Из опыта работы Мясникова А.А.: констпекты уроков "Кровь и кровообращение" и "Нервно-гуморальная регуляция функций организма"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Мясников Александр Александрович

Конспекты уроков по темам:  "Кровь и кровообращение" и "Нервно-гуморальная регуляция функций организма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krov_i_krovoobrashchenie.doc49 КБ
Microsoft Office document icon nervno-gumoralnaya_regulyatsiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы Мясникова А.А.:

     КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ (контрольно-обобщающий урок)

                                                                              Кровь - это река жизни !

                                                                                                                           В.Гарвей

Цели и задачи : определить степень усвоения

учащимися знаний по теме «Кровь и крово-

обращение»; формирование умений и навыков

самостоятельной работы на уроке; развитие

интереса к предмету биология.                         Оборудование: модель сердца человека;

                                                                              рельефная таблица «Строение кровеносной

                                                                              системы человека»; дидактические карточ-

                                                                              ки; кроссворд «Кровь и кровообращение»;

                                                                              видеофрагмент «Кровь»; микропрепараты

                                                                              тканей кровеносных сосудов и сердца.

     Ф.И.

учащегося

                                     О ц е н к и

Итоговая

 оценка

   устный

    опрос

  письменное

      задание

   практическое

       задание

   кроссворд

 

Предварительная подготовка к                                  Ход урока

уроку

В предметном уголке «Сегодня на                        1. Организация класса. Трое консультан-

уроке» учитель вывешивает вопросы,                   тов - за учительским столом, они будут

определяющие круг ЗУН, которые                         оценивать выполнение учащимися пись

учащиеся должны будут показать на                     менного задания, практических работ и

этом уроке. Обращает внимание уча-                    разгадывание кроссворда, у каждого в

щихся на них, называет дату прове-                      руке ручка с красными чернилами.

дения этого урока.                                                   Трое консультантов занимают места

К усному опросу необходимо знать:                     перед первыми столами каждого ряда

- характеристику крови как ткани                          (за ними нет учащихся)- они будут вес

- механизм и значение свертывания                      ти устный опрос, у них конверты с вопро

  крови                                                                       сами.

- черты специализации эритроцитов                      У всех учащихся часы с секундной

- причины малокровия и меры его                         стрелкой и перед каждым из них по 4

  предупреждения и лечения                                   листка чистой бумаги.

- функции эритроцитов, механизм                         На первом столе каждого ряда стоят

  их осуществления                                                  по два микроскопа с микропрепаратами

- группы крови, переливание крови                       кровь лягушки, кровь человека, ткани

- строение и функции лейкоцитов                          кровеносных сосудов и сердца. Микро

- особенности видов иммунитета                           препараты пронумерованы и без подпи

- строение кровеносных сосудов                            сей.

- специфика автоматизма сердеч                            У всех консультантов, а каждый из

ной мышцы, фазы сердечного                               них отвечает за определенный ряд, есть

цикла                                                                        ведомости учета знаний.

- давление крови, его динамика,                           На столах вниз рисунками лежат кар-

гипертония и гипотония                                        точки с тремя вариантами заданий.

- пульс

- скорость тока крови                                                                  Вариант 1

- лимфообращение                                                  1. Что называют кровообращением?

- причины заболеваний сердечно-                         2. Рассмотрите рисунок. Что на нем

сосудистой системы                                                    обозначено цифрами 1-11?

- значение тренировки сердца

- разновидность кровотечений,

первая помощь при них.

К письменному опросу знать:

- что такое кровообращение

- характеристики кругов крово-

обращения

- строение сердца

- названия сосудов, образующих

большой и малый круги крово-

обращения.

Учащиеся должны уметь:                                                         Вариант 2

- на микропрепарате отличить                              1. Что называют большим кругом крово-

эритроциты лягушки от таковых                              обращения?

человека                                                                   2. Рассмотрите рисунок. Что на нем обоз        

- подсчитать свой пульс в состоянии                       начено цифрами 1-11?

покоя и после нагрузки. Сделать

вывод о причинах изменения час-

тоты пульса.

Учитель выбирает 6 консультан-

тов. За 2 дня до урока принимает у

них зачет по всем вопросам, объяс-

няет, как нужно оценивать ответы

учащихся.

Учитель готовит совместно с кон-

сультантами карточки, конверты с

вопросами. Кроссворд готовит сам.

                                                            Вариант 3

                                1. Что называют малым кругом кровообращения?

                                2. Рассмотрите рисунок. Что на нем обозначено

                                    цифрами 1-11?

На классной доске изображен кроссворд и практические задания (кроссворд до времени закрыт).

                                                Практические  задания

А. Дать сравнительный анализ                              Б. Дать сравнительный анализ тканям

клеткам крови лягушки и человека.                     кровеносных сосудов и сердца.

