Активизация познавательных и творческих способностей учащихся на уроках биологии.
статья по биологии (8 класс) по теме

Калиева Алма Тлеубердиевна

Калиева А. Т. в статье "Активизация познавательных и творческих способностей на уроках биологии" знакомит с одним из эффективных методов развития ребенка, позволяющего получить результат, -  это работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Очень подробно излагает  правила составления синквейна и приводит примеры творческих работ учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калиева А.Т.

учитель биологии

КГУ «СОШ № 86»

город Караганда

Республика Казахстан

Активизация познавательных и творческих способностей учащихся на уроках биологии.

     Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха.

     Трудно добиться прочных знаний, если у школьника нет интереса к учебному труду  и изучаемому материалу. Важно не только передать учащимся определенную сумму знаний, но и развивать у них самих желание искать, находить и использовать необходимую информацию. Творческая деятельность учащихся связана с особым напряжением их сил и способностей.  Необходимыми предпосылками творческой деятельности являются познавательный интерес, использование знаний, конструктивное воображение и инициатива.

    На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность школьников, оживляют изучение материала и способствуют его закреплению.

    На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает   значение.

     Применение всего разнообразия методических приемов способствует обогащению методов обучения биологии, более эффективному их использованию в целях прочного усвоения учащимися системы биологических знаний в овладении умениями, а также обеспечивает успешное решение задач воспитания.

     Одним из  эффективных методов развития ребенка, позволяющих быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.  Слово  «синквейн» пришло из французского языка и переводится  как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

     Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею;

2 строка – 2 слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – 3 слова, глаголы, описывающие действие в рамках темы;

4 строка – фраза из нескольких слов, выражающее отношение к теме (афоризм);

5 строка – 1 слово (ассоциация, синоним к теме, обычно  существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение  в теме), которое повторяет суть темы.

     Могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Писать стихи в свободной форме по заказу за несколько минут действительно дано не каждому. Педагоги, использующие технологию критического мышления, предлагают стихотворные формы, требующие достаточно строго алгоритма, который вместе с тем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства.

Дидактический синквейн развивался в практике американской школы. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее  существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. В дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который  позволяет  быстро получить результат.

     Универсальность этого приема – это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и  информации. Составлять синквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна  развивает образное мышление, в частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.    

     Для начала лучше потренироваться на более простых темах. Этот приём не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет проверить, как  запомнили важнейшие понятия темы, развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом  понятийном запасе. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Путем написания синквейна учащиеся могут показать не только свои знания, но и понимание предмета, и свое отношение к сути пройденной темы.

     Синквейн позволяет учащимся самостоятельно составить определение понятий, выявить существенные отличительные характеристики в терминах, дать определение в процессах, охарактеризовать ученых,  растений, животных. Кроме того, позволяет лучше представить сложные термины и категории, выделить их главные признаки.

     Синквейны можно писать индивидуально, в парах или группах после прочтения текста.

    С помощью синквейна можно проверять знания на любом из этапов обучения, чтоб понять, как понимают учащиеся то, что они успели пройти.

     Собрав значительное количество информации, учитель может  лучше понять добился ли он желаемого результата, и лучше скорректировать дальнейшее обучение.

     Синквейны могут быть полезны в качестве:

  1. инструмента для синтезирования сложной информации;
  2. способа оценки понятийного багажа;
  3. средства развития творческой выразительности.

Предлагаю примеры синквейнов, написанных учащимися:

  1. Плод
  2. Сочный, сладкий
  3. Растет, развивается, созревает
  4. Участвует в размножении цветковых растений
  5. Пища.

                                                                 (Карп Кристина)

Земляника

Сочная, красная

Размножается, растет, зреет

Это ягода размножается усами

Клубника.

                                                              (Новик Дарья)

Вишня

Сочная, спелая

Рождается,  зреет, умирает

Относится к группе сочных плодов

Черешня.

                                                                              (Андронуца Людмила)

Цветок

Нежный, благоухающий

Цветет, прорастает, живет

Он является генеративным органом

Одуванчик.

                                                                      (Максимова Мария)

Амёба

Непостоянная, изменчивая

Меняется, размножается, питается

В разных местах появляются выпячивания

Одноклеточная.

                                                                    (Карп Кристина)

Амёба

Крошечная, интересная

Передвигается, питается, размножается

Её относят к группе корненожек

Простейшая.

                                                                                (Рейхерт Александра)

Гидра

Интересная, простая

Обитает, охотится, развивается

Обитает только в пресных водоемах

Беспозвоночная.

                                                                          (Карп Кристина)

Гидра

Простая, беспозвоночная

Охотится, питается, выживает

Питается только мелкими ракообразными

Многоклеточная.

                                                                        (Новик Дарья)

Гидра

Проста, но загадочна

Живет, охотится, размножается

Относится к группе кишечнополостных организмов

Многоклеточная.

                                                                                    (Рейхерт Александра).

Все работы уникальны и интересны. Работа в этой технологии полезна не только ученикам, но и мне самой.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ»

Рассматриваются различные способы развития творческих способностей учащихся, использумые мною на уроках биологии, в том числе  элементы ТРИЗ. Материал  предстваляет собой обобщение  ...

исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе

На протяжении последних лет работаю над темой "исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе". Считаю, что процесс...

Тема: Диалоговые технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии

Методическая разработка доклада педагогического совещания в школе по педтехнологиям.Автор составитель: учитель биологии Салчак Инга Павловна дата создания 25.03.14г.   Тема: Диалоговые ...

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии.

Уроки географии с ТРИЗ – «это уроки мудрости, счастья и творчества». В ходе таких уроков у учащихся появляется мотивация и желание развивать свое мышление....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии

На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, дос...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии

quot;Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд"                            ...