Создание плодово-ягодного питомника в структуре пришкольного учебно-опытного участка.
методическая разработка по биологии по теме

Методическая разработка посвящена методике создания плодово-ягодного питомника и привлечении к этой работе обучающихся 5 - 9 классов. В работе рассказывается о тех исследованиях, которые можно провести с детьми на базе школьного питомника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_plodovo-yagodnogo_pitomnika.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 «Создание плодово-ягодного питомника

 в структуре пришкольного

 учебно-опытного участка»

Автор: учитель биологии МОУ Ниноровской ООШ

Угличского муниципального района

Ярославской области

Новиков Николай Павлович

2010 г

  В трудовом воспитании школьников особенно велико значение творческого труда на пришкольном участке и, в частности, в школьном саду.

   Ухаживая за садовыми растениями, дети овладевают различными приемами работы, приобретают практические навыки, у них вырабатывается привычка бережного отношения к растениям и чаще всего это чувство переносится на окружающий живой мир.

   На пришкольном участке можно выращивать разнообразные породы и сорта, используя прививку и перепрививку деревьев новыми и перспективными сортами.

    В школьном саду в соответствии с программой по сельскохозяйственному труду занятия проводятся в 5 – 8 классах. Но в условиях сельской малочисленной малокомплектной школы к работе в школьном саду можно привлечь всех детей с 3-го по 9-й классы. Работа с растениями воспитывает у подрастающего поколения бережное отношение к окружающей среде. Знакомство с растениями, изучение особенностей их роста и развития и работа с ними развивает интерес у детей к различным отраслям сельскохозяйственного производства, способствует профессиональной ориентации школьников.

Данная работа отражает важные в образовательном и воспитательном отношении элементы научных знаний о растительных организмах. Поэтому на практических работах, проводимых во взаимосвязи с учебными занятиями, необходимо выделить следующие основные направления:

  1. Изучение особенностей строения и жизненных функций культурных растений в их взаимосвязи со средой обитания;
  2. Изучение сортового состава и экологических особенностей культурных растений местной флоры, выявление ценных в хозяйственном отношении сортов плодовых деревьев и кустарников.
  3. Практическое применение полученных учащимися знаний в опытно- практической работе в школьном саду и на учебно-опытном участке.

    Одним из направлений работы на учебно-опытном участке нашей школы является создание и функционирование в течение нескольких лет плодово-ягодного питомника.

Школьный питомник имеет организационную структуру, сходную с обычным промышленным питомником, которая зависит в основном от его размеров.

Исходя из этого, ежегодно устанавливается размер материально-денежного фонда на приобретение оборудования и инструмента, закупку новых сортов плодовых деревьев и кустарников.

В состав школьного питомника входит целый ряд отделений.

В отделении маточных насаждений заготавливают исходный материал для размножения. Оно включает с себя семенной (маточно-подвойный) сад, где заготавливают семена для выращивания сеянцевых подвоев (дичков). При недостатке земельной площади в школьном питомнике можно получать необходимое количество семян семечковых и косточковых культур с апробированных деревьев рекомендованных сортов, произрастающих на отдельных участках жителей данной местности. В маточнике вегетативно размножаемых (клоповых) подвоев заготавливают черенки для укоренения и вставки, а в маточно-сортовом саду — черенки для прививки и окулировки. Как и в случае с семенным материалом, черенки для прививки можно получать с апробированных деревьев известных сортов, находящихся в индивидуальных садах. Маточные насаждения ягодников служат для производства зеленых и одревесневших черенков и здорового посадочного материала (усов земляники, отпрысков малины) для реализации. В маточно-семенном саду разноплодных и прочих растений получают отводки, отпрыски, черенки и семена этих культур.

В отделении размножения выращивают однолетний укорененный материал. Школа сеянцев (нулевое поле питомника), входящая в состав отделения, дает однолетние семенные подвои. Необходимо предусмотреть также участок размножения клоповых подвоев, ягодников и других культур из одревесневших и корневых черенков, отводков и участок зеленого черенкования.

