проектный метод
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Методическая разработка по теме "Насекомые". в ней представлен теоретический материал по проектному методу. разработка проекта по теме,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ
Муниципальное  общеобразовательное учреждение
Андреевская средняя общеобразовательная школа

«Проектная деятельность как один из методов, повышающих познавательную и творческую активность учащихся»

(Методическая  разработка по теме «Класс насекомые»)

                                 

Выполнила:
Брюшина Людмила Алексеевна,
учитель биологии,
МОУ Андреевская средняя
общеобразовательная школа.

2014 г.


Аннотация.

Данная работа знакомит с особенностями метода проектов, типами проектов,  структурой и схемой проекта, этапами реализации проекта.
В работе раскрывается роль проектной деятельности  в работе учителя,  показаны  возможности использования метода проектов в деятельности учителя биологии. Методическая разработка  учебного проектов «Мир насекомых»  включает цели и  задачи проекта, этапы работы над проектом, материалы, сопровождающие проект, продукт проекта – электронную презентацию.

Эту  разработку могут использовать в своей работе учителя биологии.

При написании методической разработки  использовались следующие методы: анализ литературы, педагогическая апробация.


СОДЕРЖАНИЕ.

I Введение  …………………………………………………………….       4

II. Метод проектов в системе образования. ……………………………    6

1. Краткая историческая справка   ………………………………………...7

2. Понятие «Метод проектов».  ……………………………………………8

3. Основные требования к использованию метода проектов. …………...10

4.Типология проектов ……………………………………………………..11

5.Схема проекта. …………………………………………………………..15

6. Структура проектной деятельности и этапы работы над проектом… 16

7. Использование метода проектов в работе учителя биологии (из опыта                работы)  ………………………………………………………………………20

III. Разработка  учебного проекта по биологии «Мир насекомых».    …..24

1.Обоснование, цели и задачи проекта. ……………………………………24

2.План проведения проекта.  ……………………………………………….26

3. Лист  планирования содержания учебного проекта  «Мир насекомых» в            системе уроков по теме «Насекомые» ……………………………….……27

4.Ход выполнения  проекта …………………………………………………29

5.Реализация  проекта ………………………………………………………34

6.Визитная карточка проекта  ………………………………………………39

IV. Заключение.………………………………………………………………43

V.  Источники информации …………………………………………………44

VI. Приложения  (1-9)…………………………………………………………….


I.   ВВЕДЕНИЕ.

     Процесс обучения – это организационное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной  деятельности учащихся по овладению ими знаний, развитию способностей, выработке взглядов. Современная педагогика рассматривает процесс обучения как двусторонний: преподавание, деятельность учителя, и учение – деятельность учеников. Каждый учитель реализует этот принцип по-своему. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.    

   Министерством образования РФ принят новый стандарт  основного общего образования. Значительное количество  школ  переходят на работу по новому стандарту уже с 1 сентября 2012 года по мере готовности образовательного учреждения.  Метапредметные требования к реализации основной образовательной программы, заложенные в ФГОС, предусматривают формирование умений работать с электронными источниками информации, проводить учебно-исследовательскую и проектную деятельность и выполнять другие универсальные учебные действия (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями готовит выпускников школ к самостоятельному обучению и саморазвитию в условиях современного информационного общества.

Обоснование. Идея организации активной учебно-познавательной  деятельности учащихся через метод проектов  возникла в связи с тем, что  с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению биологии. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами. Я думаю, что причины в том, что: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе; во-вторых, биология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и не во все ВУЗы и колледжи  предмет включен в списки вступительных экзаменов; в-третьих, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы, книги рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в  интересной занимательной,   и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом что-то слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы  и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся. Таким образом, я пришла к выводу, что проблему активизации познавательной деятельности можно решить, включая учеников в процесс самостоятельного добывания знаний через проектный метод. Именно метод проектов и представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося. Проанализировав методическую литературу по теме, я выяснила, что метод проектов является дидактическим средством для повышения мотивации развития личности учащегося, универсальным средством для применения в учебном процессе; хорошей формой консолидации теоретического  материала и развития коммуникативных умений.

Мой педагогический опыт по формированию и развитию познавательной активности учащихся  на уроках биологии опирается на ведущие дидактические теории и концепции в преподавании ведущих ученых: Шамовой Т.И., Марковой А.К.(Теория активизации учебной деятельности учащихся), Махмутова М.И., Лернер И.Я., Матюшкина А.Я.    (Теория проблемного обучения), И.С. Якиманской , Е.Н.Степановой (Личностно-ориентированное образование), Г.И.Щукиной (Концепция развития познавательного интереса), Ю.К. Бабанского (Оптимизация учебно-воспитательного процесса).

 Вопросам проектной деятельности посвящены работы: Дж. Дьюи, Коллингса, Дж.К. Джонса, У.Х. Килпатрика, С.Т. Шацкого,  В.В.Гузеева, Н.Ю. Пахомовой и др.


II.  МЕТОД ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

      Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:

  1. разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;
  2. предварительный текст какого-нибудь документа;
  3. замысел, план.

В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться.

  Передавая учебную   информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные     концепции.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную     деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.  


1. Краткая историческая справка.

Появление феномена «проект» относится к XVI веку и связано с проведением итальянскими архитекторами «конкурса». Лучшие студенты получали задания изготовить эскиз церкви, памятника, дворца, в ходе работы над которым они учились самостоятельно и творчески применять полученные знания. С 1702 года конкурс стал постоянным мероприятием учебного года.

Однако в связи с тем, что не предполагалась реализация представленных на конкурс работ, они были названы «progetti» т.е. «эскизы», «планы», «проекты». Таким образом, понятие «проект» в педагогическом контексте впервые встречается в Римской Академии.

Обычно этот метод связывают с идеями американского философа и педагога Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. Подробное освещение метод проектов получил в работах американских педагогов У.Х. Килпатрика и Э. Коллингса, которые пытались организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся, а деятельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе работы над проектом.

В 1920-е гг. метод проектов привлек внимание советских педагогов, считавших, что он, обеспечив развитие инициативы и творческой самостоятельности школьников, будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их в решении практических задач.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.


2. Понятие «метод проекта»

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности,  развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде [з, с. 11].

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми):спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных              моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта. Таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность

      Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

 Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.  [4,с 21].


3. Основные требования к использованию метода проектов.

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника, на получение новых знаний).

Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе учащимися — проектантами.

  1.  Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

  1.  Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

  1.  Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
  2.  Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

      Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других — выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

      Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

     Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. Результаты проектов должны быть материальны,  соответственно оформлены.

               

                4. Типология проектов 

     В основе типологии  проектов лежат следующие признаки:  уровень творчества, доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта, возрастной состав.

