Статья из опыта работы по теме "Работа с историческими документами"
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В данной статье представлены виды исторических документов с примерами и возможные вопросы  в ходе работы над ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вид документа

Пример

Типичные вопросы и
задания

Документы
государственного
характера (грамоты,
указы, законы, речи
государственных
деятелей и вождей,
протоколы
государственных
мероприятий, т.д.)

Законы Хаммурапи,
Хартия вольностей

  1. Когда, где и почему
    появился этот документ?
    Опишите исторические
    условия его создания.
  2. Кто автор документа и
    что вам известно о жизни и
    деятельности этого
    человека?
  3. Объясните основные
    (новые) понятия, которые
    употребляются в тексте.
  4. Интересы каких слоев
    (групп), отражает этот
    документ?
  5. К каким результатам
    привело принятие документа?
    Оцените его значение. 
  6. Придумайте историю,
    раскрывающую действие
    этого документа.

Документы
международного
характера 
(договоры,
соглашения, деловая
переписка
государственных
деятелей)

Договор Египта с
Хеттским царством,
договор Руси с
Византией, переписка
Ивана Грозного

  1. Покажите на карте
    (атласе), где был написан
    документ.
  2. Охарактеризуйте
    исторические условия его
    создания.
  3. Назовите основные
    положения документа. В чем
    выгодность или неудобство
    для стран, подписавших его.
  4. Какие изменения
    (экономические,
    политические, социальные)
    произошли?
  5. Дайте оценку этому
    документу.
  6. Подумайте, при каких
    обстоятельствах подобный
    документ мог быть составлен
    с другим раскладом сил.

Документы, связанные
с политической
борьбой 
(программы,
воззвания, речи
политиков,
прокламации,
декларации)

Программа партии
большевиков,
«Русская правда»

  1. Кто автор документа и
    каковы его политические
    взгляды?
  2. К чему призывает и что
    осуждает автор документа?
  3. Интересы какого слоя
    населения выражает?
  4. Как политические
    призывы автора соотносятся
    с его положением в обществе
    и истинными интересами?
  5. Дайте оценку документу.
  6. Каковы последствия
    вступления этого документа в
    силу?

Документы
исторического
характера 
(хроники,
летописи, анналы,
исторические
сочинения)

Повесть временных
лет, Норманнская
хроника при битве
при Хуатье

  1. Какие истинные факты
    излагаются в документе?
  2. Покажите на карте
    место, где происходили
    данные события.
  3. Определите время,
    когда происходило событие.
  4. Как автор объясняет
    причины, излагает ход,
    определяет значение
    событий?
  5. По документу
    определите отношение
    автора к излагаемым
    событиям.
  6. В чем мнение автора
    совпадает с современными
    взглядами, а в чем
    отличается?
  7. В чем схожесть
    концепций?
  8. Определите значимость
    этого документа, соотнесите
    с аналогичным этого или
    другого периода.

Документы личного
характера 
(дневники,
мемуары, письма,
свидетельства
очевидцев)

Последнее письмо
В.И. Ленина съезду,
дневники К. Маркса и
Ф. Энгельса

  1. Кто автор Документа,
    какого его социальное
    положение (должность,
    занятие, звание)?
  2. Что увидел автор, как он
    отнесся к происходящему?
    Подтвердите свой ответ
    выдержками из текста
    документа.
  3. Чем вы объясните
    именно такое отношение к
    событиям или участникам?
  4. Разделяете ли вы
    мнение автора. Почему?

Документы
литературного
характера 
(проза,
поэзия, драма, басни,
мифы, эпосы, песни,
сатира, крылатые
выражения)

Мифы Древней
Греции, Илиада и
Одиссея

  1. Покажите на карте место,
    где происходит действие
    этого литературного
    источника.
  2. По характерным деталям
    быта, одежды, поведения
    людей определите время
    написания.
  3. Какие образы
    исторических героев создает
    автор?
  4. Как автор объясняет
    поступки своих героев?
    Согласны ли вы с его
    аргументами?
  5. К какому общественному
    слою или группе принадлежит
    автор?
  6. В каких других
    произведениях встречается
    тот же сюжет? Чем
    объясняется эта
    распространенность?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Обобщение опыта работы. Организация работы в классах для детей со сложным дефектом.

Представлен опыт работы учителя начальных классов с детьми с тяжёлой  степенью умственной отсталости....

Статья из опыта работы "Индивидуальные технологии работы с одаренными детьми."

В нашей гимназии учатся много талантливых и одаренных детей. Ведущими, профильными предметами являются языки, в первую очередь английский язык. Несмотря на это всегда есть дети, которые серьезно интер...

Статья из опыта работы по теме " Школьное историческое краеведение в модели современной школы"

На современном этапе государство уделяет  особое внимание, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, считая формирование гражданского сознания благоприятным условием д...

Приложения к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе на селе"

Материалы созданы на протяжении многих лет работы в школе и общественной работе на селе. Данный фотоотчёт служит доказательной базой к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе ...

Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках"

Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках" . Возможное использование на разных уроках в коррекционной школе....

«Никто не забыт и ничто не забыто» (из опыта работы педагога-организатора сектора исторического краеведения и школьного музееведения ГБНОУ "СПБ ГДТЮ")

Материал может быть полезен для интересующихся историей Великой отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков 1941-1945гг. и при подготовке и проведении   турниров знат...

Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время. Методическая статья. (Из опыта работы).

Статья написана в результате изучения материалов по  аудированию и дополнена личным опытом обучения аудированию. Идея родилась после общения  с Оливером Робинсоном, учителем-методистом из ме...