Блок заданий С2-С3 ЕГЭ по биологии. Демо версии.
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии по теме

Келин Евгений Александрович

Блок заданий С2-С3 ЕГЭ по биологии. Также представлены материалы демо версий заданий прошлых лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s2.docx872.57 КБ
Файл s3.docx38.95 КБ
PDF icon biologia_demo_2009.pdf640.64 КБ
PDF icon biologia_demo_2011.pdf305.53 КБ
PDF icon bi_demo_2010.pdf558.07 КБ
PDF icon bi_demo_2012.pdf279.87 КБ
PDF icon bi_demo_2014.pdf453.27 КБ
PDF icon bi_demo_2008.pdf595.52 КБ

Предварительный просмотр:

Блок заданий для подготовки к ЕГЭ по биологии.

Блок С 2

Ученик в ответе указал, что растения семейства мотыльковых (бобовых) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.

Пояснение.
1) цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток — парус, парные — весла и сросшиеся — лодочка; 
2) корневая система стержневая, так как это семейство относится к классу двудольных; 
3) плод боб, а не стручок.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 
1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними. 
2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 
3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты. 
4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы. 
5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни. 

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях: 
1) 2 — не все грибы являются многоклеточными, есть и одноклеточные, например, дрожжи. 
2) 3 — среди грибов автотрофы не встречаются. 
3) 4 — клеточные стенки грибов содержат не целлюлозу, а хитин.

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 
2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 
3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 
4. Они растут только в первые годы жизни. 
5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян. 

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях: 
1) 3 — растения при дыхании потребляют кислород и выделяют углекислый газ; 
2) 4 — растения имеют неограниченный рост и растут в течении всей жизни; 
3) 5 — есть растения гетеротрофы (хищники, паразиты), размножаются и распространяются не все растения с помощью семян, т. к. есть споровые растения (мхи, папоротники). 

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 

1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений. 
2. Цветок представляет собой видоизменённый лист. 
3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение. 
4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой. 
5. В цветке имеются пестики и тычинки. 

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях: 
1) 2 — цветок — видоизмененный побег; 
2) 3 — функции цветка — привлечение насекомых — опылителей и образование семян и плодов, т. е участие в половом размножении; 
3) 5 — есть цветки только тычиночные или пестичные. 

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 

1) У растений семейства розоцветные цветки собраны в соцветие колос. 
2) Листья розоцветных могут быть простыми и сложными с сетчатым жилкованием. 
3) Розоцветные часто вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями. 
4) Большинство розоцветных — ветроопыляемые растения. 
5) Для розоцветных характерны сложные и ложные плоды. 

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях: 

1) 1 — не колос, а кисть, зонтик. 
2) 3 — розоцветные не вступают в симбиоз с клубеньковыми растениями (вступают бобовые). 
3) 4 — розоцветные — насекомоопыляемые растения. 

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Запишите эти предложения правильно. 

1) Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные. 
2) Однодольные растения произошли от двудольных и у них много общих черт. 
3) Зародыш двудольных состоит из двух семядолей. 
4) Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием. 
5) Однодольные растения обычно имеют мочковатую корневую систему, трёхчленный тип строения цветка. 
6) Большинство однодольных — это травянистые растения. 

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях: 
1) 1 — однодольные и двудольные — классы, не отделы. 
2) 3 — зародыш состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки. 
3) 4 — листовые пластинки двудольных обычно с сетчатым жилкованием. 

Какие зоны корня обозначены на рис. цифрами 2, 4, 5? Какие функции они выполняют? 

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=659

Пояснение.
1) 2 — зона деления, обеспечивает рост корня в длину. 
2) 4 — зона всасывания, поглощение воды и минеральных веществ. 
3) 5 — зона проведения, транспорт веществ. 

Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке? 

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=663

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=662

Пояснение.
На рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек, расположенных очередно; побеги служат органами вегетативного размножения. 
Отличие: клубень — видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал). 

Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их. 

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=664

Пояснение.
1) 2 — спора; 
2) 3 — заросток с развивающимися на нем антеридиями — 4 и архегониями 5; 
3) 6 — спермий (сперматозоид) и 7 — яйцеклетка. 

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 

1) Кишечнополостные — трёхслойные, беспозвоночные животные. 
2) Среди них встречаются как свободноплавающие формы, так и прикреплённые к субстрату. 
3) Размножаются только бесполым способом. 
4) Включают классы: гидроидные, сцифоидные, жгутиконосцы.
 

Пояснение.
1) 1 — кишечнополостные — двухслойные беспозвоночные животные. 
2) 3 — размножаются бесполым и половым путем. 
3) 4 — включают классы: гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы. 

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 

1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 
2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 
3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников. 
4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 
5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.

Пояснение.
1) 2 — кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему; 
2) 4 — кольчатые черви имеют имеют полость тела; 
3) 5 — нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела. 

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 

1. Все представители типа плоские черви ведут паразитический образ жизни. 
2. Бычьего цепня относят к ленточным червям. 
3. Тело бычьего цепня имеет членистое строение. 
4. У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система и он активно питается. 
5. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.

Пояснение.
1) 1 — среди плоских червей есть свободно живущие формы; 
2) 4 — у бычьего цепня отсутствует пищеварительная система; 
3) 5 — основным хозяином бычьего цепня является человек. 

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 

1. Плоские черви — это трёхслойные животные. 
2. К типу плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печёночного сосальщика. 
3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 
4. У них плохо развита нервная система. 
5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца. 