  1. По уровню творчества:  исполнительский, конструктивный, творческий.      [6, с. 21 ]                                                          
  2. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная),ознакомительно-ориентировочная, (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий, информационный).
  3. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  4. Характер координации проекта:  непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
  5. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  6. Количество участников проекта.
  7. Продолжительность проекта.

    8.  Возрастной состав ( одновозрастной, разновозрастной). 

     Формы продуктов деятельности: внешний  (материальные продукты:    отчет, презентация, выставка и т.п.) и внутренний (продуктом являются личностные качества: знания, умения),

      В соответствии с первым признаком. По уровню творчества: исполнительский, конструктивный, творческий. Об исполнительском проекте следует говорить, когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий. Выполнение таких проектов целесообразно, как правило, на начальном этапе использования проектного обучения, поскольку у школьников недостаточно опыта для самостоятельного поиска. На данном этапе учащиеся могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Педагог предлагает варианты для обсуждения совместных действий, раскрывая логику построения проектной деятельности, проходя вместе с учащимися весь путь создания проекта, не навязывая своего мнения. Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект. Если учащиеся сами выдвигают идею проекта, сами разрабатывают план и реализуют его, создав реальный, качественный, обладающий новизной продукт, то можно охарактеризовать этот проект как творческий .

       В соответствии с другим признаком доминирующего метода различают следующие типы проектов.

Исследовательские.                

    Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

Творческие.

  Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.

Приключенческие игровые.

     В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая.

Информационные проекты.

     Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. 

Практико-ориентированные.

      Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Интернет – проекты.

     Телекоммуникационный образовательный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и организованная на основе компьютерной телекоммуникации.

Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в рамках одного учреждения, всегда межпредметные.

        По признаку — характеру координации — проекты могут быть двух типов.

С открытой, явной координацией

   В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты)

 В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта .

       По характеру контактов проекты разделяются на внутренние и международные.

Внутренними, или региональными (т.е. в пределах одной страны)

Это проекты, которые организуются либо внутри одной школы — междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны.

Международными проектами называют такие проекты, участниками которых являются представители разных стран. 

 По количеству участников можно выделить три типа проектов.                                 

Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).

Парные (между парами участников).

Групповые (между группами участников). При групповой работе школьники усваивают материал в совместной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой обобщенного, коллективного решения. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении «мозгового штурма» или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувства коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к учащимся, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя содержание работы.

По предметно-содержательной области проекты бывают 3 типов.

Монопроекты создаются в рамках одного предмета. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы, но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знании. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, к рамках научного общества учащихся).

Межпредметные проекты выполняются, как правило, во внеурочное время. Это — либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, предполагающие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Надпредметный проект выполняется на стыке областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования [1, c.101].

   

 По признаку продолжительности проведения проекты бывают следующих типов.

Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.

Средней продолжительности (от недели до месяца).

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

      Что касается проектов долгосрочной продолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они представляют собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время.

      Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

                   


                    5.Схема проекта.

Схему проекта можно представить следующим образом:

  • Проявление интереса учащихся к какой-либо проблеме или теме.
  • Учитель разъясняет условия проектной работы.
  • Участники определяют главную тему.
  • Класс делится на группы, каждая из которых разрабатывает тему, выдвигает какую-либо идею.
  • Класс выбирает наиболее подходящие идеи.
  • Создаются рабочие группы, в которых участники определяют направления деятельности, необходимой для реализации идей.
  • Рабочие группы выбирают методы и средства для проведения исследования (исследовательские проекты). Разрабатывают и осуществляют детальный план действий ( практические проекты).
  • Разрабатывая теоретические проекты, группы проводят исследовательскую работу: эксперименты, опросы, интервью, наблюдения. Группы могут проводить презентацию отдельных этапов – в форме рефератов, сообщения, аудио или видео материала.
  • Группы объединяют результаты работы в общий итог.
  • Осуществляют презентации результатов исследования или внедряют разработанный план.
  • Производится оценка результата и процесса работы.

Схемы проектов могут варьироваться в зависимости от типа проекта, его длительности, объема. Конечно, они будут разными для проведения проектного урока или серии уроков, проектной недели или осуществления большого проекта, но все они будут предусматривать ВКЛАД  группы, ПРОЦЕСС, который она осуществляет, и ПРОДУКТ, который группа получает в результате проекта.


6. Структура проектной деятельности и этапы работы над проектом.

Для адекватного построения педагогического процесса с использованием проектной деятельности необходимо иметь представление о структуре проекта. Структура проектной деятельности учащихся чаще всего является линейной:

потребность →

→ проблема исследования →

→ первоначальные идеи →

→ оценка идей →

→ разработка лучшей идеи (идей) →

→ планирование →

→ изготовление →

→ апробирование →

→ оценка

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.

Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней развития, образуя «жизненный цикл проекта». Степень активности учеников и учителя на разных этапах работы может быть разной. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности.

В предлагаемой структуре выделены три основных стадии работы над проектом: организация деятельности, осуществление деятельности, представление результатов деятельности и ее оценка. Каждая стадия разбивается на этапы. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя, формируются специальные (проектные) умения.

 

Этапы работы над проектом

Этапы рабо-ты

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Организация деятельности

Погружение в проект

Мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение цели, выдвижение задач

Обсуждают с учителем предложенную для изучения информацию. Выявляются проблемы. Выдвигают гипотезы. Устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей, выдвижении задач

Планирование

Определение источников информации, способов ее сбора и анализа. Выбор способа представления конечного результата (форма отчета).Установление процедур и критериев оценки результатов процесса. Распределение задач (обязанностей) между членами группы

Вырабатывают план действий, определяют сроки, выбирают форму представления результатов. Распределяют обязанности в каждой группе в зависимости от выбранной темы исследования

Предлагает идеи, высказывает предположения. Объявляет учащимся состав консультативной группы учителей-предметников

2. Осуществление деятельности

Поиск инфор-мации

Сбор информации, решение промежуточных задач Выполнение проекта

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Интернет. Проведение исследования

Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе (по просьбе). Дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость. Организует консультации с учителями-предметниками. Наблюдает, советует

Обобщение результатов и выво-дов

Анализ и синтез полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов

Анализируют информацию, формулируют выводы. Оформляют результаты, готовят материалы для защиты проекта и его презентации

Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь в подготовке презентации

3. Представление результатов деятельности и ее оценка

Презен-тация

Открытый отчет участников проекта о проделанной работе

Защищают проект, участвуют в обсуждении

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника

Оценка процес са   и резуль-татов работы

Анализ и обобщение результатов работы в целом. Анализ достижения поставленной цели. Рефлексия

Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы. Самооценка реализации поставленных целей. Анализ достигнутых результатов.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Проводит рефлексию

Поскольку каждая стадия, этап занимает определеннее время и имеет логически законченное содержание, то можно установить соответствие этих стадий с «уроками» и рассмотреть организационные формы этих «уроков» [2, c.214].

