обобщение опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся школы"
статья по русскому языку по теме

Набока Ирина Владимировна

            Школьный период жизни ребенка – период развития и становления его творческих способностей. Одним из путей развития творческих способностей является литературная деятельность учащихся. Но творчество учащихся не возникает само по себе, оно требует педагогической и методической инструментовки.

           Одним из приемов развития творчества в моем опыте работы является постоянная смена смысловых связей, включенных в учебную ситуацию. В каждой такой ситуации ребенок должен самоопределиться в изменившемся содержании учебно-познавательной задачи и соответственным образом перестроить содержание текста. Представим ситуацию восприятия спортивной олимпиады. Создание текста можно вести с позиций зрителя, сидящего у телевизора, участника соревнований, с позиций судьи, тренера или мамы чемпионки и т.д. Ребенок в каждом случае проводит огромную самостоятельную работу по выстраиванию структуры текста анализу содержательных различий, заданных темой, определению стиля, подборке слов и др.

         Развитие творческого потенциала учащихся – одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Концепция развития творческих

способностей учащихся школы

Учитель русского языка и литературы

 высшей категории

МОАУ «Юкталинская СОШ»

 И.В.Набока

Главные задачи моей педагогической деятельности – создание условий для развития личности ученика, его творческих способностей, обеспечения формирования языковой грамотности, коммуникативной компетенции, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности.

Одним из приоритетных направлений деятельности учителя-словесника является развитие творческих способностей учащихся. Я убеждена, что человек творческий способен «жить, действовать, успешно реализовывать себя в условиях нового гражданского общества».

Действительно, владение учащимися устной и письменной речью, умение создавать свой, оригинальный текст поможет им занять достойное место в социально-культурном пространстве, выработать коммуникативные навыки, разовьет умение не только выражать свои мысли, но и понимать точку зрения других людей.

Что же помогает нам, педагогам, воспитывать творческую личность, личность эстетически развитую, личность с богатым духовным потенциалом? Одним из важных направлений такой работы является творчество учащихся на уроках литературы, русского языка. Воплотить идеи по воспитанию эстетически развитого пишущего человека помогают как традиционные, так и инновационные образовательные технологии.

У каждого педагога есть свои вкусы, манеры, образцы, на которые он предпочитает опираться. Того учителя, который отыскал свой методический стиль преподавания, не спутаешь ни с каким другим не из-за особенной внешности и тембра голоса, а из-за иного индивидуального преподавательского почерка.

        Существует одно распространенное заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству (креативность) – качество врожденное, она уж или есть сама по себе, или ее нет и не будет. Другое дело – интеллект, как говорят в обиходе – ум, его можно и нужно развивать. И развивают.… На самом же деле это интеллект – врожденное качество, зависящее от генов, но корректировке поддающееся слабо.

        А вот креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким «уродился», а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. У него не было развивающих игрушек, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость.

        Даже очень «тусклые» дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, радоваться малейшему проблеску их творческой активности, достаточно быстро меняются, начинают мыслить, искать, придумывать. Появляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть создателем нового.

        Школьный период жизни ребенка – период развития и становления его творческих способностей. Одним из путей развития творческих способностей является литературная деятельность учащихся. Но творчество учащихся не возникает само по себе, оно требует педагогической и методической инструментовки. Технологию развития творчества учащихся необходимо органично связать с содержанием курса русского языка. Программа по русскому языку главным образом ориентирована на развитие репродуктивных способностей. Предусматривая «развитие речи» несколько раз в четверть, она не может обеспечить творческое развитие учащихся. Если посмотреть на программу с позиций того, как в ней содержательно обеспечивается развитие речи, то можно заметить, что все сводится к овладению синтаксисом изолированного предложения. Закономерности же контекстной речи почти не представлены и ввиду этого познаются учащимися стихийно. Разделы программы по морфологии, фонетике не предусматривают всего того многообразия форм творческой деятельности, которое могло бы сопровождать их изучение.

Вместе с тем мой опыт показывает, что использование творческих форм работы намного улучшает освоение даже таких трудных разделов программы, как правописание безударных гласных, запоминание слов, правописание которых не регулируется точными правилами и др.

Для ребенка выступает весьма важной позиция «автора», самостоятельно составляющего словарь; «добывающего» трудные слова или созидающего «гнездо» родственных слов. Учащиеся не только активно включаются, но и с удовольствием работают над такими заданиями.

Бесконечной может быть вариация творческих заданий, рассчитанных на выработку навыков правописания в разделе лексики, связывающих воедино работу над смысловым значением слов и их правописанием. Для учащихся представляет интерес группировка слов вокруг какого-либо понятия: например, написать слова, обозначающие одежду, обувь, жилище человека, плавательные средства, названия профессий, посуды и др. Особенность таких упражнений состоит в творческом характере деятельности, с одной стороны, и с другой - в более высоком уровне сложности применения знаний (нужно не только подобрать слово, но и определиться с его правописанием и смысловым значением и др.).

