Главные вкладки

    Материал на тему:
    Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.

    При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:

    1) исследовательская деятельность учащегося будет пониматься как компонент его образовательной деятельности и направлена на реализацию и развитие его творческих познавательных способностей;

    2) организация исследовательской деятельности будет основана на стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску нового знания и осознанию значения этой деятельности для самореализации; на использовании педагогом интерактивных методов в качестве ведущих; на создании ситуаций самоопределения, саморазвития, творческого самопроектирования и реализации полученных знаний в различных жизненных ситуациях;

     3) формирование исследовательской деятельности будет строиться как поэтапный проективный процесс, связанный со степенью реализации закономерных связей между процессуальными компонентами обучения (процессами преподавания и учения, целями, содержанием, методами, средствами, формами организации);

    4) для стимулирования данного процесса будет использоваться специально сконструированная последовательность действий, требующая постепенного усложнения исследовательских процедур, что позволит повысить продуктивность обучения на уроках и подготовить учащихся к поиску оптимальных выходов из нестандартных ситуаций. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vnedrenie_proektno.docx15.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.

    Вибе Михаил Станиславович

    Цель - развитие у учащихся творческого и исследовательского мышления

    При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:

    1) исследовательская деятельность учащегося будет пониматься как компонент его образовательной деятельности и направлена на реализацию и развитие его творческих познавательных способностей;

    2) организация исследовательской деятельности будет основана на стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску нового знания и осознанию значения этой деятельности для самореализации; на использовании педагогом интерактивных методов в качестве ведущих; на создании ситуаций самоопределения, саморазвития, творческого самопроектирования и реализации полученных знаний в различных жизненных ситуациях;

     3) формирование исследовательской деятельности будет строиться как поэтапный проективный процесс, связанный со степенью реализации закономерных связей между процессуальными компонентами обучения (процессами преподавания и учения, целями, содержанием, методами, средствами, формами организации);

    4) для стимулирования данного процесса будет использоваться специально сконструированная последовательность действий, требующая постепенного усложнения исследовательских процедур, что позволит повысить продуктивность обучения на уроках и подготовить учащихся к поиску оптимальных выходов из нестандартных ситуаций.

    Мы определили необходимость решения следующих задач исследования:

    1. Определить образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в структуре учебно-воспитательного процесса современной школы.

    2. Выявить специфику содержания исследовательской деятельности учащихся на разных ступенях обучения в общеобразовательной средней школе.

    3. Обосновать и апробировать принципы организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы.

    4. Разработать методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы.

    В результате деятельности педагогического коллектива выяснилось следующее:

    1. Образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся как познавательной активности, направленной на самостоятельный поиск субъективно нового знания, обусловлен следующими реализующимися в процессе активного взаимодействия учащегося с педагогом и другими учащимися функциями в образовательном процессе школы:

    • рефлексивной — осмысление приобретенного опыта (когнитивного, практического, творческого и опыта отношений);

    • побудительной — определение характера мотивации учащихся; при наличии достаточно сильных и устойчивых положительных мотивов — побуждение к саморазвитию, самосовершенствованию;

    • познавательной — самостоятельное приобретение новых знаний; актуализация имеющихся знаний и активизация мыслительной деятельности;

    • мировоззренческой — создание и совершенствование научной картины, привнесение моральных правил, принципов, в которых обобщен нравственный опыт человечества;

    • ориентационной — формирование системы представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия, определение оценочных отношений.

    1. Содержание и формы исследовательской деятельности учащихся должны варьироваться по ступеням общего среднего образования следующим образом:

    • учащиеся 5—7-х классов вовлекаются в проектно-исследовательскую деятельность на обобщающих уроках;

    • учебная деятельность учащихся 8—9-х классов (предпрофильное обучение) осуществляется как частично исследовательская деятельность (учебный процесс строится как ситуация поисковой исследовательской деятельности);

    • на этапе профильного обучения (10—11-е классы) создается ситуация научно-исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся.

    Выводы:

    • специфика реализации образовательного потенциала исследовательской деятельности наиболее полно раскрывается реализующимися в процессе активного взаимодействия учащегося с педагогом и другими учащимися в образовательном процессе школы функциями: рефлексивной, побудительной, познавательной, мировоззренческой и ориентационной;

    • содержание и формы исследовательской деятельности учащихся для реализации ее образовательного потенциала варьируются в зависимости от ступени общего среднего образования;

    • образовательный потенциал исследовательской деятельности наиболее полно реализуется при организации учебного процесса на принципах рефлексивного управления, индивидуализации обучения; презумпции человеческого достоинства, интерактивности;

    • для организации исследовательской деятельности необходимы комплекс учебных программ по предметам; задания по проектированию; научно- методическая помощь привлекаемых специалистов в различных областях знаний.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектный метод обучения на уроках истории.

    В статье рассказывается о практическом применении проектного метода обучения на итоговых уроках истории в 6 и 7 классе....

    «Реализация проектного метода обучения на занятии английского языка в 9 классе»

    мастер -класс по теме Реализация проектного метода обучения на занятии английского языка в 9 классе дессиминация опыта работы по проблеме в рамках учебной темы курса «Английский для повседневного обще...

    Проектный метод обучения дошкольников

    Приводится выступление учителя-дефектолога Уточкиной Е.Л. на методическом объединении учителей-дефектологов СВОУО г. Москвы в феврале 2012 года. Выступление содержит теоретический и практический матер...

    Проектный метод обучения и творчества

    Недавно мы работали над проектом «А.С. Пушкин- солнце русской поэзии»....

    Проектный метод обучения

    Презентация, в помощь методисту образовательного учреждения, по применению проектного метода обучения...

    «Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся».

    Доклад на МО  «Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся»....

    Доклад на площадке Региональной олимпиады Использование проектного метода обучения на уроках профессионально - трудового обучения в старших классах.

    Современные требования к содержанию учебного процесса, а именно  формирование базовых учебных действий,  духовно-нравственное воспитание учеников позволяют нам в уже апробированных методах п...