Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
статья по биологии по теме

Карягина Вера Владимировна

Из личного опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uch-l2014.doc72 КБ
Microsoft Office document icon uch-l2014.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

  Здоровье людей – важная проблема сегодняшней жизни. Без здорового подрастающего поколения нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья. Для решения данной задачи необходимо выстроить систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Основные требования к уроку с комплексом  здоровьесберегающих технологий:
– рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
– в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
– количество  видов учебной деятельности должно быть несколько;
– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
– на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
– необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физ.минутки.

   Работая преподавателем биологии на протяжении более  25 лет, вижу, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди подростков.
 Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью детей, отрицательного влияния окружающей среды.
 Понятие “образ жизни” включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
 В формировании представлений о здоровом образе жизни, о здоровье я участвую не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс. При этом стараюсь направить свои усилия на создание условий, позволяющих отодвинуть усталость и избежать переутомления обучающихся.

  Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения: чтобы не наносить вреда здоровью школьников и преподавателей. Необходимо поставить перед собой две задачи: задачу-минимум и задачу – оптимум. Первая отвечает фундаментальному принципу педагогики «Не навреди!» и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье обучающихся. В этом случае достаточно соблюдать следующие группы факторов:
1) эколого-гигиенические;
2) организационно-педагогические;
3) психолого-педагогические.

А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья обучающихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье. Говоря словами Н.К.Смирнова «здоровьеформирующие образовательные технологии, программы и методы направлены на… мотивацию на ведение здорового образа жизни».

  Практика показывает, что у обучающихся особо чувствительной является нервная система, поэтому важным во время проведения урока является:
1. Соблюдение нормы числа видов учебной деятельности (опрос, работа с учебником, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, слушание, решение примеров и задач и др.) – 4 – 7 видов за урок. Более частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий. (см.приложение 2)
2. Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
- метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).
Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
3. Проведение физкультурных минуток. (см.приложение 1)
4. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
– эмоциональная мотивация в начале урока;
– создание ситуации успеха;
- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.д.

  Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, я использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

  Хорошие результаты во всех классах дает проговаривание отдельных терминов (которых в биологии очень много). Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
5. Обстановка и гигиенические условия в классе: Уроки провожу в кабинете биологии, где в соответствии с требованиями СанПиНа имеется искусственное и естественное боковое левое освещение, окна закрыты прозрачными занавесками. Кроме того парты и стулья соответствуют возрасту детей, занимающихся в кабинете. Доска располагается на расстоянии 2,5 м, между рядами расстояние не менее 60 см. На переменах осуществляю проветривание кабинета. (см. приложение 3)

6.     На уроках биологии ребята узнают о строении своего организма и других живых организмах, о причинах разных заболеваний, возможных способах их лечения, профилактике заболеваний.

  Одним из способов заинтересовать обучающихся является возможность продемонстрировать им связь изучаемого материала с реальной жизнью (в том числе с сохранением собственного здоровья), вовлекая ребят в исследовательские проекты. Темы исследовательских проектов, которые были ранее выполнены учениками в рамках изучения биологии таковы: «Пища настоящего и будущего», «Витамины», «Гигиена зрения и рациональное питание». «Влияние окружающей среды на генетическое здоровье человека», «Экология Самарской области и ее проблемы»

 «Особенности питания детей в подростковом возрасте».

«Гигиена органов пищеварения», «Курить - здоровью вредить»,

«Качество воды и здоровье человека», их представление вызывает большой интерес в классе, потому что обучающиеся имеют  возможность убедиться в том, что забота о своем здоровье снижает риск возникновения заболеваний. В рамках предпрофильной подготовки я провожу курс «Школа Гиппократа». Составляя рабочую программу по данному курсу, в качестве контроля знаний использую защиту творческих проектов по профилактике заболеваний.  

Иными словами, во всех вышеперечисленных проектах реализовывались здоровьесберегающие компетенции, которые также можно отнести к ключевым.
Работа над подобными проектами продолжается.

  7.Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбирать на уроке, а на дом оставлять повторение .  

   Итак, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы - это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании, т.к. дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе и мы - педагоги.  

