Формирование кроны и обрезка плодово-ягодных культур
план-конспект урока по технологии (11 класс) по теме

Лобанова Лариса Валерьевна

Конспект урока по предмету  "Хозяин усадьбы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : Формирование кроны и обрезка плодово-ягодных культур

Цели: Формировать навыки по правильной обрезке плодовых деревьев и кустарников

Показать практическую значимость первичной , формирующей и омолаживающих  обрезок плодовых деревьев и кустарников

 

Развивать навыки по работе с  садовым секатором,  вырабатывать практические умения по  правильной обрезке  кустарников

Воспитывать интерес к садоводству и любовь к природе

Оборудование:  побеги плодовых деревьев и кустарников, секатор,  иллюстративный    

                             раздаточный материал,  тест «Посадка саженцев плодовых деревьев»

Ход урока:

1. Оргмомент

2. Контроль знаний по теме «Посадка саженцев плодовых деревьев»

                                         Выполнить тест

Тест «Посадка саженцев плодовых деревьев»

Задание выбери правильные утверждения

1) После приобретения саженца перед посадкой надо

   - плотно завернуть весь саженец в пластиковый пакет

   - обязательно сохранить все листья  на саженце

   -  смочить корни в глиняной болтушке

   -  Завернуть корни во влажную ткань

2) Яму для посадки копают

   - под  двухлетний саженец яблони на глубину 20-30 см  

  -   под саженец груши -60 см

  -   обычно за 2-3 мясяца до посадки саженца

   -  на глубину 30 см непосредственно перед посадкой саженца

3)  При посадке саженца

  - корни его промывают чистой водой

  -  корни у взрослых саженцев подрезают на 20-30 см

   -  место прививки заглубляют на 2-3 см

  -  землю после посадки хорошо уплотняют

  -  землю после посадки слегка уплотняют и хорошо рыхлят

 

4) Пересадку плодовых деревьев производят

   - в любом возрасте

   - в возрасте до 15 лет

   - в возрасте до 25 лет

   -  в возрасте до 5 лет

5) После посадки саженцев плодовых деревьев их

  - поливают водой в количестве 1-2 ведра

  - мучнируют до заморозков до места прививки

  - поливают водой в количестве  2-3 ведра на саженец

  -  сразу посыпают мучнёй ,  закрывая место прививки на 2-3 см

  - мучнируют перед наступлением заморозков  выше места прививки

3. Изучение нового материала

   1) Рассмотреть образцы побегов плодовых деревьев и кустарников, распознать растения

   2)  Научиться отличать однолетние побеги от многолетних

  1. Рассмотреть  и прокоментировать иллюстративный материал по обрезке плодовых деревьев


Рис. 1. Выращивание саженцев из зимних прививок


Рис. 2.  а - формирование кроны однолетка : 1 - зона закладки скелетных ветвей (6-8 почек) (апрель), 2 - штамб-40-60 см; б - удаление конкурента и ошмыгивание боковых побегов привоя - побегов утолщения в зоне штамба (июль); в - двухлетнее растение, подготовленное к выкопке (конец сентября-октябрь)



Рис. 3. Первая послепосадочная обрезка яблони: 1 - конкурент вырезают; 2 - длинные ветки укорачивают; 3 -не входящие в скелет ветки отгибают до пониклого положения; 4 - проводник у сортов с пирамидальной кроной оставляют выше концов скелетных ветвей на 20-25 см; 5 - проводник у сортов с раскидистой кроной - на 10-15 см (по Р. П. Кудрявцу)

Через год после первой послепосадочной обрезки приступают к ежегодной обрезке. Главной задачей обрезки в этот период - период роста - является формирование кроны.


Рис. 4. Последовательная обрезка яблони в период формирования: а - до обрезки; б - после обрезки; 1 - скелетные ветви уравновешивают в силе развития и подчиняют проводнику; 2 - проводник вырезают на расстоянии 30-40 см выше последней скелетной ветви над боковой слабой веткой с углом наклона 60-70°; 3 - ветви, растущие вовнутрь, вырезают; 4 - вырезают ветви, направленные не в свой сектор; 5 - загущающие ветви вырезают; 6 - некоторые загущающие ветви можно перевести в горизонтальное положение и оставить в качестве обрастающих попарным переплетением и отгибанием (по Р. П. Кудрявцу)

Целью обрезки яблони в период плодоношения является восстановление и поддержание интенсивности роста растений, а также уменьшение избыточного количества пунктов, плодоношения. Этого достигают омолаживанием и детальной обрезкой.


Рис. 5. Обрезка яблони в период плодоношения (по Б. Н. Анзину)



Рис. 6. Первая послепосадочная обрезка вишни (по Р. П. Кудрявцу)



Рис.7

 Обрезка кустовидной вишни: 1 - вырезают проводник и разветвления, загущающие крону; 2 - укорачивание скелетных ветвей до первого бокового ответвления с удалением их оголенных окончаний для стимуляции образования волчковых ветвей; 3 - обрезка на волчковую ветвь; 4 - волчки; 5 - вырезка ветвей, растущих вовнутрь и загущающих крону (по Б. Н. Анзину)

Рис. 8. Обрезка порослевой вишни: Вырезаны: 1 - самые старые ветви; 2 - загущающая поросль; 3 - загущающие ветки, идущие вовнутрь; 4 - обвисающие; 5 -для раскрытия центра (по Р. П. Кудрявцу)


Рис. 9. Строение куста земляники: 1 - корни; 2 - рожки; 3 - листья; 4 - цветонос; 5 - усы

Виды обрезки:

- послепосадочная обрезка

- обрезка по формированию кроны

- обрезка плодоносящих деревьев для омоложения

4. Практическая работа 

   1) ТБ при работе с садовым инвентарём ( секатором)

   2) Научиться работать секатором .

3) Провести работу по обрезке и формированию куста плодово-ягодного кустарника –смородина

5. Домашнее задание :  осмотреть домашний сад  разработать план мероприятий

                                          по  обрезке и формированию кроны .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе.

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе. ...

Интегрированный урок в 8 классе "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" (биология, физическая культура)

Интегрированный урок по теме "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" имеет цель раскрыть роль физических упражнений в формировании скелета, воспитывать учащихся на примерах ве...

План-конспект занятия по теме "Разнообразие плодово-ягодных растений»

План-конспект занятия по теме "Разнообразие плодово-ягодных растений"...

Создание плодово-ягодного питомника в структуре пришкольного учебно-опытного участка.

Методическая разработка посвящена методике создания плодово-ягодного питомника и привлечении к этой работе обучающихся 5 - 9 классов. В работе рассказывается о тех исследованиях, которые можно провест...

Интерактивный кроссворд «Плодово-ягодные розоцветные»

Интерактивный кроссворд «Плодово-ягодные розоцветные» можно применять на этапе закрепления знаний после изучения темы "Розоцветные"...

Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через применение системы сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры

Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и ...