Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках биологии.
учебно-методическое пособие по биологии по теме

Дмитриева Ирина Валерьевна

В современном обществе всё более остро ощущается ценность и значимость каждой человеческой личности. По этой причине  ведущими технологиями, направленными на личность, на её индивидуальность становятся индивидуальный подход к учащимся, индивидуализация и дифференциация обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках биологии.

В современном обществе всё более остро ощущается ценность и значимость каждой человеческой личности. По этой причине становятся ведущими технологиями, направленными на личность, на её индивидуальность.

Индивидуальный подход к учащимся, индивидуализация и дифференциация обучения и методике преподавания различных предметов ведется уже более полутора веков.

Дифференцированный подход (И,Д,Бутузова) - обучение, методы, приемы, средства и содержание которого адаптированы к типологическим особенностям учащихся (типам их памяти, мышления, учебным возможностям и др.).

   Поскольку «Индивидуализация – цель обучения, дифференциация – средство достижения цели» (В.М,Монахов, В.А.Орлов, В.В.Фирсов), то в условиях демократизации и гуманизации школьного образования становится необходимым дифференцированный подход к учащимся вообще и на уроках биологии в частности.

Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – древняя традиция, ведь во все времена учащиеся отличаются друг от друга по разным показателям в значительной мере. Это и есть принцип индивидуального подхода, который я пытаюсь применять на уроках биологии.

- дифференцированные задания, используемые при закреплении изученного материала на уроке и контроле знаний и умений учащихся, должны варьироваться по объему и уровню их самостоятельности.

- эффективность учебного процесса возрастает, если дифференцировать по такому же принципу лабораторные работы и домашние задания.

Для внедрения дифференцированного обучения в свою практику работы, я учитываю ряд методических условий:

- прежде всего, изучая индивидуальные особенности учащихся,

я тщательно подхожу к составлению и подбору дидактического материала.

- даю учащимся на уроке много самостоятельных заданий, с учетом длительности и системности дифференцированного обучения.

   Самостоятельная работа имеет множество положительных моментов:

- возникновение интереса к изучению биологии;

- желание читать дополнительную литературу;

- сознательное отношение к учению.

  

Дифференциация обучения, это такая система, при которой каждый ученик, овладевая основами общеобразовательной подготовки, обеспечивающими возможность адаптации к постоянно изменяющимся жизненным условиям, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям обучения, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Я не предъявляю всем школьникам одинаковые, ориентированные на максимум усвоения содержания программы и учебника, требования к результатам обучения.

В требованиях я   выделяю  2 уровня усвоения:

-  базовый (обязательный для всех) ;

- более высокий – для школьников, которые хотят и могут превысить этот уровень.

Базовый уровень включает наиболее существенные вопросы содержания биологического образования: основные теории, закономерности, понятия, научные факты, учебные умения. Они служат основой для формирования у учащихся научной картины мира, ответственного отношения к природе, здорового образа жизни. Требования на базовом уровне характеризуют нижнюю границу знаний и умений по биологии, которая должна быть достигнута всеми успевающими школьниками.

Требования для желающих превысить базовый уровень предусматривают более глубокое усвоение  учебного материала, овладение разнообразными  способами деятельности, увеличение доли творческой  деятельности.

Поэтому в каждой теме я работаю по следующему плану:

1.  готовлю  разноуровневые  задания для устного опроса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

2. Разноуровневые задания на карточках. Дети уже знают, что устно повторяется материал, пройденный на прошлом уроке, а в задания на карточках  включены вопросы предыдущих тем  уроков. Такая система опроса, повторения, закрепления материала дает возможность накапливать большое количество оценок, заставляет учащихся систематически готовиться к уроку и работать в ходе каждого урока. И это исключает вероятность выведения случайной оценки по итогам четверти. Ведь оценки ребята получают за карточку, за устный ответ, за работу в ходе урока и т. д. Поэтому оценок много.

3. Следующий этап работы – промежуточный тестовый контроль (или диктант на основные термины темы). Эта работа не носит дифференцированного характера, т. к. для учителя на этом этапе  важно знать как усвоен материал всеми учащимися.