Пояснение.
1) 2 — человеческая аскарида относится к типу круглые черви; 
2) 4 — у свободноживущих форм хорошо развита нервная система, у паразитов — отсутствует; 
3) 5 — плоские черви — гермафродиты. 

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, объясните их. 

1. Основные классы типа членистоногих — ракообразные, паукообразные, насекомые. 
2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары. 
3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные. 
4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные железы. 
5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей. 

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях 2), 3) и 5). Исправим их: 

1) 2 — насекомые имеют три пары ног, а паукообразные — 4 пары; 
2) 3 — речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик простые; 
3) 5 — паук-крестовик дышит с помощью легочных мешков и трахей, а майский жук только с помощью трахей. 

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 

a. Класс паукообразных является самым многочисленным классом типа членистоногие. 
b. Тело паукообразных имеет головогрудь и брюшко. 
c. У клещей тело слитное. 
d. Имеется три пары ходильных ног. 
e. Все пауки ведут наземный образ жизни.

Пояснение.
1) 1 — самый многочисленный класс типа членистоногие — насекомые; 
2) 4 — у паукообразных 4 пары ходильных ног; 
3) 5 — есть пауки, обитающие в воде(серебрянка). 

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их. 

1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие органов зрения, слуха, координации движений. 
2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция. 
3. Четырёх камерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке. 
4. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в лёгких, и воздушных мешках. 

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях: 

1) 2 — у птиц хорошо развита терморегуляция, они теплокровные; 
2) 3 — четырехкамерное сердце имеет полную перегородку в желудочке; 
3) 4 — птицы имеют полые кости,заполненные воздухом, в воздушных мешках не происходит газообмен. 

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их. 

1. Кора больших полушарий образована серым веществом. 
2. Серое вещество состоит из отростков нейронов. 
3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли. 
4. Зрительная зона находится в лобной доле. 
5. Слуховая зона находится в теменной доле. 

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях: 

1) 2 — серое вещество образовано телами нейронов; 
2) 4 — зрительная зона находится в затылочной доле; 
3) 5 — слуховая зона находится в височной доле. 

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их. 

1. Нервная система делится на центральную и соматическую. 
2. Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную. 
3. Центральный отдел нервной системы состоит из спинного и головного мозга. 
4. Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность.

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях: 

1) 1 — нервная система делится на центральную и перифирическую; 
2) 2 — соматическая нервная система представлена нервами, нервными узлами; 
3) 4 — вегетативная нервная система контролирует работу внутренних органов. 

Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их. 

1.Желудок — наиболее широкая часть пищеварительного тракта. 
2.Он располагается над диафрагмой в левой части живота. 
3.В слизистой оболочке желудка находится множество желез. 
4.Некоторые из них выделяют серную кислоту, активизирующую работу пищеварительных ферментов. 
5.К ним относятся пепсин, амилаза и мальтаза. 
6.Пища из желудка поступает в двенадцатиперстную кишку через мышечный сфинктер.

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях: 

1) 2 — желудок располагается под диафрагмой; 
2) 4 — железы желудка выделяют соляную кислоту; 
3) 5 — амилаза и мальтаза не являются ферментами желудочного сока. Это ферменты слюны.

Какие физиологические изменения могут происходить у человека, работающего всю жизнь на токарном станке? Приведите не менее трех примеров.

Пояснение.
Элементы правильного ответа: 
- варикозные изменения вен; 
- застой крови в большом круге кровообращения; 
- нарушения осанки; 
- ухудшение зрения; 
- отложение солей в суставах. 

 Какими цифрами обозначены на рисунке полые вены? Какой цифрой обозначены вены, несущие артериальную кровь? Какой цифрой обозначен сосуд, в который поступает кровь из левого желудочка? 

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=670

Пояснение.
1) Верхняя и нижняя полые вены обозначены соответственно цифрами 2 и 3. 
2) Легочные вены обозначены цифрой 5. 
3) Аорта обозначена цифрой 1. 

Определите, какой буквой на рисунке обозначен орган, отделяющий грудную полость от брюшной, как он называется? Какие другие функции выполняет, какой мышечной тканью образован. Чем эта ткань отличается от других мышечных тканей?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=672

Пояснение.
1) Б — диафрагма. 
2) Диафрагма образована сухожилиями и поперечно-полосатой мышечной тканью. Другие функции: участвует в дыхании (при сокращении увеличивает объем грудной клетки), является верхней стенкой брюшной полости, с другими мышцами живота осуществляет функции брюшного пресса. 
3) Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из длинных многоядерных волокон и образует скелетные мышцы, которые работают как произвольно (по воле человека), так и рефлекторно. Волокна этой ткани способны к быстрому сокращению и долго могут находиться в сокращенном или расслабленном состоянии. Из-за чередования белков разной плотности (актина и миозина) в мышечных волокнах, данная ткань под микроскопом имеет поперечную исчерченность. 

Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека? 

Пояснение.
1) Роговица — прозрачная сферическая структура. 
2) Хрусталик в виде двояковыпуклой линзы. 
3) Стекловидное тело — заполняет внутреннюю часть глаза. 
4) Прозрачная жидкость, заполняющая передние и задние камеры.

1) В 1883 г. И. П. Павлов сообщил об открытом им явлении фагоцитоза, которое лежит в основе клеточного иммунитета. 
2) Иммунитет — это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веществам — антителам. 
3) Иммунитет может быть специфическим и неспецифическим. 
4) Специфический иммунитет — это реакция организма на действие неизвестных чужеродных агентов. 
5) Неспецифический иммунитет обеспечивает организму защитутолько от известных организму антигенов.

