Главные вкладки

    Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц
    план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

    Манпиль Ирина Николаевна
    Интегрированный урок. Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок:

    «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц»

    (биология, физическая культура)

         Тип урока:

    Интегрированный урок биологии и физкультуры

         Тема урока:

    Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.

         Цели урока:

    1. Раскрыть роль физических упражнений и спорта в формировании скелета.
    2. Продолжить воспитание учащихся на примерах великих ученых, спортсменов, а также героев художественных произведений.
    3. Показать взаимосвязь физиологических процессов организма под влиянием нервной системы и физических упражнений.

     Подготовительная часть: (учащиеся самостоятельно готовили дополнительный материал к уроку по плану, предложенному учителем биологии).

    Оборудование:

    1. Репродукции картин художников (о красоте тела).
    2. Модель скелета человека.
    3. Таблицы «скелет человека», «мышцы».
    4. Лозунги, плакаты
    5. Магнитофон, музыка для проведения физкультминутки.

    Ход урока

     Организационный момент

    -учитель биологии (вводное слово) – 2 м.

    -Здравствуйте , ребята! Мы рады приветствовать Вас в этом зале. Стихотворение…

     - Учитель физкультуры:

    Сегодня у нас необычный урок, мы попытаемся вместе с вами показать влияние физических упражнений на работу всех систем и органов, на согласованность физиологических процессов всего организма.

    Физкультминутка:

    Упр. №1  И.п.- о.с. 1- наклон головы вперед

                                      2- наклон головы назад

                                      3- наклон головы влево

                                      4- наклон головы вправо

                                      5-8- то же

                                      Повторить 2 раза

    Упр. №2  И.п. – о.с. 1- 2 –руки через стороны вверх, подняться на носки

                                        3- 4 – и.п.

                                        Повторить 4 раза

    Упр. №3  И.п. – ноги на ш.п., руки на поясе

    1. наклон туловища вперед
    2. наклон туловища назад
    3. наклон туловища влево
    4. наклон туловища вправо
    5. 8 – то же

    Повторить 2 раза

         Упр. №4  И.п. – ноги на ш.п., руки перед грудью

    1. рывок руками перед грудью
    2. рывок руками с поворотом налево
    3. рывок руками перед грудью
    4. рывок руками с поворотом направо
    5. 8 – то же

    Повторить 2 раза

         Упр. №5  И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны

    1. наклон к правой ноге левой рукой
    2. наклон к левой ноге правой рукой
    3. 4 – то же

    5- 8 – повторить

    Повторить 2 раза

         Упр. №6  И.п. – о.с. 1 – полуприсед, руки вперед

                                             2 – и.п.

                                             3 – 4 – то же

                                             Повторить 4 раза

                         

             Основная часть

             Учитель биологии:

    -Да, значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека огромно. Их необходимо выполнять, чтобы быть стройными, здоровыми, красивыми, чтобы надолго сохранить работоспособность.

            Вопрос к учащимся:

                      - Как вы думаете, ребята, что значит слово «человек»? И какова роль здоровья в его жизни?

           Учащиеся:

    - Чело – лоб, лицо. Век – столетие. Мы должны жить долго, а это зависит в основном от нас самих. Здоровье человека – это основное богатство, его не купишь ни за какие деньги. Теряется здоровье пудами, а восстанавливается граммами. Чтобы стать сильными, ловкими, выносливыми и работоспособными. Необходимо регулярно заниматься физическим трудом и спортом. 250 лет на скале в Элладе были высечены слова: «Хочешь быть сильным – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».

              Вопрос учащимся:

             - Какова роль мышечной силы для формирования скелета?

    - Учащиеся:

             - Способность мышц выполнять работу зависит от их тренированности, которая повышает мышечную силу, действует благоприятно на мышцы и на состояние скелета.

    Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает ощущение бодрости, силы, здоровья.

               Учитель биологии:

               - А сейчас немного истории.

             Учитель физкультуры:

    - Гимнастика как средство физического воспитания возникла еще в Древнем Китае и Индии, где физические упражнения использовались в основном в лечебных целях. Вершины своего развития гимнастика достигла в Древней Греции. Греки занимались спортом под теплыми лучами солнца обнаженными. Отсюда и происходит слово «гимнастика» - «Gymnos» - обнаженный. 