  От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

 Педагогу необходимо подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.

 Своим опытом я поделилась с коллегами:

-открытый урок «Гигиена пищеварения»

-выступление на педсовете «Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни и элементы здоровьесбережения на уроках»

 -Внеклассные мероприятия «Курить – здоровью вредить», « Влияние алкоголя и никотина на эмбриональное развитие человека» , «В здоровом теле – здоровый дух».

-Родительское собрание «Здоровье детей – в наших руках»

Разработки есть на школьном сайте в методической копилке.

Список литературы:

1.            Борисова И. П. «Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе» Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. № 10. С. 84-92.

2.            Вайнер Э. Н. «Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования» Валеология. 2004. № 1. С. 21-26.

3.            Вашлаева Л. П., Панина Т. С. «Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации» Валеология. 2004. № 4. С. 93-98.

4.            Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.» М.: АПКиПРО, 2002. – 121 с.

5.            Советова Е. В. «Эффективные образовательные технологии»Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 285 с.

6.           Шамова Т.И. «Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе» М.: Перспектива2008. 277с.


Приложение 1

Минутки для профилактики нарушения зрения. Они так же благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Рекомендуемые упражнения:
1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2. Горизонтальные вправо-влево;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную, предлагается глазами " нарисовать" эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении). Можно нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому очень хорошо иметь в классе зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью.

Более тысячи биологически активных точек в настоящее время известно на ухе, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши " горели".

Рекомендуемые упражнения:
1. Потягивание за мочки сверху вниз;
2. Потягивание ушной раковины вверх;
3. Потягивание ушной раковины к наружи;
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Рекомендуемые упражнения:
1. Точка на лбу между бровями ("третий глаз");
2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние);
3. Точка посередине верхнего края подбородка;
4. Парные точки в височных ямках;
5. Три точки на затылке в углублениях;
6. Парные точки в области козелка уха.

Кроме того можно использовать физминутки такого рода: подпрыгните те, у кого день рождения весной, присядьте те, кто сегодня в школу пришёл в брюках, мальчики потянулись вправо, девочки влево и т.д.

В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.

Приложение 2

Гигиенические критерии рациональной организации урока

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

недостаточно рациональный

нерациональный

1.

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2.

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 мин

11-15 мин.

Более 15 мин.

4.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позднее чем через 7-10 мин

  смена через

   11-15 мин.

  Смена через

   15-20 мин.

5.

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

1

6.

Чередование видов преподавания

не позже чем через 10-15 мин

       через

   15-20 мин.

Не чередуются

7.

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2-3

1

нет

8.

Место и длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным

соблюдением гигиенических норм

в произвольной    форме

9.

Чередование позы

поза  чередуется в соответствии с видом работы Учитель

наблюдает за

посадкой уч-ся.

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует

посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

10.

Наличие, место,

содержание и продолжительность

физкультминуток

на 20 и 35 мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

1 физкультминутка с

неправильным содержанием или

продолжительностью

отсутствуют

11.

Психологический климат

преобладают

положительные

эмоции

имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

преобладают отрицательные эмоции

12.

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее 40 мин

не ранее 35-37 мин.

до 30 мин.

Приложение 3

Зависимость времени проветривания кабинета от температуры воздуха на улице

Температура воздуха на улице

Время проветривания кабинета

+100 – +60

4-10 минут

+50 – 00

3-7 минут

00 – 50

2-5 минут

-50 – -100

1-3 минуты

Ниже 00

1-1,5 минуты

Приложение 4

Время использования ТСО на уроках

классы

Длительность просмотра (минут)

Диафильмов,

диапозитивов

кинофильмов

телепередач

1 – 2

3 – 4

5 – 7

8 - 11

7 – 15

15 –20

20 – 25

-

15 – 20

15 – 20

20 – 25

25 - 30

15

20

20 – 25

25 - 30



Предварительный просмотр:

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

  Здоровье людей – важная проблема сегодняшней жизни. Без здорового подрастающего поколения нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья. Для решения данной задачи необходимо выстроить систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Основные требования к уроку с комплексом  здоровьесберегающих технологий:
– рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
– в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
– количество  видов учебной деятельности должно быть несколько;
– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
– на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
– необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физ.минутки.