 Организационные формы обучения на этапах работы над проектом.

Этап работы над проектом

Этап присвоения новой информации

Организационные формы

Погружение в проект

Формулирование проблемы, постановка цели

Рассказ, беседа, лекция

Планирование

Обсуждение вариантов

Самообразование Продумывание хода

деятельности

Беседа, самостоятельная работа, тренинги, «мозговой штурм», «звездочка обдумывания», ролевые и учебно-деловые игры

Выполнение проекта (деятельность как система конкретных действий и операций)

Проведение исследования, поисково-информационная деятельность и т.п.

Самостоятельная работа, практикум, лабораторная работа, консультация

Обобщение результатов и выводов

Обобщение и выводы

Семинар, консультация, самостоятельная работа

Презентация результатов (защита проекта)

Обсуждение, ответы на вопросы

Урок-преэентация, «круглый стол», конференция

Оценка и рефлексия

Анализ достижения цели

Беседа, консультация

Проанализировав методику работы над проектом разных  авторов, я пришла к выводу, что большой разницы по организации работы над проектом  между этими методиками нет.  Они отличаются друг от друга  терминологией и оформлением. Каждый учитель имеет свой опыт по работе над проектом, свою базу.

Овладение проектированием должно происходить не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Выполнить проект — это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео- или фотосъемку, создать электронную презентацию,  оформить исследовательскую  работу, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело.

Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Роль учителя в проектной деятельности:

  • помогает ученикам в поиске источников,
  • сам является источником информации,
  • координирует весь процесс,
  • поддерживает и поощряет учеников,
  • поддерживает непрерывную связь.

Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, потому что оно:

  • ориентируется на личность учащегося;
  • использует множество дидактических приемов;
  • само мотивируемо;
  • позволяет самореализоваться учащимся и приносит им удовлетворение от собственного труда.

7. Использование метода проектов при обучении биологии (из опыта работы)

Цель проектов:  способствовать формированию системы знаний и умений; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, применять знания из различных областей науки, получать и использовать информацию, заниматься планированием; формировать познавательный  интереса к исследовательской деятельности; формировать  и развивать  творческие способности учащихся.

Тематика проектов по биологии затрагивает самые разнообразные проблемы и вопросы от частных, локальных, до глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Объектом изучения наших проектов является не только отдельный организм, но и, например, участок расположенный рядом со школой, речка,  собственная квартира, в том числе и сам человек, его самочувствие в связи с воздействием определенных условий окружающей среды.

Работа над частной проблемой позволяет ученику хорошо познакомиться с объектом изучения, рассмотреть его с различных сторон, провести необходимые исследования, взять пробы, детально описать изучаемый объект, сделать выводы, и в дальнейшем спрогнозировать результаты своей работы.  

Работу по проектному методу я начала во внеурочное время  на кружке «Юный эколог» с разновозрастным составом учеников.

В учебном процессе  проектный метод  я  первоначально использовала для решения различных небольших проблемных задач путем организации  мини проектов,  приучая учащихся к творческому применению полученных знаний и самостоятельности.

      На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, ключевой деятельностью обучающихся становится информационно-коммуникативная деятельность.  

При появлении в кабинете биологии компьютера и мультимедиопроектора  я стала более широко использовать проектный метод. Это позволило использовать информацию с имеющихся дисков,  позволило  проводить защиту проекта более интересно. В настоящее время  ИКТ постоянно использую я и ученики  на разных этапах  работы над проектом. При выполнении проектов мною используются новые информационные технологии, в частности возможности Интернета, для передачи и получения текстовой, графической информации, создание мультимедийных презентаций.  Задача мультимедийной презентации – сделать сухую информацию интересной, доступной и приятной для восприятия, выделить важные моменты. Естественно, мультимедийная презентация должна соответствовать стилистике, графическим решениям и общей логике изложения информации. Представление и защита продукта проектной деятельности чаще происходит в форме мультимедийной презентации, которую в дальнейшем я использую в качестве наглядного демонстрационного материала для уроков биологии. Этот факт является социально значимой мотивацией у школьников, появляется элемент соревнования: чья презентация будет в копилке наглядных материалов?  Данная форма представления результатов имеет целый ряд преимуществ. 

Мультимедиа-презентация означает использование в информационных целях широкого спектра средств передачи информации – текста, изображения, звука, видео, анимации. Важной характеристикой мультимедиа-презентации является интерактивность. Презентации могут включать в себя анимированные ролики, фото и видеоматериалы (что очень интересно ученикам и способствует лучшему запоминанию), дикторский голос «за кадром», музыкальное сопровождение, а так же самые обширные справочные материалы с текстами, графиками и схемами.

  Метод проектов я использую на уроках биологии при изучении многих тем курса. Темы уроков: «Покрытосеменные растения» (Проект «Мир цветковых растений» (приложение 9) , «Развитие жизни на Земле», «Класс насекомые»,  «Надкласс рыбы», «Класс птицы», «Класс млекопитающие», «Живой организм как единое целое», «Кожа», «Эндокринные железы», «Питание и пищеварение». Это чаще всего проекты  информационно-исследовательские, краткосрочные и проекты средней продолжительности.

В современном курсе биологии сложилось так, что общие закономерности изучаются в 9 классе, а затем углубляются в 10 и 11 классах. Основной материал учащимся знаком и в начале курса я предлагаю ребятам выбрать информационные проекты по темам курса биологии. Темы выбираются в основном по желанию, иногда по моей просьбе.

    Также я использую игровые проекты (1-2 проекта в год).        Традиционно каждый год проводится Неделя  естествознания. В ее проведении мне помогают учащиеся, которым нравится проектная деятельность и сам предмет биологии. Ученики  7, 8, 9 классов  готовят  игровой проект для учащихся 6, 7, 8 классов. Цель таких проектов: создать сценарий, подобрать и составить вопросы и задания , провести игру. Каждый год эти проекты очень отличаются друг от друга, это и викторины, и брейн-ринги, и «Что? Где? Когда?», и игры по станциям и т.д. Выполнение таких проектов всегда приносит учащимся радость и удовольствие от проделанной работы.  

Во внеурочное время мы работаем над  достаточно крупными  проектами, занимающие много времени, требующие достаточно серьезной самостоятельной  поисковой,  исследовательской  деятельности во внеурочное время. Это информационно-исследовательские проекты  «Изучение экологического состояния леса окрестностей Андреевского», «Изучение сортов картофеля в условиях села Андреевского», «Реки малой родины. Андоба», «Экологические проблемы с. Андреевское», «Изучение снежного покрова в разных местах Андреевского»,  «Изучение видового состава леса».