Отделение формирования (школа саженцев) предназначено для доращивания и формирования саженцев до необходимых кондиций (до готовности) для посадки в сад. Оно включает в себя школу саженцев древесных пород, состоящую из первого, второго и третьего полей питомника, где в течение 2—3 лет саженцы доращивают и формируют; участок доращивания ягодных кустарников; участок I—2-летнего доращивания прочих культур. Это отделение наиболее ответственное и трудоемкое, поскольку здесь осуществляют все важнейшие операции (прививку, формирование кроны и т. д.) по подготовке саженцев.

Качество посадочного материала во многом зависит от условий выращивания, поэтому необходимо правильно выбрать участок под питомник. При этом следует избегать низин и открытых возвышенностей по следующим причинам: в низины стекает холодный воздух, почва переувлажняется, в результате чего задерживается рост саженцев, они вымокают и подмерзают. На, возвышенных местах часто происходит недостаточное увлажнение, так как ветры выдувают влагу, а зимой сдувают слой снега, защищающий саженцы, ломая и деформируя их. Непригодны для питомника участки с сильным пересечением рельефа и микрозападинами, с близким (менее 1,5 м) стоянием грунтовых вод, с малоплодородными, слишком тяжелыми или легкими почвами. Почвы минерального типа, то есть с невысоким содержанием органического вещества (песчаные, оподзоленные, глинистые), необходимо улучшать путем регулярного внесения большого количества органических удобрений и структур улучшающих материалов (навоза, перегноя, компоста, торфа, торфофекалия, опилок и т. п.).

Наиболее благоприятные для питомника условия  выравненность участка с небольшим уклоном, (2...30) южной экспозиции; отсутствие сильных ветров и застоя воздуха, хорошие освещенность, водный дренаж, структурная почва среднего механического состава, рыхлая, высокоплодородная и окультуренная, чистая от многолетних корневищных сорняков (пырея, осота) и вредителей (проволочника, хрущей, медведки).

Внутри питомника в лучших условиях должны находиться (в порядке убывания) семенной (маточно-подвойный) сад и участок зеленого черенкования; участок размножения клоповых подвоев, ягодников и других культур из одревесневших и корневых черенков и отводков; отделение формирования; маточные насаждения ягодников и маточно-семенной сад разноплодных культур и прочих растений.

Планирование территории

Когда место для питомника было  выбрано, составили план участка, разбили  его на соответствующие части с учетом рельефа и других особенностей местности. Наиболее целесообразна квадратная или прямоугольная форма границы территории и отдельных участков внутри нее.

Выделив место для всех отделений, приступают к внутренней организации земельных участков. Каждое отделение делят на квадраты и клетки с соотношением сторон 1:2 или 1:3. Длинной стороной их располагают или поперек склона, что уменьшает опасность водной эрозии почвы, или поперек направления господствующих ветров, что снижает их повреждающее действие и опасность воздушной эрозии или иссушения почвы.

 Высаживают разные культуры отдельными однородными участками. Так же упорядоченно проводят посадку отдельных сортов, не допуская их перемешивания. Мужские экземпляры облепихи не располагают вблизи женских, по возможности оставляя между ними расстояние не менее 80...100 м, иначе женские экземпляры будут опыляться и плодоносить, что значительно ослабит ежегодный прирост защитной полосы, а также создаст опасность обламывания ветвей с плодами из-за их привлекательности.

Размеры и соотношение участков питомника зависят от потребности в выпуске посадочного материала для данной почвенно-климатической зоны. Если в южных районах преобладают семечковые и косточковые культуры, то с продвижением на север возрастает доля ягодников и разноплодных культур. Все это определяет площадь маточных насаждений, участков размножения и очередных полей питомника. Учитывая небольшие размеры коллективного питомника, площади отдельных участков рассчитывают в квадратных метрах.

Зная общую земельную площадь питомника и указанные выше соотношения размеров отдельных участков, рассчитывают площадь каждого из них и возможности питомника по выпуску посадочного материала.

Пленочные укрытия позволяют ускорить прогревание почвы весной при раннем посеве семян или получить ранние всходы при подзимнем посеве на укрываемых грядах. Наиболее просто изготовить сооружение высотой 0,5 - 1 м с каркасом из проволочных дуг длиной 2-3 м.

