рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

ефанова галина александровна

рабочая программа составлена на основе авторской программы под руководством В.В. Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass.doc390 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Администрация город Алейск Алтайского края

 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная                                          школа №3 города Алейска Алтайского края

                                                                                   Согласована:                                                            Утверждаю:                                                    Согласована:

председатель МО                                                     заместитель директора                              директор МБОУООШ №3

Травянова Е.А.----------                                               Конева Н.И. --------------                              Золотухина Н.И.-----------------

протокол №    от 28.08.2013г.                                                                                                        приказ №     от            2013г.

                                                                                                       

                                                              Рабочая программа

Предмет – Биология. Растения.Грибы. Бактерии

Вторая ступень обучения, 6 класс

Срок реализации программы  2013-2014 учебный год

                                                                                                                 Разработчик:

                                                                                                                учитель биологии высшей

                                                                                                               категории Ефанова Галина

                                                                                                                               Александровна

Город Алейск, 2013

                                                                           Пояснительная записка

Нормативные документы        

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:

- Базисного учебного  плана МБОУОО школы№3        ( утвержден приказом № 1  педагогического совета от 28.08 2013 )        

- Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования 2010 года

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования ( приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067)

- Образовательной программы для ступеней начального, основного  образования в  муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении основная образовательная школа№3 ( утверждена педагогическим советом от 30.08.2012, протокол №1)

- Примерной программы по биологии основного общего образования. Москва «Просвещение», 2010

-авторской программы по биологии под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ автор-составитель Г.М. Пальдяева. – 2-е издание. М.: Дрофа, 2010

- требований к оснащению образовательного процесса  в соответствии с ФГОС ООО

Количество часов

                         Согласно действующему Базисному учебному плану МБОУ ОО школы №3 рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часа в неделю  (один час  добавлен из часов образовательного учреждения для реализации в полном объеме авторской программы  В.В. Пасечника,  Латюшина,  Пакуловой), ( образовательная программа МБОУ ОО школа №3. )

Общая цель образования МБОУ ОО школы №3,  Государственный стандарт второго поколения, Примерная программа по биологии  общего образования, Авторская программа по биологии под руководством  В.В. Пасечника положены в основу при определении целей и задач изучения биологии  в данном классе.  В Образовательной  программе для основного общего образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении основная образовательная школа№3 в разделе «Концептуальные основы образовательного процесса»  сделан акцент на необходимость обновления содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС  и определён компетентностный подход  как один из методологических оснований,  а также определена  общая цель образования в МБОУ ОО школы№3   в соответствии с положениями федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта и миссией школы как создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся,   способных к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

                                Цели и задачи рабочей программы в 6 классе   представлены в таблице №1

Таблица 1.

Цели и задачи биологического образования в 6 классе

Цели биологического образования

Задачи по достижению целей

Социализация обучаемых  как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы

Создать условия для развития компетенций личностного самосовершенствования по средствам формирования знаний основных принципов и правил отношения к живой природе

Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки

Создать условия для развития предметных компетенций:

- освоения учащимися знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы

- овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами и справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.

Обеспечение ориентации учащихся в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, формирование экологического сознания,  воспитание любви к природе

Создать условия для развития ценностно-смысловых компетенций посредством формирования знаний основных правил поведения в природе; анализа и оценки последствий деятельности человека в природе.

Обеспечение развития познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;  овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений

Создать условия для развития

  • Ценностно-смысловых компетенций посредством развития внутренней мотивации при изучении биологии
  • общепредметных компетенций: владение логическими операциями посредством

- сравнения биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- анализа взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; выявления изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания

- классификации биологических объектов по определенным систематическим группам;

- обобщения взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды.

