Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.
материал на тему

При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:

1) исследовательская деятельность учащегося будет пониматься как компонент его образовательной деятельности и направлена на реализацию и развитие его творческих познавательных способностей;

2) организация исследовательской деятельности будет основана на стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску нового знания и осознанию значения этой деятельности для самореализации; на использовании педагогом интерактивных методов в качестве ведущих; на создании ситуаций самоопределения, саморазвития, творческого самопроектирования и реализации полученных знаний в различных жизненных ситуациях;

 3) формирование исследовательской деятельности будет строиться как поэтапный проективный процесс, связанный со степенью реализации закономерных связей между процессуальными компонентами обучения (процессами преподавания и учения, целями, содержанием, методами, средствами, формами организации);

4) для стимулирования данного процесса будет использоваться специально сконструированная последовательность действий, требующая постепенного усложнения исследовательских процедур, что позволит повысить продуктивность обучения на уроках и подготовить учащихся к поиску оптимальных выходов из нестандартных ситуаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_proektno.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.

Вибе Михаил Станиславович

Цель - развитие у учащихся творческого и исследовательского мышления

При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:

1) исследовательская деятельность учащегося будет пониматься как компонент его образовательной деятельности и направлена на реализацию и развитие его творческих познавательных способностей;

2) организация исследовательской деятельности будет основана на стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску нового знания и осознанию значения этой деятельности для самореализации; на использовании педагогом интерактивных методов в качестве ведущих; на создании ситуаций самоопределения, саморазвития, творческого самопроектирования и реализации полученных знаний в различных жизненных ситуациях;

 3) формирование исследовательской деятельности будет строиться как поэтапный проективный процесс, связанный со степенью реализации закономерных связей между процессуальными компонентами обучения (процессами преподавания и учения, целями, содержанием, методами, средствами, формами организации);

4) для стимулирования данного процесса будет использоваться специально сконструированная последовательность действий, требующая постепенного усложнения исследовательских процедур, что позволит повысить продуктивность обучения на уроках и подготовить учащихся к поиску оптимальных выходов из нестандартных ситуаций.

Мы определили необходимость решения следующих задач исследования:

1. Определить образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в структуре учебно-воспитательного процесса современной школы.

2. Выявить специфику содержания исследовательской деятельности учащихся на разных ступенях обучения в общеобразовательной средней школе.

3. Обосновать и апробировать принципы организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы.

4. Разработать методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы.

В результате деятельности педагогического коллектива выяснилось следующее:

  1. Образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся как познавательной активности, направленной на самостоятельный поиск субъективно нового знания, обусловлен следующими реализующимися в процессе активного взаимодействия учащегося с педагогом и другими учащимися функциями в образовательном процессе школы:

• рефлексивной — осмысление приобретенного опыта (когнитивного, практического, творческого и опыта отношений);

• побудительной — определение характера мотивации учащихся; при наличии достаточно сильных и устойчивых положительных мотивов — побуждение к саморазвитию, самосовершенствованию;

• познавательной — самостоятельное приобретение новых знаний; актуализация имеющихся знаний и активизация мыслительной деятельности;

• мировоззренческой — создание и совершенствование научной картины, привнесение моральных правил, принципов, в которых обобщен нравственный опыт человечества;

• ориентационной — формирование системы представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия, определение оценочных отношений.

  1. Содержание и формы исследовательской деятельности учащихся должны варьироваться по ступеням общего среднего образования следующим образом:

• учащиеся 5—7-х классов вовлекаются в проектно-исследовательскую деятельность на обобщающих уроках;

• учебная деятельность учащихся 8—9-х классов (предпрофильное обучение) осуществляется как частично исследовательская деятельность (учебный процесс строится как ситуация поисковой исследовательской деятельности);

• на этапе профильного обучения (10—11-е классы) создается ситуация научно-исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся.

Выводы:

• специфика реализации образовательного потенциала исследовательской деятельности наиболее полно раскрывается реализующимися в процессе активного взаимодействия учащегося с педагогом и другими учащимися в образовательном процессе школы функциями: рефлексивной, побудительной, познавательной, мировоззренческой и ориентационной;

• содержание и формы исследовательской деятельности учащихся для реализации ее образовательного потенциала варьируются в зависимости от ступени общего среднего образования;

• образовательный потенциал исследовательской деятельности наиболее полно реализуется при организации учебного процесса на принципах рефлексивного управления, индивидуализации обучения; презумпции человеческого достоинства, интерактивности;

• для организации исследовательской деятельности необходимы комплекс учебных программ по предметам; задания по проектированию; научно- методическая помощь привлекаемых специалистов в различных областях знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод обучения на уроках истории.

В статье рассказывается о практическом применении проектного метода обучения на итоговых уроках истории в 6 и 7 классе....

«Реализация проектного метода обучения на занятии английского языка в 9 классе»

мастер -класс по теме Реализация проектного метода обучения на занятии английского языка в 9 классе дессиминация опыта работы по проблеме в рамках учебной темы курса «Английский для повседневного обще...

Проектный метод обучения дошкольников

Приводится выступление учителя-дефектолога Уточкиной Е.Л. на методическом объединении учителей-дефектологов СВОУО г. Москвы в феврале 2012 года. Выступление содержит теоретический и практический матер...

Проектный метод обучения и творчества

Недавно мы работали над проектом «А.С. Пушкин- солнце русской поэзии»....

«Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся».

Доклад на МО  «Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся»....

Доклад на площадке Региональной олимпиады Использование проектного метода обучения на уроках профессионально - трудового обучения в старших классах.

Современные требования к содержанию учебного процесса, а именно  формирование базовых учебных действий,  духовно-нравственное воспитание учеников позволяют нам в уже апробированных методах п...