Оснащение садовым инвентарем и оборудованием

В питомнике практически все работы выполняют вручную, поэтому требуется довольно большой набор оборудования, инструментов и инвентаря.

Подачу теплой воды из водоемов (на нашем участке был в свое время выкопан для этих целей пруд) производят с помощью леек и ведер.

Для обработки растений пестицидами против вредителей, болезней и сорняков, для некорневой подкормки растворами удобрений, для создания мелкокапельного тумана при укоренении зеленых черенков необходим опрыскиватель. Нужны в питомнике также лейки и ведра, носилки, тачки и металлические бочки, косы, лопаты, садовые вилы, гвоздевые штампованные грабли, ротационные культиваторы, мотыги, петлевые и зубчатые рыхлители, окучники, совки и другие инструменты.

Наиболее ответственно выбирают и подготавливают режущий садовый инструмент — прививочные и окулировочные ножи, секаторы, шипорезы (тип секатора), сучкорезы для заготовки черенков в высоких кронах, кривые садовые ножи, позволяющие качественно вырезать ветви, подрезать корни и пятки черенков для укоренения, зачищать срезы и т. п., большие и малые садовые ножовки.

Для питомника пригодна большая часть садовых инструментов, выпускаемых промышленностью.

Уход за растениями

Удобрение

В питомнике растения выращивают особенно интенсивно, в результате чего происходит большой вынос элементов питания из почвы, поэтому получение качественного посадочного материала невозможно без использования органических и минеральных удобрений.

Органические удобрения вносят осенью под перекопку один раз в год из расчета 5...10 кг/м2. Наиболее ценен хорошо перепревший навоз. Можно применять также компосты 3—4-летней выдержки и другие виды органических удобрений. Следует помнить, что плохо перепревшие органические удобрения являются дополнительным источником засорения почвы семенами сорняков. Минеральные удобрения применяем ежегодно как при обработке почвы, так и для подкормок. Фосфорные удобрения, плохо растворимые и малоподвижные в почве, вносим под перекопку, при подготовке почвы. Так же поступаем и с калийными удобрениями.

Азотные удобрения более эффективны в виде подкормок, которые проводят 2—4 раза за сезон. Первый раз это делают весной в начале вегетации одновременно с поверхностным рыхлением почвы вокруг растений. Эта подкормка по срокам совпадает с фазой начала их активного роста (конец мая — начало июня). Высаженные в первое поле питомника подвои, а также зимние прививки начинают подкармливать после их приживания. Вторая подкормка целесообразна в фазу интенсивного роста (в июне). Третью подкормку проводят в июле. Использование азотных удобрений в более поздние сроки вызывает затяжной рост и снижение зимостойкости растений.

Общая годовая норма внесения минеральных удобрений зависит от количества и качества внесенных органических удобрений и от типа почвы. Чем меньше естественное плодородие почвы и легче механический состав, тем большую общую норму и более частые подкормки предусматривают. На упаковке и в инструкции выпускаемых промышленностью различных минеральных удобрений всегда помещают данные о процентном содержании в них азота, фосфора, калия. Большинство почв, особенно среднетяжелого механического состава, содержат достаточно микроэлементов, необходимых растениям. Однако на торфяниках проявляется дефицит меди и бора, на подзолистых почвах — бора и молибдена, на супесчаных и карбонатных — марганца, железа, цинка, на чрезмерно известкованных — марганца. Практически все необходимые растениям микроэлементы содержатся в золе и Органических удобрениях, поэтому эффективно регулярное (ежегодное) их внесение. Во многом эту проблему решают и некорневые подкормки слабыми растворами микроудобрений.

Орошение

При нерегулярном выпадении осадков деятельность питомника возможна лишь в условиях орошения. Дополнительные вегетационные поливы усиливают темп и продолжительность развития растений, улучшают качество корневой системы саженцев даже во влагообеспеченных районах.

Способы размножения плодовых и ягодных растений

В садоводческой практике известны два способа размножения растений: семенное (генеративное) и вегетативное.

Отдельные формы абрикоса, а также новые слабо-окультуоенные виды растений (актинидия, облепиха, арония и др.) дают значительный процент сеянцев, близких к исходным формам.

