Статья из опыта работы «Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка»
статья

Малышева Ирина Анатольевна

Эта статья  включает опыт работы логопеда с детьми «Арттерапевтические   техники,

помогающие  снять  нервное напряжение  

 и     подключить  внутренние   резервы    

    организма  ребенка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Арттерапевтические   техники,

помогающие  снять  нервное напряжение  

 и     подключить  внутренние   резервы    

    организма  ребенка»

«Живопись с помощью пальцев, кулачков

и ладошек».

   Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Рисующий,  может сделать пробные рисунки  и от него не требуют большого мастерства.  Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение во вне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это также позволит вам отследить внутреннее состояние ребенка.

    Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. И это прекрасно видно в работах.

 У детей существует сенсорный голод, голод к прикосновениям, так как именно кинестетический опыт является ведущим в этом возрасте. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться ребенку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.

В этом возрасте тяга к кинестетическим экспериментам, т.е. желание все потрогать, часто пресекается родителями. Преодоление этого запрета, удовлетворение потребности запачкаться (и за это не будут ругать!) - очень важные моменты. Предварительно, конечно, необходимо надеть на ребенка фартук, дать ему легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой.

Когда ребенок будет рисовать, начните вместе с ним, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал, пусть расскажет, о чем рисунок.

 

Серия занятий по развитию мелкоймоторики пальцев рук с использованием арттерапевтической  методики изотерапии.

   Основные цели этой серии занятий:

- Снятие телесных барьеров,

     - Развитие мелкой моторики пальцев рук,

     - Развитие речи детей, обогащение словарного запаса.

                                             

   Рисование отпечатками пальцев, кулачков и ладоней – это непосредственное соприкосновение детских рук с краской, которое даёт ему возможность почувствовать её качества: краска прохладная, влажная, жидкая, имеет способность высыхать.

    Значение этого вида творческой деятельности велико, особенно в детском возрасте, когда у ребёнка идёт формирование всех психических процессов: мышления, памяти, воображения, развития речи, развитие сенсорной системы и т.д.

     Создавая из отпечатков рук различные образы, ребёнок учится открывать свой творческий потенциал, с помощью красок выражает своё эмоциональное состояние, своё отношение к окружающему, учится избавляться страхов и закомплексованности, зажатости. Этот вид деятельности стимулирует ребёнка, снимает внутренние барьеры, позволяет ребёнку обрести творческую раскрепощённость.

     Во время творческого процесса работает детское воображение и фантазия, ребёнок учится видеть в отпечатках различные образы, дополнять их, дорисовывать мелкие детали, используя различные подручные средства: ватные палочки, зубочистки, поролон и т.д., что позволяет сделать процесс более увлекательным и необычным.

      Развивается мелкая мускулатура рук и моторика пальцев.

      Развивается речь, обогащается словарный запас ребёнка.  В творческом процессе ребенок учится оречевлять  свои действия, рассказывает, что он увидел в отпечатке, почему ему так кажется, что и как он хочет дорисовать, какие цвета и оттенки использовал, что у него получилось. После того как образ создан, взрослый побуждает ребёнка рассказать о своей работе: ответить на вопросы, составить описательный рассказ о своей картине, или придумать сказку, или начать рассказ, а другие дети его закончат и т.д.

     В ходе пальчикового рисования ребёнок знакомится с основными цветами и их оттенками, воспитывается чувство цвета, чувство ритма, композиционные навыки.

   Серии таких занятии рекомендуется как для детей с нормальным психо – физическим развитием, так и для детей с отклонениями в развитии: детей с общим недоразвитием речи, детей с задержкой психического развития и т.д.

  В серии занятий широко используется и отрабатывается речевой, лексический материал: стихи, загадки, речёвки, скороговорки, поговорки, пословицы, потешки, прибаутки, небылицы, русские народные песенки, сказки, пальчиковые игры и упражнения.

    В этой серии занятий переплетаются и широко используются различные арттерапевтические методики такие как: живопись с помощью рук и ног (изотерапия),  живопись с помощью клея, игры с  песком и крупой.

 

 

          «Живопись с помощью ног»

      Если вы уже освоили живопись руками, то предлагаем вам попробовать рисовать с   помощью ног.

     Ноги обладают тонкой чувствительностью, но большую часть времени они находятся в обуви, в которой не могут ничего чувствовать. После окончания рисования ноги моют и вытирают полотенцем, в результате чего происходит массаж ног, который успокаивает ребенка.

      Особое ощущение свободы и творчества при рисовании ногами трудно передать словами. Перед тем как предложить ребенку рисовать, попробуйте сами нарисовать что-нибудь ногами в спокойной обстановке, прислушайтесь к себе. Иногда эмоции, которые могут возникнуть во время этого, необычны, и следует их хорошо прочувствовать, чтобы при общении с ребенком вы могли ими управлять.