Конечно  метод проектов требует дополнительных затрат времени и сил от учителя и учеников, но получаемые результаты это оправдывают.  Повышается качество знаний, а главное появляется заинтересованность предметом

У каждого учителя с опытом вырабатывается своя методика работы над проектом, которая изменяется в зависимости от особенностей класса, материальной базы, внешнего окружения.

   Составляя тематическое планирование в начале учебного года, я определяю темы будущих учебных  проектов. Проект должен быть интересен, должен расширять рамки учебника, материал должен быть доступен для самостоятельного изучения.

Продумываю источники информации, которые могу порекомендовать и предложить ученикам (если они обратятся за помощью). В 6 классе знакомлю учеников с проектным методом.

При планировании проектной деятельности всегда заранее продумываю цели и задачи, которые должен решить этот проект  и что должны в итоге получить ученики.  После завершения проекта на заключительном уроке обязательно провожу контроль знаний.  

    Для того,  чтобы «вписать проект» в уроки по изучаемой теме, я составляю таблицу «Лист  планирования содержания учебного проекта».   

   Составляю план проведения проекта. Определенную трудность представляет придумывание основополагающих и  проблемных вопросов. Основополагающие вопросы - самые абстрактные в цепи вопросов. Проблемные вопросы помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопроса.

В начале работы по проекту необходимо создать проблемную ситуацию. Я использую для этого или случаи из жизни, или фрагменты из сказок, легенд, художественной литературы; демонстрирую какие-либо противоречия между житейскими представлениями и научными фактами, предъявляю взаимоисключающие факты. Даже тот факт, что в учебнике недостаточно материала, чтобы успешно сдать ЕГЭ в будущем, может стать проблемной ситуацией, которую необходимо решить.

В ходе работы над проектом, я заполняю  таблицу по реализации  проекта. В этой таблице прописывается деятельность ученика и учителя на каждом этапе работы над учебным проектом, а также отображается полученный результат  каждого этапа.

Во время выполнения проекта заполняется «Визитная карточка проекта».

    В ходе реализации проекта выработаны критерии оценивания работы по проекту, рекомендации по оформлению презентации. Оценивают работу по проекту и сами ученики, и  учитель, разработаны критерии по самооценке. (приложение 1). На защиту некоторых проектов приглашаются ученики других классов.  

Оценивание работы учеников провожу не только по результату, но и в процессе реализации проекта (приложение 2)

Внешними продуктами проектов моих учеников являются: электронные презентации, виртуальные экскурсии (например по лесу), виртуальные экспозиции (по насекомым), альбомы, исследовательские работы, стенгазеты, листовки, макеты, игры и др.

   Обязательным компонентом  в проектной деятельности является рефлексия, которая может быть в письменной форме (приложение 3) или в устной.

Часто после завершения работы над учебным проектом у заинтересованных учеников появляется желание выполнить индивидуальный творческий проект во внеурочное время. Так появился проект «Цветочные часы» и «Аптечная грядка», которые реализуются на уроках технологии.

Свои проекты ученики обязательно где-то представляют.

     Результаты работы по некоторым проектам были предоставлены  на школьной экологической конференции, другие - на мероприятиях, проводимых в рамках Недели естествознания. Например: проекты «Реки малой родины. Андоба», «Изучение экологического состояния леса окрестностей Андреевского», «Экологические проблемы с. Андреевское», «Изучение снежного покрова в разных местах Андреевского»,  «Изучение видового состава леса»  были представлены на школьной экологической конференции «Человек и природа». По результатам  двух  проектов  были написаны исследовательские работы «Изучение сортов картофеля в условиях села Андреевского» и «Изучение степени загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной», которые участники проектов защищали на региональном конкурсе исследовательских работ.

В «Портфолио» проекта я включаю: 1) Лист планирования,2)Разработку проекта,3) Реализацию проекта,4) Визитную карточку проекта, 5)Рефлексию, 6) Критерии оценивания, 7) Результат-продукт проекта, 8) Ррекомендации по оформлению презентации. Учитель биологии, имея эти материалы, может легко включиться с учениками в проектную деятельность.

       


III. Разработка учебного проекта по биологии «Мир насекомых» 

1.Обоснование, цели и задачи проекта

Учебная тема по КТП : «Класс насекомые»

Название проекта «Мир насекомых».

Обоснование темы  проекта.

Проект рассчитан на обучающихся 7 классов. Учебный проект реализуется при  изучении  темы Класс насекомые». В программе "Биология. Многообразие живых организмов» авторы: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова  на изучение темы «Насекомые» отводится 5 часов.

Проект "Насекомые" направлен на знакомство учащихся с разнообразием представителей разных отрядов насекомых, их ролью в природе и  в жизни человека; на  привлечение внимания учащихся к проблеме необходимости сохранения многообразия насекомых; формирование правильного поведения детей в природе.

Цели и задачи работы над проектом,  которые ставит учитель.

Цели:  Включить учащихся в активное  получение знаний о характерных особенностях  класса насекомые, их многообразии, значении в природе и для человека. Помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, Формировать  навыки  самостоятельно приобретать знания, по теме «класс насекомые», дополнять и углублять их при изучении разных источников информации

 Задачи проекта:

    Обучающие: 1)выявить  характерные признаки  прямокрылых, жесткокрылых, двукрылых, перепончатокрылых, бабочек;  знакомство с практическим значением насекомых в природе и в жизни человека;

2)расширить, уточнить, обобщить представления о разнообразии насекомых, роли в природе, их сохранение;

3) продолжить формирование навыков различать насекомых разных отрядов, используя иллюстрации и коллекции.

   Развивающие: 1)развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме,

2)развитие  умений обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, анализировать информацию, критически её оценивать, систематизировать, обобщать;

3)способствовать развитию коммуникативных умений.

4) Развитие  исследовательских, оценочных, презентационных компетенций, 5)развитие у учащихся творческих способностей,  мышления, памяти, внимания, воображения.

  Воспитательные: 1)воспитание  культуры общения, уважительного     отношения   к мнению другого;

2)воспитание бережного отношения к окружающему миру;

 3)учить сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы;

4) привлечь учащихся к экологическим проблемам.

В ходе реализации названного проекта у учащихся формируются базовые компетенции:

  1. Общекультурные (опыт освоения учащимися научной картины мира);
  2.  Учебно-познавательные (овладение криативными навыками продуктивной деятельности, рефлексия, самооценка, анализ, планирование, целеполагание);
  3.  Информационные (самостоятельно находить, отбирать, структурировать, сохранять и передавать информацию);
  4. Коммуникативные (культура взаимодействия);
  5.  Личностное самосовершенствование

2. План проведения проекта.          

