Анализ контрольных работ
статья по биологии (5 класс) по теме

Башлыкова Валентина Ивановна

Анализ контрольных работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_deyatelnost_k._r_5kl.docx49.32 КБ

Предварительный просмотр:

« Диагностико – аналитическая деятельность учителя: Технологии составления анализа контрольных работ».

Башлыкова Валентина Ивановна

Учитель биологии ГБОУ СОШ № 285 СВАО города Москвы.

Существуют инструменты педагогического контроля традиционные и современные.

Традиционные: опрос, контрольная работа, экзамены. Оперируют 4- бальной шкалой отметок («2», «3», «4», «5»). Недостатки: шкала порядка, субъективность.

 Современные требования: объективность, регулярность, индивидуальность, дифференцированность, единство требований к результатам контроля, целенаправленность, мобильность, активизация познавательной деятельности учащихся.

Для проведения  контрольных работ использую тесты: нормативно – ориентированные и критериально – ориентированные и  тетради на печатной основе.

 Сравнивая  контрольные работы, можно проследить динамику.

Технологию составления анализа контрольных работ предлагаю.

Анализ контрольной работы по ________________, проведённой в ___ «___» классе

учителем __________________     «___» ________________ 2013 года

Ф.И. уч-ся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Балл

Оценка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Кол-во правильных ответов

Сумма оценок

Кол-во ошибок


  1. Определение результативности (РЕЗ):

РЕЗ =

Ф х 100%

=

___ х 100

= %

Д

___

Ф – фактически выполненное учащимися количество заданий; Д – данное учителем суммарное количество заданий (кол-во заданий х кол-во уч-ся)

  1. Определение оценочного показателя (ОЦ):

 ОЦ =

Сумма оценок  х 100%

=

__ х 100

= %

«5» х кол-во уч-ся

«5» х __

  1. Определение количественного показателя уровня работы с сильными учащимися (УСВ):

УСВ =

Кол-во уч-ся, получивших «4» и «5»  х 100%

=

__ х 100

= __%

Общее кол-во уч-ся

__

  1. Определение уровня реализации учебных возможностей (УРВ):

УРВ =

РЕЗ  х 100%

=

__ х 100

= ___%

ИРВ

__

  1. Количественный показатель сравнения со 100%:

___% - 100%

=

+ (-) __%

  1. Показатель работы со слабыми учащимися (НЕУСП):

НЕУСП =

100% - РЕЗ

=

100% - __%

=

__%

  1. Сравнение показателей:

Прогнозируемые результаты

Полученные показатели

ИРВ

___%

РЕЗ

___%

ОЦ

___%

УСВ

___%

ИУСВ

___%

УРВ

___%

±

___%

ИНЕУСП

___%

НЕУСП

___%

  1. Анализ контрольной работы:

Результативность выполнения работы ______________; оценки выставлены _______________; сильные учащиеся ________________, их учебные возможности _______________; работа со слабыми учащимися проведена _____________; типичные ошибки – _______________________ (необходимо определить типологию знаний и умений). Уровень преподавания – _______________ (●  ).

Анализ ошибок (по типологии знаний и умений):

1.

2.

Приложение 1.

Характеристика показателей:

Показатели

Характеристика

Результативность

Высокая (75 – 100%);

Очень хорошая (70 – 74%);

Хорошая (65 – 70%);

Достаточная (60 – 64%);

Низкая (45 – 59%);

Неудовлетворительная (0 – 44%)

Оценки выставлены

Объективно, РЕЗ = ОЦ или отличается не более чем на 10%;

Необъективно, если разница между показателями РЕЗ и ОЦ более 10%

Сильные учащиеся

УСВ = ИУСВ (справились с работой);

УСВ < ИУСВ (не справились)

Учебные возможности учащихся

РЕЗ = ИРВ (реализованы полностью);

УРВ < 90% (не реализованы)

Работа со слабыми учащимися

НЕУСП ≤ ИНЕУСП (проведена на должном уровне);

НЕУСП > ИНЕУСП более, чем на 10% (проведена не на должном уровне)

Типичные ошибки

По большему количеству невыполненных заданий (определить типологию)

Уровень преподавания

Оптимальный (разница между показателями от 0 до 5%) - ●;

Достаточный (разница от 5 до 10%) - ;

Критический (разница больше 10%) - .

(определяется по большинству условных обозначений ●  )

Приложение 2.

Типология знаний и умений как объект педагогического контроля

1.

Фактуальные знания

знание терминов и фактов, понятий и определений и их смысла, закономерностей и законов на всех уровнях организации природы

2.

Сравнительные, сопоставительные знания и умения

распознавание и определение, сравнение и сопоставление особенностей объектов, включают не менее 2-х учебных элементов и операции с ними (сравнение)

3.

