Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время. Методическая статья. (Из опыта работы).
статья по английскому языку (5, 6, 7 класс)

Статья написана в результате изучения материалов по  аудированию и дополнена личным опытом обучения аудированию. Идея родилась после общения  с Оливером Робинсоном, учителем-методистом из международной летней школы в Эгеме (Лондон). Он с удовольствием делился своими знаниями, опытом и наработками с учителями, приехавшими в лагерь в качестве групп-лидеров и стремившимися заимствовать бесценный опыт англоговорящих коллег.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время.

Методическая статья. (Из опыта работы).

Гуль Ирина Алексеевна,

Учитель английского языка ГБОУ СОШ № 544, Московского района, г. Санкт-Петербурга.

Значение аудирования как составляющей процесса обучения иностранному языку.

Аудирование, способность различать и понимать то, что говорят другие, а применительно к учебной работе на уроках иностранного языка – это понимание иноязычной речи на слух во время ее прохождения.

ЭТО подразумевает понимание акцента говорящего, грамматических структур и словарного запаса, которым владеет говорящий.

Проблема обучения восприятию аутентичной речи на слух представляет собой один из самых главных аспектов обучения иноязычному общению, и именно поэтому развитие и разработка технологий обучения аудированию, отвечающих запросам времени, крайне важны.

Аудирование так же служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией; ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Если учащийся понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т.е. изменить то, что он видит, на то, как это должно звучать.

Когда начинать обучение на основе аутентичных материалов?

Часто возникает вопрос – когда нужно начинать вводить аутентичные тексты в урочную деятельность?

В современных условиях обучение иностранному языку начинается со второго класса, то есть с начального этапа обучения. Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами языка(говорение), читать, т.е. понимать иноязычный текст, прочитанный про себя,и писать, т.е. научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, или уметь письменно излагать свои мысли.

Использование аутентичных материалов на начальном этапе обучения сравнительно ограничено в связи с наличием большого числа лексических, грамматических, фонетических трудностей, тогда как пятому классу у учащихся уже имеется достаточный запас слов, которыми они могут уверенно пользоваться.

Мнение английского коллеги.

Все, что выше изложено и считается безусловно верным для официальной науки, было для меня значительно расширено после встречи с практикующим педагогом из Лондона Оливером Робинсоном. Он возглавлял летнюю интернациональную школу в пригороде Лондона (the Director of Studies at Embassy Kingswood in Egham, London).  Он щедро делился своим многолетним опытом обучения детей, для которых английский язык не является родным. По его мнению, начинать обучать детей, даже самых маленьких, нужно с аутентичных текстов или видео независимо от их сложности. Самым  важным и определяющим фактором в этот момент является задача, которую ставит перед обучающимися учитель. Оливер продемонстрировал учителям возможные методы обучения детей аудированию на ранних этапах с использованием аутентичных аудио/видеоматериалов. Многое показалось удивительным, многое попробовала в своей работе, кое-что изменила, подгоняя под уровень знаний своих учеников.

Вот какие типы заданий были нам предложены:

  1. Прослушать короткий стишок, скороговорку или рифмовку и повторить слова, имеющие непривычное для русского уха, звучание. Объяснить, как нужно произносить звук, где находится язык, как располагаются губы и т.д. Потренировать правильное произношение многократно. Перевод слова в этом упражнении не важен.
  2. Учителем выбирается короткий эпизод из любого художественного фильма. Необходимо воспроизвести отрывок перед группой детей, убрав изображение. Задание для обучающихся: скажите, сколько человек участвуют в сценке? На первый взгляд кажется, что задание простое, но попробуйте проделать такое упражнение на себе и вы поймете, что для неподготовленных малышей это будет очень сложно. После нескольких повторений аудиозаписи, можно запустить эпизод с изображением и сами обучающиеся увидят, насколько близко или далеко они оказались от истины. Подбирая эпизоды из фильмов учителю, безусловно, нужно идти от простых сценок с двумя действующими лицами к более сложным с большим количеством участников. Особенно трудно определить количество участников сцены, если разговор эмоциональный, спор или ссора, когда говорящие резко меняют тон или тембр голоса.
  3. Существует вариант для более продвинутой публики, когда предлагается определить возраст говорящих, а также внешний вид по голосу героя. В последнем упражнении готовятся картинки или фото с изображением возможных действующих лиц. Проверка выполнения такого упражнения проста и эффектна-ученикам показывают ролик со звуком. Такой прием можно использовать для закрепление лексики по теме «Внешность».
  4. Еще одно похожее упражнение, когда нужно посчитать количество женских голосов и мужских или количество взрослых и количество детей. Как видно из первых трёх упражнений, сложность текста или сюжет имеют второстепенное значение для слушающих. Здесь, непременно, надо учитывать языковую подготовку учащихся и их возможности.
  5. Робинсон предложил очень современное упражнение с рекламой. Выбирается видео рекламы с продуктом, знакомым детям. Включается реклама и выключается на середине ролика, в том месте, где пока еще не понятно, о чем идет речь. Детям предлагается определить, какой продукт рекламируется. Из роликов, предложенных нам, учителям английского языка, мы угадали едва ли половину. В своей практике я это упражнение видоизменила: выбираю рассказ или сказку, сюжет которых не знаком учащимся. Сюжет, прерванный на середине, дает возможность не только попрактиковаться в слушании, но и делает возможным детям пофантазировать, предложить свой вариант окончания сюжета. Для мотивации учащихся предлагаю награду тем, кто угадает, чем же реально заканчивается рассказ или сказка по замыслу автора, то есть досматриваем сюжет до конца.
  6. Очень интересно, на мой взгляд, проходит процесс узнавания на слух числительных. Я часто использую этот прием в моей работе. Выбирается текст, содержащий биографию какого-то известного человека или исторического деятеля. Я обычно предлагаю текст о Королеве Виктории. Текст или видео содержат большое количество дат или просто чисел. Задание для учеников- выписать все цифры или числа, которые они услышат в предложенном отрывке, в том порядке, в котором они прозвучали в записи. По окончании работы сравниваем количество услышанных числительных. Если учащиеся выполнили это задание легко, можно попробовать восстановить весь текст, то есть, вспомнить, что означает каждая цифра.
  7. На раннем этапе обучению слушанию можно использовать следующее упражнение, которые учит учащихся сосредотачиваться на поиске нужного слова. Выбирается текст или видео, где содержится большое количество новых слов. Слова предварительно можно написать на доске или индивидуальных карточках. Задание следующее: поднять руку, как только ученики услышат заданное слово. Для более продвинутых слушателей слова могут иметь синонимы или антонимы, что затрудняет поиск верного решения.

Заключение.

Аудирование – составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой диалогической речи. В этом случае аудирование учит культуре речи: слушать собеседника внимательно и всегда дослушивать до конца, что является важным не только при разговоре на иностранном языке, но и при разговоре на родном.

Так же аудирование имеет первостепенное значение при изучении звуков, так как они все воспринимают на слух и важно, чтоб дети четко уловили звук, и при поддержке учителя, смогли воспроизвести его. Здесь они должны уловить разницу между тем, как произносит учитель, и как произносят они сами, учитель должен требовать от них долее верного произношения звука, Неправильное произношение ведет к непониманию смысла сказанного. Нельзя недооценивать роль аудирования при обучении иностранному языку. Впрочем, как и роль других видов речевой деятельности, нельзя отделить аудирование от говорения, письма, или чтения. Коммуникативная особенность аудирования как вида речевой деятельности имеет главенствующую роль на всех этапах обучения иностранному языку и постоянно растущие требования к уровню владения иностранным языкам требует от современного учителя обязательного включения в учебный процесс заданий на аудирование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Интернет сайт http://www.englishraven.com/methodology.htmlson Longman Limited.

2. Интернет сайт.http://www.tesol-ua.org/tesol-essentials/teaching-methods/listening.htm

3. Интернет сайт http://www.abax.co.jp/listen/

4.Интернет сайт http://www.articlesbase.com/languages-articles/teaching-listening-as-an-english-language-skill-367095.html

5. http://www.nclrc.org/essentials/listening/goalslisten.ht

6.Oliverrobinson1@outlook.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль коммуникативных умений в аудировании на начальном этапе обучения английскому языку

в презентации рассматриваются задания для контроля умений аудирования на начальном этапе изучения английского языка по УМК Биболетовой М.З....

Развитие творческого мышления на раннем этапе изучения английского языка

Данная работа содержит презентацию реферирования статьи на тему "Развитие творческого мышления на раннем этапе изучения английского языка"...

Методическая разработка по теме "Обучение устной речи на начальном этапе изучения английского языка" (из опыта работы)

В методической разработке рассматриваются упражнения, способствующие развитию устной речи на начальном этапе изучения английского языка....

Организация речевой деятельности учащихся на начальном этапе изучения английского языка с использованием игровых технологий

         Организация активной речевой деятельности является наиболее сложной из тех задач, которые стоят перед учителями иностранного языка. Успешному решению этой зада...

Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе изучения английского языка

Очевидно, что наибольшую трудность для учащихся представляет начальный этап изучения иностранного языка ведь они, не обладая необходимым языковым запасом и навыками его использования в речи, а также в...

Пути повышения качества обучения английскому языку на уроках и во внеурочное время. План-конспект открытого урока.

Урок проводился как итог проверки домашнего летнего чтения книги Артемия Погорельского "Черная курица". Я использовала пособие  The Creative Teacher, которое позволило обобщить материал...