Первый, или подготовительный, этап

  • определение темы проекта;
  • формулирование проблемы, способа ее решения, технологии реализации;
  • разработка методических материалов по проекту (требования к презентации, критерии оценивания, рекомендуемая литература и адреса сайтов в сети Интернет, раздаточный материал для учащихся и т.д.);
  • построение общего плана проекта (обобщение совокупности взглядов и предложений на исходный замысел);
  • выбор учащимися тем для групповых проектов,
  • обсуждение и осмысливание ими этапов своей работы и сроков ее проведения;
  • окончательная разработка, оформление и раздача печатного методического материала каждой группе.  

Второй этап работы – реализация проекта, или технологический этап

  • выполнение работы в соответствии с выбранной темой;
  • составление подробного плана будущего проекта,
  • работа с литературными источниками, с электронными ресурсами, с коллекциями , отбор нужного материал, подготовка презентации.

Третий этап – заключительный, или презентативный

  • Презентация своих проектов. 

3. Лист  планирования содержания учебного проекта  «Мир насекомых» в системе уроков по теме «Класс насекомые» .

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время проведения

Организационный

1.Выбирается раздел программы 2.Продумывание темы проекта

Выбирает учебный раздел  в рабочей программе

При планировании

проекта

3.Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

Первоначально формулирует учитель,

При планировании

проекта

4.Формулирование дидактических целей проекта

5.Формирование компетентности в сфере  самостоятельной, познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы, умений увидеть проблему и наметить  пути ее решения, формирование критического мышления и т.д.

Формулирует учитель

При планировании

проекта

6.Формулирование методических задач проекта

Формулирует учитель

При планировании

проекта

Подготовительный

Мотивация и целеполагание

1.Определение темы 2.Формулирование проблемы

3.Уточнение целей конечного результата.

Предлагает темы.

Можно использовать метод наводящих вопросов. Помогает в постановке целей.

Игра «Коллекция» Самостоятельно выбирают  тему в рамках заявленного проекта.

1 урок (15 мин)

«Строение

 насекомых»

Планирование

4.Выдвижение гипотез решения проблем. Гипотезы возникают как  возможные варианты решения проблем

Формулируются учащимися

1 урок (20 мин)

«Строение

насекомых»

5.Определение формы представления результатов Презентация, буклет, стенгазета, изготовление модели

Можно использовать метод наводящих вопросов, управляемую дискуссию.

Выбирают ученики

(представление результата зависит от способностей, характера  и возможностей ученика)

2 урок (10 мин)

«Отряды насекомых »

(тараканы, уховертки,

стрекозы)

6.Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Ненавязчиво рекомендует

Продумывают пути своей работы

2 урок(10 мин)

«Отряды насекомых» 

(поденки, клопы, вши)

7.Обсуждение возможных источников информации Задать направление поиска информации

Обсуждает с учениками. Выясняет возможные источники у учеников. При необходимости  советует конкретные источники

3 урок (5 мин)

«Размножение

насекомых»

Домашнее задание

Внеурочная работа

Реализация проекта.

1.Самостоятельная работа учащихся .

Если работа выполняется группой, то должно быть точное указание кто за что отвечает

Консультирует

наблюдает, направляет в нужное русло

В группе задания распределяются по желанию

4 урок

4 урок

Внеурочная работа

Работают самостоятельно по определенным заданиям, дополняют друг друга

2.Подготовка учащимися к отчету о проделанной работе, систематизация знания

Консультирование, помощь (по просьбе)

Знакомит с критериями оценки презентаций, печатного материала.

Выполняют работу, готовятся к защите

4 урок.

.

 Предварительная

защита проекта

Домашнее задание

Защита  проекта  и оценка полученных результатов

1.Защита проекта

Может задавать вопросы

 Защита.

Заполнение таблицы «отряды насекомых» др. учениками

5 урок (15-20 мин)

«Многообразие

Насекомых, их роль в

природе и жизни

человека»

2.Оценивание результатов проекта «Мир Насекомых» 3.Анализ достижения цели проекта

Оценивает работу каждого и в целом класса по проекту.

1.Самооценка, 2.оценка одноклассников,

5 урок  (5 мин)

Заключительный этап

1.Рефлексия

2. Оформление визитной карточки проекта

2.Оформление портфолио проекта

Делает выводы по работе над проектом, анализирует ошибки

Делают выводы по проекту, Рефлексия (письменные и устные  рассуждения участников проекта)

5 урок (5 мин)

 Внеурочное время

4. Ход выполнения проекта

I. Подготовительный этап.

1. Ученики 7 класса на уроке «Строение насекомых» знакомятся  с особенностями  внешнего и внутреннего строения насекомых,  распространением их по земному шару, огромным разнообразием. Для создания проблемной ситуации организую на уроке игру «Коллекция». Суть игры: распределите насекомых (карточки) на группы с позиции юного энтомолога. В ходе работы учащиеся выясняют, что  знаний недостаточно, чтобы знать особенности отрядов и их представителей, их роль в природе и для человека.  На занятии организуется групповое обсуждение темы проекта. Определили цель проекта: приобрести знания об отрядах насекомых  путем сбора информации,  ее анализа,  изучения коллекций и обобщения. Учащиеся в процессе дискуссии сформулировали учебные,  проблемные и основополагающий вопросы.                  

Основополагающий вопрос :                                                                            

Можно ли назвать Землю планетой насекомых?                                                                             

Проблемные вопросы:                                                                              

  1.Может ли природа существовать без насекомых?

2.Какую роль играют насекомые в жизни человека?

3.Какие насекомые  нуждаются в нашей защите?                                                                                       

Учебные вопросы:                                                                                                

1.В чем главные особенности насекомых, способствующих их расселению?

2.Каковы основные отряды насекомых и их отличительные черты?

3.Какие насекомые относятся к наиболее распространенным отрядам?

4.Какова роль насекомых в природе?

5. Как человек использует насекомых?

6.Что можно  посоветовать для охраны насекомых?

2. Определены задачи (для учеников - учебные). 1)выявить  характерные признаки  прямокрылых, жесткокрылых, двукрылых, перепончатокрылых, чешуекрылых;  знакомство с практическим значением насекомых в жизни человека; 2)расширить, уточнить, обобщить представления о разнообразии насекомых,  роли в природе, их сохранение;3) продолжить формирование навыков различать насекомых разных отрядов, используя иллюстрации и коллекции.

Проведена беседа на выявление интересов участников проекта. Учащиеся в соответствии с интересами выбирают задания (подтемы).

 «Отряды чешуекрылых, двукрылых» Смирнова Е Веселова А.

