Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках"
статья

Фидикова Светлана Васильевна

Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках" . Возможное использование на разных уроках в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья из опыта работы53 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Групповая работа на уроках.

                                          (из опыта работы)

Работая в группе,  обучающиеся постоянно учатся общаться, отвечать за свою деятельность перед группой, договариваться при возникающих противоречиях, у них развивается умение понятно излагать свои мысли, формулировать выводы. Применение этой формы обучения дает возможность трудиться на уроке всем обучающимся.

В этом случае меняется позиция учителя в учебном процессе.

 Учитель не столько объясняет предметный материал, сколько запускает определенные процессы в учебной группе, создает и отслеживает ситуации взаимодействия между учениками, организует коммуникацию, является организатором рефлексии. Умение слушать, слышать, понимать определяется через то, умеет ли ребенок после прослушанного задать какие-либо вопросы, высказать свою точку зрения.

Как происходит  деление класса на группы для решения конкретных задач в течение урока:

-каждая  группа получает задание  (либо одинаковое, либо дифференцированное), выполняет его под руководством лидера группы или учителя;

-задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

-состав групп непостоянный, может меняться в зависимости от содержания и характера данной работы;

-состав групп формируется по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному вопросу, совместимости обучающихся.

Как строится работа в группе? Виды работы:

«Мозговой штурм» используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу. Группа школьников несколько минут обсуждает проблему, формулирует коллективное мнение, делегирует одного участника для его представления классу. Высказывать идеи или мнения нужно без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Идеи фиксируются учителем или специально выбранным учеником на доске.

 «Мозговой штурм» продолжается  до тех пор, пока не истощаться идеи или не кончится отведенное для этого время.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон,  уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.

«Обучение в команде»

Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой (вопросом), подлежащим изучению.

Таким образом, задача каждого ученика состоит в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда (группа) знала, чего достиг каждый.

«Ажурная пила» (или «пила», так называют этот метод в методике)- используется для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это- «встреча экспертов». Затем возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы)

Единственный путь освоить весь материал-это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Обучающиеся заинтересованы, чтобы их  товарищи добросовестно выполнили свою задачу. Так как это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика ответить на любой вопрос по данной теме.

Пример: фрагмент урока русского языка в 9 классе по теме

«Правописание числительных».

Класс разбит на группы по 3 человека.У каждого члена группы свое задание-карточка(1-3)

Карточка №1

1.Запиши числа от 5 до 20 и 30

2.Сверь записанные числа с записью в рамке на стр. 179

3.Сделай вывод, где пишется  Ь в этих числительных.

Карточка №2

1.Запиши числа от 50 до 80

2.Сверь записанные числа с записью в рамке на стр. 180

3.Сделай вывод, где пишется  Ь в этих числительных.

Карточка №3

1.Запиши числа от 500 до 900

2.Сверь записанные числа с записью в рамке на стр.180

3.Сделай вывод, где пишется Ь в этих числительных.

 «Учимся вместе»

Класс разбивается на однородные  (по уровню обученности) группы в 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. По ходу работы группы общаются между собой в процессе коллективного обсуждения, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая друг другу вопросы.

Пример: фрагмент урока  русского языка в 5 классе  по теме

 «Род имен существительных»

1 группа:

Выпиши слова, к которым можно добавить  слова он, мой

Класс, кино, подруга, друг, сестра, товарищ, солнце, земля, пальто, герой, сердце,  ученик,  платье,  вечер,  дочь, облако, береза, поляна.

Вывод:

К существительным мужского рода можно добавить слово  мой.

Существительные мужского рода ( м. р.) можно заменить словом он.

Рассуждай так: класс – он, мой. Существительное класс – мужского рода.

2 группа:

Выпиши слова, к которым можно добавить  слова она, моя

Класс, кино, подруга, друг, сестра, товарищ, солнце, земля, пальто, герой, сердце,  ученик,  платье,  вечер,  дочь, облако, береза, поляна.

Вывод:

К существительным женского рода можно добавить слово моя.

Существительные женского рода ( ж. р.) можно заменить словом она.

Рассуждай так: подруга – она, моя. Существительное подруга – женского рода.

3 группа:

Выпиши слова, к которым можно добавить  слова оно, мое

Класс, кино, подруга, друг, сестра, товарищ, солнце, земля, пальто, герой, сердце,  ученик,  платье,  вечер, дочь, облако, береза, поляна.

Вывод:

К существительным среднего рода можно добавить слово мое.

Существительные среднего рода ( ср. р.) можно заменить словом оно.

Рассуждай так: кино – оно, мое. Существительное кино – среднего рода.