При введении в культуру новых растений их размножают семенным способом, используя семена наиболее интересных и •продуктивных исходных форм или сортов. В этом случае семенное потомство в целом незначительно уступает родительским формам, а отдельные растения превосходят их по крупноплодности, продуктивности и другим ценным признакам. Кроме того, выращенные в изолированных условиях новой местности сеянцы обычно свободны от вредителей и болезней.

Пересевом семян в настоящее время размножают вишню войлочную, облепиху, жимолость у съедобную, лимонник, актинидию, аронию черноплодную, жевдели (абрикос несортовой), шиповник, калину,  боярышник,  фундук  и лещину,   алычу,  смородину  золотистую, землянику ремонтантную, иргу, ежевику.  Для большинства этих культур требуется перекрестное опыление цветков, поэтому единичное растение или несколько растений одного сорта малопродуктивны или вовсе не дают урожая.

Семенной способ используют также для получения сеянцевых подвоев и в селекции для выведения новых сортов. Следует иметь в виду, что среди семенного потомства многих культур встречаются отдельные экземпляры с выдающимися хозяйственно ценными признаками. Их необходимо выделить, размножить вегетативно.

Для большинства плодовых культур (яблони, груши, вишни, сливы, черешни, смородины, крыжовника и др.)  характерно перекрестное опыление. Эти растения имеют сложную наследственную основу, их семенное потомство неоднородно и  повторяет исходных признаков и свойств родителей.

У большинства сеянцев наблюдаются отклонения в сторону дикорастущих предков, ухудшаются качество плодов и другие ценные признаки, поэтому размножать семенным способом эти растения нецелесообразно.

Вегетативное размножение растений позволяет получать однородное потомство и сохранять ценные качества отборных форм и сортов. Этот способ основан на способности растений восстанавливать недостающие органы и в целом весь организм из отдельных частей, например из почек, черенков и т. п.

Практически все плодовые и ягодные растения можно размножать вегетативным путем, однако способность к вегетативному размножению у разных культур и их сортов неодинакова. Она зависит от возраста растения и его органов, взятых для размножения, от факторов внешней среды.

Для получения саженцев используют естественные и искусственные способы вегетативного размножения. К естественным относят следующие.

Усами — представляющими видоизмененные побеги — размножают землянику и клубнику.

Корневой порослью — то есть отпрысками, выросшими из придаточных почек на корнях,— можно размножать малину, реже — облепиху, вишню, алычу, сливу и другие растения.

Отводками — пришпиливанием ветвей к земле.

Вертикальные отводки используют при размножении кленовых подвоев яблони и груши, а также других культур, имеющих ломкие, плохо гнущиеся побеги.

Дуговидные отводки применяют при разведении актинидии, орешника (лещины и фундука) и других растений.

Горизонтальные отводки делают для размножения ягодных  и разноплодных культур, а также подвоев семечковых.

воздушные отводки имеют ограниченное применение даже в любительском садоводстве из-за трудоемкости и небольшого выхода посадочного материала.

Для получения отводков применяют следующие приемы: изменение ориентации побегов, этиолирование, кольцевание, перетяжку, обработку стимуляторами корнеобразования.

РИС. 1. РАЗМНОЖЕНИЕ КРЫЖОВНИКА ОТВОДКАМИ:

1—получение отводков от маточного куста; 2—отводок; 3—однолетний саженец (первый год роста); 4—двулетний саженец (второй год роста)

К искусственным способам относят размножение черенками, которое основано на способности части стебля или корня полностью воспроизвести растение, и прививкой.

Зелеными черенками размножают почти все плодовые, ягодные и декоративные культуры. Заготавливают их из активно растущих побегов с полуодревесневшим стеблем.

Одревесневшими черенками размножают смородину, облепиху, виноград, актинидию, жимолость, айву. Черенки длиной 15...20 см заготавливают осенью или ранней весной из хорошо развитых однолетних приростов. Зимой их хранят в снегу или в подвале.

Корневыми черенками  на практике чаще всего размножают малину, иногда вишню, сливу и некоторые другие культуры. Черенки нарезают из толстых корней.