При рисовании ногами вместе с детьми следует расстелить большую клеенку. На нее положить листы ватмана или плотной бумаги, можно использовать остатки старых обоев. Рядом поставьте маленький лоток с краской.

Затем попросите ребенка снять обувь, носки и рассказать, что чувствуют ноги, когда они свободны, что можно изобразить с помощью ног. Покажите ребенку, как пользоваться краской, как и что ступнями и пальцами можно нарисовать. Попросите ребенка оставить как можно больше самых разнообразных отпечатков, посмотрите на характерные отличия.

Пусть ребенок нарисует что-нибудь, и сами также нарисуйте. Как только рисунок будет закончен, вымойте в ведре ноги, оботрите их и попросите ребенка распознать, что он нарисовал. Обязательно похвалите его и сохраните рисунок.

"Работа  с  глиной".

Работа с глиной оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться. Гибкость и податливость глины дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические (прикосновение, ощущение движения) ощущения. Ошибки в работе легко устраняются. Этот вид творчества самый наглядный и позволяет наблюдать за состоянием ребенка. Работа с глиной позволяет удовлетворить интерес ребенка к частям тела. Высохнув, глина превращается в мелкий порошок и легко смывается с рук, удаляется с одежды. Еще глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран.

Ребенка полезно снабдить ящиком с инструментами для работы с глиной: картофельной толкушкой, палочкой для размешивания, колотушкой и т.д. Необходимо иметь баночки с водой для смывания глины.

При работе позвольте ребенку почувствовать глину. Для этого совместно можно выполнить следующие задания:

  • закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним. Какой он?
    Гладкий? Ровный? Плотный? Выпуклый? Холодный? Теплый? Влажный?
    Сухой? Тяжелый или легкий?
  • отложите его и отщипните кусочек большой и поменьше;
  • сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки. После того
    как разгладили глину, ощупайте место, где разгладили;
  • соедините все кусочки вместе, чтобы получился шарик;
  • проткните глину;
  • пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка;
  • оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусок.

Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавиться от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщить к социальной активности необщительных детей.

 

Сохраняйте поделки ваших детей, хвалите их. В дальнейшем занятия с глиной помогут восстанавливать эмоциональное равновесие.

             

                                  « Игры с песком»    

Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

а)        при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

б)        развитие мелкой моторики и тактильной мнемической чувствительности
влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произ-вольного внимания и памяти;

в)        с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики
ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Для игры с песком в помещении необходимы:

  1.  водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см;
  2. чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок за
    полняет 1/3 ящика;

3)   вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок,

             

            «Отпечатки рук»  ( ход занятий )          

          На ровной поверхности песка ребенок и ведущий по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны. Необходимо задержать руку, слегка вдавив ее, прислушаться к ощущениям. Ведущий рассказывает ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, я ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?».

Когда ребенок расскажет о своих ощущениях, перевернуть руку ладонью вверх: «Я перевернул руку, и мои ощущения изменились. Теперь по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?» Можно выполнять такие упражнения:

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами
    ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);
  • -  пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем,  поочередно правой и левой руками, после - одновременно (сначала только указательным,                

потом - средним, затем - безымянным, большим, и, наконец - мизинчиком);

- можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;

- поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы в технике изготовления цветов из лент – канзаши

Канзаши – это традиционное японское украшение для волос. Появились оно около четырехсот лет назад. Канзаши пережили несколько поколений, постоянно меняясь и приобретая все большую популярность. Д...

Статья: Обобщение опыта работы. Организация работы в классах для детей со сложным дефектом.

Представлен опыт работы учителя начальных классов с детьми с тяжёлой  степенью умственной отсталости....

Статья из опыта работы "Индивидуальные технологии работы с одаренными детьми."

В нашей гимназии учатся много талантливых и одаренных детей. Ведущими, профильными предметами являются языки, в первую очередь английский язык. Несмотря на это всегда есть дети, которые серьезно интер...

Приложения к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе на селе"

Материалы созданы на протяжении многих лет работы в школе и общественной работе на селе. Данный фотоотчёт служит доказательной базой к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе ...

Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках"

Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках" . Возможное использование на разных уроках в коррекционной школе....

Статья из опыта работы по теме "Работа с историческими документами"

В данной статье представлены виды исторических документов с примерами и возможные вопросы  в ходе работы над ними....

Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время. Методическая статья. (Из опыта работы).

Статья написана в результате изучения материалов по  аудированию и дополнена личным опытом обучения аудированию. Идея родилась после общения  с Оливером Робинсоном, учителем-методистом из ме...