Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе изучения английского языка
статья по английскому языку

Юлия Дмитриевна Эрберг

Очевидно, что наибольшую трудность для учащихся представляет начальный этап изучения иностранного языка ведь они, не обладая необходимым языковым запасом и навыками его использования в речи, а также в силу отсутствия четко сформированных речевых умений еще не могут пользоваться языком как средством общения. Кроме того, овладение языком в этот период сопряжено с большими трудностями из-за интерферирую­щего влияния родного языка и отсутствия опыта в изучаемом языке. Поэтому особенно важно на данном этапе интенсифицировать процесс обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_erberg_yu.d.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.Д. Эрберг

Учитель английского языка

Статья

«Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе изучения английского языка»

Очевидно, что наибольшую трудность для учащихся представляет начальный этап изучения иностранного языка ведь они, не обладая необходимым языковым запасом и навыками его использования в речи, а также в силу отсутствия четко сформированных речевых умений еще не могут пользоваться языком как средством общения. Кроме того, овладение языком в этот период сопряжено с большими трудностями из-за интерферирующего влияния родного языка и отсутствия опыта в изучаемом языке. Поэтому особенно важно на данном этапе интенсифицировать процесс обучения.

До последнего времени, в силу неразработанности данного вопроса и методики обучения аудированию, формирование умений аудирования проходило стихийно в процессе выполнения определенной деятельности. Подобный путь тормозит формирование умений и, соответственно, развитие данного вида речевой деятельности. Поэтому необходимо, чтобы овладение основными умениями аудирования осуществлялось целенаправленно и с первых лет обучения, после того как будет заложена перцептивная база и приобретен минимальный запас языкового материала.

Иноязычная речевая деятельность для своего развития должна обладать ядром определенных умений и навыков, которое является ее исходным уровнем. Знание этого исходного уровня позволило бы рационализировать и интенсифицировать обучение в этот период. Исходный уровень владения аудированием достигается путем овладения набором базовых умений, таких как: членить текст на смысловые куски, определять факты сообщения; устанавливать логические связи между элементами текста; отделять главное от второстепенного и удерживать в памяти главное, выделять смысловые вехи, определять смысловой центр фразы; определять тему сообщения; выделять главную мысль; принимать сообщение до конца без пропусков; воспринимать речь в естественном медленном темпе; принимать и удерживать в памяти сообщение, предъявленное один раз.

Целесообразным будет формировать каждое умение отдельно, если это представляется возможным. Это не противоречит коммуникативной направленности обучения. То, что объектом работы является одно умение, а не их комплекс, не меняет коммуникативного характера работы, так как, и в этом случае, она направлена на понимание смысла текста. Последовательное же формирование умений и градуированный характер обучения облегчают овладение речевой деятельностью, делают работу более целенаправленной и позволяют преподавателю контролировать сформированность каждого умения.

На основании соблюдения принципа «от легкого к трудному», можно предложить следующую последовательность формирования умений исходного уровня аудирования: отделять главное от второстепенного и удерживать в памяти главное, выделять смысловые вехи, определять смысловой центр фразы; определять тему сообщения; членить   текст   на   смысловые   куски, определять факты сообщения; устанавливать логические связи между элементами текста; выделять главную мысль; воспринимать сообщение в определенном темпе, определенной длительности, звучания до конца без пропусков.

Формировать перечисленные умения в указанной последовательности рекомендуется, соблюдая принцип «снежного кома», т. е. развивать каждое новое умение на базе уже сформированных. Такой путь овладения базовыми умениями должен обеспечить прочность приобретенных умений и быстрое достижение исходного уровня владения речевой деятельностью. Стабильные положительные результаты актов деятельности будут служить стимулом для работы над языком в дальнейшем.

Рассмотрим систему работы над формированием умений исходного уровня аудирования:

1. Отделять главное от  второстепенного, т.е. выделять смысловые вехи и смысловой центр фразы. На материале нескольких фраз преподаватель показывает, как выделять смысловые вехи, отыскивая ответы на вопросы: кто? что делает? что происходит? каким образом? где? когда? с какой целью? После того, как учащиеся научатся выделять смысловые вехи и повторять фразу в компрессированном виде, следует выполнить аналогичные упражнения на материале группы фраз, связанных по смыслу.

2. Определять тему сообщения. Преподаватель объясняет, что ответ на вопрос «О чем?» содержится в теме сообщения, и показывает на 2-3 микротестах раскрытие темы. Затем учащиеся, прослушав микротекст, выбирают из 3 предложенных вариантов формулировку темы, соответствующую данному тексту, определяют тему и придумывают заголовок, отражающий тему текста. Параллельно в каждом тексте выделяются смысловые вехи.