Пояснение.
1) 1 — явление фагоцитоза открыл И. И. Мечников; 
2) 2 — чужеродные вещества — это не антитела, а антигены; 
3) 4 — специфический иммунитет вырабатывается в ответ на проникновение известного, определенного антигена; 
4) 5 — неспецифический иммунитет может возникнуть в ответ на проникновение любого антигена. 

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 

1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток. 
2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану. 
3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка. 
4. Во всех клетках имеется ядро. 
5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК. 

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях: 

1) 1 — вирусы не имеют клеточного строения; 
2) 3 — у клеток животных нет жесткой клеточной стенки; 
3) 4 — клетки бактерии не содержат ядра.

Назовите зародышевый листок зародыша позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 1. Какие типы тканей, органы или части органов формируются из него?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=673

Пояснение.
1) Цифрой 1 на рисунке обозначена эктодерма. 
2) Из эктодермы образуются нервная система и органы чувств, кожные покровы (и в том числе перья, волосы, чешуя, когти, железы), передний и задний отделы пищеварительной системы (ротовая полость и первая треть пищевода, конечный отдел прямой кишки), наружные жабры.

Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=2576

Пояснение.

Побег — луковица: 
1 — сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода 
2 — придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ 
3 — почка, обеспечивает рост побега 

Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=2577

Пояснение.
Элементы ответа: 
1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака; 
2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни; 
3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака. 

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их. 
1.У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3.При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4.Растения растут только в первые годы жизни. 5. Наряду с растениями автотрофами, существуют гетеротрофы, это паразитические растения. 6. Все растения распространяются с помощью семян.

Пояснение.
Элементы ответа: 
ошибки допущены в предложениях: 
1) 3 – при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ; 
2) 4 – растения растут в течение всей жизни; 
3) 6 – не все растения образуют семена. 

Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=2578

Пояснение.
1 — серое вещество, образовано телами нейронов 
2 — белое вещество, образованно длинными отростками нейронов 

Серое вещество осуществляет рефлекторную функцию, белое вещество — проводниковую функцию 

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их. 
1. Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это признаки, крайне редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. 3. К рудиментам человека относят зубы мудрости, аппендикс, обильный волосяной покров на теле человека, полулунную складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к признакам предков. 5. В норме эти гены блокируются. 6. Они проявляются при нарушении индивидуального развития человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат: многососковость, рождение хвостатых людей.

Пояснение.
Элементы ответа: 
ошибки допущены в предложениях: 
1) 2 – рудименты у человека встречаются часто, у животных – это обычно развитые признаки; 
2) 3 – обильный волосяной покров на теле человека – это пример атавизма: 
3) 6 – индивидуальное развитие называют онтогенезом. 

Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=2579

Пояснение.
1) На рисунке обозначен сосудисто-волокнистый пучок (центральная жила листовой пластины; в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань). 
2) Состоит из проводящей ткани: 
сосуды - доставляют воду с минеральными веществами от корня; ситовидные трубки - отводят воду с органическими веществами к стеблю. 
3) и механической ткани - волокна - опорная функция, придают листу упругость. 

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и исправьте их. 
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 
2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 
3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 
4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 
5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Пояснение.
Элементы ответа: 
ошибки допущены в предложениях: 
1) 2 – первым звеном являются продуценты; 
2) 3 – консументы не способны к фотосинтезу; 
3) 4 – кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=2581

1) А - прокариотическая клетка; Б- эукариотическая клетка. 
2)Клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой ДНК. 
3) Клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды. 

Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=2580

Пояснение.
1) 1 - серое вещество; 2 - белое вещество; 
2) 1- Серое вещество занимает центральную часть и имеет форму бабочки с расправленными крыльями или буквы Н. Образовано главным образом из тел нервных клеток (двигательных и вставочных) с их отростками, не имеющими миелиновой оболочки. Функция: осуществляют связь между чувствительными клетками спинальных ганглиев и двигательными клетками передних рогов, замыкая местные рефлекторные дуги. 
3) 2 - Белое вещество располагается вокруг серого, на периферии спинного мозга. Белое вещество представляет собой сложную систему различной протяжённости и толщины миелиновых и отчасти безмиелиновых нервных волокон и опорной нервной ткани — нейроглии, а также кровеносных сосудов, окружённых незначительным количеством соединительной ткани. Нервные волокна в белом веществе собраны в пучки. Функция: проведение нервного импульса (восходящие и нисходящие сигналы).

Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=5806

Пояснение.
1) Митохондрия. 

2) 1 — внешняя мембрана, 2 — матрикс митохондрии, 3 — кристы, внутренняя мембрана. 

3) Здесь идет энергетический процесс с образованием молекул АТФ.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 

1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью. 
2. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены. 
3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям. 
4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена. 
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными. 
6. Мутации всегда полезны организму.

Пояснение.
3. Изменения, связанные с удвоением нуклеотида в гене, относят к генным (а не геномным) мутациям. 
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют геномными (а не генными). 
6. Есть как полезные, так и вредные или нейтральные мутации

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 

1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 
2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга. 
3. Популяция является структурной единицей вида. 
4. Популяция является движущей силой эволюции. 
5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.

Пояснение.
1. Популяция представляет собой совокупность особей одного (а не разных) вида, длительное время населяющих общую территорию. 
4. Популяция не является движущей силой эволюции. Движущие силы - это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. 
5. Личинки комаров не являются популяцией, да и виды их могут быть разными.

Какая структура изображена на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 3?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=6641

Пояснение.
Элементы ответа: 
1) На рисунке изображён нефрон - структурная единица почки. 
2) Цифрой 1 обозначена почечная (боуменова) капсула. 
3) Цифрой 3 обозначен капиллярный клубочек.