Размножение прививкой применяют в основном для семечковых, косточковых и некоторых других культур. Этот способ основан на способности тканей родственных растений срастаться, образуя единый организм из двух составляющих. В практике обычно проводят прививку черенком или почкой (глазком), которые называются привоем. Растение, на которое прививают черенок, почку и т. д., является подвоем.

Прививка почкой дает наибольший коэффициент размножения, что особенно важно при внедрении новых ценных сортов. Прививка черенком обеспечивает большие технические возможности, позволяет транспортировать и долго хранить заготовленный прививочный материал, производить весенний ремонт (прививку) подвоев с неприжившимися глазками.

Методика проведения прививки.

Сроки проведения прививки зависят от способа выполнения и поставленных задач. Начинать ее можно ранней весной после окончания морозов, а заканчивать — при цветении растений. Однако наиболее благоприятное время для большинства культур — период активного сокодвижения (набухания почек), когда среднесуточная температура достигает -|-7 – 90С. Косточковые культуры, особенно вишню, желательно прививать в более ранние сроки, до начала сокодвижения.

Прививку проводят прививочным (копулировочным) ножом. Успех прививки во многом зависит от качества косого среза. Выполняя его, нож ведут «на себя». Лезвие при этом должно быть параллельно большому пальцу руки. У прививаемого черенка нижний косой срез делают под почкой, что повышает его приживаемость.

Длина среза в 3—5 раз превышает диаметр черенка, а поверхность среза должна быть плоской, ровной и чистой. Между срезом и приложенным к нему лезвием ножа не должно быть просветов.

Подвои в местах прививки и привой перед работой тщательно очищают от грязи и любых налетов на коре. При этом никогда не берутся пальцами за поверхность среза, так как это может стать причиной плохой приживаемости. Случайно загрязненные срезы обновляют ножом.

Быстрота и точность операций предупреждают окисление и подсыхание срезов.

Прививку проводят в сухую погоду, поскольку по мокрой коре лезвие скользит, а срезы загрязняются. Для лучшей приживаемости подсохших при хранении привоев перед прививкой их на несколько часов ставят в воду.

В настоящее время насчитывается более 200 разных видов прививки. Все они подразделяются на две группы.

Первая группа — аблактировка, или прививка сближением частей растений без отделения их от исходных растений до полного срастания; на практике используется редко, в основном для формирования сплошной плодовой стены.

Вторая группа — собственно прививка одного растения (подвоя) предварительно отдельной частью другого или того же растения (привоя). Привоем может служить часть побега, корня, одиночная почка, лист и т. д.

В питомниководстве наиболее распространены следующие виды прививок:

Окулировка — это основной способ размножения плодовых растений. Он высокопроизводителен, прост в исполнении, обеспечивает высокий коэффициент размножения и прочное срастание привоя с подвоем.

Обычно окулировку выполняют летом (в июле — августе) «спящим» глазком (щитком), но у косточковых культур можно провести раннелетнюю и весеннюю прививку прорастающим глазком.

Слишком ранние сроки окулировки (в июне) «спящим» глазком связаны с определенными сложностями, В это время побеги растений бывают еще не вызревшими, травянистыми (не похрустывают при сгибании в кольцо), почки слаборазвиты, легкоранимы.

Другая опасность состоит в том, что в случае успешного приживания глазка на подвое при ранней окулировке он начинает развиваться в этом же году, образуя слабый побег в конце лета или осенью. Такие побеги не в состоянии выдержать зимние холода, и, как правило, все погибают.

При летней окулировке глазок пробуждается следующей весной и дает побег, в результате чего формируется однолетний саженец. Весенняя и раннелетняя окулировка (в теплых районах или в условиях защищенного грунта) тоже позволяет получить достаточно развитые однолетки. Если для летней окулировки черенки нарезают непосредственно перед работой из приростов текущего года, то для весенней и раннелетней окулировки используют начинающие прорастать глазки с однолетних приростов, заготовленных до начала весеннего сокодвижения.

Окулировка щитком с древесиной. Щиток срезают с узловой части побега, продвигая нож от основания к верхушке побега. Используемые побеги должны быть достаточно одревесневшими в нижней и средней частях,  где берут щитки.

У заготовленных побегов срезают верхушки и листья, оставляя листовые черешки длиной 6 – 10 мм, и хранят во влажных условиях до окулировки.