   Работая преподавателем биологии на протяжении более  25 лет, вижу, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди подростков.
 Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью детей, отрицательного влияния окружающей среды.
 Понятие “образ жизни” включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
 В формировании представлений о здоровом образе жизни, о здоровье я участвую не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс. При этом стараюсь направить свои усилия на создание условий, позволяющих отодвинуть усталость и избежать переутомления обучающихся.

  Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения: чтобы не наносить вреда здоровью школьников и преподавателей. Необходимо поставить перед собой две задачи: задачу-минимум и задачу – оптимум. Первая отвечает фундаментальному принципу педагогики «Не навреди!» и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье обучающихся. В этом случае достаточно соблюдать следующие группы факторов:
1) эколого-гигиенические;
2) организационно-педагогические;
3) психолого-педагогические.

А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья обучающихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье. Говоря словами Н.К.Смирнова «здоровьеформирующие образовательные технологии, программы и методы направлены на… мотивацию на ведение здорового образа жизни».

  Практика показывает, что у обучающихся особо чувствительной является нервная система, поэтому важным во время проведения урока является:
1. Соблюдение нормы числа видов учебной деятельности (опрос, работа с учебником, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, слушание, решение примеров и задач и др.) – 4 – 7 видов за урок. Более частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий. (см.приложение 2)
2. Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
- метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).
Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
3. Проведение физкультурных минуток. (см.приложение 1)
4. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
– эмоциональная мотивация в начале урока;
– создание ситуации успеха;
- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.д.

  Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, я использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

  Хорошие результаты во всех классах дает проговаривание отдельных терминов (которых в биологии очень много). Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
5. Обстановка и гигиенические условия в классе: Уроки провожу в кабинете биологии, где в соответствии с требованиями СанПиНа имеется искусственное и естественное боковое левое освещение, окна закрыты прозрачными занавесками. Кроме того парты и стулья соответствуют возрасту детей, занимающихся в кабинете. Доска располагается на расстоянии 2,5 м, между рядами расстояние не менее 60 см. На переменах осуществляю проветривание кабинета. (см. приложение 3)

6.     На уроках биологии ребята узнают о строении своего организма и других живых организмах, о причинах разных заболеваний, возможных способах их лечения, профилактике заболеваний.

  Одним из способов заинтересовать обучающихся является возможность продемонстрировать им связь изучаемого материала с реальной жизнью (в том числе с сохранением собственного здоровья), вовлекая ребят в исследовательские проекты. Темы исследовательских проектов, которые были ранее выполнены учениками в рамках изучения биологии таковы: «Пища настоящего и будущего», «Витамины», «Гигиена зрения и рациональное питание». «Влияние окружающей среды на генетическое здоровье человека», «Экология Самарской области и ее проблемы»

 «Особенности питания детей в подростковом возрасте».

«Гигиена органов пищеварения», «Курить - здоровью вредить»,

«Качество воды и здоровье человека», их представление вызывает большой интерес в классе, потому что обучающиеся имеют  возможность убедиться в том, что забота о своем здоровье снижает риск возникновения заболеваний. В рамках предпрофильной подготовки я провожу курс «Школа Гиппократа». Составляя рабочую программу по данному курсу, в качестве контроля знаний использую защиту творческих проектов по профилактике заболеваний.  

Иными словами, во всех вышеперечисленных проектах реализовывались здоровьесберегающие компетенции, которые также можно отнести к ключевым.
Работа над подобными проектами продолжается.

  7.Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбирать на уроке, а на дом оставлять повторение .  

   Итак, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы - это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании, т.к. дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе и мы - педагоги.  

  От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

 Педагогу необходимо подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.

 Своим опытом я поделилась с коллегами:

-открытый урок «Гигиена пищеварения»

-выступление на педсовете «Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни и элементы здоровьесбережения на уроках»

 -Внеклассные мероприятия «Курить – здоровью вредить», « Влияние алкоголя и никотина на эмбриональное развитие человека» , «В здоровом теле – здоровый дух».