Найдите три ошибки в приведённом тексте и исправьте их. 
1) Оплодотворённые яйца печёночного сосальщика выводятся из кишечника промежуточного хозяина, и некоторые из них попадают в водоём. 2) Здесь из яиц выходят хвостатые личинки. 3) Эти личинки внедряются в тело улитки - малого прудовика, которая является окончательным хозяином. 4) Покинув прудовика, хвостатые личинки превращаются в цисты. 5) Весной коровы или овцы поедают цисты и заражаются сосальщиком. 6) В кишечнике овец паразиты освобождаются от оболочек цисты и проникают в печень хозяина.

Пояснение.
1) Предложение 1- яйца выходят по кишечнику окончательного (а не промежуточного) хозяина. 
2) Предложение 2 - из яиц выходят личинки, покрытые ресничками. 
3) Предложение 3 - малый прудовик - промежуточный (а не окончательный) хозяин сосальщика.

Что изображено на рисунке и обозначено цифрами 2, 3, 4? Какова роль структуры, обозначенной цифрой 1 ?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=6997

Пояснение.
1. На рисунке изображена зерновка пшеницы. 
2. Цифрами 2, 3, 4 обозначены соответственно 2 - семядоля, 3 - зародышевый стебелёк и 4 - зародышевый корешок. 
3. Цифрой 1 обозначен эндосперм, в котором запасаются питательные вещества для развития зародыша.

Что обозначено на рисунке цифрами 1,2, 3? Укажите функцию структур 1 и 3. 
http://bio.reshuege.ru/get_file?id=7508

Пояснение.
1. Цифрой 1 обозначен зародышевый диск, цифрой 2 - желток, цифрой 3 -воздушная камера. 
2. Зародышевый диск - оплодотворённая яйцеклетка, из которой развивается цыплёнок. 
3. Воздушная камера необходима для дыхания зародыша и выведения воды из яйца.

Найдите три ошибки в приведённом тексте и исправьте их. 

1. Рыбы - водные хордовые животные. 
2. Опорой тела всех рыб является внутренний хрящевой скелет 
3. Дыхание у рыб жаберное. 
4. В кровеносной системе два круга кровообращения, а в сердце только венозная кровь. 
5. Центральная нервная система рыб имеет вид трубки, передняя часть которой превращена в передний мозг, состоящий из 5 отделов. 
6. Большинство рыб гермафродиты.

Пояснение.
1.2 - скелет у большинства рыб костный. 
2.4 - у рыб один круг кровообращения. 
3.6 - рыбы раздельнополые животные



Предварительный просмотр:

Блок заданий для подготовки к ЕГЭ по биологии.

Блок С3

Какие признаки характерны для царства растений?

Пояснение.
1) наличие в клетках пластид; 
2) клеточной стенки из клетчатки; 
3) вакуолей с клеточным соком; 
4) автотрофный тип питания (фотосинтез); 
5) рост в течение всей жизни; 
6) прикрепление к субстрату. 

Какие признаки характерны для мхов?

Пояснение.
1) Большинство — листостебельные растения. 
2) Отсутствие корней и настоящих проводящих тканей. 
3) Обитание во влажных местах. 
4) Размножение спорами и половое. 
5) Оплодотворение в воде. 
6) Преобладание гаплоидного гаметофита (полового поколения) над диплоидным спорофитом (бесполого поколения) в чередование поколений. 

 Почему неправильно относить грибы к растениям? 

Пояснение.
1) Клетки грибов не имеют хлоропластов и хлорофилла. 
2) Клеточная стенка содержит хитин. 
3) Они не способны к фотосинтезу. 
4) Запасной углевод — гликоген (у растений — крахмал) 

Почему бактерий относят в отдельное царство? 

Пояснение.
1) Бактерии одноклеточные прокариотические организмы. 
2) В клетках отсутствуют мембранные органоиды (митохондрии, комплекс Гольджи, ЭПС). 
3) Генетический аппарат содержится в кольцевой хромосоме-нуклеоиде. 

Почему покрытосеменные растения заняли на Земле господствующее положение? 

Пояснение.
1) Появление цветка, обеспечившего генетическое разнообразие видов растений благодаря совместной эволюции с насекомыми. 
2) Приспособленность плодов к распространению различными способами. 
3) Многочисленность и защищенность семян. 
4) Независимость процесса оплодотворения от воды. 

Почему вспашка улучшает условия жизни культурных растений? 

Пояснение.
1) Помогает уничтожению сорняков. 
2) Улучшает снабжение водой и минеральными веществами. 
3) Обеспечивает поступление кислорода к корням. 

Докажите, что корневище растений является видоизмененным побегом. 

Пояснение.
1) Побег состоит из стебля, листьев, узлов, почек. Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки, на верхушке находится верхушечная почка, определяющая рост побега. 
2) Внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем. 
3) От корневища отходят придаточные корни. Все это доказывает, что корневище — это видоизмененный побег.

По каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений? 

Пояснение.
1) Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам ксилемы. 
2) Органические вещества — по ситовидным трубкам луба. 
3) Вода и минеральные вещества передвигаются за счет сил корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды, а органические вещества — за счет разницы концентрации и давления. 

Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов? 

Пояснение.
1) Грибы — одно- и многоклеточные организмы, тело которых состоит из нитей — гифов. 
2) Имеют признаки растений (неограниченный рост,клеточную оболочку) и животных (хитиноподобное вещество в клетоной оболочке, запасное вещество — гликоген, конечный продукт выделения — мочевина, гетеротрофы). 
3) Размножение половое и бесполое (почкование, спорами, грибницей). 

