Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
статья по теме

 Статья об использовании  здоровьесберегающих технологий  на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие образовательные           технологии

на  уроках  биологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных образовательных систем ХХІ века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

К выводу о том, что обучение, получение образования неизобежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги-практики.

Анализ причин «школьных болезней» привёл врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относятся:

  1. недостаточная освещённость классов;
  2. плохой воздух школьных помещений;
  3. неправильная форма и величина школьных столов;
  4. перегрузка учебными занятиями.

В современной школе добавилось много других недостатков. Так, в школу всё активнее входит компьтеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся.

Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Так, в школах с большей вместимостью более высокая острая заболеваемость и высокий индекс пропусков уроков, в 2-5 раз выше простудная заболеваемость.

В современных условиях усилилась роль «внутришкольных фкторов»: интенсификация обучения, переход на новые формы обучения с длительной учебной неделей, учебный стресс, который испытывают до 80% учащихся, снижение двигательной активности, ещё более выраженная гипокинезия школьников. То есть процесс обучения, как правило, организуется без учёта воздействия на здоровье обучающихся.

В числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:

  1. стресогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;
  2. недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников;
  3. перегруженность учебных программ фактологической информацией и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление и дистресс;
  4. неправильная организация питания учащихся в школе (в частности, необеспеченность детей горячим питанием);
  5. невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

 Здоровьесберегающие технологии  

достигаются через учёт особенностей учащихся , создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения обучающихся , инициацию разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии. Всё это приводит

приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации  к учебной деятельности, приросту учебных достижений

Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

  1. объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  2. нагрузка от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
  3. занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры; спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Физиолого-гигиенические требования к составлению расписаний уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.

Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Оценка соблюдения гигиенических требований проводится по ряду регламентированных позиций с использованием хронометража:

  1. плотности урока (процентов времени, затраченного школьниками на учебную работу);
  2. числа видов учебной деятельности (письма, чтения, слушания, рассказа, рассматривания наглядных пособий, ответа на вопрос, решения примеров);
  3. длительности каждого вида учебной деятельности (в мин.);
  4. частоты чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
  5. числа видов преподавания (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения, самостоятельной работы);
  6. места, длительности и условий применения ТСО;
  7. частоты чередования видов преподавания;
  8. наличия, своевременности, содержания и длительности физкультминуток.

Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления.

Кроме того, определяются и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, её соответствие виду работы и чередование в течение урока.

Для предотвращения наступления у школьников утомления необходимо учитывать, что первые 3-5 минут любого урока занимает «врабатывание», т.е. привыкание к учителю и предмету. Оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут для младших школьников, 20-25 – для среднего звена, 25-30 – для старшеклассников. После этого на несколько минут наступает «предутомление», или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, ещё больше снижается интерес к происходящему в классе. Это пока ещё утомление, но, если не устраивать физкультминуток и оно от урока к уроку накапливается, наступит переутомление, с которым невозможно справиться только педагогическими методами.

оценка некоторых   образовательных технологий

по их здоровьесберегающей     направленности

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель школы, реализующей ПС, - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС – формирование положительной Я-концепции личности подростка.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики: антропоцентрическая философская основа, признание основным фактором развития психогенного, развивающая концепция усвоения и т.д. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в ТРО характер оценки учебной деятельности.

Вместе с тем использование технологии развивающего обучения, особенно по методу Л.В.Занкова, таит в себе и угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В.В.Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологиии

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПО ТЕМЕ:  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Статья посвящена проблемам здоровьясбережения в работе учителя биологии....

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Статья о здоровьесберегающих технологиях на уроках биологии...

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии"

Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, на мой взгляд, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодейс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

В статье рассмотрены цели здоровьесберегающих технологий, организация урока биологии, упражнения для дыхания....

Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"

Сущность здоровьесберегающего урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал и ученику и учителю сохранение запаса их жизненных сил. Поэтому, помимо обычных учебных задач, перед учителем...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Данный материал содержит рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках биологии:рассматривается анализ урока с позиции здоровьесбережения,предлагается комплекс упражнений для ...