на группы: водоросли, мхи, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные. Строение растений и особенности размножения низших и высших растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением побегов растения»

Характеризовать главные признаки растений. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, находить их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека.

Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части.

Соблюдать правила работы в кабинете с лабораторным оборудованием.

5(13)Животные

Фауна-совокупность всех видов животных. Особенности животных –гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувства. Среда обитания. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека.

Лабораторная работа «Наблюдение за передвижением животных».

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника. Называть основные части клетки.

Называть  многоклеточных животных из учебника. Различать позвоночных и беспозвоночных. Объяснять роль животных в природе и жизни человека.

Готовить микропрепарат инфузорий, рассматривать их под микроскопом. Наблюдать движение животных. Схематично зарисовать тело инфузории.

Соблюдать правила работы в кабинете с лабораторным оборудованием.

6(14) Лабораторная работа «Наблюдение за передвижением животных».

Готовить микропрепарат инфузорий, рассматривать их под микроскопом. Наблюдать движение животных. Схематично зарисовать тело инфузории.

Соблюдать правила работы в кабинете с лабораторным оборудованием.

 7(15) Грибы

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные. Наличие у грибов признаков животных и растений. Строение гриба. Питание грибов. Размножение. Симбиоз гриба и растений.

Устанавливать сходство гриба с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Давать определение терминам «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень». Пояснять их примерами.

8(16).Многообразие и значение грибов.

Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело. Плесневые грибы. Их использование в медицине. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы-дрожжи. Их использование в хлебопечении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления в пищу грибов. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека.

Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять на пластинчатые и трубчатые. Знать значение термина «антибиотик», «пенициллин». Различать съедобные и ядовитые грибы. Обсуждать правила сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов в природе и для жизни человека.

9(17)Лишайники.

Общая характеристика лишайника: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, местообитание, значение. Внешнее и внутреннее строение, питание и размножение. Лишайники – индикаторы чистоты воздуха.

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз гриба и водоросли. Различать на рисунке учебника типы лишайников. Анализировать изображение внутреннего строения лишайников. Выявлять преимущества симбиотического способа жизни для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

10(18)Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Вред грызунов, насекомых, сорных растений. Польза лекарственных растений, некоторых плесневых грибов. Животные, грибы и растения, используемые в пищу. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биоразнообразия в природе и жизни человека.

Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.

11(19)Обобщение и систематизация знаний по теме II

Опрос с использованием заданий учебника. Использование работы в группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Обсуждать проблемные вопросы темы. Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.

III.Жизнь организмов на планете Земля

8

1(20)Среды жизни планеты Земля.

Многообразие условий жизни для организмов. Среды жизни. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей разных сред.

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Называть и характеризовать организмы – паразиты, изображённые на рисунках учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды – паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

2(21)Экологические факторы среды.

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Выявлять и различать действие факторов среды на живые организмы.

Рассказывать о действии факторов среды из собственных наблюдений.

Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора.  

3(22)Приспособления организмов к жизни в природе.

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных.

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Объяснять сущность понятий «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Различать и характеризовать различные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе.

4(23)Природные сообщества

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органического вещества; животные – потребители; грибы, бактерии – разрушители (разлагатели). Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество – совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.

Объяснять сущность понятия «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны по карте, приведённой в учебнике. Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи и объяснять особенности их приспособлений. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы.

5(24)Природные зоны России

Понятие природной зоны. Типы зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

По карте в учебнике характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков. Объяснять сущность понятий  «местный вид». Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам в учебнике.

6(25)Жизнь организмов на разных материках.

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира. Уникальность живого на материках.

Работать в паре – описывать биоразнообразие по рисункам учебника. Выделять признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни. Особенности строения тела рыб. Рассматривать изображения организмов планктона, оценивать его роль для других живых организмов. Характеризовать условия обитания на больших глубинах  океана. Аргументировать приспособленность глубоководных организмов к среде своего обитания.

7(26)Жизнь в морях и океанах.