Знание противоположностей, противоречий, антонимов и подобных объектов

такие знания ценны в обучении, особенно на самом начальном этапе. В некоторых сферах такие знания являются главными. Например, в школьном курсе ОБЖ надо точно знать - что ученикам можно делать, а чего нельзя делать, ни при каких обстоятельствах

4.

Ассоциативные знания

свойственны интеллектуально развитому и творческому человеку. Чем богаче ассоциации, тем больше условий и выше вероятность для проявления творчества. В значительной мере именно на богатстве ассоциаций построена языковая культура личности, писательский труд, работа художника, конструктора и работников других творческих профессий

5.

Классификационные знания и умения

обобщённые, системными знания и умения, требуют развитого абстрактного мышления, целостного и взаимосвязанного видения совокупности явлений и процессов, включают один или несколько учебных элементов и операции с ними (сопоставление, анализ, синтез). Такие знания позволяют учащимся решать типовые задания как результат подведения каждого конкретного задания под известные классы изучаемых явлений и методов

6.

Причинно-следственные знания

установление причинно-следственных связей, умение рассуждать логически. Включают не менее двух учебных элементов и операции с ними (умозаключение)

7.

Алгоритмические знания и умения

использование известных алгоритмов для решения различных задач

8.

Системные, интегративные знания и умения

установление межпредметных связей, выделение общего и главного, понимание сущности явлений, оценка последствий деятельности человека в природе. Такие знания обязательно включают не менее двух учебных элементов и сложные мыслительные операции с ними (анализ, синтез, нахождение аналогий)

Диагностическая карта

учебных возможностей 5 «А» класса биология.

Ф.И. уча-ся

Обучается на:

Индивидуальный балл

1

Баламутина А

5

5

2

Бедняшова    А.

3 и 4

3,5

3

Богачев           А.

5 и 4

4,5

4

Гаврилюк       К.

5 и 4

4,5

5

Годлевский   А.

5

5

6

Давыдов        Д.

5 и 4

4,5

7

Данилов         А.

5 и 4

4,5

8

Круглова        А.

5 и 4

4,5

9

Кутюмова       Е.

5

5

10

Липатова        Е.

5

5

11

Надежина      А.

4

4

12

Перлова           М.

5

5

13

Пичугин          Д.

3

3

14

Решетилов    Д.

4

4

15

Саркисян      Л.

4

4

16

Симонова      Е.

4

4

17

Скорев           Н.

5 и 4

4,5

18

Сперанская     К.

3 и 4

3,5

19

Суворов           М.

3 и 4

3,5

20

Сундатов         В.

4 и 5

4,5

21

Хабирьянов   А.

4

4

22

Царегородцева А.

5

5

23

Шаргородская  А.

5

5

24

Шепдяпин       М.

5

5

25

Шурыгин        А.

5

5

26

Якунина   В.

5

5

Итого:

111,5

ИРВ=

Сумма баллов х 100%

111,5 х 100

= 85,7 %

5 х кол-во уч-ся

5 х 26

ИУСВ =

Кол-во уч-ся, имеющих 4; 4,5; 5 х 100%

22 х 100

= 85%

Общее кол-во уч-ся

26

ИНЕУСП =

100% - ИРВ

            100 - 86

= 14 %

ИРВ – индекс реальных возможностей учащихся;

ИУСВ – индекс полного усвоения учебного материала;

ИНЕУСП – индекс прогнозируемой неуспеваемости (неуспешности).

Анализ контрольной работы №1 по биологии, проведённой в 5 «а» классе

учителем Башлыковой В.И.    

Ф.И. уч-ся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Балл

Оценка

1.

Баламутина А

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

5

2.

Бедняшова    А.

_

_

+

+

+

+

+

-

-

-

+

6

3

3.

Богачев           А.

+

+

+

+

+

+

+

_

+

+

_

9

4

4.

Гаврилюк       К.

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

9

4

5.

Годлевский   А.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

5

6.

Давыдов        Д.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

5

7.

Данилов         А.

+

+

_

+

+

+

+

_

+

+

+

9

4

8.

Круглова        А.

+

+

-

+

+

+

+

+

_

+

+

9

4

9.

Кутюмова       Е.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

5

10.

Липатова        Е.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

5

11.

Надежина      А.

_

+

+

+

-

-

+

-

+

+

-

6

3

12.

Перлова           М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

5

13.

Пичугин          Д.

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

9

4

14.

Решетилов    Д.

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

9

4

15.

Саркисян      Л.

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

9

4

16.

Симонова      Е.

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

9

4

17.

Скорев           Н.

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

9

4

18.

Сперанская     К.

+

+

-

+

-

-

+

-

-

+

+

6

3

19.