«Отряды жесткокрылых прямокрылых, перепончатокрылых» -Каримова Г, Смирнов А, Беспятых А.                                                      

3.  В процессе беседы с каждым  учеником мы  уточнили направление проведения работы, какие моменты необходимо осветить в работе. В работе необходимо осветить особенности отрядов насекомых, распространение в природе в разных сообществах, роль в природе, роль в жизни человека, меры по охране.

4.Ученики продумывают план проведения работы.  Обсуждают формы представления и оформления собранных и обработанных материалов. Выбрана электронная презентация.

5.Учениками заполняется «Информационная карта проекта».

Информационная карта проекта «Мир насекомых»

Название проекта

Мир насекомых

Предмет, класс

Биология, 7 класс

Проектная группа

Смирнова Е. Смирнов А. Беспятых А. Каримова Г. Веселова А.

Руководитель

учитель биологии Брюшина Л. А.

Цель

Получить знания об отрядах и многообразии насекомых.

Задачи

1.Изучить особенности строения насекомых разных отрядов.            

2. Расширить представления о многообразии и значении насекомых в природе.

3. Познакомиться с практическим значением насекомых в жизни человека;

4. Формирование бережного отношения к природе.

Аннотация

Проект  направлен на знакомство  с разнообразием представителей разных отрядов насекомых, их ролью в жизни человека, привлечение внимания к проблеме необходимости сохранения многообразия насекомых; формирование правильного поведения в природе. Вопросы данного проекта являются актуальными, так как полученные знания имеют практическую направленность.                      

Основополагающий вопрос

Можно ли назвать Землю планетой насекомых?

Проблемные  вопросы

1.Может ли природа существовать без насекомых?

2.Какую роль играют насекомые в жизни человека?

3.Какие насекомые  нуждаются в нашей защите?

Учебные вопросы

1.В чем главные особенности насекомых, способствующих их расселению?

2.Каковы основные отряды насекомых и их отличительные черты?

3.Какие насекомые относятся к наиболее распространенным отрядам?

4.Какова роль насекомых в природе?

5. Как человек использует насекомых?

6.Что можно  посоветовать для охраны насекомых?

Сроки реализации

2,5 недели  (5 уроков и   2 внеурочных занятия  индивидуальной работы )

Внешний  продукт

Презентация «Мир насекомых»

Внутренний продукт

Формирование новых компетенций, опыт совместной деятельности, знания об отрядах насекомых

6.Учениками составляется   список  насекомых –наиболее  характерных представителей прямокрылых, жесткокрылых, двукрылых, перепончатокрылых, чешуекрылых . Выбираются  из них те, которые встречаются в нашей местности. Работают с коллекциями.

7.Обсудили с учениками, как найти источники  информации по теме. Составляется список литературы, которая имеется у учеников.  Учитель знакомит учащихся с источниками информации  кабинета биологии: 1.Учебники по биологии разных авторов,

2. Книги для чтения по зоологии,

3.«Особо охраняемые природные объекты Костромской области»

4.Издательство «Первое сентября» -Я иду на урок биологии.

5.Издательство «Просвещение» – Зоология 6-7 классов

6.Игорь Акимушкин «Мир животных»

7.Л.А. Зенкевич, АН СССР М.С, Гиляров,  А.Г.Банников, Н.А.Гладков – 3 том, Жизнь животных

8.Н.Тинбеген – Поведение животных

9.Атлас «Бабочки»

10.Определитель насекомых

1.БЭНП, учебное электронное издание.   2.Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс.    3. Электронное учебное пособие к урокам биологии 6 кл.   4.Электронное учебное пособие к урокам  биологии 9 кл.    5.Модули. (Программа ОМС)    6. диск «Хрестоматия по биологии»    7.фильм «Биология . Беспозвоночные. Членистоногие»

8. Руководитель проекта работает над критериями и параметрами оценивания работ обучающихся.

II. Самостоятельная работа участников проекта по индивидуальным проблемам (темам)

1.Начинается процесс сбора информации по темам с использованием различных источников (книги, журналы, печатные и электронные энциклопедии, компьютерные диски, Интернет - ресурсы). Активность учеников при сборе информации разная,  две ученицы Смирнова Е. и Каримова Г. нашли много  материала по теме проекта, поделились с другими. Одна ученица неохотно участвовала в проектной  деятельности .                             2. Информация обсуждается в классе.  Участники проекта делятся друг с другом имеющейся у них информацией, более сильные ученики помогают в некоторых моментах слабым. Учитель просматривает собранный материал, при необходимости помогает найти недостающую информацию 3.Происходит анализ и систематизация информации. Формулируются выводы.   Происходит корректировка неточностей, разбор ошибок, совершаемых в процессе работы. Обсуждается дизайн презентации.       Учитель наблюдает за работой каждого и ее оценивает на данном этапе. 4.Составляется презентация по результатам работы над темой проекта. Предварительная защита проекта.

III. Защита полученных результатов и выводов

1.Защита проводится на пятом  уроке по теме «Насекомые».

2.Участники проекта отвечают на вопросы учителя и учеников.                    

 3. Выступление участника проекта оценивается.

IV. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

1.Класс оценивают работу каждого участника проекта и проводится самооценка.

 2.Учитель оценивает работу каждого  и  в целом работу по проекту.

 3.Рефлексия. Письменно отвечают на вопросы, некоторые высказывают свои  мысли устно.

V. Заключительный этап.

1.Оформляется  Портфолио проекта (запись на электронный носитель всех документов проекта)

2.Ученики самостоятельно оформляют проект «Мир насекомых»

3.Учениками оформляется «Визитная карточка проекта». (учитель помогает при заполнении некоторых граф)

4.При  выполнении проекта мною заполняется таблица «Реализация проекта»


5. Реализация проекта

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Результат

I. Организационный этап

1.Выбирается раздел программы 2.Продумывание темы

3. Формулирование дидактических целей проекта

5.Формирование компетентности в сфере  самостоятельной, познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы, умений увидеть проблему и наметить  пути ее решения, формирование критического мышления и т.д.

6.Выявление интересов детей (можно с помощью анкетирования или беседы).

7.Формулировка проблемы,

Цели:  Включить учащихся в активное  получение знаний о характерных особенностях  класса насекомые, их многообразии, значении в природе и для человека.           Задачи проекта: Обучающие: 1)выявить  характерные признаки  прямокрылых, жесткокрылых, двукрылых, перепончатокрылых, бабочек;  знакомство с практическим значением насекомых в природе и в жизни человека; 2)расширить, уточнить, обобщить представления о разнообразии насекомых, роли в природе, их сохранение;3) продолжить формирование навыков различать насекомых разных отрядов, используя иллюстрации и коллекции. Развивающие: развивать умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, развивать умения работать в группе, анализировать информацию, критически её оценивать, систематизировать, обобщать; способствовать развитию коммуникативных умений.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, уважительное отношение к мнению другого; воспитание бережного отношения к окружающему миру;

II.Подготовительный этап

1.На уроке «Строение насекомых» знакомятся  с особенностями  внешнего и внутреннего строения насекомых,  распространением их по земному шару, огромным разнообразием.                                    

