Статья из опыта работы по теме " Школьное историческое краеведение в модели современной школы"
статья по краеведению по теме

Тимонина Любовь Николаевна

 

 

 На современном этапе государство уделяет  особое внимание, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, считая формирование гражданского сознания благоприятным условием для духовного подъёма в обществе в целом. Педагогам справляться с этой задачей очень сложно, так как дети неотъемлемый продукт всего нашего общества.  В реальной жизни их  окружает непривлекательная действительность: насилие, безработица, пьянство, наркомания, власть денег. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитать патриота – человека, любящего свою страну и готового идти на жертвы ради Родины.
Одним из перспективных путей создания воспитательного пространства является максимальное использование специфики краеведческого материала  в учебно-воспитательной деятельности школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnoe_istoricheskoe_kraevedenie.docx762 КБ

Предварительный просмотр:

Школьное историческое краеведение в модели современной школы

 На современном этапе государство уделяет  особое внимание, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, считая формирование гражданского сознания благоприятным условием для духовного подъёма в обществе в целом. Педагогам справляться с этой задачей очень сложно, так как дети неотъемлемый продукт всего нашего общества.  В реальной жизни их  окружает непривлекательная действительность: насилие, безработица, пьянство, наркомания, власть денег. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитать патриота – человека, любящего свою страну и готового идти на жертвы ради Родины.
Одним из перспективных путей создания воспитательного пространства является максимальное использование специфики краеведческого материала  в учебно-воспитательной деятельности школы.

 Получение уже «готовых» знаний о родном крае не решает главной задачи краеведения: не только взрастить любовь к малой родине, но и приучить детей интересоваться в дальнейшем историей своей страны, быть её истинным патриотом. Поэтому считаю, что краеведческая работа в школе должна строиться в комплексе и вестись по нескольким взаимосвязанным направлениям:
1 Изучение краеведческого материала  на уроках краеведения

2. Изучение краеведческого материала  на уроках  на уроках истории.

3Организация работы школьного краеведческого музея

4.Походы по памятным местам родного края.

5.Работа по благоустройству территории памятника погибшим землякам;

6.Научно - исследовательская работа по изучению истории родного края учащимися и учителем.

Работа по этим направлениям включает следующую деятельность школы

1 Изучение краеведческого материала  на уроках краеведения. (Мной и группой учителей  разработана программа по краеведению, которая используется учителями района сейчас в своей работе

 2. Изучение краеведческого материала  на уроках  на уроках истории.

Привлечение ярких эпизодов из истории родного края в тот или иной период позволяет сделать многие события отечественной истории более близкими и понятными для учащихся.. После изучения больших тем отводятся уроки, посвященные истории Курского края и Хомутовскогого района в этот период.

Так, изучая историю середины 19 века, рассматриваем такой краеведческий материал: «Хозяйственная деятельность крестьян Дмитриевской волости»,

 « Отмена крепостного права в Дмитриевской волости». При изучении истории 20 века – архивные материалы про установление советской власти в волости, образование Хомутовского района, коллективизацию, о  наших знаменитых земляках ( Н.С.Хрущёв, П.Карпов и др.) Особенно широко используется краеведческий материал на уроках по изучению истории страны в годы ВОВ.

3Организация работы школьного краеведческого музея

Школьный краеведческий музей был организован в 1995 году. Экспонаты для него собирали с детьми по всей округе, многие местные жители приносили свои «семейные реликвии .

Музей имеет следующие экспозиции

1комната (левая стена)

  1. Из далекого прошлого Хомутовки.
  2. Предметы жителей п. Хомутовка.
  3. Гражданская война  в нашем крае
  4. Образование Хомутовского района

1 комната (правая стена)

1. МОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка» - к 70-му юбилею школы. 2. Богат талантами Хомутовский край.3. Офицеры выпускники школы.4. Витрины с  альбомами по отдельным направлениям деятельности школы, оформленные  в разные  годы

 2 комната(левая стена)

  1. Партизаны и подпольщики
  2. Освободим Волгу – Матушку.
  3. Курская битва
  4. Они освобождали Хомутовку
  5. Водрузим над Берлином знамя победы
  6. Выставка предметов времен ВОВ (каски, гильзы от снарядов  и пуль)

2 комната (правая стена)

  1. Военачальники – наши земляки
  2. Женщины – участники ВОВ
  3. Учителя – участники ВОВ
  4. Выпускники школы – участники боевых действий в Афганистане и Чечне
  5. Выпускники школы, погибшие в годы ВОВ

Витрины с фронтовыми письмами, благодарственными письмами от военачальников, награды, ордена, медали, удостоверения, альбомы с материалами поисковой деятельности учащихся по теме «Великая Отечественная война».
Возможности школьного музея используются  на уроках краеведения, истории, литературы, изобразительного искусства, русского языка, МХК. Частые гости здесь ученики начальных классов.
Экспозиция музея постоянно пополняется.


