Главные вкладки

    Интегрированный урок в 8 классе "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" (биология, физическая культура)
    методическая разработка по физкультуре (8 класс) по теме

    Уткина Галина Ревилионовна

    Интегрированный урок по теме "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" имеет цель раскрыть роль физических упражнений в формировании скелета, воспитывать учащихся на примерах великих ученых, спортсменов, героев художественных произведений, показать взаимосвязь физиологических процессов организма под влиянием нервной системы и физических упражнений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок:

    «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц»

    (биология, физическая культура)

         Тип урока:

    Интегрированный урок биологии и физкультуры

         Тема урока:

    Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.

         Цели урока:

    Раскрыть роль физических упражнений и спорта в формировании скелета.

    Продолжить воспитание учащихся на примерах великих ученых, спортсменов, а также героев художественных произведений.

    Показать взаимосвязь физиологических процессов организма под влиянием нервной системы и физических упражнений.

     Подготовительная часть: (учащиеся самостоятельно готовили дополнительный материал к уроку по плану, предложенному учителем биологии).

    Оборудование:

    Репродукции картин художников (о красоте тела).

    Модель скелета человека.

    Таблицы «скелет человека», «мышцы».

    Лозунги, плакаты

    Магнитофон, музыка для проведения физкультминутки.

    Ход урока

     Организационный момент

    -учитель биологии (вводное слово) – 2 м.

    -Здравствуйте , ребята! Мы рады приветствовать Вас в этом зале. Стихотворение…

     - Учитель физкультуры:

    Сегодня у нас необычный урок, мы попытаемся вместе с вами показать влияние физических упражнений на работу всех систем и органов, на согласованность физиологических процессов всего организма.

    Физкультминутка:

    Упр. №1  И.п.- о.с. 1- наклон головы вперед

                                      2- наклон головы назад

                                      3- наклон головы влево

                                      4- наклон головы вправо

                                      5-8- то же

                                      Повторить 2 раза

    Упр. №2  И.п. – о.с. 1- 2 –руки через стороны вверх, подняться на носки

                                        3- 4 – и.п.

                                        Повторить 4 раза

    Упр. №3  И.п. – ноги на ш.п., руки на поясе

    наклон туловища вперед

    наклон туловища назад

    наклон туловища влево

    наклон туловища вправо

    8 – то же

    Повторить 2 раза

         Упр. №4  И.п. – ноги на ш.п., руки перед грудью

    рывок руками перед грудью

    рывок руками с поворотом налево

    рывок руками перед грудью

    рывок руками с поворотом направо

    8 – то же

    Повторить 2 раза

         Упр. №5  И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны

    наклон к правой ноге левой рукой

    наклон к левой ноге правой рукой

    4 – то же

    5- 8 – повторить

    Повторить 2 раза

         Упр. №6  И.п. – о.с. 1 – полуприсед, руки вперед

                                             2 – и.п.

                                             3 – 4 – то же

                                             Повторить 4 раза

                         

             Основная часть

             Учитель биологии:

    -Да, значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека огромно. Их необходимо выполнять, чтобы быть стройными, здоровыми, красивыми, чтобы надолго сохранить работоспособность.

            Вопрос к учащимся:

                      - Как вы думаете, ребята, что значит слово «человек»? И какова роль здоровья в его жизни?

           Учащиеся:

    - Чело – лоб, лицо. Век – столетие. Мы должны жить долго, а это зависит в основном от нас самих. Здоровье человека – это основное богатство, его не купишь ни за какие деньги. Теряется здоровье пудами, а восстанавливается граммами. Чтобы стать сильными, ловкими, выносливыми и работоспособными. Необходимо регулярно заниматься физическим трудом и спортом. 250 лет на скале в Элладе были высечены слова: «Хочешь быть сильным – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».

              Вопрос учащимся:

             - Какова роль мышечной силы для формирования скелета?

    - Учащиеся:

             - Способность мышц выполнять работу зависит от их тренированности, которая повышает мышечную силу, действует благоприятно на мышцы и на состояние скелета.

    Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает ощущение бодрости, силы, здоровья.

               Учитель биологии:

               - А сейчас немного истории.

