Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках сельскохозяйственного труда в коррекционной школе.
учебно-методический материал на тему

Андраханова Татьяна Георгиевна

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках сельскохозяйственного труда в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл difer_pod.docx29.96 КБ
Файл individ_i_dif.podhod_na_ur.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

МКС(к)ОУ « Чебулинская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа интернат VIIIвида.

« Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках сельскохозяйственного труда, как средство развития потенциала школьников».

                                                           

                                                                 Подготовила: учитель

сельскохозяйственного труда

                                                           Андраханова Т.Г.

2016г.

    Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющих разные отклонения в развитии. По результатам диагностики составляется учебно-тематический план на класс и индивидуальный – на слабых учащихся. Для решения многих педагогических задач необходимо определить факторы, мешающие данному ученику достичь более высоких показателей в обучении, а именно:

  • трудности в восприятии и понимании изучаемого материала;
  • практическое выполнение заданий;
  • энергетическое обеспечение трудовой деятельности и т.д.

Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития, речевыми расстройствами, что мешает пониманию чужой речи. Работу я организую внутри класса по группам или по парам. В состав группы входят учащиеся, которые с трудом усваивают теоретический материал. Во время практических заданий эти учащиеся не испытывают больших трудностей, так как имеют возможность постоянно получать индивидуальную помощь от учителя и товарищей своей группы. Работа с такими детьми требует от меня более четкого и продуманного использования всего арсенала методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Так, на уроке в 7 классе по теме: «Минеральные удобрения» я знакомлю учащихся с видами и особенностями наиболее распространенных минеральных удобрений, рассказываю о их значимости для сельского хозяйства.
   Для большинства учащихся объяснения данного понятия можно было бы изложить короче, но слабоуспевающие учащиеся до специального изучения этой темы плохо представляли себе, что такое минеральные удобрения, хотя само слово «удобрения» им знакомо. Работа на уроке провожу следующим образом:

  • проговаривание понятия минеральные удобрения вслух;
  • показ слайдов с видами минеральных удобрений;

  • чтение текста по учебнику и выделение главного;
  • запись словарных слов  и понятий.

 Осуществляя дифференцированный подход к отстающим учащимся, я включаю обращенные к ним вопросы походу объяснения. Это повышает умственную активность, улучшает внимание, способствует пониманию, позволяет контролировать процесс усвоения. Возможностям учащихся данной группы соответствуют более расчлененные вопросы.

При закреплении я применяю тесты  разной сложности с учетом индивидуальных способностей детей.

С целью привития интереса к предмету, я провожу познавательные и дидактические игры («Цепочка», «Домино», «Лото», «Умники и умницы» сбор частей картинки, кубики для составления технических терминов).

Игра «Цепочка»

Суть игры в том, чтобы не прерывалась последовательность правильных ответов. В игру можно включить элемент соревнования в классе или между группами.
Алгоритм проведения игры.
Подготовительный этап.
а) ознакомление с условиями игры;
б) деление детей на группы с учетом умственных и физических
возможностей.
2. Проведение игры.
3. Подведение итогов игры.
      Например: на уроке ставится задача назвать в правильной последовательности сортировки клубней картофеля, или перечислить внешние особенности домашней птицы (например : утки) отвечая на вопрос какая или какие. Учащийся по цепочки отвечают. При неправильном назывании право на ответ передается следующему. Выигрывает тот, у которой было меньше «разрывов цепочки», больше правильных ответов.

Игра «Лото»

Состоит из картонных прямоугольников, на которых нарисованы картинки (овощи, домашние животные). Игра состоит в нахождении картинки, связанной с изучаемой темой. Прежде чем положить картинку сверху , ученик отвечает на вопрос учителя по этой теме.
Например: ученику7класса  дается лото, где картинки плодовых деревьев и ягодных кустарников. Он должен выбрать ягодные кустарники и назвать их.
Алгоритм проведения.
Подготовительный этап.
а) знакомство школьников с условиями игры;
б) демонстрация игры более способными учениками.
2. Проведение игры.
3. Подведение итогов игры.

   Познавательные игры повышают умственную активность детей. С этой целью использую кроссворды. Задания, с которыми дети сталкиваются при решении кроссвордов, учат их умению самим формулировать вопросы. С помощью кроссворда можно проверить, на сколько усвоен пройденный материал или словарные слова.
Например: Кроссворд на тему удобрения и их виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

н

а

в

о

з

 

 

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

9

к

о

н

с

к

и

й

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

й

 

 

 

 

8

п

р

о

с

т

ы

е

 

 

 

 

р

 

4

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

5

ф

о

с

ф

о

р

н

ы

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

п

л

о

д

о

р

о

д

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

3

к

о

м

п

о

с

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ы

 

 

 

 

 

 

й

 

 

 

л

 

 

 

 

11

о

р

г

а

н

и

ч

е

с

к

и

е

 

 

 

1

а

з

о

т

н

ы

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

Вопросы к кроссворду:

  1. Простое минеральное удобрение?
  2. Как называются минеральные удобрения, состоящие из  нескольких элементов?
  3. Органическое удобрение похожее на слоеный торт?
  4. Как называется самый холодный навоз?
  5. Простое минеральное удобрение?
  6. При внесении удобрений у почвы повышается…?
  7. Назовите группу удобрений ,которые получают на химических заводах?
  8. Как называются минеральные удобрения, состоящие из  одного элемента?
  9. Как называется самый теплый навоз?
  10. Какое органическое удобрение добывают на болотах?
  11.  Группа удобрений , которые получаются  в результате распада или гниения остатков растений и живых организмов?
  12. Простое минеральное удобрение?
  13. Органическое удобрение , выделяющее тепло?