4.Походы по памятным местам родного края.

Школа расположена на территории с богатым историческим прошлым: это дворцово- парковый комплекс  в п. Хомутовка, Усадебный дом Нелидовых, природные памятники лесные урочища в д.Обжи и урочище Гнилуша, с.Калиновка- родина НС Хрущева , Могила в с. Турка  писателя П,Карпова, памятники воинам погибшим на территории района в годы ВОВ.Традиционными стали ежегодные походы детей разных возрастов с посещением этих памятных мест и рассказом об их истории.
 7. Работа по благоустройству территории памятника погибшим землякам;
      На территории района находятся 40 братских могил и памятников  в честь погибших солдат в период Великой Отечественной войны,5 из них находится в п. Хомутовка.
 Школьники регулярно занимаются благоустройством памятника, проводят торжественные мероприятия к памятным датам. C:\Users\User\Desktop\любовь николаевна=)\книга о памятниках\Книга о памятниках\19.jpg

^ 8. Научно - исследовательская работа по изучению истории родного края учащимися и учителем.
Надо отметить, что написать действительно интересную исследовательскую работу по той или иной теме непросто.
Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителя и учащихся в положение исследователей. Это очень важно, так как ребята учатся не только приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций учителя, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя. Исследовательский метод вырабатывает у учащихся умение анализировать исторические факты, стремление к самостоятельному поиску и критическое отношение к собранному материалу. В решении этих задач велика роль учителя. Он должен быть подготовлен к проведению исследовательской работы, владеть методикой, уметь заинтересовать ребят, умело направлять их деятельность, а не стараться взвалить на себя большую часть работы.
Любая научно – исследовательская работа проходит в несколько этапов.
 1. – выбор темы исследования и постановка задачи.  Тема должна быть для ребят интересна, посильна, доступны источники сбора информации.
 2. – определение направлений работы, краеведческого поиска и путей сбора информации.На этом этапе важно поставить цель исследования и задачи, которые будут решены в ходе работы, определить , как материал будет собираться.
3. – работа по сбору материала. Она ведется по разным направлениям, с использованием разных источников информации – работа с краеведческой литературой, в частности «История Курского края», архивными документами из Государственного архива Курской области, Хомутовским районным архивом ,семейными документами и фотографиями, картами; беседы с краеведами и старожилами, фотофиксация материалов.
 4. – анализ и систематизация собранного материала и составление целостной картины. Оформление материалов. 
Имея в наличии материал из разных источников по всему кругу вопросов, ребята приступают к его обобщению и систематизации. Особенностью становится то, что осмысление материалов и поиск дополнительной информации, уточнение каких-либо вопросов, идут одновременно. Итогом этой работы и становится написание текста работы. Составляется план, в соответствии с которым излагается наработанный материал с учетом требований, которые предъявляются к исследовательским работам: раскрыть мотивы, побудившие к краеведческому исследованию, сформулировать цель работы, представить методы исследования, выводы и результаты, возможность использования в учебном процессе и дальнейшие перспективы краеведческой работы.
В ходе подготовки работ решается еще одна проблема – оформление наглядного материала. Когда выступление сопровождается показом фотографий, зарисовок, документов, схем, это дает возможность присутствующим на выступлении в качестве зрителей и жюри лучше разобраться в представляемой проблеме. 
 5. – выступление на краеведческих конференциях и определение перспектив дальнейшей краеведческой работы. К выступлению со своей работой ребята готовятся в течение какого – то времени. Здесь важно, чтобы выступающий уложился в рамки регламента, показал свободное владение темой исследования, представил материалы логично, эмоционально, умело привлекал наглядный материал.

С целью приобщения талантливых и способных учащихся  к исследовательской деятельности, создания условий для их самообразования и профессиональной ориентации в  школе создано научное общество учащихся (НОУ). В НОУ вступают учащиеся, изъявившие желание заняться исследовательской работой.  НОУ  включает в себя творческие группы учащихся, объединенных в секции по различным областям знаний. Занятия членов  проводятся коллективно или индивидуально под руководством научного руководителя и консультантов на основе утвержденных советом программ и тематики творческих работ по мере необходимости.

   Общество работает по нескольким секциям: естественнонаучная секция,

гуманитарная,  секция краеведения.

Посещая предметные секции, члены НОУ учатся раскрывать, оформлять исследовательские работы, а также анализировать и делать выводы по исследуемым темам.

Я расскажу о работе секции краеведения. Эта секция осуществляет свою деятельность на базе школьного краеведческого музея. Члены секции проводятся экскурсии в музее, встречаются с очевидцами событий, записывают их рассказы, совершают  однодневные походы по окрестностям  района.