    Гимнастика, как вид спорта, цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции.

    Помимо привычных для нас общеразвивающих упражнений (ОРУ) и специальных упражнений на снарядах, гимнастика Древних Греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду на колесницах.

    Многие великие люди Древности были хорошими спортсменами и даже побеждали на Олимпийских играх. Великого математика Пифагора и его учеников заботило не только духовное и нравственное, но и физическое развитие. Он не только сам участвовал в Олимпийских играх, но и победил 2 раза в кулачных боях. Он воспитал целую плеяду Олимпийцев. Чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою был и великий математик Архимед.

                 -Вопрос к учащимся:

                - Что говорили великие люди о пользе физических упражнений?

                Учащиеся:

             Учитель биологии:

    - О пользе спорта убедительно говорят примеры спортивного долголетия. Русский борец Иван Поддубный 33 года подряд был чемпионом Мира. Он так и остался непобежденным богатырем, возведенным в ранг национального героя. Даже в 66 лет он не оставил ковра. Он не курил, не употреблял спиртных напитков, систематически тренировался.Тренированные мышцы И.Поддубного не уступали по объему и крепости мышцам молодых борцов.

                  Вопрос к учащимся:

                  - Какие примеры вы можете привести доказывающие роль спорта в долголетии?

                Учащиеся:

                - Известен знаменитый волжский богатырь – Никитушка Ломов. Он один вбивал сваи чугунной бабкой – это работа была под силу 8 рабочим.

               - В парижском музее хранится рельс, согнутый волжаниным Иваном Заикиным во время его гастролей во Францию.

               - Павел Касьянов разрывал цепи. В Мадриде он убил ударом кулака разъяренного быка.

              Учитель биологии:

               - Да, невольно возникает вопрос. Почему в настоящее время состояние физической культуры обстоит немного иначе? И многие из нас не придают ей большого значения.

               Учащиеся:

               - Развитие городского транспорта и таких средств передвижения как лифт, эскалаторы, развитие телефонной и других средств связи привели к малоподвижному образу жизни – к ГИПОДИНАМИИ –понижению двигательной активности.

               - У людей развивается слабость скелетных мышц, сердечной мышцы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление жира в организме, развитие атеросклероза. Все это приводит к ускорению старения организма. Но основными способами борьбы с последствиями гиподинамии – это все виды спорта , туризма.

                 Учитель биологии:

                - Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета, а особенно мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в прцессе роста и развития организма. Самый интенсивный рост и развитие мышц между 14 и 17 годами. К 18 годам мышечная система становится такой, как у взрослого человека.

               И сейчас мы постараемся доказать это , решив несколько проблем.

    Учитывая при этом ведущую роль нервной системы, т.к. мышцы действуют согласованно под контролем нервной системы.

             1.  Проблема (вывешивается на доску)

             -Что происходит при сгибании и разгибании руки в локте и фиксации костей в суставе?

             - Учащиеся:

             - Когда нервные центры двуглавой мышцы возбуждены, нервные центры трехглавой мышцы – заторможены, следовательно двуглавая мышца сокращается, а трехглавая расслабляется и рука сгибается в локте (показ этих мышц учащимися)

              А когда центры двуглавой мышцы заторможены, нервные центры трехглавой мышцы возбужденыЮ следовательно двуглавая мышца расслабляется, а трехглавая мышца сокращается и рука в локте разгибается (показ мышцы)

              Чтобы выяснить механизм действия сгибателей кисти, необходимо знать, что в этом участвуют сухожилия этих сгибателей в области лучезапястного сустава (показ мышц).

                Учитель физкультуры:

               - А сейчас мы покажем комплекс упражнений, при котором будут задействованы эти группы мышц.

    Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса:

    Упр.№1    И.п. – о.с. – руки вперед

    1. – сжимаем кисти рук
    2. – разжимаем кисти рук
    3. – 4 то же

    Повторить 4 раза

    Упр. №2   И.п. – о.с., руки в стороны

                                      1-4- вращаем кисти рук в одну сторону

                                      5-8- вращаем кисти рук в другую сторону

                                      Повторить 2 раза

    Упр. №3   И.п.- о.с., руки перед грудью, ладони вместе.

