Обобщение опыта работы в научной и проектной деятельности учащихся
тест по изобразительному искусству (изо) по теме
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
«Научно – исследовательская и проектная деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства на уроках»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 308.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель изобразительного искусства
высшей категории
Кушнерева Ольга Валентиновна
МОУ «Лицей № 47» города Саратова
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
«Научно – исследовательская деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства на уроках»
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Важную роль в развитии и реализации творческих способностей школьников играет научно-исследовательская деятельность.
Цель: распространить и обобщить накопленный опыт в работе с детьми в научно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Выяснить какая роль в НИД отводится учителю и ученику;
- Рассмотреть компетенции каждого;
- Определить основные этапы, характерные для исследования в научной сфере;
- Показать практическое применение основных видов научно-исследовательской деятельности учащихся;
- Рассмотреть структуру и требования к содержанию НИД;
- Рассказать о результатах моей работы.
Методологией в данной работе являются статьи:
- Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. //Народное образование. – 1999. – № 10.
- Леонтович А.В. "Рекомендации по написанию исследовательской работы и другие статьи". //Завуч.– 2001. – № 1. – Стр. 93–118.
- Ляшко Л. Научные и конференции и олимпиады школьников в системе образования: сравнительный анализ их эффективности. // Внешкольник, 1997, №7–8. – с.23–25
- Макеев А.Ф. Примерная тематика научных исследований учащихся по краеведению. – Салехард, 1999.
- Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М., //Народное образование. – 2001.
- Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
Главная задача учителя – дать возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.
При этом существует главное правило – никого принуждения и насилия над личностью ребёнка.
Большую роль в научной деятельности играет личностно-ориентированный подход, когда во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения.
Существуют, по меньшей мере, два подхода к личностно-ориентированному обучению. Первый из них, предполагает воздействие на личность ученика с целью более эффективного усвоения им внешнего содержания образования. Другой подход не предполагает прямого образовательного воздействия на ученика, а направлен на организацию образовательной среды, находясь в которой ученик сам выстраивает свое образовательное движение.
Личностно-ориентированное обучение при изучении изобразительного искусства направлено на формирование творческой личности, раскрытия своеобразия каждого ребенка, учитывая его собственную волю и жизненные устремления, приоритет комплексного воспитания человека перед дифференцированным процессом его обучения через использование всех видов деятельности детей (игровой, трудовой, художественной, учебной).
Программа ИЗО Б.М. Неменского направлена на воспитание личности с духовно-нравственными, эстетическими потребностями, способной к творческому труду.
Работаю над научными проектами с 2007 года. За это время мы с ребятами создали 15 проектов. Самыми первыми проектами стали: «Стиль классицизма в советской архитектуре» . Д/К «Россия» на 3 Дачной» и «Георгий: имя и образ. Путешествие в историю и культуру».
Бутов Артём подготовил (2008г.) научно-исследовательскую работу «Стиль классицизма в советской архитектуре», мы рассматривали Д/К «Россию» на 3 Дачной и задались вопросом: «Почему в советское время в архитектуре так был популярен стиль классицизм?». Работа состояла из двух частей: первая – теоретическая, вторая – практическая.
Проект «Георгий: имя и образ. Путешествие в историю и культуру» опирался на статьи в журналах «Юный Художник». Павлов Слава ученик 9 «А» класса в данной работе знакомит нас со Святым Георгием на иконах, на картинах, на медалях, лентах, флагах, рассказывает о Храмах, названных в честь Святого, в том числе о Храме Святого Георгия в Саратове посёлок Солнечный, находит взаимосвязь между именами Юрий и Георгий.
Таким образом, результативность моей работы такова - из 10-х учащихся, представлявших свои работы по искусству на муниципальных, региональных, международных конференциях – 6 призовых мест, что составляет 60%, от общего числа участников за 2007-2011гг.
№ | ФИ учащегося МОУ «Лицей № 47» | Наименование научно – исследовательских конференций | ||||||
Эврика 8» 2008г. | Эврика – IX-2009г.» (муниципальный статус) | «Мы – будущее XXI века» 2009г. | «Твой первый шаг в науку» 2009г. | «Молодежь и искусство» 2011 | «Язык. Культура. Человек к». | Конференция в «СГАУ им. Н.И. Вавилова | ||
1 | Павлов Слава | Грамота | ||||||
2 | Бутов Артём | 3 место | ||||||
3 | Чувашкина Алина | Грамота | ||||||
4 | Смирнова Даша | Грамота | ||||||
5 | Бойкова Настя | 1 место | 2 место | |||||
6 | Чернышов Коля | Грамота | Диплом | |||||
7 | Кушнерева Юля | 3 место | 3 место | Диплом | ||||
8 | Бескровнов Вадим | Грамота | Грамота | |||||
9 | Соколова Лена | Грамота | Грамота | Диплом | ||||
10 | Кашина Света | 3 место | Диплом |
Какую же роль в научно-исследовательской деятельности отводится учителю и ученику?
