Здоровьесберегающие технологии на уроках биологиии
статья по теме

 ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПО ТЕМЕ:  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo_2008.doc30 КБ
Office presentation icon rmo_2008.ppt189 КБ

Предварительный просмотр:

 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

          Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время: 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходится на функциональные изменения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих факторов исчезают, и около 40% - на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания. 

         Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса. 

Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.

Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

На уроках физики, химии, географии и биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Учителям предметов цикла естествознания на своих уроках максимально необходимо использовать игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков необходимы  такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. На уроках биологии учащиеся знакомятся со строением опорно-двигательной системы, значением физических упражнений для ее развития. Необходимо вводить на уроках системы разминок для глаз, конечностей, тренировку дыхания, которая не занимает много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, которая  способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.

На уроках биологии, физики и химии дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо  обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления.

Требуется  уделить внимание строгому нормированию домашних заданий по предметам цикла для недопущения перегрузок. Учителям обращать особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбирать на уроке, а на дом оставлять повторение.

Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Учителя не имеют вредных привычек, стараются разнообразить свой пищевой рацион, планируют свой рабочий день и отдых для того, чтобы не допускать перегрузок организма. Собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни. 

  В условиях  школы необходима модель здоровьесберегающего обучения и воспитания, критерии урока здоровьесберегающей направленности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Критерии урока здоровьесберегающей направленности

Слайд 2

Урок осуществляется в условиях комфортности: А) С анитарно-гигиенических : Свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, подходящие по росту парты, расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы, а также по желанию детей и родителей. Комфортный для человека уровень шума-10 дБ (Так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах»-это 40 дБ. 70 дБ-это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия. Использование видеоэкранных средств обучения с учетом гигиенических правил.

Слайд 3

Урок осуществляется в условиях комфортности: Б) Психологических: Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении. Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса. Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе. Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.

Слайд 4

Основания для построения урока здоровьесберегающей направленности: 1. Гуманистическая основа (философия: выстраивание человеческих отношений) 2. Психо-био-генная основа (принцип природосообразности) 3. Социогенная основа (опора на базовые личностные качества)

Слайд 5

Здоровьесберегающие компоненты на уроке: Утренняя гимнастика Динамические паузы Чередование поз во время урока Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока) Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны , актуальности Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др. Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности) Гармоничное сочетание обучения-воспитания-развития в учебной деятельности

Слайд 6

Здоровьесберегающие компоненты на уроке: Плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60 % , но не более-80 % Темп завершения урока спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы Учитель комментирует домашнее задание (объем, «риски». «опасные места». Наличие выбора) Система оценивания. Внимание! Стрессогенная ситуация. Три варианта оценивания: 1. Ученик (самооценка) 2. Ученик-ученик (взаимооценка) 3. Ученик-учитель (корректирующая оценка и договор на окончательную оценку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Статья посвящена проблемам здоровьясбережения в работе учителя биологии....

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Статья о здоровьесберегающих технологиях на уроках биологии...

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии"

Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, на мой взгляд, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодейс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

В статье рассмотрены цели здоровьесберегающих технологий, организация урока биологии, упражнения для дыхания....

Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"

Сущность здоровьесберегающего урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал и ученику и учителю сохранение запаса их жизненных сил. Поэтому, помимо обычных учебных задач, перед учителем...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Данный материал содержит рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках биологии:рассматривается анализ урока с позиции здоровьесбережения,предлагается комплекс упражнений для ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Статья об использовании  здоровьесберегающих технологий  на уроках биологии...