Полезные рекомендации по организации работы в группах.

1.В группе должно быть не более 5 человек (хотя бы один должен быть сильнее подготовлен, чтобы выполнять роль консультанта)

2.Кратко, ясно, четко объяснять задания.

3.Для работы отводить небольшой отрезок времени и четко его соблюдать. (Лучше потом предупредить,  что до окончания работы остается, к примеру, 2 минуты)

4.Не вмешиваться в работу после ее начала, не прерывать обучающихся в процессе общения.

5.Во время подготовки групповых заданий пройти по классу, слушая то, что обсуждают участники группы, но не останавливаться надолго, так как ваше присутствие мешает работе.

6.Не принуждайте к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.

7.Разрешите отсесть в другое место ученику, который хочет работать один.

Групповая работа предполагает

-знакомство с материалом, планирование работы в группах:

-распределение заданий в группе:

-индивидуальное выполнение задания:

-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе:

-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщение):

-подведение итогов группового задания.

Приемы

-ролевое общение

-дискуссионное общение

-обучение коммуникативному взаимодействию (обмен информацией, принятие групповых решений, координация совместных действий и др.)

Работа в парах. 

Позволяет детям обсуждать и задавать друг другу вопросы именно в зоне их ближайшего развития, при условии, когда учитель предоставил им опоры для коммуникации (вопросы, памятки и др.)

Этапы работы в парах

Подготовительный период

Формирование пары

Способы

Самый простой – образовать в пару детей, сидящих за одной партой.

Преимущество: не тратится время, постоянно накапливается опыт взаимного сотрудничества у этой пары.

Недостатки: опыт ограничен индивидуальными особенностями данных детей. Сложилось – будут работать хорошо, не сложилось – будут конфликтовать.

Большой опыт может быть получен детьми в парах сменного состава. Это зависит от целей и фантазии учителя. Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения  (высокий - средний,  средний - низкий).

Алгоритм обучения обучающихся работе в паре

1.Постановка цели работы перед обучающимися

2.Распределение ролей (рассказчик и слушатель)

3.Образец (у доски два ученика демонстрируют работу)

4.Самостоятельная работа обучающихся.  Пересказ в парах

5.Самоанализ

-Что получилось?

-Когда было легко?

-Когда было трудно?

6.Выступление перед классом.

Основные виды работы в паре

-решают, составляют задачи;

-ищут наиболее рациональный способ решения;

-составляют план произведения, инсценируют;

-готовят коллективный пересказ;

-разгадывают кроссворды, головоломки;

-составляют схемы;

-работают с карточками;

-проводят взаимопроверку.

Рефлексия работы в паре

Первый шаг – осознание ребенком и речевое обозначение позиций

«я – знающий» и «я – незнающий».

Задача этапа рефлексии работы в паре заключается в том, чтобы пара и отдельный ученик озвучил представление о произошедшем событии.

В наиболее полном виде уровни позиции рефлексии представлены в следующей таблице

Уровни

Процесс содержания

Способ

Результат

1.Интеллектуальный

Какую задачу я решал?

Каким образом действовал?

Какой результат получил?

2.Коммуникативный

Как мы взаимодействовали?

Какие способы использовали?

Какого результата мы достигли?

3.Личностный

Что я делал?

Как я действовал?

Какого результата я достиг?

Положительные моменты парной работы

Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией, развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

Работа в парах или в группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия, доброжелательности, взаимопонимания. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Итак, в общении со сверстниками зарождается необходимость  и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого. Создается продукт совместного труда

Для развития коммуникативных умений учитель должен следить за речью обучающихся, добиваться полных ответов, учить вести диалог, учить слушать задания, совершенствовать навыки работы в группе, парах, проводить отбор учебного материала, выделять главное и второстепенное, учить детей высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему "Групповая работа как форма учебного взаимодействия в процессе обучения говорению на старшей ступени"

Данная работа-это дипломный проект, посвященный исследованию такой проблемы, как обучение говорению на старшей ступени обучения с использованием групповой формы работы. Работа состоит из двух частей: ...

Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...

Доклад по теме: "Групповая работа по ФГОС на уроках русского языка и литературы"

Есть прекрасные слова: «Преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век инфо...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме «Групповая работа на уроках истории в рамках ФГОС»,

Учитель работает с самым хрупким материалом- личностью ребенка, и его задача – «найти человека в человеке» - как говорил Ф.Достоевский. В этом мне помогают педагогические технологии ...

Доклад на МО по теме"Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроках математики"

Для эффективной организации работы учащихся на уроке математики можно выделить типологические группы , после чего на их основе  скомплектовать звенья....