-Родительское собрание «Здоровье детей – в наших руках»

Разработки есть на школьном сайте в методической копилке.

Список литературы:

1.            Борисова И. П. «Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе» Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. № 10. С. 84-92.

2.            Вайнер Э. Н. «Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования» Валеология. 2004. № 1. С. 21-26.

3.            Вашлаева Л. П., Панина Т. С. «Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации» Валеология. 2004. № 4. С. 93-98.

4.            Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.» М.: АПКиПРО, 2002. – 121 с.

5.            Советова Е. В. «Эффективные образовательные технологии»Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 285 с.

6.           Шамова Т.И. «Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе» М.: Перспектива2008. 277с.


Приложение 1

Минутки для профилактики нарушения зрения. Они так же благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Рекомендуемые упражнения:
1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2. Горизонтальные вправо-влево;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную, предлагается глазами " нарисовать" эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении). Можно нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому очень хорошо иметь в классе зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью.

Более тысячи биологически активных точек в настоящее время известно на ухе, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши " горели".

Рекомендуемые упражнения:
1. Потягивание за мочки сверху вниз;
2. Потягивание ушной раковины вверх;
3. Потягивание ушной раковины к наружи;
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Рекомендуемые упражнения:
1. Точка на лбу между бровями ("третий глаз");
2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние);
3. Точка посередине верхнего края подбородка;
4. Парные точки в височных ямках;
5. Три точки на затылке в углублениях;
6. Парные точки в области козелка уха.

Кроме того можно использовать физминутки такого рода: подпрыгните те, у кого день рождения весной, присядьте те, кто сегодня в школу пришёл в брюках, мальчики потянулись вправо, девочки влево и т.д.

В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.

Приложение 2

Гигиенические критерии рациональной организации урока

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

недостаточно рациональный

нерациональный

1.

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2.

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 мин

11-15 мин.

Более 15 мин.

4.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позднее чем через 7-10 мин

  смена через

   11-15 мин.

  Смена через

   15-20 мин.

5.

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

1

6.

Чередование видов преподавания

не позже чем через 10-15 мин

       через

   15-20 мин.

Не чередуются

7.

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2-3

1

нет

8.

Место и длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным

соблюдением гигиенических норм

в произвольной    форме

9.

Чередование позы

поза  чередуется в соответствии с видом работы Учитель

наблюдает за

посадкой уч-ся.

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует

посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

10.

Наличие, место,

содержание и продолжительность

физкультминуток

на 20 и 35 мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

1 физкультминутка с

неправильным содержанием или

продолжительностью

отсутствуют

11.

Психологический климат

преобладают

положительные

эмоции

имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

преобладают отрицательные эмоции

12.

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее 40 мин

не ранее 35-37 мин.

до 30 мин.

Приложение 3

Зависимость времени проветривания кабинета от температуры воздуха на улице

Температура воздуха на улице

Время проветривания кабинета

+100 – +60

4-10 минут

+50 – 00

3-7 минут

00 – 50

2-5 минут

-50 – -100

1-3 минуты

Ниже 00

1-1,5 минуты

Приложение 4

Время использования ТСО на уроках

классы

Длительность просмотра (минут)

Диафильмов,

диапозитивов

кинофильмов

телепередач

1 – 2

3 – 4

5 – 7

8 - 11

7 – 15

15 –20

20 – 25

-

15 – 20

15 – 20

20 – 25

25 - 30

15

20

20 – 25

25 - 30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологиии

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПО ТЕМЕ:  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Статья посвящена проблемам здоровьясбережения в работе учителя биологии....

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Статья о здоровьесберегающих технологиях на уроках биологии...

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии"

Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, на мой взгляд, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодейс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

В статье рассмотрены цели здоровьесберегающих технологий, организация урока биологии, упражнения для дыхания....

Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"

Сущность здоровьесберегающего урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал и ученику и учителю сохранение запаса их жизненных сил. Поэтому, помимо обычных учебных задач, перед учителем...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Данный материал содержит рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках биологии:рассматривается анализ урока с позиции здоровьесбережения,предлагается комплекс упражнений для ...