организует групповое обсуждение темы проекта, помогает в формулировании направляющих  вопросов и целей.

Тема проекта «Мир насекомых»

Основополагающий вопрос Можно ли назвать Землю планетой насекомых?

Проблемные вопросы: 

1.Может ли природа существовать без насекомых?

2.Какую роль играют насекомые в жизни человека?

3.Какие насекомые  нуждаются в нашей защите?

Учебные вопросы:

1.В чем главные особенности насекомых, способствующих их расселению?

2.Каковы основные отряды насекомых?

3.Каковы отличия отрядов насекомых?

4.Какие насекомые относятся к наиболее распространенным отрядам?

5. Как человек использует насекомых?

6.Что можно  посоветовать для охраны насекомых?

2.Участвуют в игре «Коллекция»

Возникает необходимость самостоятельно добыть знания

3. В процессе дискуссии формулируется  тема проекта, основополагающий и проблемные вопросы, цели и задачи проекта.

4.Выбирают темы, распределяют  задания( в соответствии с интересами).

«Отряды чешуекрылых, двукрылых» Смирнова Е Веселова А, «Отряды жесткокрылых прямокрылых, перепончатокрылых» -Каримова Г, Смирнов А, Беспятых А  

беседа учителя с каждым учеником, уточнение направления проведения работы, какие моменты необходимо осветить в работе .

Обсуждены задания каждого.         необходимо изучить: 1.особенности строения насекомых 2. Характерные черты основных отрядов насекомых 3.представителей отрядов, их приспособленность к среде обитания. 4.роль насекомых разных отрядов в природе и для человека 5 выявить насекомых , подлежащих охране                                                

5.Обсуждают формы представления и оформления собранных и обработанных материалов 6.Ученики продумывают план проведения работы.

Выбрана электронная презентация

7.Установление сроков выполнения проекта.

5 урок по теме «Насекомые»

8.Обсуждение с учениками  источников  достоверной информации по теме.

Составлен список возможных источников информации

9.

Руководитель проекта работает над критериями и параметрами оценивания работ обучающихся

Составлены критерии оценки презентации, защиты, самооценка, оценка работы учениками (приложение)

III.Этап реализации проекта

1.Самостоятельная работа учащихся .Подбираются источники информации, обмен источниками информации.

Советует , направляет работу, помогает по просьбе

Выбраны конкретные источники информации 1.«Биология .Практикум. 6-11 классы»,2.«БЭНП по биологии,3.Учебные электронные пособия по биологии 6, 9 классов 4..диск «Хрестоматия по биологии» 5.фильм «Биология . Беспозвоночные.Членистоногие» 6.«Особо охраняемые природные объекты Костромской области»

7.В. Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов»

8.Издательство «Первое сентября» - Я иду на урок биологии.

9.Издательство «Просвещение» – Зоология 6-7 классов

10.Игорь Акимушкин «Мир животных»

11.Л.А. Зенкевич, АН СССР М.С, Гиляров,  А.Г.Банников, Н.А.Гладков – 3 том, Жизнь животных

12.Н.Тинбеген – Поведение животных

13.Атлас «Бабочки»

14.Атлас «Насекомые»

15.Определитель насекомых

16.Коллекции насекомых

2.Собирают информационный материал по заданиям.

Выявлены характерные черты представителей отрядов прямокрылых, перепончатокрылых, бабочек, двукрылых, жесткокрылых по коллекциям и определителю насекомых, по печатным источникам. Найдены интернет-источники. Составлен список насекомых, которые    редко встречаются и поэтому нуждаются в охране.

3.Анализируется  и систематизируется информация.

-Отобрана необходимая информация                                  -Начальное оформление электронной презентации.               -Выбран  дизайн презентации, необходимый текст,.                                -Оформление презентации по результатам работы над темой проекта.

4.Формулируются  выводы,  корректируются неточности, разбираются ошибки.

IV.Этап : Защита проекта  

1.Определяют выступающих.

2.Презентация «Мир насекомых»

3.Формулируют выводы по проекту

Защита  работы  участников проекта на  пятом  уроке тема   «Многообразие насекомых»

Выводы: Землю можно назвать планетой насекомых. Это самый многочисленный класс, включающий более 1 млн. видов. Насекомые заселили самые различные наземные местообитания, почву, пресные водоемы, прибрежье морей. Насекомые заселяют практически все природные зоны и материки. Но некоторые насекомые нуждаются в нашей заботе. Значение насекомых в природе и для человека:   Потребители растений.                         Опылители растений. Почвообразователи и санитары Медицинское и ветеринарное значение                           Вредители продуктовых запасов – Многие насекомые очень полезны для человека: муравьи и пчелы используются в медицине для лечения людей.                      Пчелы дают  мед,                Тутовый шелкопряд дает натуральный шелк.              Некоторых насекомых человек использует в борьбе с другими насекомыми-вредителями. Красивые насекомые являются украшением нашей жизни.

V.Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

1.Проводится самооценка.

2.Класс оценивает работу каждого участника и группы

Учитель оценивает работу каждого, группы  и  в целом работу по проекту

Результаты выступления участников  проекта отражаются в оценочных листах на основе критериев оценивания.               Суммирование оценок

VI.Заключительный  этап

 1.Рефлексия (письменная)

2. Оформление «Визитной карточки  проекта»

3. Оформление «Портфолио проекта»

Делает выводы по результатам проекта

Собирает все материалы в папку


Визитная карточка проекта  «Мир насекомых».

Участники проекта

Каримова Г., Смирнова Е., Смирнов А, Веселова А., Беспятых А

Руководитель

Учитель биологии : Брюшина Л. А.

Город, область

Костромская область, Сусанинский район

Название школы

МОУ Андреевская средняя общеобразовательная школа

                             Описание проекта

1.Название темы  учебного проекта

Мир насекомых

2.Краткое содержание проекта

насекомые – самый многочисленный класс животных, именно они и являются предметом изучения. Ученики собирают информацию об особенностях строения насекомых разных отрядов, о представителях разных отрядов. Изучают какие из насекомых встречаются в нашей местности и  нуждаются в охране. Готовят материал о значении насекомых в природе,  о роли в жизни человека

3.Предмет  

биология

4.Класс  

7 класс

5.Год

2012

6.Приблизительная продолжительность проекта

 2,5 недели ( 5 уроков и 2 внеурочных занятия)

7.Основа проекта

Образовательные стандарты

Строение членистоногих, их изображение на рисунке, схеме.