 Особое место  в их деятельности занимает работа по туристско –краеведческой программе «Отечество».Традиционными для школы стали отчеты по этой программе, представляемые на научно – практической конференции школьников. Отчеты  обычно представляются в виде проектов над которыми дети работают в течении учебного года

Темы говорят сами за себя :Проекты экскурсионных маршрутов

 «Святые места Хомутовского  района», «По той земле, что нам беречь!»,

. Были выполнены так же  проекты  по темам:  «Лица войны»(рассказы участников войны, рассказы о военных реликвиях), «Судьба семьи в истории страны», Женщины в годы Великой Отечественной». « Судьба семьи в истории страны» , «Дети и война» и другие.

 К70- летнему юбилею Хомутовской  школы разрабатывался проект  «История школы».  Каждый класс под руководством членов краеведческой секции работал по определенным направлениям например : « Выпускники 1941 года», «Учителя участники Великой Отечественной войны» « Есть такая профессия Родину зашищать…»(о выпускниках офицерах) ,был оформлен  альбом « Хомутовская школа в лицах», который является своеобразной школьной Книгой памяти, потому что в нем собраны фото выпускников и учителей  школы с первых её выпусков.


Одна из задач такой деятельности является приобщение детей к исследовательской деятельности.  Ранняя научно-исследовательская, поисковая деятельность является одной из форм обучения в современной школе, позволяющая наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка – такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики.

Исследовательская деятельность учащихся есть творческий процесс совместной деятельности учащегося и педагога по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом чего является формирование научного мировоззрения.

Основная цель учебно-исследовательской работы в школе – создание образовательного пространства для учащихся,  ориентированных на исследовательскую деятельность, которое будет мотивировать школьников на самообучение, саморазвитие, на освоение навыков  исследования и реализацию их собственных  потребностей.

Проекты и материалы, представленные в ходе ученических чтений, научно-практической конференции становятся составной частью научно-методического обеспечения кабинетов и музея школы.

Одной из задач работы НОУ является предпрофессиональная подготовка учащихся. Они приобретают навыки, необходимые в работе экскурсоводов, гидов, краеведов. Эти специальности всегда будут востребованы в нашем регионе.

Воспитание гармонично развитого, образованного человека невозможно без интеграции его в современное информационное пространство. Абсолютно ясным становится тот факт, что без информационных технологий сегодня не реализуется ни одна образовательная программа. Это веление времени. Чаще информационные технологии применяются при подготовке к научно-практическим конференциям, когда учащиеся раскрывают свои исследовательские работы, демонстрируя компьютерные презентации. Участниками НОУ под руководством руководителя музея разрабатывается

«Виртуальный музей Хомутовской школы».  Эту работу мы ещё проводим потому ,что «Виртуальный музей» - это возможность для выпускников школы окунуться вновь в школьные годы и  вспомнить о том, что есть добрая школа его, вспомнить учителей и одноклассников, и, наконец, это продвижение интересов музеев,  возможность обмениваться опытом с коллегами.  

И в заключении хотелось бы сказать, что польза от активно работающего школьного музея налицо: это и расширение образовательного пространства, и развитие познавательного потенциала у детей, и формирование мощной мотивации заниматься той или другой темой. Это, в конце концов, профориентация. И, что самое главное, музей совершенно реально способствуют формированию личности, ребята ставят перед собой очень непростые вопросы, связанные с историей родного края и ее днем сегодняшним.  От ответов на эти вопросы молодыми людьми зависит, в какой стране мы будем жить завтра. И роль музея как части дополнительного образования школьников при этом огромна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Обучение деловой письменной речи в коррекционной школе"

Коррекционная школа  должна подготовить своих выпускников к практической жизни. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению деловому письму. Необходимость составлять различные деловые б...

Статья "Описание опыта работы по теме "ИКТ в проектной деятельности учащихся"

В статье описывается опыт применения ИКТ  в проектной деятельности учащихся ,рассматриваются преимущества и технологии применениния средств ИКТ, описывается результат работы.Одним из результатов ...

Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...

Выступление из опыта работы по теме "Сетевое взаимодействие Дома детского творчества со школами района"

Представлен опыт работы сетевого взаимодействия нашего Дома детского творчества со школами района....

Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках"

Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках" . Возможное использование на разных уроках в коррекционной школе....

«Никто не забыт и ничто не забыто» (из опыта работы педагога-организатора сектора исторического краеведения и школьного музееведения ГБНОУ "СПБ ГДТЮ")

Материал может быть полезен для интересующихся историей Великой отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков 1941-1945гг. и при подготовке и проведении   турниров знат...

Статья из опыта работы по теме "Работа с историческими документами"

В данной статье представлены виды исторических документов с примерами и возможные вопросы  в ходе работы над ними....