Этапы и содержание урока | Перечень УУД , выполняемых учащимися на соответствующих этапах урока |
|
|
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
|
Учитель предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
Учитель читает «Сказка о кривом человечке» Заболоцкого (о взаимодействии живых организмов, о значимом месте каждого в природе). Учащиеся внимательно слушают и формируют тему и цель урока из услышанного. Автор: На маленьком стуле сидел старичок, На нём деревянный надет колпачок. Сидит, он, качаясь, и ночью, и днём и туфли трясутся на нём. Сидит он на стуле и машет рукой. Бежит к старичку человечек кривой. Старичок: Что с вами, мой милый? Откройте ваш глаз. Зачем он завязан у вас? Автор: И вот человечек в ответ старичку: Человечек: Глазок мой закрылся, И больно зрачку. Я с чёрной грачихой подрался сейчас. Она меня клюнула в глаз. Автор: Тогда старичок призывает жука. Старичок: Слетай-ка жучок на большие луга. Поймай-ка грачиху в 15минут. Над нею устроим мы суд. Автор: Ни ветер бушует, ни буря гудит. Жучок над болотом к грачихе летит. Жук: Извольте грачиха явиться на суд. Осталось 12 минут. Автор: Взлетает грачиха крыльями шурша. Грачиху сажают за письменный стол И пишет жучок протокол. Жук: Скажите грачиха фамилию свою. Давно ли живёте, вы, в нашем краю? Зачем человечка вы клюнули в глаз? За это накажем мы Вас! Автор: Сказала грачиха: Грачиха: «Но я не виновна. Сама я грачиха обиженна кровно Кривой человечек меня погубил».
? Чем мог кривой человечек погубить грачиху? ? За что она клюнула его в глаз? (разорил гнездо)
Замрёт наше поле и сад обнажится. И тысяча гусениц там расплодится. И некому будет их бить и клевать. И птенчикам в гнёзда таскать. И если бы сказка вдруг стала ни сказкой, Пришёл бы к тебе человечек с повязкой. Взглянул бы на сад, покачал головой и заплакал бы вместе с тобой.
? Почему бы заплакал человечек, придя в сад? (если мы будем уничтожать птиц, мы погубим растения, гусеницы будут поедать всё) ? Какой вывод можно сделать по этому стихотворению? ! Звери всякие важны — звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
? Какая тема и цель урока? (высказывают мнения учащиеся) ! (тема: «Значение живых организмов в природе», цель: изучить роль живых организмов в природе). | - самоопределение (Л); -смыслообразование (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л);
|
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения |
|
Учитель организуется проверку изученного и подготовку учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксации индивидуального затруднения.
Учитель: Мы уже знаем, что такое живой организм и многообразие живого. Сейчас наша задача вспомнить этот материал, чтобы мы могли расширить свои знания. Учащиеся работают в парах (по карточкам по изученному материалу: «Биология наука о живом мире», «Царства живой природы»)
Например: Карточка 1
Задание № 1 ! Прочитайте текст и выполните задание. Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история…Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами. - Что за свойства отличали их от других неживых тел? - дыхание
- размножение,
- раздражимостью,
- питание
- выделение
- рост и развитие
- обмен веществ.
Задание № 2 ! Заполните схему.
! Напишите по 2-3 представителя из каждого царства, которые приносят пользу и вред для человека. ! Запишите схему взаимосвязи животных в природе (на конкретных примерах), дайте пояснение.
У учащихся вызывает затруднение выполнения задания по определению роли и взаимосвязи живых организмов. | - смыслообразование (Л); - структурирование знаний (П); - извлечение необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л); - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - волевая саморегуляция (Р) |
3. Выявление места и причины затруднения. |
|
На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.
Учащиеся проговаривают ответы по заданиям и вопрос, который вызвал затруднение. Учитель совместно с детьми определяет причину, вызванного затруднения (новый неизученный материал). | - учебно-познавательный интерес (Л); - постановка и формулирование проблемы (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. |
|
На этом этапе учащиеся совместно с учителем в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: - ставят цель, - согласовывают тему урока, -выбирают способ, -строят план достижения цели; -определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.
Учитель: ребята, мы уже много знаем ( и признаки живых организмов, и царства живой природы, и можем называть их представителей), у нас имеются таблица по многообразию живых организмов, информация на электронном носителе о значении живых организмов, информация в параграфе 16. Поэтому мы можем рассмотреть всю, имеющеюся информацию и достичь цели урока: изучить значение живых организмов. Но, чтобы достичь этой цели организуем свою работу в парах. План деятельности: -прочитать текст учебника, рассмотреть рисунки в параграфе и найти ответы на вопросы; -ответы проговорить и записать в рабочих тетрадях; -составить схему и записать в рабочей тетради. Учитель поясняет, что информацию можно найти и в других, имеющихся источникам | - самоопределение (Л); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р); - планирование, прогнозирование (Р); - построение логической цепи рассуждений (П); - использование знаково-символических средств (П); - построение речевых высказываний (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - разрешение конфликтов (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К); - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) |
5. Реализация построенного проекта. |
|
На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Учащиеся самостоятельно ведут поиск новой информации -в учебнике по биологии И.Н.Пономарева (параграф 16), -в справочниках по биологии, -в имеющейся информации в компьютере на эту тематику
- Животные и растения вредные для человека.