Суворов           М.

-

-

+

+

-

-

+

+

+

-

+

6

3

20.

Сундатов         В.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

9

4

21.

Хабирьянов   А.

-

+

+

+

+

-

-

-

-

+

+

6

3

22.

Царегородцева А.

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

9

4

23.

Шаргородская  А.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

5

24.

Шепдяпин       М.

+

_

+

+

+

-

+

+

+

+

+

9

4

25.

Шурыгин        А.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

5

26.

Якунина   В.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

Итого:

237

5

Итого:

108

Кол-во правильных ответов

22

23

23

22

20

20

23

19

22

22

22


  1. Определение результативности (РЕЗ):

РЕЗ =

Ф х 100%

=

237 х 100

= 83 %

Д

11 Х 26

Ф – фактически выполненное учащимися количество заданий; Д – данное учителем суммарное количество заданий (кол-во заданий х кол-во уч-ся)

  1. Определение оценочного показателя (ОЦ):

 ОЦ =

Сумма оценок  х 100%

=

108 х 100

= 83 %

«5» х кол-во уч-ся

«5» х 26

  1. Определение количественного показателя уровня работы с сильными учащимися (УСВ):

УСВ =

Кол-во уч-ся, получивших «4» и «5»  х 100%

=

21 х 100

= 81%

Общее кол-во уч-ся

26

  1. Определение уровня реализации учебных возможностей (УРВ):

УРВ =

РЕЗ  х 100%

=

83 х 100

= 96%

ИРВ

86

  1. Количественный показатель сравнения со 100%:

96 % - 100%

=

+ (-) 4%

  1. Показатель работы со слабыми учащимися (НЕУСП):

НЕУСП =

100% - РЕЗ

=

100% - 83%

=

17 %

  1. Сравнение показателей:

Прогнозируемые результаты

Полученные показатели

ИРВ

86 %

РЕЗ

83 %

ОЦ

83 %

УСВ

81 %

ИУСВ

85 %

УРВ

96 %

±

-4 %

ИНЕУСП

14 %

НЕУСП

17%

  1. Анализ контрольной работы:

Результативность выполнения работы ВЫСОКАЯ; оценки выставлены ОБЪЕКТИВНО; сильные учащиеся (4%) не  справились с работой, их учебные возможности реализованы не полностью; работа со слабыми учащимися проведена  на должном уровне; типичные ошибки –задания №№ 5,6,8 (необходимо определить типологию знаний и умений). Уровень преподавания – оптимальный (● )     (●  ).

Анализ ошибок (по типологии знаний и умений):

1.Системные, интегративные знания и умения.

2. Фактуальные знания.

К/р№1

Прогнозируемые результаты

Полученные показатели

ИРВ

86 %

РЕЗ

83 %

ОЦ

83 %

УСВ

81 %

ИУСВ

85 %

УРВ

96 %

±

-4 %

ИНЕУСП

14 %

НЕУСП

17%

К/Р№2

Прогнозируемые результаты

Полученные показатели

ИРВ

85 %

РЕЗ

87 %

ОЦ

89 %

УСВ

93 %

ИУСВ

82 %

УРВ

102 %

±

+2 %

ИНЕУСП

15 %

НЕУСП

13%

К/Р№3

Прогнозируемые результаты

Полученные показатели

ИРВ

88 %

РЕЗ

90 %

ОЦ

90 %

УСВ

100 %

ИУСВ

89 %

УРВ

102 %

±

+2 %

ИНЕУСП

12 %

НЕУСП

10%

К/Р№4

Прогнозируемые результаты

Полученные показатели

ИРВ

88 %

РЕЗ

92 %

ОЦ

90 %

УСВ

100 %

ИУСВ

100%

УРВ

104 %

±

+4 %

ИНЕУСП

12 %

НЕУСП

8 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ контрольной работы по физике

Предлагаую свой вариант оформления анализа контрольной работы по физике....

Анализ контрольной работы по физике

Предлагаю примерную форму анализа контрольных работ по физике....

Анализ контрольной работы по русскому языку (5 класс, 1 полугодие)

Анализ административной контрольной работы по русскому языку в 5 классе за 1 полугодие 2008-2009 учебного года по темам «Фонетика», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика», «Культура речи»...

Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности (выступление)

Выступление на заседании педагогического совета «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования"...

Технологическая карта урока "Анализ контрольной работы. Работа над ошибками" Spotlight, 6 Module 7

Данная разработка урока содержит тест, презентацию и упражнения и может использоваться как урок - обобщение и повторение материла перед контрольной работой по модулю 7 (Spotlight, 6)  так и при р...

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

Как предупреждать ошибки? Какую работу следует проводить учителю?...