Одним из приемов развития творчества в моем опыте работы является постоянная смена смысловых связей, включенных в учебную ситуацию. В каждой такой ситуации ребенок должен самоопределиться в изменившемся содержании учебно-познавательной задачи и соответственным образом перестроить содержание текста. Представим ситуацию восприятия спортивной олимпиады. Создание текста можно вести с позиций зрителя, сидящего у телевизора, участника соревнований, с позиций судьи, тренера или мамы чемпионки и т.д. Ребенок в каждом случае проводит огромную самостоятельную работу по выстраиванию структуры текста анализу содержательных различий, заданных темой, определению стиля, подборке слов и др.

Развитие творческого потенциала учащихся – одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.

            Основные приёмы развития творческих способностей:

  1. рецензирование устных ответов товарищей;
  2. написание сочинений;
  3. рецензирование сочинений;
  4. игра «Кто быстрей и больше?» (подбор синонимов или антонимов к определенному слову);
  5. составление  рассказа по опорным словам на определенную тему;
  6. угадайте слово по толкованию его лексического значения;

уроки культуры речи с погружением в сказочное царство.                                        Важным условием в ряду приемов должна быть выработка внимания у учащихся. Хорошие результаты и большую помощь в этом оказывают, так мною называемые, «пятиминутки внимательности». Их провожу на каждом уроке. Во-первых, они быстро нацеливают учащихся на активную внимательную работу, во-вторых, – это интересная своеобразная форма повторения материала (подбираю интересный, занимательный материал), в-третьих, «пятиминутки внимательности» можно сделать орфографическими. При планировании урока чётко ставлю цель этих «пятиминуток»: какую задачу она должна выполнить.                                                                        

  Творческие задания                                                Как сделать интересным строгое грамматическое правило? Можно ли вообще построить обучение на уроке так, чтобы ученика не покидало чувство новизны от услышанного и увиденного на занятии? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идет о правилах правописания? Учитель, сталкиваясь с этими проблемами, пытается найти оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.                        Нестандартное задание – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:

  1. самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  2. необычные условия работы;
  3. активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

            Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, расследования).

«Перевод с русского на русский»                                                                        Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда приводящие к комическому эффекту. Синонимическая же замена («перевод») делает высказывание точным, понятным, правильным.                                        К нестандартным заданиям этого типа относятся:                                                – «перевод»  иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;                 «перевод» текстов (или составление словарей к ним), написанных на несуществующем языке по типу «глокой куздры»;                                                         «перевод» текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля (лингвистические сказки, образное толкование слов-терминов);                                         «перевод» (расшифровка смысла) языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам учащихся (на примерах произведений юмористического плана или ученических работ).

Анаграммы                                                                                        Анаграммы – слова, состоящие из одних и тех же букв, но в разном порядке: схема – смеха, коршун – шнурок, колос – сокол. Игра, доступная любому возрасту, обогащает словарный запас, развивает чувство слова, учит творчеству.                                        Можно не просто назвать слово, а превратить оба слова в загадку. Например, так: Богатая дама может мгновенно превратиться в подневольное существо, если переставить буквы в слове (барыня – рабыня). Можно отгадать, какая пословица зашифрована: Волос ей не боров, не вылетишь – поймает (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь). Или догадаться, о ком рассказывается: На берегу пруда встретились гуляшка и кутила.                                                                                                Пусть ребята поищут такие слова и предложат анаграмму друзьям, а команды игроков составят подобные загадки для соперников. Вот несколько слов для превращения в другие: заметка, парадокс, ревность, рогатка, атлас, апельсин, накал, карета, старина.

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми

  1. Свободное сочинительство – пиши, что хочешь! Рискуя получить упрек в повторении уже сказанного, хочу еще раз обратить внимание на то, что этот вид работы очень важен для развития речи.

  2. «Мой дневник» – пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством  с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.

  3. «Фантазия-картинка» – опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.

  4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.        

  5. Сценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания.

  6. Музыкальное сочинение.                                                                        1-й вариант – опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.                                        2-й вариант – воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.        

  7. Сочинение-продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

  8. Сочинение-ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.                                                                                                По результатам исследований американских ученых, домашние задания достигают порой обратного результата: вместо серьезной работы по самообразованию – бесчисленное копирование учебников, поголовное списывание и зубрежка. Вместо пользы – вред, вместо радости – отчаяние.                                                                                        Чтобы избежать этого, следует практиковать нетрадиционные виды домашних заданий по каждой теме: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов.                                                        Интересно и такое задание на дом: по вырезанной из журнала фотографии придумать историю, иллюстрацией к которой могла бы стать эта фотография. На следующем уроке выбирается лучшая работа.                                                         Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что «положено», а то, что хочется. Такие виды работ развивают воображение, смекалку, раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом.

Нить доверия

        Помню, однажды в пятом классе на одном из уроков русского языка говорили о простых и сложных предложениях. А накануне, когда обдумывала урок, мелькнула мысль объединить весь разговор темой зимы, добавив к нему литературный материал. И получилось. Дети к тому же написали мини-сочинения.

        Вскоре на стенде красовалась газета с тематической подборкой «Здравствуй, Зимушка-зима!». Мы опубликовали все до единой творческие работы, чтобы ребята поверили в себя, узнали, что каждый труд души интересен, чтобы и в будущем их сердца откликались на все, что происходит вокруг.