В чём заключаются основные отличия мхов от папоротников? 

Пояснение.
1) Большинство мхов — листостебельные растения, не имеющие корней , папоротники имеют корни. 
2) Мхи имеют простые листья, папоротники — простые и сложные. 
3) В жизненном цикле мхов преобладает гаплоидный гаметофит, в жизненном цикле папоротников — диплоидный спорофит. 

Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.

Пояснение.
1) Появление покровной ткани — эпидермиса с устьицами для защиты от испарения. 
2) Появление слаборазвитой проводящей системы для транспорта веществ. 
3) Появление механической ткани для выполнения опорной функции. Наличие ризоидов для закрепления в почве. 

Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте. 

Пояснение.
1) Появление покровной ткани — эпидермиса с устьицами для защиты от испарения. 
2) Появление слаборазвитой проводящей системы для транспорта веществ. 
3) Появление механической ткани для выполнения опорной функции. Наличие ризоидов для закрепления в почве. 

Какие особенности плода — костянки обеспечивают распространение семян многих представителей растений семейства розоцветные? 

Пояснение.
1) Костянка — односемянный плод с ярко окрашенной сочной мякотью, чем привлекает животных. 
2) Костянки поедаются птицами и млекопитающими, при этом семена, покрытые одревесневшей частью околоплодника, не перевариваются в пище пищеварительном канале и удаляются с пометом наружу. 
3) Благодаря животным они распространяются. 

Дайте развёрнутый ответ на вопрос. Какие признаки характерны для хвойных растений? 

Пояснение.
1) Многолетние деревья и кустарники. 
2) Листья видоизмеенные — иголки. 
3) Семена образуются в видоизмененных побегах — шишках или шишкоягодах. 
4) Растения однодомные: мужские и женские шишки находятся на верхушке побега. 
5) Оплодотворение не зависит от воды. 

Каковы отличительные особенности высших растений по сравнению с низшими? 

Пояснение.
1) Высшие — многоклеточные растения, низшие — одно- и многоклеточные. 
2) Высшие имеют ткани и органы. Тело низших — слоевище. 
3) Хлорофилл содержится в хлоропластах, у низших — в хроматофоре. 

Какие признаки характерны для покрытосеменных растений? 

Пояснение.
1) Покрытосеменные — цветковые растения. 
2) Большинство видов имеют органы: корень, стебель, лист, цветки, плоды, семена. 
3) Для них характерно двойное оплодотворение. 
4) Семя находится внутри плода. 
5) Выделяют два класса — однодольные и двудольные 

Как человек использует плесневые грибы? 

Пояснение.
Специально выращивая, получает из них витамины, антибиотики (пенициллин), применяет при приготовлении сыров. 

В чем сходство и различие плодов растений семейства мотыльковых (бобовых) и крестоцветных (капустных)?

Пояснение.
1) Мотыльковые имеют плод боб, а крестоцветные — стручок или стручочек. 
2) Сходства: боб и стручок (стручочек) — сухие многосемянные вскрывающиеся плоды. 
3) Различия: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке — на пленчатой перегородке. 

Какое преимущество имеют голосеменные растения по сравнению с папоротникообразными? 

Пояснение.
Их размножение не зависит от наличия воды, зародыш внутри семян обеспечен питательными веществами семена образуются на видоизмененных побегах — шишках или шишкоягодах.

В чем сходство и различие плодов растений семейств злаковых и сложноцветных? 

Пояснение.
1) Сходства: у них сухие односемянные невскрывающиеся плоды. 
2) Различия: у злаковых плод — зерновка, а у сложноцветных — семянка. 
3) У зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки

 Почему бактерии сапротрофы считают санитарами природы? 

Пояснение.
1) Сапрофитные бактерии составляют группу организмов-разрушителей. 
2) Они играют большую роль в круговороте веществ в природе. 
3) Участвуют в образовании гумуса. 

Бобовые — хороший предшественник для других сельскохозяйственных культур. Объясните, почему. 

Пояснение.
1) На корнях бобовых поселяются клубеньковые бактерии. 
2) Эти бактерии фиксируют азот из воздуха. 
3) После уборки урожая бобовых, подземная часть остается в почве, перегнивает, азот попадает в почву, обогащая ее. 

Докажите, что томаты и картофель относят к одному семейству.

Пояснение.
1) Ратения имеют сходное строение цветка Ч(5)Л(5)Т5П1. 
2) Соцветие — кисть. 
3) Плод — ягода. 

Какова роль мхов в природе? 

Пояснение.
1) Обогащение воздуха кислородом (выделяется в процессе фотосинтеза). 
2) Заболачивание почвы (способны удерживать воду). 
3) Образование торфа. 

Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах? 

Пояснение.
1) Бактерии хемосинтетики, не содержащие хлорофилла, создают органические вещества благодаря энергии, выделяющейся при химических реакциях окисления различных неорганических соединений: водорода, сероводорода, аммиака и др. 
2) Азотные бактерии играют важную роль в круговороте азота. 
3) Азотные бактерии осваивают энергию, которая иначе была бы потеряна для животных. 

Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам? 

Пояснение.
1) Бактерии одноклеточные прокариотические организмы. 
2) В клетках отсутствуют мембранные органоиды (митохондрии, комплекс Гольджи, ЭПС). 
3) Генетический аппарат содержится в кольцевой хромосоме-нуклеоиде. 

В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?

Пояснение.
1) Перелеты. 
2) Кочевки. 
3) Линька, развитие густого перьевого покрова. 
4) Запасание жира. 
5) Запасание и смена кормов. 

Какие признаки характерны для кишечнополостных? 