Овладение учащимися ключевыми компетенциями

Создать условия для развития

- учебно-познавательных компетенций (знания и умения организации целеполагания, планирования, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности) через выстроенную систему уроков биологии;

- информационных (умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в разных источниках – тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках),

- ценностно-смысловых (способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе);

- коммуникативных (умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию)

Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы

Создать условия для развития

- социально-трудовых компетенций посредством формирования знаний и осознания необходимости соблюдения правил работы в кабинете биологии, соблюдения правил работы с биологическими приборами и инструментами (припаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), выполнении практических видов деятельности на пришкольном участке и в кабинете биологии

- создать условия для развития общепредметных компетенций посредством овладения учащимися составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить биологические эксперименты

Концепция, заложенная в содержании учебного  материала

с учетом вида ОУ и контингента учащихся

В МБОУ ОО школа№3 реализуются образовательные программы  предшкольного, начального общего, основного общего образования и дополнительного образования. Образовательные программы строятся на основе требований к минимуму содержания образования и требований к уровню подготовки  выпускников основной школы, определенных федеральным компонентом и региональным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного  образования Алтайского края. Компонент образовательного учреждения на всех ступенях имеет свою специфику, наполнен содержанием, обеспечивающим преемственность образовательных программ.

Особенностью основной школы является то, что для обучающихся и воспитанников данного возраста характерно самоутверждение среди сверстников и взрослых в совместной учебной и внеучебной  деятельности на базе тех знаний и умений, которые приобретены в начальной школе. В этот период происходит формирование индивидуальных способов реализации тех норм и требований, которые предъявляет окружающий мир. У подростка возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, активно проявляется потребность в  общении, утверждении собственных представлений, мнений и оценок, регулирование отношений к нему разных людей. 

Таким образом, приоритетным направлением основной школы является ориентация содержания образования на системно- деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

Автор рабочей программы видит следующие пути ориентации содержания биологического образования на личностно-деятельностный компонент:

  1. Увеличение количества времени, отводимого на работу с реальными объектами живой природы, через  выполнение лабораторных и практических работ.
  2. Использование разнообразных форм организации деятельности учащихся с реальными биологическими объектами, позволяющих эффективно использовать субъектный опыт учащихся и в наибольшей степени реализовать их способности, возможности, потребности и интересы.
  3. Использование частично-поискового метода как основного для изучения биологических объектов действительности.

В соответствии с  учебным (недельным) планом основного образования в МБОУ  ОО школа№3  биология   изучается на базовом уровне.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Автор рабочей программы по биологии  видит решение задач через вовлечение учащихся в практическую и исследовательскую деятельность, направленную на развитие навыков самостоятельного овладения научными знаниями и их творческого применения

Общая характеристика организации учебного процесса

Особенности организации образовательного процесса соответствуют положениям Программы развития школы, Образовательной программы и Устава МБУОО школы№3, что  определяет формы, методы и технологии обучения, применяемые на уроках биологии. Взаимосвязь перечисленных структурных компонентов методики преподавания отражена в таблице 2.

Организация учебного процесса                

                                                                                                                                                                                                                        Таблица 2.

Ведущие методы преподавания

Оптимальные формы организации познания

Используемые технологии обучения

- по характеру познавательной деятельности:

частично-поисковый;

- по источнику получения знаний:

словесно-практический

-по характеру познавательной деятельности:

исследовательский, проблемный

1. Работа в малых группах

2. Работа в парах

3. Индивидуальная работа

4. Фронтальная работа

- технология интерактивного обучения;

- технология учебного диалога

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 

Обучающиеся должны  знать/понимать:

  • Признаки биологических объектов: генов и хромосом; особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений; растений и грибов своего региона;
  • Строение и функции клетки;
  • Сведения о таксономических единицах;
  • Способы размножения бактерий, грибов, растений;
  • Основные этапы развития растительного мира;
  • Взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
  • Роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
  • Охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
  • Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика; общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды;
  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  • Выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами; предупреждение травматизма, стрессов, вредных привычек; профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
  • Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах;
  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • Выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

                   Соблюдать правила:

  • Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
  • Проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений;
  • Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
  • Здорового образа жизни, личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами и растениями.