    Как уже говорилось выше, что в каждом классе есть ученики, у которых заметно снижена работоспособность, они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы. Основной путь коррекции указанных недостатков – развитие у обучающихся интереса к практической работе. Педагог должен хорошо знать: какому ученику, какой инструктаж требуется. Одного можно отослать к учебнику или инструкционной карте, другому требуется объяснение учителя с опорой на технологическую карту, третьему – необходим неоднократный показ приемов работы.
        Использование технологической карты позволяет более осознанно приступать к практической работе над изделием. Применение технологической карты повышает активность учащихся, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, пользоваться техническими терминами.
         На усвоение знаний большое влияние оказывает оценка учителем результатов. Однако, подчеркивая успехи, нельзя умалчивать о недостатках, но это необходимо делать так, чтобы не вызвать у обучающихся угнетенное состояние. Даже в случае полного незнания вопроса целесообразно обнадежить ученика, что на другой вопрос он ответит лучше, а над этим еще нужно поработать.
       Организация дифференцированного подхода в обучении, учет динамики развития каждого учащегося в определенной мере реализует идею Л.С. Выготского о том, что «педагогика коррекционной школы должна быть лечебной педагогикой».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Дифференциация и индивидуализация обучения как средство развития потенциала школьника.» ( на уроках сельскохозяйственного труда)

Слайд 2

Особенности профессионально-трудового обучения в школе VIII вида. Профессионально-трудовое обучение в нашей школе является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны следующие особенности: низкая познавательная активность; недостаточная сформированность умственных действий; недоразвитие эмоционально-волевой сферы; недоразвитие мелкой моторики рук.

Слайд 3

Уроки сельскохозяйственного труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности.

Слайд 4

Формы дефекта Обучающиеся нашей школы очень неоднородны по причинам и формам дефекта: дети с незначительным снижением интеллекта; дети с дефектами эмоционально – волевой сферы, в результате которых они не способны проявлять волевые усилия там, где это требуется. Они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при нагрузке . дети с моторной недостаточностью .

Слайд 5

Первая группа – это группа сильных учащихся, хорошо успевающих. Группа работает с опережением, они получают инструктаж индивидуально, самостоятельно работают по инструкционной карте или помогают слабым.

Слайд 6

Вторая группа требует строгую дозировку и учет работы в течение урока. Вопрос: «Какую операцию ты выполняешь?», заставляет их соотносить свою работу с работой сильной группы, и трудиться более целесообразно.

Слайд 7

К третьей группе относятся учащиеся, которые не умеют планировать свою работу, мелкая моторика развита очень слабо, им постоянно требуется помощь учителя.

Слайд 8

Внимание к особенностям детей необходимо на разных этапах урока. Так одним воспитанницам достаточно получить инструкционную карту, другим требуется объяснение с опорой на технологическую карту, а третьим нужен неоднократный показ.

Слайд 9

Для формирования жизненно необходимых практических умений и навыков, необходимо развитие психических функций, мелкой моторики и речи, поэтому необходимо применение специальных коррекционных методов и приемов.

Слайд 10

С целью расширения объема внимания, формирования сосредоточенности я использую специальные упражнения. Они не требуют большого умственного напряжения, поэтому используются в качестве «передышки» между работой. Игра «Лото» Игра «Кто быстрей».

Слайд 11

Приём «Учитель-ученик». Ответ ученика второй группы контролирует ученик первой группы.

Слайд 12

Игра «Путаница».Задание: расположи этапы работы в правильной последовательности.

Слайд 13

По окончании игры учащиеся первой группы проверяют работу второй, третьей группы.

Слайд 14

Осуществляя дифференцированный подход к отстающим учащимся я включаю обращенные к ним вопросы по ходу объяснения. Это повышает умственную активность, улучшает внимание, способствует пониманию, позволяет контролировать процесс усвоения. Возможностям учащихся второй и третьей группы соответствуют более расчлененные вопросы. -С чего начать работу? -Что будем делать потом? -Что уже выполнено? -Что осталось сделать?

Слайд 15

Коррекционные игры и упражнения создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков учащихся всех групп. Таким образом, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход, можно решать проблему коррекции и развития трудовых навыков детей с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок сельскохозяйственного труда в коррекционной школе 8 вида

На данном уроке учащиеся знакомятся с видами кормов для животных, с их составом, учатся определять качество сена, соломы. Урок имеет практическую направленность. Полученные теоретические и практически...

тестирование по сельскохозяйственному труду в коррекционной школе 8 вида 6 кл.

тестовые задания по животноводству и растениеводству с ответами...

тестирование по сельскохозяйственному труду в коррекционной школе 8 вида 7 кл.

тестовые задания по животноводству и растениеводству с ответами...

Календарно- тематическое планирование по сельскохозяйственному труду специальной (коррекционной ) школы - интернат 8 вида 9 класс

Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в домашних приусадебных хозяйствах. Ввиду отсутствия базы, для проведения практических работ по теме...

Презентация к уроку по сельскохозяйственному труду в коррекционной школе.

Данная презентация разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Олимпиадные задания по сельскохозяйственному труду в коррекционной школе.

Олимпиадные задания по сельскохозяйственному труду в коррекционной школе. 7 класс....