Вопросы: -Почему некоторых животных и растений называют вредными? -Приведите примеры вредителей? -Почему нет ненужных видов в природе? -Приведите примеры.
2.Живые организмы полезные для человека. Вопросы: -Почему некоторые живые организмы называют полезными? -Приведите примеры полезных живых организмов?
3.Подумайте и ответьте красный мухомор – это ядовитый гриб, но лоси и белки поедают его и не болеют паразитическими червями. Вопрос: это вредный или полезный живой организм?
Заполнить схемы: - Схемы взаимосвязи живых организмов в природе:
а) Живое ––> неживое. (Многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь, известняк.) б) Неживое ––> живое. (Воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.) в) Растения ––> животные. (Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам.) г) Человек ––> природа. (Человек охраняет природу.) – Цепь питания из списка живых организмов: (Растение ––> кузнечик ––> скворец ––>сокол.) - Схема значения живых организмов для человека
Живые организмы: полезные (используются в медицине, в строительстве, в легкой промышленности; служат продуктами питания и.т.д); вредные (вредители в с/х, болезнетворные организмы и.т.д) | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); - чувство прекрасного и эстетические чувства (Л); - установка на здоровый образ жизни (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П); - волевая саморегуляция (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - познавательная инициатива (Р); - использование знаково-символических средств (П); - поиск необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы) (П); - самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); - установление причинно-следственных связей, доказательство (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К); - управление поведением партнера (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
|
- Фронтальная работа в классе. Учащиеся от группы проговаривают ответы на вопросы, учащиеся класса анализируют и корректируют, выбранный ответ группы.
| - контроль (Р); - коррекция (Р); - волевая саморегуляция (Р); - подведение под понятие (П); - построение речевых высказываний (П); - выведение следствий (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
|
При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы и работа в парах: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
- Работа в рабочей тетради (выполнение заданий в тетради)
Слайд – Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками. ![http://festival.1september.ru/articles/504524/img1.jpg](https://lh6.googleusercontent.com/bTa_5WBXm_Sj03YR0Vi1g4rbYwvmxtvElsimTER0BMJLgn70r14e7S_C7pmhQvXt9itEneEPGuHwS4VGopl62IKY5BJ66f2OCm8It4mPrhQZkDrN8SancOMpChb_5BdxpJRJes4)
1. Нельзя топтать растения. 2. Нельзя рвать лекарственные растения. 3. Нельзя рубить деревья. 4. Нельзя ловить рыбу сетями. 5. Не рвите цветы. 6. Не убивайте животных. | - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л); - анализ, сравнение, классификация (П); - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р); - использование знаково-символических средств (П); - волевая саморегуляция (Р); - познавательная инициатива (Р); - использование общих приемов решения задач (П); - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р); - рефлексия способов и условий действия (П); - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р); - выведение следствий, доказательство (П); - координирование разных позиций с учетом разных мнений (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) |
8. Вторичное закрепление. |
|
На этом этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Учащиеся совместно с учителем делают вывод: Все в природе взаимосвязано и каждый живой организм выполняет свою роль!
| - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, классификация (П); - умение структурировать знания (П); - построение речевых высказываний (П); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - управление поведением партнера (К) |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
|
На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
- Оценивание работу учащихся на уроке с комментированием отметки;
- выучить параграф 16 - ответить на вопросы после параграфа; - творческое задание подготовить презентации на темы: «Значение организмов в круговороте веществ»; «Амброзия – растение, вызывающее заболевание у людей и как себя защитить»; «Колорадский жук – его особенности и методы борьбы с ним»; «Разведение птицы в моей домашнем подсобном хозяйстве» и.т.д Рефлексия. Синквейн 1 строка – существительное (кто?, что?), относящееся к теме урока 2 строка – 2 прилагательных (какой?, какая?, какие?), отражающие ваше настроение на уроке 3 строка – 3 глагола (что делал(и)?, что сделали(?)) 4 строка – фраза, выражающая ваше отношение к уроку в целом, или пожелание участникам 5 строка – существительное (кто?, что?), или наречие (как?, где?, куда?, когда?, зачем?, с какой целью?, в какой степени?) Спасибо за творческую и плодотворную работу на уроке! | - внутренняя позиция школьника (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - рефлексия способов и условий действия (П); - толерантность (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - формулирование и аргументация своего мнения (К); - планирование учебного сотрудничества (К) |