Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.
материал на тему
При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:
1) исследовательская деятельность учащегося будет пониматься как компонент его образовательной деятельности и направлена на реализацию и развитие его творческих познавательных способностей;
2) организация исследовательской деятельности будет основана на стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску нового знания и осознанию значения этой деятельности для самореализации; на использовании педагогом интерактивных методов в качестве ведущих; на создании ситуаций самоопределения, саморазвития, творческого самопроектирования и реализации полученных знаний в различных жизненных ситуациях;
3) формирование исследовательской деятельности будет строиться как поэтапный проективный процесс, связанный со степенью реализации закономерных связей между процессуальными компонентами обучения (процессами преподавания и учения, целями, содержанием, методами, средствами, формами организации);
4) для стимулирования данного процесса будет использоваться специально сконструированная последовательность действий, требующая постепенного усложнения исследовательских процедур, что позволит повысить продуктивность обучения на уроках и подготовить учащихся к поиску оптимальных выходов из нестандартных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_proektno.docx | 15.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.
Вибе Михаил Станиславович
Цель - развитие у учащихся творческого и исследовательского мышления
При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:
1) исследовательская деятельность учащегося будет пониматься как компонент его образовательной деятельности и направлена на реализацию и развитие его творческих познавательных способностей;
2) организация исследовательской деятельности будет основана на стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску нового знания и осознанию значения этой деятельности для самореализации; на использовании педагогом интерактивных методов в качестве ведущих; на создании ситуаций самоопределения, саморазвития, творческого самопроектирования и реализации полученных знаний в различных жизненных ситуациях;
3) формирование исследовательской деятельности будет строиться как поэтапный проективный процесс, связанный со степенью реализации закономерных связей между процессуальными компонентами обучения (процессами преподавания и учения, целями, содержанием, методами, средствами, формами организации);
4) для стимулирования данного процесса будет использоваться специально сконструированная последовательность действий, требующая постепенного усложнения исследовательских процедур, что позволит повысить продуктивность обучения на уроках и подготовить учащихся к поиску оптимальных выходов из нестандартных ситуаций.
Мы определили необходимость решения следующих задач исследования:
1. Определить образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в структуре учебно-воспитательного процесса современной школы.
2. Выявить специфику содержания исследовательской деятельности учащихся на разных ступенях обучения в общеобразовательной средней школе.
3. Обосновать и апробировать принципы организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы.
4. Разработать методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы.
В результате деятельности педагогического коллектива выяснилось следующее:
- Образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся как познавательной активности, направленной на самостоятельный поиск субъективно нового знания, обусловлен следующими реализующимися в процессе активного взаимодействия учащегося с педагогом и другими учащимися функциями в образовательном процессе школы:
• рефлексивной — осмысление приобретенного опыта (когнитивного, практического, творческого и опыта отношений);
• побудительной — определение характера мотивации учащихся; при наличии достаточно сильных и устойчивых положительных мотивов — побуждение к саморазвитию, самосовершенствованию;
• познавательной — самостоятельное приобретение новых знаний; актуализация имеющихся знаний и активизация мыслительной деятельности;
• мировоззренческой — создание и совершенствование научной картины, привнесение моральных правил, принципов, в которых обобщен нравственный опыт человечества;
• ориентационной — формирование системы представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия, определение оценочных отношений.
- Содержание и формы исследовательской деятельности учащихся должны варьироваться по ступеням общего среднего образования следующим образом:
• учащиеся 5—7-х классов вовлекаются в проектно-исследовательскую деятельность на обобщающих уроках;
• учебная деятельность учащихся 8—9-х классов (предпрофильное обучение) осуществляется как частично исследовательская деятельность (учебный процесс строится как ситуация поисковой исследовательской деятельности);
• на этапе профильного обучения (10—11-е классы) создается ситуация научно-исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся.
Выводы:
• специфика реализации образовательного потенциала исследовательской деятельности наиболее полно раскрывается реализующимися в процессе активного взаимодействия учащегося с педагогом и другими учащимися в образовательном процессе школы функциями: рефлексивной, побудительной, познавательной, мировоззренческой и ориентационной;
• содержание и формы исследовательской деятельности учащихся для реализации ее образовательного потенциала варьируются в зависимости от ступени общего среднего образования;
• образовательный потенциал исследовательской деятельности наиболее полно реализуется при организации учебного процесса на принципах рефлексивного управления, индивидуализации обучения; презумпции человеческого достоинства, интерактивности;
• для организации исследовательской деятельности необходимы комплекс учебных программ по предметам; задания по проектированию; научно- методическая помощь привлекаемых специалистов в различных областях знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод обучения на уроках истории.
В статье рассказывается о практическом применении проектного метода обучения на итоговых уроках истории в 6 и 7 классе....
«Реализация проектного метода обучения на занятии английского языка в 9 классе»
мастер -класс по теме Реализация проектного метода обучения на занятии английского языка в 9 классе дессиминация опыта работы по проблеме в рамках учебной темы курса «Английский для повседневного обще...
Проектный метод обучения дошкольников
Приводится выступление учителя-дефектолога Уточкиной Е.Л. на методическом объединении учителей-дефектологов СВОУО г. Москвы в феврале 2012 года. Выступление содержит теоретический и практический матер...
Проектный метод обучения и творчества
Недавно мы работали над проектом «А.С. Пушкин- солнце русской поэзии»....
«Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся».
Доклад на МО «Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся»....
Доклад на площадке Региональной олимпиады Использование проектного метода обучения на уроках профессионально - трудового обучения в старших классах.
Современные требования к содержанию учебного процесса, а именно формирование базовых учебных действий, духовно-нравственное воспитание учеников позволяют нам в уже апробированных методах п...