Условия жизни организмов в водной среде – на мелководье, средних глубинах и дне. Обитатели мелководий – скат и камбала. Обитатели средних глубин – быстро плавающие и парящие – планктон. Прикреплённые ко дну – устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленности организмов.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.

IV. Человек на планете Земля

6

8 (27)Обобщение и систематизация знаний по теме III

Проверка знаний путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблемных вопросов темы в парах и малых группах. Построение схемы круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами.

Описывать внешний вид предков человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Характеризовать и описывать строение тела предков человека по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать  существенные признаки современного человека; объяснять роль речи в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

1(28)Как появился человек на планете Земля

Когда и где появился человек? Предки человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец, неандерталец. Образ жизни предков. Биологические особенности современного человека: объём мозга, речь, мыслительная и творческая деятельность.

Работать в паре –анализировать пути расселения человека по карте материков. Приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение численности лесов, диких животных; развитие земледелия, скотоводства, постройка городов, дорог и пр.

Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы  для сохранения живой природы.

2(29)Как человек изменял природу

Изменение человеком среды под свои нужды. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причина освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов природы –необходимое условие для её сохранения.

Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов, занесённых в Красную книгу. Указывать причину сокращения и истребления некоторых видов животных. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.  

3(30)Важность охраны живого мира планеты

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов растений и животных. Виды на грани исчезновения. Забота современного человека о живом мире: заповедники, Красная книга.

Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и обращении с животными. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, изготовление кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).

4(31)Сохраним богатство живого мира

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новые территории.

Отвечать на итоговые вопросы по теме. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах.

5(32)Обобщение и систематизация знаний

Проверка знаний учащихся путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблем, заданных в учебнике, мнений учащихся. Работа в парах и малых группах. Оценка достижений учащихся по усвоению материала темы.

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса.

6(33)Итоговый контроль

Проверка знаний по курсу биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии (5 класс)  составлена на основе примерной программы «Биология. 5-9 классы». М., Просвещение, 2011 год и  адресована учащимся  5-х классов муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 94. Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного стандарта основного общего образования, Фундаментальному ядру содержания общего образования. Программа отражает идеи и положения  Концепции духовно-нравственного развития личности, Программы формирования универсальных учебных действий.

В соответствии с базисным учебным планом курс «Биология. Введение в биологию. 5 класс» открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся по окружающему миру начальной ступени образования, являясь его логическим продолжением. Начало биологического курса в 5 классе основной школы входит в  раздел «Живые организмы», в котором даются основы для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе и является звеном в непрерывном биологическом образовании учащихся. 

        Данный предмет входит в образовательную область естественно-научного цикла.

Цель курса: формирование базовых знаний многообразия биологических объектов  и процессов, происходящих с ними.

Задачи курса:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
  • Систематизировать знания учащихся об объектах живой природы;
  • Начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • Развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
  • Начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку. 

         Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 34 ч.

         Изучение  данного курса строится на основе принципа системно - деятельностного подхода к обучению. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний. Отбор материала, включенного в курс, произведён с учётом культурологического подхода для формирования  следующих линий развития учащихся: 1) – осознание роли жизни и проявление её многообразия; 2) –рассмотрение биологических процессов в развитии; 3) –использование биологических знаний на практике; 4) –экологически грамотное поведение человека в природе; 5) –отношение к здоровью как ценности.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологи на ступени  основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Программа предмета строится с учётом следующих содержательных линий:

•        многообразие и эволюция органического мира;

•        биологическая природа и социальная сущность человека;

•        уровневая организация живой природы;

•        ценностное и экокультурное отношение к природе;

•        практико-ориентированная сущность биологических знаний.

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмах, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, бактериях, грибах и лишайниках на основе эколого-эволюционного  и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособлении в среде обитания, роли в экосистемах.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах его жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации знаний учебного материала, который был освоен учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.

Содержание курса

1.Биология – наука о живом мире (8 час).