Пояснение.
1) два слоя клеток; 
2) кишечная полость; 
3) лучевая симметрия; 
4) стрекательные клетки; 
5) щупальца; 
6) хищники; 
7) высокая способность к регенерации. 

 В чем проявляется усложнение строения кровеносной системы у земноводных по сравнению с рыбами? 

Пояснение.
1) Сердце становится трехкамерным. 
2) Формируются два круга кровообращения. По малому кругу кровь из желудочка поступает в легкие, насыщается кислородом и поступает в левое предсердие. По большому кругу кровь из желудочка направляется к органам тела, а оттуда в правое предсердие. 
3) Организм получает смешанную кровь. 

Какие признаки характерны для моллюсков? 

Пояснение.
1) Тело мягкое, не сегментировано, у большинства есть раковины. 
2) Имеют мантию и мантийную полость. 
3) Кровеносная система незамкнутая. 

В чем заключается сходство плоских, круглых и кольчатых червей?

Пояснение.
Сходство ЧЕРВЕЙ 
1) Трехслойные, стенки тела представлены кожно-мускульным мешком 
2) Двусторонняя симметрия, тело их имеет передний и задний концы, удлиненные 
3) Отсутствие твёрдых скелетных частей и настоящих расчленённых конечностей

Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу? 

Пояснение.
1) Пятипалые конечности для передвижения на суше. 
2) Легочное дыхание. 
3) Трехкамерное сердце и два круга кровообращения.

Какие сходные ароморфозы произошли независимо у птиц и млекопитающих? 

Пояснение.
1) Четырехкамерное сердце, теплокровность. 
2) Покровы тела (перьевой, волосяной). 
3) Хорошо развитая нервная система. 

 Какие общие черты строения имеются у рептилий и первозверей? 

Пояснение.
Клоака, куда открываются мочеточники, яйцеводы и семяпроводы, размножение путем откладки яиц, ряд особенностей скелета (отсутствие срастания вороньей и других костей с лопаткой). 

В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как повлияло это мероприятие на численность куриных.

Пояснение.
Сначала численность куриных возросла, т. к. нет хищников, из-за увеличения количества куриных обострилась внутривидовая конкуренция, из-за отсутствия хищников появились больные особи, в результате численность куриных будет снижаться. 

 Какие приспособления к полёту возникают в строении скелета птиц? 

Пояснение.
1) Кости полые, заполненные воздухом. 
2) Многие кости срастаются. 
3) Появляется вырост грудины — киль, к которому крепятся грудные мышцы. 

Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос. Докажите на примере паразитических ленточных червей, что общая дегенерация является одним из способов достижения биологического прогресса. 

Пояснение.
1) Дегенерация являетсяспособом достижения биологического прогресса у паразитических ленточных червей, т. к. их численность возрастает. 
2) Повышается адаптация к условиям среды. 
3) Происходит расширение ареала. 
4) Повышается плодовитость. 

Чем отличается размножение плацентарных млекопитающих от пресмыкающихся? 

Пояснение.
1) У пресмыкающихся яйца попадают в яйцевод, где они покрываются белком и скорлупой, и откладываются через 12—20 дней после оплодотворения. Зародыш получает все необходимые питательные вещества из запасов яйца. 
2) Мелкие яйца млекопитающих имеют мало питательных веществ. Оплодотворение внутреннее, происходит в парных яйцеводах. 
3) Яйцеводы открываются в особый орган — матку. Оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется к стенке матки, где происходит развитие плода. В месте прикрепления яйцеклетки к стенке матки развивается плацента. Зародыш соединен с плацентой пуповиной, внутри которой проходят его кровеносные сосуды. Через стенки сосудов из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород, удаляется углекислый газ и другие, вредные для зародыша продукты жизнедеятельности. Для млекопитающих характерно живорождение. 

Ученые считают, что первые наземные позвоночные — стегоцефалы произошли от древних кистеперых рыб. Какие данные позволили сделать этот вывод? 

Пояснение.
1) у кистеперых рыб появились мышцы на парных плавниках; 
2) сходное расположение костей в скелете плавников кистеперой рыбы и в скелете конечности стегоцефала; 
3) кистеперые рыбы, как и стегоцефалы, дышат легкими. 

Какие особенности внешнего строения отличают большинство змей от ящериц? 

Пояснение.
1) отсутствие конечностей; 
2) сросшиеся веки; 
3) подвижное соединение челюстей. 

Какие особенности строения кистеперых рыб позволили им выйти на сушу? 

Пояснение.
1) у кистеперых рыб появились мышцы на парных плавниках; 
2) более крупные кости в скелете плавников кистеперой рыбы; 
3) легочное дыхание. 

О чем свидетельствуют многочисленные зубы на челюстях первоптицы — археоптерикса?

Пояснение.
1) Археоптерикс — переходная форма, соединяющая признаки двух классов: птиц и пресмыкающихся. 
2) Зубы на челюстях — признак пресмыкающихся. 
3) Их наличие свидетельствует о происхождении птиц от пресмыкающихся. 

О чем свидетельствует размножение некоторых млекопитающих (ехидны и утконоса) яйцами? 

Пояснение.
1) Ехидна и утконос — яйцекладущие млекопитающие. 
2) Яйца попадают в яйцевод, где они покрываются белком и скорлупой, и откладываются. 
3) Такое размножение говорит о происхождении млекопитающих от пресмыкающихся. 

Какую роль играют оболочки глаза человека? 