Насекомые, их особенности строения. Отряды насекомых, из них наиболее распространенные, характерные представители.

Роль насекомых в природе и жизни людей, бережное отношение человека к ним.

Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек и его связь с природой.

                  Планируемые результаты обучения

Знать:

-особенности основных отрядов насекомых

-правила работы с энциклопедиями,

дополнительной литературой

- методы изучения насекомых

Уметь:

- объяснять:  роль насекомых в жизни человека; взаимосвязь насекомых и окружающей среды;

- распознавать наиболее распространенные насекомые основных отрядов по коллекциям

- проводить самостоятельный поиск информации в различных источниках.

– уметь проводить наблюдения за насекомыми;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-соблюдение правил поведения в окружающей среде;

- проведение наблюдений за объектами природы.

                     Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Можно ли назвать Землю планетой насекомых?

Проблемные вопросы

1.Может ли природа существовать без насекомых?

2.Какую роль играют насекомые в жизни человека?

3.Какие насекомые  нуждаются в нашей защите?

Учебные вопросы

1.В чем главные особенности насекомых, способствующих их расселению?

2.Каковы основные отряды насекомых?

3.Каковы отличия отрядов насекомых?

4.Какие насекомые относятся к наиболее распространенным отрядам?

5. Как человек использует насекомых?

6.Что можно  посоветовать для охраны насекомых?

                                План оценивания

До работы над проектом

Изучение особенности строения и размножения насекомых

Активность при обсуждении основополагающего и проблемных вопросов

Во время работы над проектом и выполняют задания

Сбор информации, ее анализ

После завершения работы над проектом

Самооценка, оценка класса и учителя

Продукты: текстовый документ, электронные презентации

                            Сведения о проекте

 1.Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знать: 

Материал по теме «Тип членистоногие»: признаки насекомых, строение и размножение насекомых, отличия отрядов насекомых, основные методы изучения природы; принцип работы в программе презентаций

Уметь: 

работать на компьютере, искать информацию в литературе,  выделять главное в большом объеме информации

2.Учебные мероприятия

Актуализация 

Введение в проблематику  проекта, выявление уровня заинтересованностью темой, определение темы проекта.

Подготовительный  этап .

Знакомство с насекомыми разных отрядов

-Формирование рабочих групп

 -Составление плана работы. Формулирование вопросов для изучения.

-Распределений заданий  для каждого участника проекта (по желанию).

-Обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Проектирование  

-Сбор информации по выбранной теме в группе,

-Самостоятельная работа участников проекта по творческим заданиям

-Систематизация материалов, подготовка и оформление результатов работы .

-Создание электронных презентаций  для демонстрации проекта.      

Продукт (подчеркнуть)

стен газета, оформление альбома, кроссвордов, открыток, электронная презентация, исследовательская работа, модель.                                                                                                      

Презентация :  

Представление подпроектов и проекта для обсуждения и оценивания.

                Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

1.Технологии —

оборудование (отметьте нужные пункты)

Фотоаппарат, компьютер(ы), принтер, видеокамера, цифровая камера,  видео-, DVD-проигрыватель, сканер, интернет-соединения, телевизор

2.Технологии —

программное обеспечение 

(отметьте нужные пункты)

программы обработки изображений , текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы,

Источники информации на дисках: -+1.«Биология .Практикум. 6-11 классы», , -+2.«БЭНП по биологии,

+3.Учебные электронные пособия по биологии 6, 9 классов

+4..диск «Хрестоматия по биологии» +5.фильм «Биология . Беспозвоночные. Членистоногие»

3.Материалы на

печатной основе

  1.  «Особо охраняемые природные объекты Костромской области»
  2. В. Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов»
  3. Издательство «Первое сентября» - Я иду на урок биологии.
  4. Издательство «Просвещение» – Зоология 6-7 классов
  5. Игорь Акимушкин «Мир животных»
  6. Л.А. Зенкевич, АН СССР М.С, Гиляров,  А.Г.Банников, Н.А.Гладков – 3 том, Жизнь животных
  7. Н.Тинбеген – Поведение животных.
  8. Атлас «Бабочки»
  9. Атлас «Насекомые»
  10. Определитель насекомых

4.Другие принадлежности

Коллекции насекомых

5.Интернет-ресурсы

использовались

6.Другие ресурсы

Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения проекта в процессе (экскурсии, эксперименты, гости, наставники, другие ученики/классы, эксперты, родители и т.д.)

-


V.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, метод проектов – это личностно–ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося.

В сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивация обучения, снимается напряжение, увеличивается вера в свой успех. Следовательно, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:

– прочное и глубокое усвоение знаний;

– высокий уровень самостоятельной работы учащихся;

– высокий уровень научности в знаниях у учащихся;

– умение работать в группе, вести групповое обсуждение;

– сплочение детского коллектива;

– мотивация коллективных достижений.

Проблемы, которые можно решить, используя метод проектов:

– низкий уровень активной, самостоятельной работы учащихся;

– перегрузка учителей и учащихся.

На основании всего выше изложенного можно сделать следующие выводы по содержанию проектной деятельности в общеобразовательной школе:

1. В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность.

2. Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении.

З. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя.

4. Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении как биологии так и других школьных предметов;  работа в указанных формах вызывает у учащихся интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.


VI. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителя и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2008.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2004. – 280 с.
  3. . Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязан-ностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. - С. 11-17.
  4. 6. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка ре-зультатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.
  5. 15.Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий.-М.:2006 г.-160с.
  6. Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе:  Методическое  пособие / Под ред. И.Д.Чечель. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003
  7. http://schools.keldysh.ru/labmro
  8.  http://sch223.ucoz.ru/publ/17-1-0-3
  9. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625b3ac68a4d43a89521306c27.html
  10. http://herba.msu.ru/      
  11. http://center.fio.ru/method/subject
  12. http://www.profistart.ru/ps/blog/17594.html
  13. http://io.nios.ru/index.php?rel=30&point=11&art=952
  14. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=26689&p_page=8
  15. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=26689&p_page=10
  16. http://www.scribd.com/doc/14523368/- 
  17. http://www.scribd.com/doc/14523433/ 
  18. http://www.zavuch.info



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология разработки и использования проектного метода

Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение конкретной учебной, социально...

• Проектный метод, как один из способов решения проблемы школьной неуспешности.

Методическая реферативная работа по проектному методу обучения учащихся в 5-10 классе....

Проектный метод обучения на уроках истории.

В статье рассказывается о практическом применении проектного метода обучения на итоговых уроках истории в 6 и 7 классе....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА)

Выступление на III Московской областной научно-методической конференции "Педагог - исследователь", ноябрь 2011 г....

Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников

Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...

Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.

При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:...