Ученик определяет тему, цель деятельности - учитель в этом ему помогает. Например, работа Бескровнова Вадима «Творчество И. Шишкина на картинах моей бабушки». В этой работе пролеживается связь поколений, бабушка вышивает картины И. Шишкина, внук - интересуется творчеством великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Научно – практическая конференция в Лицее 36 «Твой первый шаг в науку» (2009г.)
Ученик сам открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний.
Бойкова Настя 6 «В» класс работала над проектом: «ВЫШИВКА - В ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА». На уроках ИЗО в 5 классе после изучения темы «Искусство вышивки русского народа» Настю заинтересовала тема орнамента народной вышивки, т.к. в свободное время мама, бабушка и Настя любят вышивать. Проект получился творческий с практической направленностью.
- Ученик экспериментирует – учитель раскрывает новые формы и методы эксперимента:
- метод забегания вперед и возвращение назад;
- метод поощрения;
- метода сопоставления;
- метод диалога;
- метод сравнений и ассоциаций;
- метод пояснения;
- метод наглядный метод;
- метод рассматривания;
- воспитательные методы;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологию музейной педагогики;
- Ученик выбирает – учитель создает условия для проведения активности;
- Ученик субъект - учитель – партнёр (работу выполняем вместе – это поход в библиотеку, подбор материала);
- Ученик несёт ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Итак, научно исследовательский метод осуществляется через личностно-ориентированный подход.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования, через различные виды исследовательской деятельности:
- Такие как проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных из разных источников и на основе этого осуществляется собственная трактовка поставленной проблемы.
XXXIII областной краеведческий праздник, посвященный 185 – летию со дня рождения А.Н. Боголюбова ГОУ ДОД «Поиск» 2009 год
В работе Чернышова Коли «Творчество Василия Фимичева», ставиться проблема, узнать, чьё творчество саратовских художников стало известно, так как творчество Борисова - Мусатова, Петрова-Водкина и других саратовских художников. Изучив, литературу по теме исследования, перед Колей была поставлена следующая задача – узнать в каких в музеях города Саратова выставлялись или выставляются картины этого художника.
- Описательные - творческие виды работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления искусства. Работа имеет элемент научной новизны. К такому виду работы относится работа Соколовой Елены «8» класса на тему: «Мозаики М. Ломоносова».
- Аналитико-систематизирующий вид деятельности мы видим в работе Кушнеревой Юлии 8 «В» класса на тему: «Говорящие» пословицы Питера Брейгеля».
Эта работа направлена на наблюдение, анализ, синтез, систематизацию изучаемых процессов и явлений в искусстве Северного Возрождения.
Участие Кушнеревой Юлии 8 «В» класс в РЕГИОНАЛЬНЫХ конференциях в 2011 году
Изобретательно-рационализаторский вид, когда деятельность детей направлен на проектирование и создание новых технологий, например урок в 8 классе по программе Б.М. Неменского по архитектуре, который был представлен на Городском семинаре учителей ИЗО в МОУ «Лицей № 47» 2009 г.
Тема урока: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры» .
- Экспериментально-исследовательский вид – это сбор материала для анкетирования так, для работы «Абстракционизм в искусстве XX века» Лаврова Алина нарисовала рисунки, провела анкетирования среди своих одноклассников, где выявлялся уровень понимания и знаний о картинах абстракционистов России начала 20 века».
Городская научно – практическая конференция «ТИМ» 2012 год – 2 место; Региональная научно-практическая конференция «Молодёжь и искусство» в Институте Искусств при СГУ им Н.Г. Чернышевского 2012 год
- Проектно-поисковый вид НИД: направлен на подтверждение или опровержение результата на поиск, разработку и защиту проекта, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний. Метод проектов ориентирован на самостоятельную, индивидуальную, парную, групповую деятельность учащихся, что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т.д. Но, главное, он рассчитан, на умение работать с различными источниками, быть коммуникабельными, умение анализировать, сравнивать информацию, проецируя её в виде рисунков, поделок и др. Удачным проектом можно считать проект о космонавте Ю.А. Гагарине, в котором принимали участие учащиеся 8 «В» класса.