        Потом это вошло у меня в практику. Ученики тех классов, где я работаю, сотрудничают со школьной газетой «Родная школа». С их помощью подготовлены выпуски, посвященные А.С.Пушкину, С Есенину, одному дню из жизни школы, «Нашим учителям посвящается» и др.

Уроки радости

        Это также один из видов уроков по развитию речи учащихся в пятом классе.

        В самом начале урока – элемент игры.

        Вспоминаем плывущие облака. На что они похожи? Если лечь на траву и смотреть ввысь, можно представить себе, что по небу плывут замок, пароход, сказочная птица. Дети быстро включаются в игру. И вот уже на бумаге рождаются первые строки.

        Одни улыбаются чему-то, другие, наоборот, задумчивы, третьи, не отрываясь от тетради, сосредоточенно пишут.

        И вот так каждую вторую пятницу вместо литературы в пятом классе провожу уроки творчества. Не перестаю удивляться мудрости моих ребят. Уроки эти ждут с нетерпением.

Вглядываясь в себя

        Я люблю ребятам подбрасывать «незатертые» темы сочинений. Скажем, в десятом классе они проводили интервью с самим собой, отвечали на знаменитую анкету Достоевского, в которой вопросы были непросты – о любимом изречении, о том, что цените в людях, о недостатках, которые склонны прощать, о главной черте характера. Ответы ребят самые разнообразные, но одно объединяет эти работы – попытка заглянуть внутрь себя.

        Нередко я даю подобные темы в контексте изучаемых произведений.

        У десятиклассников наметилась дружба, а, может быть, любовь. После изучения творчества Ф.Тютчева, Н.Некрасова попросила поразмышлять о любви, о красоте, о чистоте, чтобы увидеть отношение ребят к этому чувству, помочь им правильно разобраться в своем.

        Вот так пришла к своему кругу тем с учетом возрастных особенностей детей: у пяти-, шестиклассников это проблемы взаимоотношения с окружающим миром, у семиклассников и постарше – вопросы дружбы, товарищества, искусства, а у старшеклассников – добра, зла, совести, любви, поиски собственной позиции, своего места в жизни, собственного «Я».

        С чего я начинала, с каких жанров?

        Вообще-то я люблю лирические миниатюры, мини-сочинения. Их трудно писать, но зато интересно. Вот с них мы и начинаем в пятых классах. В процессе работы растет мастерство, глубже, красочнее, сочнее становится язык, образ. Зачастую ребята и в старших классах пользуются этим жанром, включая яркие зарисовки в рассуждения, эссе, дневниковые записи, репортажи.

        Творческие способности можно и нужно развивать – в этом убеждаются на собственном опыте все, кто решился попробовать. Конечно, особая цель требует и особых средств, все знают, к каким «творческим» результатам приводят попытки развивать сочинительские способности с помощью сочинений «Как я провел день» или «Моя комната». Каков привет, таков ответ. Но внесите хоть чуточку улыбки и фантазии в само задание, например, «Моя комната в 2050 году» или сочинение «Как я провел день», написанное от имени кота (собаки, мухи, вируса гриппа) – и вы узнаете своих учеников. Одно условие: они должны быть уверены, что их фантазии будут встречены доброжелательно и с интересом.

        В организации работы по развитию творческих способностей учащихся мне помогает авторская «Программа по развитию речи и анализу текста» Л.Беднарской. В ней развитие речи неразрывно связано с изучением системы языка. Иначе и не может быть, так как речь в ее устной и письменной форме – это реализация системы языка.

        Ведь знание теории языка – еще не обязательное условие хорошей речи, но знание системы языка, закономерностей функционирования его единиц развивает речь, совершенствует ее. С другой стороны, осознание роли языковых средств для развития речи является стимулом к освоению теоретических сведений, мотивирует изучение языковой системы.

        Новое направление в преподавании филологических дисциплин дает нам, современным педагогам, ключ к пониманию сути воздействия на ребенка – к воспитанию «сотворца». Ведь концепция всей существующей системы обучения – это воспитание «не – я». А на самом деле мир – это продолжение меня. Искусство слова – это мост между «я» и целостным миром. Чем раньше придет это осознание к ребенку, тем больше у него возможностей для восприятия прекрасного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей на уроках профессионально трудового обучения в коррекционной школе».

Обобщение передавого педагогического опыта в коррекционной школе 8 вида г. Поронайска....

из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся

Опыт работы учителя русского языка и литературыГрига Ирины Иннокентьевныпо теме «Развитие  творческих способностейна уроках русского языка и литературы»...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально-хорового воспитания"

В данном материале я раскрываю условия возникновения опыта, его теоретическую базу, новизну и актуальность а также технологический аспект реализации. Опыт предназначен для учителей музыки общеобразова...

Обобщение опыта по теме "Развитие творческих способностей через УУД"

С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению на уроках математики»

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на о...

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся посредством проектной деятельности на уроках ОБЖ»

Выступление на заседании ШМО  Федорова Александра Владимировича - преподаватель - организатор ОБЖ. МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника с.Валдгейм»...