                                     1-2 – наклоны ладоней влево (с усилием)

                                     3-4- наклоны ладоней вправо  (с усилием)

    Упр. №4   И.п. – о.с.   1 – руки вперед

                                          2 – руки вверх

                                          3 – руки в стороны

                                          4 – и.п.

    Упр. №5    И.п. – о.с.- руки в стороны, ладонями вверх

                                         1 – с усилием согнуть руки

                                         2 – с усилием разогнуть

                                         3 – 4 – то же

                                         Повторить 4 раза

                       Учитель биологии:       2 Проблема (на доске)

    Прямохождение – важная приспособленность человека. Так ли это?

                         Учащиеся:

    Да, это так! Особое внимание необходимо уделить мышцам, поддерживающим тело в вертикальном положении. Глубокие мышцы спины напряжены не только тогда, когда человек стоит вертикально, но и при наклонах вперед. Эти мышцы, вместе с мышцами живота, ягодичными мышцами и четырехглавыми мышцами бедер участвуют в непрерывной работе, связанной с поддержанием равновесия тела.

                      Учитель биологии:

                       Впервые изучил работоспособность мышц человека И.М. Сеченов. Его исследованиями был заложен целый раздел физиологии.

                      Учитель физкультуры:

                      Мы предлагаем вашему вниманию упражнения для этой группы мышц: (выполняются под музыку).

    Комплекс №2. Упражнения для мышц спины, живота, ягодиц, бедер.

    Упр. №1       И.п. – о.с., руки на поясе

                                             1 – наклон вперед . руки вперед

                                             2 – и.п.

                                             3 – наклон вниз, руки вниз

                                             4 – и.п.

                                             Повторить 4 раза

    Упр. №2       И.п. – сед на полу, упор сзади

                                            1 – согнуть ноги

                                            2 – поднять ноги (угол 45 град)

                                            3 – согнуть ноги

                                            4 – и.п.

                                            Повторить 4 раза

    Упр. №3       И.п. – о.с., руки на поясе

                                           1 –поднять левую ногу вперед, руки вперед

                                           2 – и.п.

                                           3 – то же правой ногой

                                           4 – и.п.

                                           5 – поднять левую ногу в сторону, руки в стороны

                                           6 – и.п.

                                           7 – то же правой ногой

                                           8 – и.п.

                                           Повторить 2 раза

    Упр. №4      И.п. – о.с., руки на поясе

                                          1 – выпад вперед левой, руки вперед

                                          2 – и.п.

                                          3 – выпад вперед правой, руки в стороны

                                          4 – и. п.

                                          5 – выпад в сторону левой, руки в стороны

                                          6- и.п.

                                          7 – выпад в сторону правой, руки в стороны

                                          8 – и. п.

                                        Повторить 2 раза

    Упр. №5     И.п. – о.с. Приседания

                                       1 -4 – глубокий сед, руки вперед

                                        Повторить 4 раза

                          Учитель биологии:

                         И вот еще проблема, которая вытекает из предыдущих.                                            

    3 Проблема: Работоспособность мышц зависит от ритма работы?

                        Учащиеся:

              Да, действительно это так. Если давать нагрузку мышцам сразу больше, чем нужно, то быстрее наступает утомление. А это сказывается на функционировании всего организма.

    - Здесь можно отметить и учащенное дыхание и сердцебиение. Так как все системы в организме взаимосвязаны.

                       Учитель физкультуры выполняет комплекс упражнений, где ритм работы влияет на мышцы.

    Упр. №1    И.п. – о.с. 1 – руки вперед

                                         2 – руки в стороны

                                         3 – руки вверх

                                         4 – и.п.

                                         5 – 8 – то же

                                         Повторить 2 раза в медленном темпе

                                         Повторить 2 раза в быстром темпе

    Упр. №2  И.п. – ноги на ш.п., руки на поясе

                                        1 – прыжком скрестить ноги, левая впереди

                                        2 – и.п.

