Статья "Описание опыта работы по теме "ИКТ в проектной деятельности учащихся"
статья по химии по теме

Петроченко Светлана Михайловна

В статье описывается опыт применения ИКТ  в проектной деятельности учащихся ,рассматриваются преимущества и технологии применениния средств ИКТ, описывается результат работы.Одним из результатов работы является участие учащихся в научно-практических конференциях различного уровня .К статье прилагается компьютерная презентация , в которой  содержится мастер-класс для участников школьной НПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Петроченко Светлана Михайловна

Место работы ГОУ СОШ  №78

Должность-учитель химии

Описание опыта работы по теме «ИКТ в проектной деятельности учащихся»

«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно-ориентированное;  использует множество дидактических  подходов – обучение в деле, совместное учение , мозговой   штурм, эвристическое и проблемное обучение;  самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт   своего собственного труда.»                                           В.В.Гузеев

Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной.

  Метод проектов   признан одним из  эффективных  методов обучения школьников позволяющих  рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников. Метод проектов способствует развитию у каждого ребенка самостоятельности, интеллектуальной  активности, его духовному совершенствованию и творческому саморазвитию .

Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.  

  Основой метода проектов является  его  практическая направленность на результат, который обязательно  должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. Для достижения такого результата учащиеся должны научиться видеть проблему; самостоятельно разрабатывать варианты ее решения, привлекая разносторонние знания; прогнозировать результат; корректировать план своих действий в зависимости от ситуации.

 Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему путем самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. В то же время метод проектов как педагогическая  технология включает в себя совокупность проблемных методов: исследовательских , поисковых, творческих. Роль педагога-  организующая  , направляющая , консультирующая. Система проектной работы по химии  представлена двумя подходами:

  1. Связь проекта с учебными темами (на уроке).
  2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (школьные , районные научно-практические конференции).

  Проекты бывают разные по времени -краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные информационные проекты ученики готовят для выступления на уроке (5-7 минут).

Проектная деятельность  с применением средств ИКТ мотивирует  многих учащихся к самостоятельной творческой работе , дает возможность  широко распространять  полученный опыт  работы, позволяет осуществлять преемственность поколений , взаимосвязь между различными возрастными группами учащихся. Исследовательская деятельность – самостоятельная , но учитель может управлять процессом  преодоления трудностей, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.  

Средства ИКТ создают огромные преимущества  в достижении  цели  проектного обучения :

Цель проектного обучения- создать условия, при которых учащиеся:

Преимущества средств ИКТ

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие  знания из разных источников;

-быстрый подбор необходимой информации в Интернет

-работа с различными современными источниками информации

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных  и

 практических задач;

-возможность сопоставления  различных путей решения познавательных  и

 практических задач

3) приобретают коммуникативные умения

-дистанционное общение по электронной почте

 -быстрый обмен необходимой информацией,

 -координация действий членов группы,

-выступление с опорой на презентацию способствует развитию речи и мышления

-выступление  на научно-практических конференциях  повышает самооценку и мотивацию к дальнейшему обучению

4) развивают у себя исследовательские умения

-обмен исследовательским опытом  

 -обсуждения результатов исследования,

-распространение опыта исследовательской работы

5) развивают системное мышление

-распространение опыта исследовательской работы

-участие в научно-практических конференциях

-системный подход к обучению

Знакомство с  технологией  проектной деятельности происходит на учебных занятиях , мастер-классах, научно-практических конференциях .Учащиеся должны знать ,что :

- в проекте должна быть решена какая – либо проблема;

- проводится исследовательская работа;

- проект выполняется самостоятельно учащимися;

- учитель выполняет  роль консультанта;

- результаты проекта должны иметь практическую значимость;

- в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.

Все участники  исследовательских  проектов получают инструкции: 1)требования к проекту, 2)методические рекомендации, памятки – как  правильно оформить проект, 3)шкала баллов оценивания проекта.

Необходимые материалы , инструкции , работы прошлых лет размещены  на личном сайте педагога    https://sites.google.com/site/pelana21/:

Эксперименты исследовательского проекта  ученики 8 и 9 классов делают во  внеурочное время, проводят  необходимые фото- и видеосъемки. Защита проектов  проходит на уроках обобщения знаний или изучения нового материала. В 10 и 11 классах ребята выступают с презентациями на уроках-семинарах , уроках-конференциях. Выступление с опорой на презентацию важный навык, который развивает речь и мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.

В школе традиционно проходит научно-практическая конференция , участниками которой могут быть учащиеся 5-7 и 8-11 классов. Для участников НПК провожу внеклассное занятие «Мастер-класс». На это внеклассное мероприятие приглашаются студенты и преподаватели ВУЗов, выпускники прошлых лет, победители НПК пошлых лет .

Сначала я знакомлю ребят с проектами прошлых лет. Обращаю внимание на то , что проекты могут быть интегрированными , ведь деление на предметы в науке условно. Показываю наиболее интересные презентации, стараюсь заинтересовать учащихся заняться исследовательской работой и созданием  проекта.

Учащимся  предлагаю  примерные темы проектов:  

8 класс – химические элементы ,  великие химики, классификация химических реакций, признаки химических реакций, вещества вокруг нас , домашняя аптечка , домашний эксперимент, решение расчетных задач, индикаторы из растительного сырья, приготовление растворов

9 класс – металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот, применение серной кислоты ,кислотные дожди , анализ состава почвы, газированные напитки, органические вещества, химическое равновесие ,скорость химических реакций , окислительно-восстановительные реакции вокруг нас, изготовление зеркал , минералы и горные породы, драгоценные и полудрагоценные камни

10 класс – классы органических веществ, нефтяная промышленность, альтернативные источники энергии, качественные реакции в органической химии (глюкоза, крахмал , мыло , растительные и животные жиры, витамины ), продукты питания и т.д.

11 класс – строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества, ученые-химики в Санкт-Петербурге , нобелевские лауреаты по химии.

   

 

Литература :

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 272 с.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.

Артеменко А.И. Органическая химия: Теоретические основы: Углубленный курс: Учеб. для общеобразоват. учреждений с углуб. изучением предмета. – М.: Просвещение, 2001. – 384 с.

О.С.Аранская , И.В.Бурая Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии 8-11 классы-Москва «Вентана-Граф» 2005

Беспалов П. И. “Модульные программы при изучении органической химии. Ч.II. – М.: Центрхимпресс, 2003. – 83 с. “Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы в научной и проектной деятельности учащихся

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ«Научно – исследовательская и проектная деятельность  учащихся при  изучении истории и теории изобразительного искусства на уроках»...

"Организация работы пришкольного участка через проектную деятельность учащихся"

Внеурочная деятельность обучающихся по предметам химия и биология....

Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».

Тема инновационного педагогического опыта     «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства»....

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

Из опыта работы школы Исследовательская и проектная деятельность

В данном очерке я хочу поделиться опытом работы школы Санкт-Петербурга, как мы строим работу по сотрудничеству с другой страной....

Статья "Из опыта работы школы по организации проектной деятельности"

В статье рассматривается  система  учебно-методического сопровождения проектной деятельности школы. Эта система охватывает весь коллектив школы, включены в нее и родители учащихся. Алгоритм,...