 Предметные тесты дают возможность объективной проверки, точности результатов и они экономичны во времени. Они необходимы для получения обзора состояния знаний учащихся. В тестах есть,  конечно, некоторый процент угадывания ответов, что определяется количеством предлагаемых для выбора вариантов ответов.  Чем больше вариантов ответа, тем меньше процент угадывания. Самый большой процент угадывания у вопросов с ответами «да» и «нет» («верно» или «неверно» утверждение). Но такие тесты я использую лишь в шестом классе. В старших классах я использую тесты с большим количеством вариантов ответов.

 И поскольку каждая тема сначала объясняется учителем, затем прорабатывается дома в качестве домашнего задания, потом повторяется и закрепляется в виде заданий на карточках, то тесты по теме ребята пишут обычно хорошо.

4. Четвертый этап работы – анализ написания тестовых работ, выявление неясностей, пробелов, типичных ошибок. Формы применяемой работы разнообразны: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

5. Последний этап работы по теме – итоговая проверочная работа. В нее включаются разные  задания: репродуцирующие и творческие, обязательные и выборочные. Обычно правильно выполненное первое задание и часть второго задания  оценивается на «3».На оценку «4» необходимо правильно выполнить первое и второе задание полностью, а на оценку «5» - должны быть выполнены полностью первое, второе и третье  творческое задание. Но! Каждый ученик имеет право  выбора  и может выполнить более сложное творческое задание.

Обобщая вышеизложенное, хочу подвести итоги своей работы на уроках:

1.        Материал темы прорабатывается тщательно: объяснение на уроке, подготовка домашнего задания, опрос на уроке, индивидуальные задания на карточках, закрепление, тест. Поэтому не выучить материал, не понять его невозможно.

2.        Учитываются индивидуальные особенности детей (скорость усвоения материала, уровень подготовки ребенка и т. д.)

3.        Снимается напряжение на уроке, т. к. дети получают посильные задания. Они не боятся идти на урок.

4.        Дети получают много оценок (за устную работу на уроке, за работу на карточке, за тест, лабораторную работу, за работу в тетради, за индивидуальное сообщение) поэтому вероятность получения плохой или случайной оценки в четверти низка.

5.        Такая работа повышает ответственность ученика, дисциплинирует, заставляет думать, планировать работу, развиваться ученику, углублять свои знания.