                                        3 – прыжком скрестить ноги, правая впереди

                                        4 – и.п.

                                        5 – 8 – то же

                                        Повторить 2 раза в медленном темпе

                                        Повторить 2 раза в быстром темпе

                      Учитель биологии:

                      Исходя из того, что при выполнении упражнений возникла достаточная нагрузка на мышцы, необходимо решить такую проблему как:

    4 Проблема: Расходуется ли энергия при мышечном сокращении?

    5 Проблема: Действительно ли к работающим мышцам поступает больше крови, чем к неработающим?                                            

                    Учитель физкультуры:

                   Расходуется энергия в результате распада и окисления органических веществ. Энергия накапливается в мышцах в виде АТФ.

    При распаде образуется углекислый газ и вода, которые выводятся из организма.

    Расход энергии в мышцах влечет за собой и увеличение скорости крови по сосудам, к работающим мышцам  и органам поступает больше крови, чем к неработающим. После выполнения упражнений это можно заметить по внешним признакам, а именно – по покраснению кожи, так как сосуды расширяются и это способствует теплоотдаче.

    При выполнении упражнений усиливается кровообращение, теплоотдача, учащается дыхание и сердцебиение. Это можно проследить по ЧСС.

    Взять пульс до и после упражнений.    

    Сейчас мы выполним комплекс упражнений с отягощениями. При этом расход энергии будет гораздо больше, так как мышцам приходится выполнять большую нагрузку.

     Упр. №1     И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху

    1. наклон к левой ноге
    2. и.п.
    3. наклон к правой ноге
    4. и.п.
    5. 8 то же

    Повторить 2 раза (без предмета)

    Повторить 2 раза с предметом (набивной мяч)

    Упр. №2   И.п. – сед на полу, упор сзади

                               1 – подтянуть ноги

                               2 – поднять ноги вверх

                               3 – согнуть ноги

                               4 – и.п.  

                               5- 8 – то же

                               Повторить 2 раза без предмета

                               Повторить 2 раза с предметом (набивные мячи)    

           

                   Учитель биологии:

                  В завершение урока необходимо отметить, что после любой максимальной нагрузки возникает утомление…Как вы считаете, ребята?

    6 Проблема – разрешима? Утомление – это естественный процесс?    

                   Учащиеся:

                    Естественно, без утомления тренировка не дает ощутимого результата. А с другой стороны, не умение заметить у себя признаки утомления, может привести к переутомлению.

    Подведение итогов урока:

    Вопрос к учащимся: Удалось ли нам решить проблемы, которые мы поставили

    Учащиеся высказывают свое мнение.

    Учитель биологии:

                 Роль физических упражнений огромна и в этом мы убедились на уроке.

    Хорошая осанка – правильное положение тела при ходьбе, стоя, при выполнении различных видов работы, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием нормального развития и полноценного функционирования всех внутренних органов.

    Задание на дом: закрепить навык выполнения физических упражнений для формирования скелета и мышц.                                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Роль физических упражнений в формировании скелета"

    Интерактивный урок "Роль физических упражнений в формировании скелета" позволяет ученикам быть активными партнерами при работе в группах,позволяет отрабатывать навыки публичного выступления,помогает в...

    Значение физических упражнений для формирования скелета мышц

    В данной работе предсатвленны физические упражнения для формирования скелета ребенка. Обращено внимание на строение скелета, мышц, осанки....

    Интегрированный урок в 8 классе "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" (биология, физическая культура)

    Интегрированный урок по теме "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" имеет цель раскрыть роль физических упражнений в формировании скелета, воспитывать учащихся на примерах ве...

    Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательного аппарата.

    Развитие познавательной и регулятивной компетенции на комбинированном уроке (биология и физическая культура)...

    Урок "Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы".

    Методидеская разработка включает:Текстовую разработку урока и презентацию....

    Осанка. Значение физических упражнений для формирования осанки.

    Интегрированный урок в 8 классе . Биология , физкультура....

    Влияние физической нагрузки на формирование скелета и мышц человека

    Влияние физических упражнений на формирование скелета человека...