Пояснение.
1) Белочная оболочка — защита внутренних структур глаза от повреждения, а также роль каркаса. 
2) Роговица — светопреломление, защита внутренних структур глаза от повреждения. 
3) Сосудистая оболочка — кровоснабжение глаза. 
4) Радужная оболочка — регуляция поступающего через зрачок света. 
5) Сетчатая оболочка (сетчатка) — восприятие света и цвета, возникновение импульсов. 

Чем отличаются гормоны от других биологически активных веществ? 

Пояснение.
1) Действие гормонов носит дистантный характер — как правило, они действуют на удаленный от железы орган или систему органов. 
2) Действие гормонов строго специфично — они действуют на определенные клетки и органы — мишени. 
3) Гормоны — биологически активные вещества, синтезируемые в организме и действующие только в живых организмах. 

По данным статистики, курящие люди значительно чаще страдают хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем некурящие. Объясните, какое влияние оказывают ядовитые вещества (угарный газ, никотин), содержащиеся в табачном дыме, на эритроциты крови и кровеносные сосуды курильщика? 

Пояснение.
1) Происходит резкое сужение кровеносных сосудов, повышается давление 
2) Снижается эластичность кровеносных сосудов, что может привести к инфаркту при повышении давления. 
3) На стенках сосудов могут откладываться вредные и ядовитые вещества. 
4) Происходит взаимодействие угарного газа с гемоглобином эритроцитов, в результате резко снижается их способность переносить кислород, наступает кислородное голодание всего организма, нарушается обмен веществ. 

Каковы функции пищеварительной системы человека? 

Пояснение.
1) механическая (измельчение, перетирание) и химическая обработка пищи; 
2) всасывание питательных веществ, воды, солей в кровь и лимфу; 
3) передвижение перевариваемой массы и удаление непереваренной части. 

Каково значение крови в жизнедеятельности человека? 

Пояснение.
1) транспорт веществ (питательных и ненужных) и газов (кислорода и углекислого газа); 
2) защитная (благодаря лейкоцитам, лимфоцитам, антителам); 
3) регуляторная (участвует в гуморальной регуляции процессов); 
4) терморегуляторная (участвует в поддержании постоянной температуры тела). 

Опишите путь который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на левой руке, если он должен воздействовать на головной мозг?

Пояснение.
1) По венам большого круга кровообращения лекарство поступит в правое предсердие, а далее в правый желудочек. 
2) Из правого желудочка по малому кругу (легочные артерии и легочные вены) поступит в левое предсердие. 
3) Затем, из левого предсердия в левый желудочек, далее по аорте и сонной артерии большого круга поступит в головной мозг. 

Почему происходит свертывание крови в поврежденных сосудах. 

Пояснение.
1) В них тромбоциты разрушаются. 
2) В результате множества реакций растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый нитевидный белок фибрин. 
3) Образуется тромб, который закупоривает место повреждения. 

К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.

Пояснение.
1) к увеличению численности растительноядных организмов; 
2) к уменьшению численности растений; 
3) к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма и распространению заболеваний. 

Какие основные процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?

Пояснение.
1) поступление из атмосферы углекислого газа и его восстановление водородом за счет НАДФ•2Н; 
2) использование в реакциях энергии молекул АТФ, синтезированных в световой фазе; 
3) синтез глюкозы и крахмала. 

Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности организма человека?

Пояснение.
1) витамины – биологически активные органические вещества, необходимые в небольших количествах; 
2) они входят в состав ферментов, участвуя в обмене веществ; 
3) повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, стимулируют рост, развитие организма, восстановление тканей и клеток. 

Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырех отличий.

Пояснение.
1) мозговой отдел преобладает над лицевым 
2) не выражены надбровные дуги 
3) хорошо развит подбородочный выступ (что указывает на формирование членораздельной речи) 
4) нижняя челюсть менее массивная, чем у человекообразных обезьян 
5) Череп человека не имеет костных гребней и сплошных надбровных дуг 
6) лоб высокий, челюсти слабые, клыки маленькие 

Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций.

Пояснение.
1) секрет слюнных желез смачивает и обеззараживает пищу; 
2) слюна участвует в формировании пищевого комка; 
3) ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала. 

Спрятать пояснение 

Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности организма человека? Охарактеризуйте не менее 3-х функций.

Пояснение.
1) выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам организма, удаление углекислого газа и продуктов обмена; 
2) выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител; 
3) участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма. 

Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров.

Пояснение.
1) регулируют численность растений (распространяют плоды и семена); 
2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов; 
3) служат пищей для хищников; 
4) удобряют почву. 

В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

Пояснение.
1) у папоротников появились корни; 
2) у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань; 
3) в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком. 

Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств.

Пояснение.
1) в размножении участвует одна особь; 
2) потомки являются копиями родительской особи; 
3) новый организм образуется из соматических клеток (вегетативных органов). 

В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?

Пояснение.
Элементы ответа: 

1) нервная регуляция осуществляется за счёт вегетативной нервной системы (парасимпатическая система замедляет и ослабляет сокращение сердца, а симпатическая усиливает и учащает сокращение сердца); 

2) гуморальная регуляция осуществляется через кровь: адреналин, соли кальция усиливают и учащают сердечные сокращения, а соли калия оказывают противоположное действие; 

3) нервная и эндокринная системы обеспечивают саморегуляцию всех физиологических процессов в организме

Как особенности строения растительной и животной клеток соотносятся с образом жизни растительных и животных организмов соответственно?

Пояснение.
1. В клетках растений есть хлоропласты, содержащие хлорофилл, поэтому растения — автотрофные организмы, питающиеся в процессе фотосинтеза. Запасное вещество — крахмал. 

2. В клетках животных хлоропластов нет, поэтому животные — гетеротрофы, питаются готовыми органическими веществами. Запасное вещество — гликоген. 