        Контроль и оценка планируемых результатов

Автор рабочей программы выделяет следующие принципы при оценке результатов ее эффективности:

  1.  Контрольные срезы проводятся в  конце учебного года с целью установления динамики личностных достижений учащихся.
  2. Полученные результаты учитель учитывает при разработке рабочей программы на следующий учебный год.
  3. Промежуточный контроль
  4. Лабораторные работы

Тематическое планирование учебного курса

п/п

Тема (раздел)

Количество часов

по программе В.В. Пасечника

по рабочей программе

I.

Тема 1 «Введение» 

2 ч.

2 ч.

1.

Биология – наука о живой природе

2.

Экскурсия. Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных

II.

Тема 2. «Клеточное строение организмов»

5 ч.

5 ч.

1.

Увеличительные приборы.

2.

Строение клетки.

3.

Жизнедеятельность клетки

4.

Ткани

5.

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

III.

Тема 3 «Царства Бактерии и Грибы».

7 ч.

7 ч.

1.

Строение и жизнедеятельность бактерий

2.

Значение бактерий в природе и жизни человека

3.

Болезнетворные бактерии

4.

Общая характеристика грибов

5.

Шляпочные грибы.

6.

Плесневые грибы и дрожжи.

7.

Грибы-паразиты

IV

Тема 4 «Царство Растения»

8 ч

8 ч.

1.

Многообразие растений.

2.

Одноклеточные водоросли

3.

Многоклеточные водоросли и их значение.

4.

Лишайники

5.

Мхи.

6.

Плауны, хвощи, папоротники.

7.

Голосеменные.

8.

Покрытосеменные растения

V

Тема 5 «Строение и многообразие покрытосеменных растений» 

16 ч.

16 ч.

1.

Строение семян.

2.

Корни и корневые системы.

3.

Внутреннее строение корня

4.

Видоизменения корней

5.

Побег и почки.

6.

Внешнее строение листа.

7.

Клеточное строение листа. Строение кожицы листа.

8.

Клеточное строение мякоти листа

9.

Видоизменения листьев

10.

Строение стебля.

11.

Видоизменения побегов.

12.

Цветок.

13.

Соцветия.

14.

Плоды.

15.

Распространение плодов и семян

16.

Обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

VI

Тема 6 «Жизнь растений» 

15 ч.

15 ч.

1.

Химический состав растений.

2.

Минеральное питание растений

3 - 4.

Фотосинтез

5.

Дыхание растений

6.

Испарение воды листьями. Листопад

7.

Передвижение воды и питательных веществ в растении

8.

Прорастание семян

9.

Растительный организм – единое целое

10.

Способы размножения растений.

11.

Размножение споровых растений

12.

Размножение голосеменных растений

13.

Вегетативное размножение

14.

Половое размножение покрытосеменных растений Способы опыления покрытосеменных растений

15.

Обобщающий урок по теме

«Жизнь растений»

VII

Тема 7 «Классификация растений»

7 ч.

7.ч.

1.

Основы систематики растений

Признаки классов двудольных и однодольных.

2.

Семейство крестоцветные

3.

Семейство розоцветные

4.

Семейство пасленовые

5.

Семейство лилейные

6.

Семейство злаки.

7.

Обобщающий урок по теме

«Классификация растений»

VIII

Тема 8 «Природные сообщества»

6 ч.

6 ч.

1.

 Экологические факторы

2.

Экологические группы растений.

3.

Растительные сообщества.

4.

Взаимосвязи растений в сообществе

5.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества.

6.

Экскурсия. Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природном сообществе»

IX

Тема 9 «Развитие растительного мира»

2 ч.

2ч.

1.

Происхождение растений. Развитие растительного мира.

2.

Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Охрана растений.

  Всего:  68 ч.

Резерв 2 часа

68ч.

Практическая часть программы

п/п

Темы (разделы) курса

Количество

лабораторных работ

Практическая часть

по авторской программе  и примерной программе

I.

Тема 1 «Введение» 

II.

Тема 2. «Клеточное строение организмов»

3

Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и работа с ними»

Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом, листа элодеи»

Лабораторная работа№3 «Пластиды в клетках листа элодеи»

III.

Тема 3 «Царства Бактерии и Грибы».

