Методическая разработка урока по теме "Биология наука о жизни. Методы исследования в биологии"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Урок знакомит обучающихся 9 класса с целями и задачами предмета "Общая биология", прослеживает взаимосвязь биологии с другими науками. Дает представление о практическом применение достижений современной биологии.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_nauka_o_zhizni._metody.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Биология наука о жизни. Методы исследования в биологии»

Цели: сформировать представление о науке биология; показать цели и задачи предмета «Общая биология», ее связь с другими науками; практическое применение достижений современной биологии. Сформировать знания об основных методах биологического исследования.

Оборудование: таблица – схема: «Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин».

Ход урока

I. Организационный момент.

II.  Знакомство с организацией учебных занятий по курсу «Основы общей биологии».

  1. Знакомство со структурой учебника.
  2. Введение в общую биологию и экологию. Беседа

III.  Изучение нового материала.

1. Биология – наука о жизни.

Беседа с элементами рассказа учителя.

Вопрос к классу: Что такое биология? Что изучает биология?

Обобщение ответов обучающихся.

Запись в тетрадь

Биология (от греч. «биос» - жизнь, «логос» - учение) – наука о жизни.

Изучает биология проявления жизнедеятельности всех живых организмов: бактерий, грибов, растений и животных.

В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, которые тесно взаимосвязаны.

Вопрос к классу: Как вы полагаете, какие науки относятся к биологическим?

Обобщение ответов.

Запись в тетрадь

Комплекс биологических наук

Б  и  о  л  о  г  и  я

  Ботаника

  Зоология

  Микология

  Антропология

   Морфология

  Анатомия

  Физиология

  Систематика

  Палеонтология

 

 

  Цитология

  Гистология

  Генетика

  Селекция

  Экология

  Эволюционное учение

 Молекулярная биология

  Биофизика

  Биохимия

  Биокибернетика

  Биометрия

  Радиология

  Бионика

  Биотехнология

  Генная инженерия

  Космическая биология

  Биогеография

Задача общей биологии – выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов.

Предмет общей биологии – эволюционное учение, представление о развитии органического мира, основы общей экологии и учение о биосфере, цитология, гистология, закономерности индивидуального развития организмов, основы генетики и селекции.

Эволюция (от лат. «evolution» - развертывание) – необратимый процесс исторического изменения живого. Ввел в 1677г. М. Хейл.

Цитология  - наука о клетке.

Генетика (от греч. «genesis» - происхождение) – наука о происхождении и изменчивости живых организмов и методах управления ими. Основоположник – Г. Мендель.

Селекция (от лат «selection» - выбор, отбор) – наука о методах создания сортов, гибридов, растений и пород животных, штаммов микроорганизмов с необходимыми человеку свойствами.

Экология (от греч. «oikos» - местообитание, жилище) – наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Ввел в 1866г. Э. Геккель.

Вопрос к классу: Какова роль биологии в современном обществе?

Обобщение ответов.

2. Методы исследования в биологии.

Рассказ с элементами беседы.

Запись в тетрадь

Метод (от греч. «methodos» - путь, способ познания, исследования) – это способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом.

Методы:

  1. Наблюдения – преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.
  2. Описательный – собирание и описание фактов.
  3. Сравнительный – сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий.
  4. Экспериментальный – целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления.
  5. Исторический – выяснение закономерностей появления и развития организмов.
  6. Моделирования – изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.

IV.  Закрепление.

Заполнить таблицу.

Методы биологических исследований

Характеристика метода

Название метода

1. Собирание и описание фактов

2. Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать явления

3. Метод позволяет воспроизвести такие экспериментальные условия, которые в реальности воссоздать порой невозможно

4. Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт различия и сходства

5. Выяснение закономерностей появления и развития организмов

6. Преднамеренное целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств

Поверка заполнения таблицы.

V. Домашнее задание.

§ 1, 2.  Составить синквейн понятия «биология»

Правила составления синквейна (5 строк):

  1. Понятие (слово)
  2. Прилагательное (2 слова)
  3. Глаголы (3 слова)
  4. Предложение (из 4 слов)
  5. Существительное (1 слово).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме :«Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.

Методическая разработка является попыткой применить технологию проблемного обучения при рассмотрении темы «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура....

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Методическая разработка урока "Образование и наука в современном обществе"

Методическая разработка урока по обществознанию в формате ФГОС для 8 класса.Учебное пособие: учебник "Обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва "Просвещение", 2013...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....

Презентация урока на тему "Биология - наука о жизни. Методы исследования" (9 класс)

В презентации отражены основные понятия, касаемые науки биологи и биологических дисциплин, значения науки биологии для человека и природы. Выделены основные методы исследования, применяемые в биологии...

Методическая разработка урока алгебры 10 класс "Применение производной к исследованию функции"

Данное занятие предназначается для учителей математики для подготовки к урокам алгебра и начал математического анализа в 10 классе по теме «Применение производной к исследованию функции». ...