(работа с микропрепаратами)                                ( работа с микропрепаратами)

                                      В. Подсчитайте число ударов пульса за

                                       1 мин. в положении сидя. Сделайте 10

                                       приседаний и снова подсчитайте пульс.

                                       Как изменилась частота пульса? Почему?

2. Вступительное слово учителя.                   3. Основная часть урока.

На данном уроке каждый из Вас ребята        Письменное задание (каточки с 3 варианта-

должен выполнить одно письменное             ми) учащиеся выполняют на листочках в

задание, дать один устный ответ, выпол       течение 5 мин. Консультант по каждому

нить одно практическое задание и пока-       ряду проверяет карточки и заносит отметку

зать знание терминов при разгадывании       в ведомость учета.

кроссворда. Оценивать Вашу работу             Устный опрос : консультанты второй тройки

будут консультанты. За урок Вы полу-          поочередно подходят к учащимся своего

чите одну итоговую оценку на основа-          ряда и заслушивают ответ на выбранный

нии пяти частных отметок.                              ими устный вопрос (далее он удаляется из

                                                                            списка).

                                                                            Практические задания выполняются пооче-

                                                                            редно и сдаются консультантам для провер

                                                                            ки.

                                                                            Разгадывание кроссворда учащиеся делают

                                                                            на отдельных листках и сдают для прверки.

Итог урока

За 5 мин. до конца урока консультанты

собираются для подведения итоговых

оценок. В это время один ребенок

читает сообщение по статье «Возможно

ли обрести бессмертие методом замора-

жжения» из книги В.Денкова «На грани

жизни и смерти» (М.: Знание, 1988).

Учитель зачитывает оценки учащимся и

благодарит консультантов за работу.

 



Предварительный просмотр:

Из опыта работы Мясникова А.А.:

НЕРВНО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА

(урок на основе сценария игры «Счастливый случай»)

Цель и задачи : контроль ЗУН у учащихся;

развитие интереса к предмету биология;

формирование у учащихся представлений       Оборудование: модель головного мозга

о сложности механизма взаимодействия          млекопитающего; рельефная таблица

организма и окружающей среды.                       «Строение нервной системы»; таблицы

                                                                               «Нервные клетки» и «Железы внутрен-

                                                                               ней секркции»; музыкальное вступление

                                                                               к игре «Счастливый случай» (ТСО);

                                                                               дидактические карточки.

                  Ход урока

Звучит музыкальное вступление к телевизион-

ной игре «Счастливый случай». Проходит пред-

ставление трех команд с выбранными капитанами,

девизом, эмблемой и названием команды. Каждая

команда готовит вопрос для соперников. Цель

игры: набрать как можно больше баллов.

             1 тур «Разминка»                                       2 тур «Заморочки из бочки»

Каждой команде задается по шесть вопросов.            Команды поочередно вытягивают

Те вопросы, на которые команда не отвечает,            номера «заморочек» из «бочек».

передаются зрителям. За каждый правильный           За каждый правильный ответ 1

ответ команда получает один балл.                              Балл и время обсуждения 30 сек.

ВОПРОСЫ:                                                                        ЗАМОРОЧКИ:

1. Как называются главные клетки нервной              1. Высшей координирующей системо

системы?                                                                        в организме человека является нерв-

2. Функции клеток-спутниц?                                       ная система. Кроме того она осущес-

3. Как называются длинные отростки нейронов?     твляет связь организма с внешней сре

4. Кто такие дендриты?                                                дой. Приведите примеры этой связи.

5. Как называются скопления аксонов в ЦНС?         2. По двигательным волокнам скелет

6. Как называются скопления дендритов и тел         ных мышц нервный импульс переда

нейронов?                                                                      ется со скоростью 100м/с. По чувстви

7. Какие нейроны передают нервные импульсы       тельным волокнам, отходящим от

от органов чувств к ЦНС?                                            кожи , импульс проходит со скорость

8. Какие нейроны передают нервные импульсы       50м/с. Благодаря чему возможно изо-

от ЦНС к органам?                                                       лированное проведение возбуждения

9. Как называются скопления нервных клеток         по нервным волокнам?

за пределами ЦНС?                                                     3. При рождении масса головного моз-

10. Нейроны, которые осуществляют связь с           га составляет 370 г. Рост мозга продол

между чувствительными и двигат. нейронами?       жается до 20 лет и достигает 1500г.

11. Как называются скопления длинных                    Только ли увеличение массы мозга

отростков нервных клеток, покрытые                         позволило человеку сделать эволю-

оболочкой?                                                                     ционный шаг вперед по сравнению с

12. Как называются нервы, состоящие из                   животными?

аксонов двигательных нейронов?                                4. В чем принципиальное отличие в

13. Как называются нервы, состоящие из                   действии нервной и эндокринной сис

аксонов чувствительных нейронов?                            тем на организм?