2

Лабораторная работа №4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Лабораторная работа №5 «Плесневый гриб мукор»

IV

Тема 4 «Царство Растения»

5

Лабораторная работа №6 «Строение зеленых водорослей»

Лабораторная работа №7 «Строение мха»

Лабораторная работа №8 «Строение спороносящего хвоща»

Лабораторная работа№9 «Строение спороносящего папоротника»

Лабораторная работа №10 «Строение хвои и шишек хвойных. Признаки хвойных деревьев»

V

Тема 5 «Строение и многообразие покрытосеменных растений» 

13

Лабораторная работа №11, №12 «Строение семян двудольных растений»

Лабораторная работа№12 «Строение семян однодольных растений»

Лабораторная работа №13 «Стержневая и мочковатая корневые системы»

Лабораторная работа №14 «Корневой чехлик и корневые волоски»

Лабораторная работа №15 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Лабораторная работа №16 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Лабораторная работа №17 «Строение кожицы листа», №18 «Клеточное строение листа»

Лабораторная работа №19 «Внутреннее строение ветки дерева»

Лабораторная работа №20 «Строение клубня»

Лабораторная работа№21 «Строение луковицы»

Лабораторная работа № 22 «Строение цветка»

Лабораторная работа №23 «Соцветия»

Лабораторная работа №24 «Классификация плодов»

VI

Тема 6 «Жизнь растений» 

2

Лабораторная работа №25 «Химический состав растений»

Лабораторная работа №26 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

VII

Тема 7 «Классификация растений»

1

Лабораторная работа №27 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»

VIII

Тема 8 «Природные сообщества»

1

Лабораторная работа №28 «Особенности строения растений разных экологических групп»

Итого:28

Календарно-тематическое планирование

тема

Основное содержание

контроль

Дата проведения

Календарная

Дата проведения фактическая

I.

1.

Тема 1 «Введение»

Биология – наука о живой природе

2 ч.

Биология. Биосфера, экология, фенология

2

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

II.

Тема 2. «Клеточное строение организмов»

5 ч.

1.

Увеличительные приборы.

Клетка, лупа, микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив. Правила работы с микроскопом

Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и работа с ними»

2.

Строение клетки.

Оболочка, цитоплазма,, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл

Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом», №3 «Пластиды в клетках листа элодеи»

3.

Жизнедеятельность клетки

Межклетники, межклеточное вещество, движение цитоплазмы, хромосомы

4.

Ткани

Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные

5.

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

тест

III.

Тема 3 «Царства Бактерии и Грибы».

7 ч.

1.

Строение и жизнедеятельность бактерий

Бактерии. Сине-зеленые, или цианобактерии, сапрофиты, паразиты

2.

Значение бактерий в природе и жизни человека

Клубеньковые, или азотофиксирующие, бактерии. симбиоз

3.

Болезнетворные бактерии

Болезнетворные бактерии, эпидемия.

4.

Общая характеристика грибов

Строение грибов, хитин, грибница, мицелий

5.

Шляпочные грибы.

Микориза, плодовое тело, съедобные и ядовитые грибы

Лабораторная работа №4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

6.

Плесневые грибы и дрожжи.

Плесневые грибы. Дрожжи, мукор, пеницилл

Лабораторная работа №5 «Плесневый гриб «мукор»

7.

Грибы-паразиты

Головня, спорынья, гриб трутовик

тест

IV

Тема 4 «Царство Растения»

8 ч

1.

Многообразие растений.

Ботаника, низшие растения, высшие растения, слоевище, таллом

2.

Одноклеточные водоросли

Строение водорослей, хроматофор, хламидомонада

Лабораторная работа №6 «Строение зеленых водорослей»

3.

Многоклеточные водоросли и их значение.

Многоклеточные водоросли, хлорелла, ламинария, красные, зеленые, бурые водоросли, значение водорослей

4.

Лишайники

Кустистые, листоватые, накипные лишайники, строение, питание, размножение лишайников, значение

5.

Мхи.

Мох. Стоение мхов. Высшее споровое растение, сперматозоид. яйцеклетка

Лабораторная работа №7 «Строение мха»

6.