             Учитель физкультуры:

    - Гимнастика как средство физического воспитания возникла еще в Древнем Китае и Индии, где физические упражнения использовались в основном в лечебных целях. Вершины своего развития гимнастика достигла в Древней Греции. Греки занимались спортом под теплыми лучами солнца обнаженными. Отсюда и происходит слово «гимнастика» - «Gymnos» - обнаженный. 

    Гимнастика, как вид спорта, цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции.

    Помимо привычных для нас общеразвивающих упражнений (ОРУ) и специальных упражнений на снарядах, гимнастика Древних Греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду на колесницах.

    Многие великие люди Древности были хорошими спортсменами и даже побеждали на Олимпийских играх. Великого математика Пифагора и его учеников заботило не только духовное и нравственное, но и физическое развитие. Он не только сам участвовал в Олимпийских играх, но и победил 2 раза в кулачных боях. Он воспитал целую плеяду Олимпийцев. Чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою был и великий математик Архимед.

                 -Вопрос к учащимся:

                - Что говорили великие люди о пользе физических упражнений?

                Учащиеся:

             Учитель биологии:

    - О пользе спорта убедительно говорят примеры спортивного долголетия. Русский борец Иван Поддубный 33 года подряд был чемпионом Мира. Он так и остался непобежденным богатырем, возведенным в ранг национального героя. Даже в 66 лет он не оставил ковра. Он не курил, не употреблял спиртных напитков, систематически тренировался.Тренированные мышцы И.Поддубного не уступали по объему и крепости мышцам молодых борцов.

                  Вопрос к учащимся:

                  - Какие примеры вы можете привести доказывающие роль спорта в долголетии?

                Учащиеся:

                - Известен знаменитый волжский богатырь – Никитушка Ломов. Он один вбивал сваи чугунной бабкой – это работа была под силу 8 рабочим.

               - В парижском музее хранится рельс, согнутый волжаниным Иваном Заикиным во время его гастролей во Францию.

               - Павел Касьянов разрывал цепи. В Мадриде он убил ударом кулака разъяренного быка.

              Учитель биологии:

               - Да, невольно возникает вопрос. Почему в настоящее время состояние физической культуры обстоит немного иначе? И многие из нас не придают ей большого значения.

               Учащиеся:

               - Развитие городского транспорта и таких средств передвижения как лифт, эскалаторы, развитие телефонной и других средств связи привели к малоподвижному образу жизни – к ГИПОДИНАМИИ –понижению двигательной активности.

               - У людей развивается слабость скелетных мышц, сердечной мышцы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление жира в организме, развитие атеросклероза. Все это приводит к ускорению старения организма. Но основными способами борьбы с последствиями гиподинамии – это все виды спорта , туризма.

                 Учитель биологии:

                - Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета, а особенно мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в прцессе роста и развития организма. Самый интенсивный рост и развитие мышц между 14 и 17 годами. К 18 годам мышечная система становится такой, как у взрослого человека.

               И сейчас мы постараемся доказать это , решив несколько проблем.

    Учитывая при этом ведущую роль нервной системы, т.к. мышцы действуют согласованно под контролем нервной системы.

             1.  Проблема (вывешивается на доску)

             -Что происходит при сгибании и разгибании руки в локте и фиксации костей в суставе?

             - Учащиеся:

             - Когда нервные центры двуглавой мышцы возбуждены, нервные центры трехглавой мышцы – заторможены, следовательно двуглавая мышца сокращается, а трехглавая расслабляется и рука сгибается в локте (показ этих мышц учащимися)

              А когда центры двуглавой мышцы заторможены, нервные центры трехглавой мышцы возбужденыЮ следовательно двуглавая мышца расслабляется, а трехглавая мышца сокращается и рука в локте разгибается (показ мышцы)

              Чтобы выяснить механизм действия сгибателей кисти, необходимо знать, что в этом участвуют сухожилия этих сгибателей в области лучезапястного сустава (показ мышц).

                Учитель физкультуры:

               - А сейчас мы покажем комплекс упражнений, при котором будут задействованы эти группы мышц.

    Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса:

    Упр.№1    И.п. – о.с. – руки вперед

    – сжимаем кисти рук

    – разжимаем кисти рук

    – 4 то же

    Повторить 4 раза

    Упр. №2   И.п. – о.с., руки в стороны

                                      1-4- вращаем кисти рук в одну сторону

                                      5-8- вращаем кисти рук в другую сторону

                                      Повторить 2 раза

    Упр. №3   И.п.- о.с., руки перед грудью, ладони вместе.

                                     1-2 – наклоны ладоней влево (с усилием)

                                     3-4- наклоны ладоней вправо  (с усилием)

    Упр. №4   И.п. – о.с.   1 – руки вперед

                                          2 – руки вверх

                                          3 – руки в стороны

                                          4 – и.п.

    Упр. №5    И.п. – о.с.- руки в стороны, ладонями вверх

                                         1 – с усилием согнуть руки

                                         2 – с усилием разогнуть

                                         3 – 4 – то же

                                         Повторить 4 раза

                       Учитель биологии:       2 Проблема (на доске)

    Прямохождение – важная приспособленность человека. Так ли это?

                         Учащиеся:

    Да, это так! Особое внимание необходимо уделить мышцам, поддерживающим тело в вертикальном положении. Глубокие мышцы спины напряжены не только тогда, когда человек стоит вертикально, но и при наклонах вперед. Эти мышцы, вместе с мышцами живота, ягодичными мышцами и четырехглавыми мышцами бедер участвуют в непрерывной работе, связанной с поддержанием равновесия тела.

                      Учитель биологии:

                       Впервые изучил работоспособность мышц человека И.М. Сеченов. Его исследованиями был заложен целый раздел физиологии.

                      Учитель физкультуры:

                      Мы предлагаем вашему вниманию упражнения для этой группы мышц: (выполняются под музыку).

    Комплекс №2. Упражнения для мышц спины, живота, ягодиц, бедер.

    Упр. №1       И.п. – о.с., руки на поясе

                                             1 – наклон вперед . руки вперед

                                             2 – и.п.

                                             3 – наклон вниз, руки вниз

                                             4 – и.п.

                                             Повторить 4 раза

    Упр. №2       И.п. – сед на полу, упор сзади

                                            1 – согнуть ноги

                                            2 – поднять ноги (угол 45 град)

                                            3 – согнуть ноги

                                            4 – и.п.

                                            Повторить 4 раза

    Упр. №3       И.п. – о.с., руки на поясе

                                           1 –поднять левую ногу вперед, руки вперед

                                           2 – и.п.

                                           3 – то же правой ногой

                                           4 – и.п.

                                           5 – поднять левую ногу в сторону, руки в стороны

                                           6 – и.п.

                                           7 – то же правой ногой

                                           8 – и.п.

                                           Повторить 2 раза

    Упр. №4      И.п. – о.с., руки на поясе

                                          1 – выпад вперед левой, руки вперед

                                          2 – и.п.

                                          3 – выпад вперед правой, руки в стороны

                                          4 – и. п.

                                          5 – выпад в сторону левой, руки в стороны

                                          6- и.п.

                                          7 – выпад в сторону правой, руки в стороны

                                          8 – и. п.

                                        Повторить 2 раза

    Упр. №5     И.п. – о.с. Приседания

                                       1 -4 – глубокий сед, руки вперед

                                        Повторить 4 раза

                          Учитель биологии:

                         И вот еще проблема, которая вытекает из предыдущих.                                            

    3 Проблема: Работоспособность мышц зависит от ритма работы?

                        Учащиеся:

              Да, действительно это так. Если давать нагрузку мышцам сразу больше, чем нужно, то быстрее наступает утомление. А это сказывается на функционировании всего организма.

    - Здесь можно отметить и учащенное дыхание и сердцебиение. Так как все системы в организме взаимосвязаны.

                       Учитель физкультуры выполняет комплекс упражнений, где ритм работы влияет на мышцы.

    Упр. №1    И.п. – о.с. 1 – руки вперед

                                         2 – руки в стороны

                                         3 – руки вверх

                                         4 – и.п.

                                         5 – 8 – то же

                                         Повторить 2 раза в медленном темпе

                                         Повторить 2 раза в быстром темпе

    Упр. №2  И.п. – ноги на ш.п., руки на поясе

                                        1 – прыжком скрестить ноги, левая впереди

                                        2 – и.п.