3. Членить текст на смысловые куски, определять факты сообщения. Следует объяснить учащимся, что для выделения фактов нужно найти в тексте ответы на вопросы о чем? и что? Учащимся предлагается: разделить текст на смысловые куски, перечислить факты текста, поставив вопросы к каждому из них, расставить пункты плана в соответствии с последовательностью фактов в тексте, привести план в соответствие с фактами текста (убрать лишние, добавить пропущенные, исправить неверные) и самим составить план, отразив в нем все факты текста. Одновременно определяется тема текста и выделяются ключевые слова.

4. Устанавливать логические связи между элементами текста. Преподаватель показывает на примере целостного звучащего текста его композицию: начало, основную часть, концовку. Он вскрывает логику изложения путем постановки вопросов к каждой последующей фразе. Рекомендуется следующее: расставить фразы в логической последовательности, поменять местами фразы в соответствии с логикой, заменить фразу, нарушающую логику изложения, привести описание сюжетной картины/серии картин в соответствие с логической последовательностью событий. Составить план фабульного текста, соблюдая последовательность фактов.

5. Выделить главную мысль. Следует объяснить учащимся, что главная мысль отражает замысел автора и отвечает на вопрос, с какой целью автор рассказал о чем-то. Затем следует рассмотреть главную мысль, которая выражена в тексте эксплицитно, потом учащиеся сами должны найти главную мысль в тексте, затем выбрать из 3 предложенных вариантов главную мысль, соответствующую смыслу прослушанного текста, и, наконец, самим сформулировать главную мысль.

6. Воспринимать сообщение в определенном темпе (в данном случае естественном медленном), определенной длительности звучания (1-2 мин) до конца без пропусков. Формирование этих умений целесообразно осуществлять одновременно. Преподавателю следует сказать учащимся, что они не должны стремиться полностью запомнить начало текста, так как в этом случае они устанут и плохо запомнят конец. Им следует стараться запомнить основное содержание текста и особенно внимательно прослушать конец, так как часто в конце содержится самая важная информация.

Таковы приемы, с помощью которых за период начального этапа можно сформировать базисные умения аудирования и достичь его исходного уровня. Критерием сформированности всех указанных умений является способность учащихся полно и точно понять короткий текст с новым простым содержанием, доступный по языковой форме, предъявленный учителем один раз в естественном медленном темпе без зрительной опоры в виде картин.

Так возможно интенсифицировать обучение аудированию. Известно, что целенаправленное и градуированное развитие умений требует меньше затрат времени и усилий обучающихся, чем стихийное и комплексное, и дает лучшие результаты. Кроме того, проведение этой работы на начальном этапе должно обеспечить более равномерное и последовательное развитие аудирования и позволит избежать затрат времени на преодоление трудностей, связанных с несформированностью данных умений, на продвинутых этапах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению на начальном этапе изучения иностранного языка

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты обучения чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в начальной школе.Указаны этапы работы с текстом, приведены различные ви...

Обучение чтению на начальном этапе изучения немецкого языка

В данной статье подробно раскрыты цели и задачи обучения чтению, содержание обучения чтению, программные требования к уровню владения чтением, приведены разнообразные методы и приёмы обучения чтению м...

Особенности обучения аудированию на среднем уровне изучения английского языка.

Этот аспект в изучении английского языка является одним из самых важных, прежде всего из-за того, что аудирование вызывает определённые трудности у учащихся как при сдаче ГИА, так и ЕГЭ, и поэтому тре...

Развитие навыков устной речи на начальном этапе изучения английского языка.

Данная статья содержит ряд упражнений и игр для развития навыков устной речи у младших школьников на уроках английского языка....

Методическая разработка по теме "Обучение устной речи на начальном этапе изучения английского языка" (из опыта работы)

В методической разработке рассматриваются упражнения, способствующие развитию устной речи на начальном этапе изучения английского языка....

Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время. Методическая статья. (Из опыта работы).

Статья написана в результате изучения материалов по  аудированию и дополнена личным опытом обучения аудированию. Идея родилась после общения  с Оливером Робинсоном, учителем-методистом из ме...

Проблема обучения произношению на начальном этапе изучения английского языка

В данной работе рассматривается обучение английскому произношению на начальном этапе обучения, так как здесь приоритетом являются развивающиеся задачи, связанные с формированием положительной мотиваци...