Проект «Юрий Гагарин – легенда космонавтики!»
8 «В» класс 2010-2011 учебный год
Название проекта | «Юрий Гагарин – легенда космонавтики!» |
Возраст учащихся | 8 «В» класс |
Проектная идея | В 2011 году исполняется юбилейная дата со дня полета первого человека в космос. 8 «В» класс запланировал реализовать данный проект в юбилейном году. |
Предметные разделы | Литература, история, искусство |
Краткое описание проекта | Для реализации проекта о Ю. Гагарине ребята условно разделились на творческие группы, отвечающие за выполнения презентаций, видеороликов, рисунков, поделок, научно-исследовательской работы, посвященных космосу и Ю.А. Гагарину. |
Постановка задачи участникам | Воспитание чувства патриотизма через знакомство с биографией Ю.А. Гагарина и культурно-историческими местами Саратова. Показать на примере Ю. А. Гагарина важность здорового образа жизни для достижения жизненных целей; Научиться сотрудничать друг с другом. |
Результат проекта | Создание творческих работ; Оформление видеороликов; Оформление презентаций. Итак, в течение года мы приняли участие в следующих конкурсах и проектах:
|
Требуемое оборудование | Компьютер, проектор, программы: Word, Pulitzer, Power Point, XL. |
Примеры оценивания работ при проведении данного проекта | Работа оценивается по следующим критериям:
|
Применяемый итоговый раздаточный материал | Проблемные вопросы для учащихся:
|
Информационно-методические обстоятельства (литература, интернет-сайты) | 1. Белоцерковский С.М. Гибель Гагарина: Факты и домыслы. – М.: Машиностроение, 1992. – 160 с.: ил. 7. Гагарин Юрий Алексеевич [Электронный ресурс]: статья из энциклопедии «Кругосвет». - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/articles/51/1005122/1005122a1.htm, свободный.- Загл. с экрана. |
Необходимо учитывать возраст учащихся при подборе темы, методики исследования. Для юношеского возраста характерен еще невысокий
общеобразовательный уровень, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Конечно, не у всех ребят, получается, работать в научно-исследовательской деятельности, т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями:
- Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия (предварительно составляем план – схему).
- Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы:
– Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Мы считаем, Мы думаем, Нам известно, Анализ фактов показывает, Хочу не согласиться с тем, что…
Последовательно собрать материал помогут карточки-задания или обычная тетрадь. Этот метод придумала и воплотила в научно-исследовательских работах с 8- классниками учитель истории О.П. Ярмак «Восточно-Европейский Лицей», а познакомила меня с этим методом на курсах повышения квалификации в САР ИПК и ПРО ведущий методист Аристархова Елена Владимировна. В тематической карточке или в тетради содержится заголовок, название источника, глава, параграф или страница.
Работая в научно–исследовательской деятельности с учащимися, педагог должен обладать определенными компетентностями:
- педагог должен сам быть творческой личностью;
- заниматься самообразованием;
- занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности;
- должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося;
- должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися.
Из этого вытекают основной алгоритм учебных исследований:
- постановку проблемы,
- изучение теории,
- подбор методик исследования и практическое овладение ими,
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
- собственные выводы,
- дальнейшее воплощение творческих идей в жизнь.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, ее нормой.
Результативность моей работы в научно-исследовательской деятельности с учащимися за 2007-2012 года:
Из 10-х учащихся, представлявших свои работы по искусству на муниципальных, региональных, международных конференциях – 6 призовых мест, что составляет 60%, от общего числа участников за 2007-2011гг.
Итак, в современном обществе стало очевидным успешность и востребовательность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно - исследовательской деятельности уже в школе. Это прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать незнакомой аудитории.
В контексте данной темы актуальны слова великого педагога Иоганна Генриха Песталоции: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы методиста по теме: "Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса"
"Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса" обобщение опыта работы методиста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/25/picture-59732-1514174037.jpg)
обобщение опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся школы"
Школьный период жизни ребенка – период развития и становления его творческих способностей. Одним из путей развития творческих способн...
Обобщение опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности на уроках ОБЖ"
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/16/picture-222710-1363450672.jpg)
Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».
Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-446737-1420673039.png)
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-594933-1424104888.jpg)
Обобщение опыта работы по теме « Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием нестандартных форм урока».
Обобщение опыта работы....
Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."
Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся. Задачи опыта: Раскрыт...