Плауны, хвощи, папоротники.

Строение папоротникообразных. Вайи. Корневище. Спорангии. Плаун, хвощ. Папоротник

Лабораторная работа №8 «Строение спороносящего хвоща», №9 «Строение спороносящего папоротника»

7.

Голосеменные.

Голосеменные. Семя. Хвойные. Женская шишка, мужская шишка. Многообразие голосеменных

Лабораторная работа №10 «Строение хвои и шишек хвойных. Признаки хвойных деревьев»

8.

Покрытосеменные растения

Покрытосеменные, или цветковые растения. Их строение. Плод. Жизненные формы растений. Однолетние, двулетние. Многолетние.

V

Тема 5 «Строение и многообразие покрытосеменных растений» 

16 ч

1.

Строение семян.

Однодольные, двудольные семена, семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура, семяножка, микропиле

Лабораторная работа №11, №12 «Строение семян двудольных и однодольных растений»

2.

Корни и корневые системы.

Главный, боковые, придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы

Лабораторная работа №13 «Стержневая и мочковатая корневые системы»

3.

Внутреннее строение корня

Корневой чехлик. Корневой волосок. Зоны корня: деления. растяжения, всасывания, проведения

Лабораторная работа №14 «Корневой чехлик и корневые волоски»

4.

Видоизменения корней

Корнеплоды. Корневые клубни. Воздушные корни. Дыхательные корни. Значение видоизмененных корней

5.

Побег и почки.

Побег. Почка. Пазушная почка. Придаточная почка. Вегетативная, генеративная почки. Конус нарастания. Узел. Междоузлие. Пазуха листа. Очередное, супротивное, мутовчатое листорасположение

Лабораторная работа №15 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

6.

Внешнее строение листа.

Листовая пластинка. Черешок. Листья черешковые и сидячие. Листья простые и сложные. Жилкование сетчатое, параллельное. дуговое

Лабораторная работа №16 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

7.

Клеточное строение листа.

Строение кожицы листа

Кожица листа. Устьица. хлоропласты. столбчатая и губчатая ткани.

Лабораторная работа №17 «Строение кожицы листа», №18 «Клеточное строение листа»

8.

Клеточное строение мякоти листа»

Мякоть листа. Проводящий пучок. Сосуды. Ситовидные трубки. Волокна.

Лабораторная работа №ё18

«Строение мякоти листа»

9.

Видоизменения листьев

Световые листья. Теневые листья. Видоизменения листа.

10.

Строение стебля.

Травянистый стебель. Деревянистый стебель. Прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий стебли. Чечевички. Пробка. Кора. Луб. Лубяные волокна. Камбий. Древесина. Сердцевина. Сердцевинные лучи.

Лабораторная работа №19 «Внутреннее строение ветки дерева»

11.

Видоизменения побегов.

Видоизмененный побег. Корневище. Клубень. Луковица.

Лабораторная работа №20 «Строение клубня», №21 «Строение луковицы»

12.

Цветок.

Строение цветка, околоцветник простой и двойной. Семязачаток, растения однодомные и двудомные

Лабораторная работа № 22 «Строение цветка»

13.

Соцветия.

Виды соцветий, биологическое значение соцветий

Лабораторная работа №23 «Соцветия»

14.

Плоды.

Околоплодник. Плоды простые и сборные, сухие и сочные, односеменные и многосеменные. Классификация плодов. Соплодие.

Лабораторная работа №24 «Классификация плодов»

15.

Распространение плодов и семян

Способы распространения плодов и семян

16.

Обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

тест

VI

Тема 6 «Жизнь растений» 

15 ч

1.

Химический состав растений.

Минеральные и органические вещества. Белки, жиры и углеводы.

Лабораторная работа №25 «Химический состав растений»

2.

Минеральное питание растений

Минеральное питание. Корневое давление. Почва. Плодородие. Удобрение.

3.

Фотосинтез

Фотосинтез. Образование органических веществ

4.

Фотосинтез

Выделение кислорода. Типы питания растений

5.