У каждого ребёнка, пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие мира. Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учащимся и процесс усвоения знаний может быть не одинаков у детей разных групп и классов. Поэтому организация дифференцированного обучения детей обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым учеником. Главное же заключается в правильном подборе методик обучения для учащихся с разным уровнем знаний.
Индивидуальный подход
 при обучении позволяет повысить уровень знаний «одаренных» детей и приблизить к ним «среднего» учащегося, сократить количество неуспевающих и педагогически запущенных детей.
При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно; темп его работы определяется степенью целеустремлённости, работоспособности, развитости интересов, склонностей. С этой целью применяю специально разработанные карточки - задания.
Иногда при формировании знаний учащихся сначала объясняю всем учебный материал, затем задание для работы получает основная часть класса.
Например: описать участки корня и разъяснить сходство и различие. Со слабыми учениками разбираю материал ещё раз. Приглашаю их к доске (таблице), например, описать внешнее строение корня, или подхожу к партам. Беседую с ними, выясняю, что им непонятно; затем снова разъясняю материал, добиваясь его полного усвоения.
Индивидуальную форму учебной работы применяю и с целью закрепления знаний, умений и навыков. Учащиеся могут готовить ответы на вопросы, отыскивая их в книгах. Даю задание  отдельным ученикам поработать над справочными пособиями, составить таблицу, давая им возможность проявить свою самостоятельность в анализе материала.
Например, в 9 классе по теме: «Органоиды клетки» предлагается самостоятельная работа, цель которой проверить умение выделять признаки царства растений и царства животных на клеточном уровне. Работа проводится поэтапно. На каждом этапе учащийся зарисовывает определенные органоиды клетки с указанием выполняемой ими функции. Завершают работу обобщенные схемы строения одноклеточного растительного и животного организмов.
Самостоятельная работа «Сравнение строения животной и растительной клеток - организмов»
1.Зарисуйте одноклеточное растение (хламидомонаду) и одноклеточное животное (амёбу).
Почему любой рисунок амёбы будет верным? Можно ли зарисовать хламидомонаду любой формы?
2.Обозначьте цитоплазму и часть клетки, с которой связано её деление.
3.Зарисуйте органоиды, связанные с питанием растения и питанием животного.
4.Зарисуйте органоиды движения.
5.Зарисуйте сократительные вакуоли, поясните их функции.
6.Дайте общую схему строения клеток - организмов.
7.Обобщите результаты своей работы, назвав общие признаки того и другого организма и их различия.
Оправдывает себя такой вид работы с учебником, как составление вопросов для взаимной проверки учащихся. В 6-7 классах задания рассчитываются на то, чтобы ученик, формулируя вопросы, целенаправленно работал с определённым разделом учебника, учился вычленять основное. Но такую форму учебной работы включаю в качестве вспомогательной на непродолжительное время и в основном с целью контроля знаний.
При этом работа ведётся с каждым учеником индивидуально. Она помогает ученикам с низкими учебными возможностями вовремя подтянуться за своими, более способными сверстниками.
При изучении нового материала, не обладающего полной новизной, подготавливаю специальные задания на карточках для одного - двух учеников с высшими учебными возможностями. С основным составом класса разбираю новый материал обычным способом. Этот вид индивидуальной работы позволяет успешно развиваться одарённым учащимся.
С целью контроля знаний и умений составляю тест с ответами на выбор в 2-4 вариантах, чтобы обеспечить объективность оценки.
Для реализации контрольных функций помимо уроков в учебном процессе применяю зачеты. В ходе зачета ученики выполняют контрольные, индивидуальные задания. На зачете выявляются задания учащихся по отдельным разделам программы.
Большое значение в повышении качества знаний учащихся сводится к выполнению домашних заданий как индивидуальной формы учебной работы. Воспитательное значение выполнения домашней работы велико и определяется следующими моментами:
Домашняя учебная работа приучает:
-к самостоятельности;
-к определению трудностей;
-учит планировать время;
-воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность учащегося
-создает благоприятные условия для углубления и расширения интересов и склонностей.
За годы работы подобран и составлен перечень индивидуальных творческих заданий по выбору для каждого раздела биологии. В качестве примера приведу только один из вариантов к разделу «Рыбы»: написать рассказ «О чем поведала золотая рыбка», сказку «Три желания золотой рыбки», составить викторину, кроссворд «Подводный мир», подготовить сообщение «За стеклом моего аквариума», «Из личного опыта рыбака» (хитрости рыбной ловли), нарисовать рисунки «Рыбы из Красной книги», подготовить плакат, листовку об охране рыбных запасов, составить проблемно-поисковую задачу к тексту учебника о рыбах, составить для тестового контроля вопросы к параграфам, фоторепортаж с выставки «Мир аквариумов».
Дифференциальный подход в обучении - это не только различие учащихся по характерным чертам их обучаемости или типам неуспеваемости. Это и различие школьников по направленности их познавательных интересов, склонностей и способностей. В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому в 7 и 8 классах даю разноуровневые  работы учащимся на уроке, на всех его этапах.
Особенность этой технологии заключается в том, что цель обучения меняется на самообучение. Обучение, построенное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, способствует более прочному усвоению знаний, а моя задача как учителя – дать ученику возможность выбора. При таком подходе каждый ученик получает возможность продемонстрировать свои сильные стороны.

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия

Павлово - Посадского муниципального района Московской области

Выступление на педагогическом совете

учителя биологии

Дмитриевой Ирины Валерьевны

по теме:

«Индивидуализация и дифференциация

обучения на уроках биологии»

27.03.2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И  ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ  ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках музыки

Статья о реализации личностно-ориентированного подхода, дифференциации и индивидуализации обучения в рамках школьного курса музыки....

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках сельскохозяйственного труда в коррекционной школе.

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках сельскохозяйственного труда в коррекционной школе....

Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках биологии

В статье представлен опыт работы  по использованию дифференцированного обучения на уроках биологии, на каком принципе происходило деление учеников на группы,  критерии оценивания детей в гру...

«Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках биологии»

Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения  подрастающего поколения. Они становятся более демократическими, появля...

Презентация Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы в 5 классе МБОУ Шуйской СОШ

Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы в 5 классе МБОУ Шуйской СОШ...