                                        3 – прыжком скрестить ноги, правая впереди

                                        4 – и.п.

                                        5 – 8 – то же

                                        Повторить 2 раза в медленном темпе

                                        Повторить 2 раза в быстром темпе

                      Учитель биологии:

                      Исходя из того, что при выполнении упражнений возникла достаточная нагрузка на мышцы, необходимо решить такую проблему как:

    4 Проблема: Расходуется ли энергия при мышечном сокращении?

    5 Проблема: Действительно ли к работающим мышцам поступает больше крови, чем к неработающим?                                            

                    Учитель физкультуры:

                   Расходуется энергия в результате распада и окисления органических веществ. Энергия накапливается в мышцах в виде АТФ.

    При распаде образуется углекислый газ и вода, которые выводятся из организма.

    Расход энергии в мышцах влечет за собой и увеличение скорости крови по сосудам, к работающим мышцам  и органам поступает больше крови, чем к неработающим. После выполнения упражнений это можно заметить по внешним признакам, а именно – по покраснению кожи, так как сосуды расширяются и это способствует теплоотдаче.

    При выполнении упражнений усиливается кровообращение, теплоотдача, учащается дыхание и сердцебиение. Это можно проследить по ЧСС.

    Взять пульс до и после упражнений.    

    Сейчас мы выполним комплекс упражнений с отягощениями. При этом расход энергии будет гораздо больше, так как мышцам приходится выполнять большую нагрузку.

     Упр. №1     И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху

    наклон к левой ноге

    и.п.

    наклон к правой ноге

    и.п.

    8 то же

    Повторить 2 раза (без предмета)

    Повторить 2 раза с предметом (набивной мяч)

    Упр. №2   И.п. – сед на полу, упор сзади

                               1 – подтянуть ноги

                               2 – поднять ноги вверх

                               3 – согнуть ноги

                               4 – и.п.  

                               5- 8 – то же

                               Повторить 2 раза без предмета

                               Повторить 2 раза с предметом (набивные мячи)    

           

                   Учитель биологии:

                  В завершение урока необходимо отметить, что после любой максимальной нагрузки возникает утомление…Как вы считаете, ребята?

    6 Проблема – разрешима? Утомление – это естественный процесс?    

                   Учащиеся:

                    Естественно, без утомления тренировка не дает ощутимого результата. А с другой стороны, не умение заметить у себя признаки утомления, может привести к переутомлению.

    Подведение итогов урока:

    Вопрос к учащимся: Удалось ли нам решить проблемы, которые мы поставили

    Учащиеся высказывают свое мнение.

    Учитель биологии:

                 Роль физических упражнений огромна и в этом мы убедились на уроке.

    Хорошая осанка – правильное положение тела при ходьбе, стоя, при выполнении различных видов работы, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием нормального развития и полноценного функционирования всех внутренних органов.

    Задание на дом: закрепить навык выполнения физических упражнений для формирования скелета и мышц.                                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре Тема «Осевой скелет. Осанка. Влияние физических упражнений на осанку человека»для 8 класса

    Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре для 8 классаЭтот урок был разработан и проведён в сотрудничестве с учителем биологии Е.Ю. Косьяновой.Задачи урока:1....

    Урок "Роль физических упражнений в формировании скелета"

    Интерактивный урок "Роль физических упражнений в формировании скелета" позволяет ученикам быть активными партнерами при работе в группах,позволяет отрабатывать навыки публичного выступления,помогает в...

    Значение физических упражнений для формирования скелета мышц

    В данной работе предсатвленны физические упражнения для формирования скелета ребенка. Обращено внимание на строение скелета, мышц, осанки....

    Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц

    Интегрированный урок. Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц...

    Современные спортивно- оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.

    Современные спортивно- оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения....

    «Влияние физических упражнений на формирование мышц и скелета»

    Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения. Занятия спортом, физкультурой, трудом способствуют формированию скелета....


     

    Комментарии

    Уткина Галина Ревилионовна

    Учитель физкультуры может взять данный урок за основу, добавить свой материал, обогатить его своими методическими приемами, подобрать необходимое музыкальное сопровождение.Детям подобный урок биологии-физкультуры запомнится надолго.