Дыхание растений

Механизм дыхания растений. Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза

6.

Испарение воды листьями. Листопад

Испарение, значение испарения. Листопад.

7.

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Сосудистые пучки. передвижение воды и минеральных веществ. Передвижение органических веществ

Лабораторная работа №26 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

8.

Прорастание семян

Условия для прорастания семян. Проросток.

9.

Растительный организм – единое целое

Фазы развития. Этапы развития: зародыш, молодое растение, взрослое растение, размножение, старение.

10.

Способы размножения растений.

Способы размножения растений: половое, бесполое, вегетативное. Гамета, сперматозоид, яйцеклетка, спермий, зигота

11.

Размножение споровых растений

Размножение водорослей, мхов, папоротников. Заросток. Предросток, зооспора, спорангий

12.

Размножение голосеменных растений

Размножение голосеменных растений. Пыльцевой мешочек. Пыльца. Пыльцевая трубка.

13.

Вегетативное размножение

Способы вегетативного размножения. Черенок. Отпрыск. Отводок. Прививка. Культура тканей. Привой. Подвой.

14.

Половое размножение покрытосеменных растений Способы опыления покрытосеменных растений

Механизм полового размножения покрытосеменных растений. Двойное оплодотворение. Способы опыления.

15.

Обобщающий урок по теме

«Жизнь растений»

тест

VII

Тема 7 «Классификация растений»

7 ч.

1.

Основы систематики растений

Признаки классов двудольных и однодольных.

Систематика растений. Вид род. Семейство. Порядок. Класс. Отдел. Царство. Сорт. Признаки однодольных и двудольных растений.

2.

Семейство крестоцветные

Признаки крестоцветных растений, их многообразие и значение

3.

Семейство розоцветные

Признаки розоцветных растений. Многообразие и значение розоцветных.

4.

Семейство Пасленовые

Признаки пасленовых растений. Многообразие и значение .

5.

Семейство лилейные

Признаки лилейных растений. Многообразие и значение.

6.

Семейство злаки.

Признаки злаков. Многобразие и значение растений семейства злаков. Пшеница твердая и мягкая. Пшеница озимая и яровая.

7.

Обобщающий урок по теме

«Классификация растений», строение растений»

Тест.  

VIII

Тема 8 «Природные сообщества»

6 ч.

1.

 Экологические факторы

Экологические факторы. Экологические группы растений. Светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые растения. Растения избыточно увлажненных мест обитания. Растения сухих мест обитания. Растения, живущие при достаточных условиях увлажнения

2.

Экологические группы растений.

Особенности основных экологических групп растений

Лабораторная работа №28 «Особенности строения растений разных экологических групп»

3.

Растительные сообщества.

Растительное сообщество. Типы растительных сообществ. Типы растительности.

4.

Взаимосвязи растений в сообществе

Ярусность, значение

5.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества.

Смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества. Заповедник. Заказник. Рациональное природопользование.

Экскурсия « Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах»

IX

Тема 9 Развитие растительного мира

2 ч.

Происхождение растений. Развитие растительного мира.

Происхождение растений. Палеонтология. Палеоботаника. риниофиты

2.

Господство покрытосеменных в современном растительном мире

Причины господства покрытосеменных растений в современном растительном мире.

Лист внесения изменений и дополнений

№ п/п

Дата

Характер изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной  программы

Автор использует УМК по биологии под редакцией В.В. Пасечника издательства «Дрофа» с 1996  года и считает его наиболее эффективным, по сравнению с другими существующими УМК, для процесса формирования ключевых компетенций школьников.

Содержание УМК  соответствует базовому ядру содержания общего образования по биологии. Информация изложена доступно и лаконично, удобный аппарат ориентировки, что помогает обучающимся самостоятельно искать нужную информацию. Это важно при метапредметном развитии личности.   В начале параграфа задаются вопросы для мотивации обучающихся. Авторы   учебно-методического комплекса раскрывают последовательность выполнения лабораторных работ, материал изложен последовательно.  Виды учебной деятельности структурированы,  даются полезные советы,  разноуравненные задания. Для учебника характерна красочность и наглядность. Рабочая тетрадь помогает закрепить знания, выполнив задания

Содержание основного текста учебника соответствует предметным результатам освоения обучающихся  средней ступени образования примерной программы по биологии.

Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Н.И. Голушкова «Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника»- издательство «учитель» 2007г
  2. В.Рохлов, А.Теремов. занимательная ботаника: книга для учащихся. Учителей, родителей. –М. АСТ-ПРЕСС, 1998
  3. Книга для чтения по ботанике: для учащихся 5-6 кл./Сост. Д.И.Трайтак. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Журнал Биология в школе.
  5. Т.С. Сухова Тесты по биологии. 6-11кл.: Методическое пособие.- М.:Дрофа, 1997
  6. В.В. Лункевич «Занимательная биология». – М.: Издательство «Наука»,1965

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. В.В. Петров Растительный мир нашей Родины – М., Просвещение, 1991.
  2. Энциклопедический словарь юного биолога  Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
  3. Энциклопедический словарь юного натуралиста  Сост. Рогожкин А.Г. – М., Проссвещеие, 1981.
  4. Экология. Познавательная энциклопедия – М., 1994
  5.  Журнал  Юный натуралист
  6. Журнал Биология для школьников.

  • Медиотека по биологии:
  1. мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс»
  2. мультимедийный диск «1С: Репетитор Биология»
  3. лабораторный практикум «Биология» 6-11 класс

материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Компьютер, сканер, проектор, цифровой микроскоп, световые микроскопы – 8 шт., лупа – 10 шт

 

                         Муляжи

              1.дикая форма и культурные сорта картофеля

               2.Бенфлер китайка и исходные формы

              3.набор муляжей плодов гибридных и полиплоидных форм

 

              карта растительности России

                          гербарии

1               гербарий для курса 5 класса

2.             лекарственные растения

3.              важнейшие культурные растения

4              Ядовитые и вредные растения

5              Гербарий с определительными карточками

6               Систематика растений

 7              Гербарий культурных растений

8               Дикорастущие растения

9               Культурные растения

10             гербарий по морфологии и биологии растений

                                   Коллекции

  1.        Торф
  2.        Лен

  1.         Шишки голосеменных растений
  2.        Почва, ее состав
  3.       Плоды и семена

рельефные таблицы

клеточное строение листа

клеточное строение стебля

лабораторное оборудование

лупы, микроскопы  учебные, микроскоп цифровой, набор для препарирования по биологии, пробирки П-1-16, стекла предметные, стекла покровные, чашки Пери, спиртовки, держатели

для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. – 144 с. – («Методическая библиотека»)

Литература, используемая при составлении рабочей программы:

  1. Образовательная  программа для ступеней начального, основного образования в  муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении  основная общеобразовательная школа№3
  2. Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.- 79 с. – (Стандарты второго поколения).

       3.Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 174 с.

        4.В,В. Пасечник. Бактерии. Грибы. Растения.  6 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: «Дрофа», 2008

       5ФГОС ООО/под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: просвещение, 2010. –

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (Интернет-ресурс)

              Приложение1

Оценка качества знаний по биологии

Оценка качества знаний по биологии

учащихся средней  ступени образования

  1. Контроль знаний в форме тестов закрытого и открытого типа:

Отметка «5» - ставится, если тест выполнен без ошибок (100%)

Отметка «4» - ставится, если выполнено верно  теста (75%)

Отметка «3» - ставится, если выполнено верно  теста (50%)

Отметка «2» - ставится, если выполнено верно менее  теста (менее 50%)

  1. Контроль знаний в форме устных ответов учащихся

Отметка «5» - ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.

Отметка «4» - ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.

Отметка «3» - ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит биологические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ.

Отметка «2» - ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не демонстрирует умение использовать при ответе иллюстративный материал.

  1. Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами

Отметка «5» - ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.

Отметка «4» - ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.

Отметка «3» - ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.

Отметка «2» - ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.

Оценка ответов учащихся при проведении

практических и лабораторных работ

Оценка «5» ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
-- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Примечания
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...