Щиток вставляют в Т-образный разрез коры у основания стволика подвоя и подрезают верхнюю часть коры щитка так, чтобы он плотно вошел в разрез. Сразу же после вставки щитка место окулировки обвязывают полимерной лентой по направлению сверху  вниз,  затягивая  на конце петлю. Почку,  особенно у  косточковых пород, оставляют свободной, так как при сплошной обвязке она  сдавливается и часто погибает.

Для окулировки щитком без древесины подготавливают почку со слоем коры треугольной формы. Очень важно, чтобы при снятии щитка был сохранен сосудистый пучок почки (напротив почки с внутренней стороны должны быть два выхода в виде выступающих точек).

Через 15—20 дней у прижившихся щитков почка и кора нормального цвета, несморщенные, а черешок листа легко опадает. Если щитки подсыхают, и черешок не отделяется, подвои окулируют повторно.

Прививку черенком применяют для подвоев с неприжившейся окулировкой, для перепрививки и лечения поврежденных деревьев в саду и т.д. Способ менее производителен, чем окулировка, требует большого расхода черенков, обвязочного материала и садового вара, не всегда обеспечивает прочное срастание.

Черенки обычно заготавливают в начале зимы или ранней весной после мягких зим, используя сильные годовые приросты длиной 30 – 50 см с периферийных частей кроны. Сохраняют их в снегу или в подвале в песке при температуре 0...+2°С. Для прививки берут черенки с 2—-3 почками, находящимися в состоянии покоя. В это же время необходимо, чтобы у подвоя происходило сокодвижение и по фенологическому развитию (пробуждению) он опережал привой.                  

Копулировка бывает простая и улучшенная (с язычком на косом срезе). Улучшенная копулировка — один из основных и надежных способов прививки. Ее используют при одинаковой толщине привоя и подвоя (допустимо превышение диаметра подвоя по сравнению с привоем не более чем на 25%). Между срезом и приложенным к нему лезвием ножа не должно быть просветов. Камбиальные слои при совмещении срезов должны совпадать хотя бы с одной стороны.

Язычок обеспечивает хорошее закрепление черенка и увеличивает поверхность срастания. Его делают дополнительным зарезом от верхней трети косого среза, заглубляя лезвие ножа почти параллельно оси черенка.

С улучшенной копулировкой сходна прививка вприклад с язычком, применяемая на подвоях большого диаметра.

Прививку в боковой зарез применяют, если подвой толще прививаемого черенка в 1,5—3 раза. Она обеспечивает большую прочность срастания компонентов. Если эту прививку проводят ранней весной на подвоях с неприжившимися глазками, получают однолетние саженцы, не уступающие по развитию выращенным из окулянтов прошлого года.

Боковой зарез на подвое выполняют под углом 25...30° к его оси и на глубину 1/2 его толщины. При этом одна сторона зареза должна быть длиннее другой в 2—-2,5 раза. На прививаемом черенке делают два косых среза на клин и вставляют в длинную сторону зареза (рис. 10). Ветвь, растущую выше места зареза, удаляют либо одновременно с прививкой, либо после приживания черенка на следующий год.    

Прививку в расщеп используют на разных по диаметру подвое и привое. На черенках делают два косых среза на клин (желательно с седлообразными уступами) и вставляют в щель с одной или с обеих сторон расщепа. Щель и поверхность среза подвоя замазывают садовым варом.

Прививка за кору  наиболее проста в исполнений и дает высокую приживаемость. Ее используют на подвоях, более чем в 2,5—3 раза превышающих по толщине прививаемый черенок, а также в саду при перепрививке крупных ветвей и для быстрейшего залечивания крупных срезов.

На каждые 4...6 см окружности ветви или ствола прививают один черенок, все открытые срезы при этом замазывают варом. Чтобы черенки лучше закрепились, их пришивают к ветви мелкими тонкими гвоздями или стягивают по кругу обвязкой. Активное образование наплыва каллуса в местах прививки способствует затягиванию открытого среза подвоя. Этот процесс специально используют для залечивания крупных ран.  