Биология как наука. Свойства живого. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Строение клетки. Ткани. Химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки.

Основные понятия и термины: многоклеточные организмы, обмен веществ и энергии, орган, организм, методы, микроскоп, лупа, ядро вакуоли, цитоплазма, клеточные мембраны, ткани, органические и неорганические вещества.

Персоналии: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И.Вернадский, Н.И.Вавилов.

         

 2. Многообразие живых организмов (11 час)

Основные царства живой природы. Бактерии: строение, жизнедеятельность, значение в природе и для человека. Растения. Животные, Грибы. Лишайники. Значение живых организмов в природе и жизни человека. Вид, царство, вирусы, систематика,бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии, клубеньковые бактерии, симбиоз, корень, побег, споры, слоевище, споровые и цветковые растения, простейшие, грибница, гифа, плодовое тело, грибокорень, шляпочные и плесневые грибы, антибиотик, дрожжи, лишайники 

Основные понятия и термины: вид, царство, вирусы, систематика,бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии, клубеньковые бактерии, симбиоз, корень, побег, споры, слоевище, споровые и цветковые растения, простейшие, грибница, гифа, плодовое тело, грибокорень, шляпочные и плесневые грибы, антибиотик, дрожжи, лишайники.

          3.Жизнь на планете Земля (8 час)

Среды жизни. Приспособления организмов к среде обитания. Природные сообщества. Природные зоны России. Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов в морях и океанах.

Основные понятия и термины: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная среды обитания, экологические факторы живой и неживой природы, антропогенные, приспособленность, пищевая цепь, круговорот веществ в природе, природное сообщество, природные зоны, местный вид, прикреплённые организмы, свободноплавающие, планктон.

4. Человек на планете Земля (6 час)

Как появился человек на Земле. Как человек изменил природу. Важность охраны живого мира планеты. 

Основные понятия и термины: австралопитек, человек умелый, человек разумный, кроманьонец, заповедник, лесопосадки, Красная книга.

Требования к результатам обучения

Личностные результаты: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы; формировать экологическое мышление6 умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на земле.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий:

1.Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средство достижения цели; составлять ( индивидуально или в группе) планы решения проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости самостоятельно исправлять ошибки; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

2.Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственно связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; составлять тезисы, различных видов плана; преобразовывать информацию из одного вида в другой; вычитывать все уровни текстовой информации; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

3.Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и пр.). Средством формирования коммуникативных УУД служат технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологий продуктивного чтения.

Предметными результатами являются умения в следующих линиях развития:  1) осознание  роли жизни (определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль организмов в круговороте веществ); 2)  рассмотрение биологических процессов в развитии (приводить примеры приспособлений организмов к среде; находить черты усложнения  живых организмов по сравнению с предками); 3) использование биологических знаний в быту (объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека); 4) объяснение окружающего мира с точки зрения биологии (перечислять отличительные свойства живого; различать основные группы организмов; объяснять строение и жизнедеятельность организмов; характеризовать методы биологической науки; проводить эксперименты и объяснять их результаты; понимать смысл биологических терминов); 5)  оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; различать съедобные и ядовитые грибы своей местности).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для успешной реализации данной программы оснащение учебного кабинета биологии  соответствует Перечню оборудования кабинета биологии, так как в нём проходит урочная, внеурочная, учебно-воспитательная работа по предмету. Оснащение учебного кабинета  включает в себя   различные типы средств обучения:

  • Лабораторный инструментарий
  • Натуральные объекты
  • Учебные модели
  • Технические и информационно-коммуникативные средства обучения
  • Комплекты печатных и демонстрационных пособий
  • Раздаточный и дидактический материал
  • Учебная и дополнительная литература

            1.Программа:

Авторы: И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилова, Т.С.Сухова. Биология: 5-9 классы: программа.-Вентана-Граф, 2012.-304с.

2.Учебник:

И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой. Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

            1.Методическое пособие

И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. Биология. 5 класс. Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

5. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...