14. Как называется отдел нервной сис-                        5. Какое влияние на организм челове

темы, состоящий из спинного и головного                  ка оказывают гормоны щитовидной

мозга?                                                                               железы?

15. Как называется отдел нервной системы                

состоящий из нервов и нервных узлов?                              3 тур «Ты - мне, я- тебе»

16. Какой отдел нервной системы регули-                   Учащиеся задают по одному заранее

рует работу мышц?                                                          подготовленному вопросу команде

17. Какой отдел нервной системы, ответс-                   соперников.

твенный за снижение частоты сердечных

сокращений?                                                                          4 тур «Темная лошадка»

18. Какие Вам известны типы нервной                        Приглашенный учитель задает коман

системы у разных групп организмов?                          дам три вопроса ситуативного харак

                                                                                          тера, имеющих отношение к гормо-

                                                                                          нам и рефлексам. Например.

                                                                                          Почему нам удается избежать ожога,      

                                                                                          когда мы прикасаемся к горячему

                                                                                          чайнику?

   5 тур «Дальше, дальше»

Каждой команде дается 30 секунд                 12. Какой отдел головного мозга координиру

для ответа на вопрос, за каждый                    ет акты движения?

правильный ответ дается 1 балл. Если          13. Отдел головного мозга ядра которого по-

команда не ответила на вопрос, его               ссылают нервные импульсы поддерживаю-

можно адресовать другой команде.               щие тонус скелетных мышц?

Если и она не отвечает, вопрос пенре-          14. Ствол образуют …………………..?

дается зрителям.                                               15. Отдел головного мозга осуществляющий

1. Ответная реакция организма, на раз-         регуляцию обмена веществ?

дражение?                                                         16. Как называется доля больших полушарий

2. Путь, по которому проходят нерв-             в которой располагается зрительная зона?

ные импульсы при рефлексе?                         17. Как называется доля больших полушарий

3. С чего начинается рефлекторная                в которой располагается слуховая зона?  

дуга?                                                                  18. Как называется доля больших полушарий

4. От рецепторов нервные импульсы             с которой связаны речь, память, мышление?

передаются в ЦНС по ……….?                       19. Какая железа внутренней секреции выра-

5. От ЦНС нервный импульс пере-                 батывает гормон роста?

дается к рабочему органу по ………?             20. Какие железы внутренней секреции вы-

6. Процесс усиления рефлекторной                рабатывают адренолин?

реакции в нейронах?                                         21. Какая смешанная железа вырабатывает

7. Процесс ослабления рефлекторной             гормон инсулин и пищеварительный сок?

реакции в нейронах?

8. Пути, по которым нервные импульсы        22. Как называется железа, вырабатывающая

проходят по спинному мозгу к голов-            гормон, избыток которого вызывает разви-

ному?                                                                  тие базедовой болезни?

9. Функция спинного мозга обеспечива-

ющая движение?

10.Функция спинного мозга обеспечи-    

вающая связь всех отделов нервной                            Подведение итогов

системы?                                                            Подсчитываются баллы каждой команды.

11.В каком отделе головного мозга                Работа каждого участника оценивается

находятся центры регуляции дыхания,          самой командой. Исходя из этого и обще-

пищеварения, сердцебиения?                          Командных результатов учащиеся получают

                                                                            оценки. Работа зрителей оценивается индиви

                                                                            дуально. Следует награждение победителей.

                                                                            Звучит музыка.

 

       

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест для 8 класса Регуляция функций организма

материал  теста может быть использован при работе по учебникам разных авторов...

Нервная и гуморальная регуляция функций организма

Презентация "Нервная и гуморальная регуляция функций организма" содержит материал, который поможет учителю объяснить данную тему урока, а ученикам - проще усвоить её....

Из опыта работы Мясникова А.А.: Условия организации познавательной деятельности учащихся при формировании понятий систематики в 6 -7 классах

Одной из проблемных тем, которые трудно даются учащимся для усвоения является вопрос о систематическом многообразии органического мира. В данной публикации я делюсь опытом своей работы по формированию...

Из опыта работы И.Н. Мясниковой. Конспект урока "Хорошие манеры", 6 класс.

Конспект урока по английскому языку для 6 класса по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English. 5-6 класс"....

Статья из опыта работы «Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка»

Эта статья  включает опыт работы логопеда с детьми «Арттерапевтические   техники,помогающие  снять  нервное напряжение    и     подклю...

Проверочная работа "Нервная и гуморальная регуляция в организме"

Тест сомтавлен по программе Пасечника В.В., 8 класс...

Механизмы регуляции функций организма

Для обеспечения постоянства внутренней среды организма необходима координация всех происходящих в нем жизненных процессов. Такая координация достигается благодаря согласованной деятельности координиру...