Если перепрививаемая ветвь имеет наклонное положение, в нижнем полукруге среза черенки приживаются и развиваются слабее, чем в верхнем, возможно их отламывание под собственной тяжестью в первые 2—3 года после прививки. Из всех прижившихся прививок одну - две оставляют в качестве основных, рост остальных ограничивают подрезкой, сохраняя их временно до зарастания.

Прививку мостиком применяют для лечения кольцевых или частичных повреждений коры штамба. На каждые 3...4 см окружности поврежденной части ствола используют один черенок, вставляя нижний и верхний срезы в разрез здоровой коры плоскостью среза к древесине. На черенках удаляют почки, направленные к штамбу. Места прививок фиксируют мелкими гвоздями, замазывают варом и обвязывают.

Успешное срастание прививочных компонентов зависит от совпадения и тесного соприкосновения камбиальных слоев привоя и подвоя. Необходима также плотная обвязка гидроизолирующей лентой и обмазка садовым варом мест прививки и торца черенка.

Процесс срастания прививочных компонентов продолжается 30 – 50 дней и более в зависимости от вида растения и внешних условий. Температура при этом должна быть +7… +32 0С (для яблони +12+200С), влажность воздуха в зане прививки – 100%.

  В пришкольном саду в условиях учебно-опытного участка необходимо проводить дальнейшую опытную работу с целью формирования умений по уходу за плодово-ягодными культурами. Учащимся необходимо показать весь комплекс работ по выращиванию плодовых деревьев.

Кроме районированных сортов плодово-ягодных культур необходимо уделить внимание новым плодово-ягодным культурам. По своей питательной ценности и вкусовым качествам они не уступают традиционным культурам, а некоторые даже превосходят их.

Дикорастущие плодово-ягодные растения обладают многими ценными и полезными свойствами. Они неприхотливы к почве и уходу, зимостойки, высокоурожайны. Многие из них успешно произрастают в таких почвенно-климатических условиях, в которых традиционные культуры растут плохо или совсем не развиваются.

Дикорастущие растения можно поделить на группы:

поливитаминные

  • черноплодная рябина
  • облепиха
  • рябина
  • шиповник

плодовые и декоративные

  • айва японская
  • барбарис
  • боярышник
  • ирга

перспективные плодовые культуры

  • алыча
  • тёрн
  • вишня войлочная

орехоплодные

  • лещина

дикорастущие плодово-ягодные растения

  • актинидия
  • лимонник
  • ежевика
  • жимолость
  • калина
  • бузина черная.

В перспективе, работая в данном направлении, сочетая плановые посадки плодово-ягодных деревьев и кустарников с дикорастущими растениями, я надеюсь придти к тому саду, который не только бы отвечал всем требованиям школьной программы, но и просто радовал окружающих.

Список литературы:

1. В.В. Романов, О.А. Ганичкина, А.А. Акимов, Е.В. Уваров – Во саду и огороде (сборник), Ярославль, Верх.-волж. Кн. Изд-во, 1989 г.

2. А.А. Павильонов, М.И. Рожков – Новые плодовые и ягодные культуры,

Москва, Россельхозиздат, 1986 г.

3. Н.А. Афанасенко – Опыты в школьном саду, Москва, «Просвещение», 1992 г.

4. Х. Бейкер – Плодовые культуры (пер. с англ. И. Гуровой) Москва, «МИР», 1990 г.

5. А.С. Девятов, М.А.Блескина – Приусадебный сад. Изд-во «Урожай», 1976 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК

Школьный учебно-опытный участок организуется в целях воспитания у учащихся интереса и любви к природе и сельскому хозяйству; обеспечения связи изучения основ наук с сельскохозяйственным трудом учащихс...

Опытно-экспериментальная работа на учебно-опытном участке

Учебно-опытные участки создаются при всех типах образовательных учреждений. На участках учащиеся проводят опытно-практические и исследовательские работы, экскурсии по биологии и окружающему миру, рабо...

Формирование кроны и обрезка плодово-ягодных культур

Конспект урока по предмету  "Хозяин усадьбы"...

Обновление содержания работы пришкольном учебно-опытном участке школы

Организация  деятельности  на УОУ школы на современном этапе требует применения новых форм и методов работы.  В данной статье учитель делится опытом своей работы....