3. Клетки растений покрыты клеточной стенкой из целлюлозы, которая придает клетке прочность, у животных клеток клеточной стенки нет. 

Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трёх значений.

Пояснение.
1. Приспособление к полету. Контурное перо делает форму тела обтекаемой. Маховые перья образуют крыло. На хвосте образуются рулевые перья. 
2. Участвуют в терморегуляции (благодаря высоким теплозащитным свойствам перьев и воздушных прослоек между ними). Пух защищает от холода. 
3. Защищает птицу от различных механических воздействий 
4. Перья придают птицам ту или иную окраску, которая часто носит покровительственный характер.

Насекомые – самый распространённый и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трёх особенностей.

Пояснение.
1. Легкий хитиновый покров (защищающая тело от потери влаги, механических повреждений, воздействия ультрафиолетовых лучей) и наличие у большинства крыльев (позволяющая насекомым быстро заселять новые территории). 
2. Дыхание при помощи трахей (позволяют осуществлять интенсивный газообмен и поддерживать при необходимости (во время полета) высокий уровень процессов жизнедеятельности). 
3. Выделительная система из мальпигиевых сосудов и жирового тела, что позволяет им приспосабливаться к жизни в сухих условиях, и предохраняет от ядохимикатов. 
4. Размножение у большинства с полным превращением, где личинка питается другой пищей, в отличии от взрослого насекомого, что уменьшает конкуренцию. 

Возможны другие варианты ответов: Малые размеры насекомых; Высокая плодовитость и способность к массовому размножению; Высокая плодовитость и способность к массовому размножению; Хорошо развитая нервная система, разнообразные и совершенные органы чувств, сложные врожденные формы индивидуального и общественного поведения — инстинкты; Способность переживать неблагоприятные условия в состоянии диапаузы — временного физиологического покоя; Смена среды обитания на разных стадиях онтогенеза.

Почему в клетках человеческого организма необходимо постоянно синтезировать органические вещества? Укажите 4 причины.

Пояснение.
1) Органические вещества имеют сложное строение и постоянно расщепляются в процессе обмена веществ. 
2) Органические вещества являются источниками пищи и энергии, а также строительного материала для организма. 
3) Так как пища и энергия постоянно расходуются, необходимо пополнять их запасы. 
4) Из аминокислот, поступивших в клетки, синтезируются собственные белки организма.

Назовите возможные способы получения и использования энергии бактериями и кратко раскройте их биологический смысл.

Пояснение.
1) Бактерии-фототрофы. Это сине-зелёные водоросли, содержащие в своих клетках хлорофилл и способные к фотосинтезу. 
2) Бактерии-хемотрофы. Преобразуют энергию неорганических соединений для создания собственных органических веществ. 
3) Бактерии-гетеротрофы, использующие органические соединения мёртвых или живых тел (паразиты и сапрофиты).

Какую роль играют условные рефлексы в жизни человека? Каковы их отличия от безусловных?

Пояснение.
1) Условные рефлексы обеспечивают научение человека и возможность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям среды. 
2) Условные рефлексы индивидуальны, непостоянны, не передаются по наследству, приобретаются в течение жизни 
3) При формировании условного рефлекса временная связь образуется в коре больших полушарий; а у безусловного рефлекторная дуга проходит через спинной мозг или ствол головного

Чем характеризуются авитаминозы A, D, С? Как предупредить авитаминозы?

Пояснение.
1. Авитаминоз А приводит к куриной слепоте, шелушению кожи. 
2. Авитаминоз D вызывает рахит у детей, нарушения обмена кальция и фосфора. 
3. Авитаминоз С приводит к воспалению и кровоточивости дёсен (цинге). 
4. Для предупреждения авитаминозов нужен рацион, в котором содержатся все необходимые витамины.

Назовите не менее четырёх функций воды в организме человека.

Пояснение.
1. Вода - растворитель. Все химические реакции протекают в растворах. 
2. Вода - терморегулятор. 
3. Вода выполняет транспортную функцию. 
4. От содержания воды в тканях зависит упругость клеток и их объём

Какой из отделов головного мозга человека претерпел наибольшие изменения в процессе эволюции, в чём заключаются эти изменения и как это отразилось на жизни и поведении человека?

Пояснение.
1. Наибольшие изменения коснулись переднего мозга, развития его больших полушарий. 
2. У человека сформировалась кора головного мозга с бороздами и извилинами. 
3. Человек стал способен к речевому общению, абстрактному мышлению, сложному поведению


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГИА по обществознанию, демо версия 2011года.

можно использовать для подготовки к итоговой аттестации по обществознанию для 9 класса....

Демо версия презентации "Своя игра"

Материал использовался вовремя  проведения  декады математики для учащихся 8-х классов...

Демо версия 2009 ЕГЭ по химии

В заданиях ЕГЭ принципиальных изменений я не увидел, кроме как сокращения  заданий в части "А".При подготовки своих обучающихся я использую данную презентацию  как на дополнительных занятиях...

Демо-версия ГИА для 8 класс

Подобраны материалы для учащихся  класса...

Демо версия 2013 ЕГЭ по математике

Демо версия 2013 ЕГЭ по математике...

Демо-версии ЕГЭ 2013! ... Демо-версии ЕГЭ 2013 на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/

Демо-версии ЕГЭ 2013! ... Демо-версии ЕГЭ 2013 на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/ ...

Разбор заданий демо-версии ЕГЭ

Данный материал содержит стратегии выполнения письменной части ЕГЭ по немецкому языку, а также разбор заданий демо-версии с пояснениями....