Урок "Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы".
методическая разработка по биологии по теме

Пряженикова Светлана Вячеславовна

Методидеская разработка включает:Текстовую разработку урока и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_znachenie_fiz_upr.docx19.97 КБ
Файл osankaploskostopie.pptx2.2 МБ

Предварительный просмотр:

« Физические упражнения должны

прочно войти в повседневный быт

каждого, кто хочет сохранить здоровье,

работоспособность, полноценную

и радостную жизнь».

                                                                                                                                     Гиппократ

1.     Введение. Что такое здоровье и как его сохранить. 

 Здоровье – это гармоничное единство физических, психических, социальных функций      человека, способствующие реализации  его    возможностей.                                         

 Здоровье – такое состояние организма, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезнетворные изменения.

 Здоровье человека зависит от:

-         состояния медицины – на 10%

-         влияния экологических факторов – 20-25%

-         генетических факторов – на 20%

-         образа жизни, физических нагрузок - на  50%

2. Попробуем ответить на вопрос, почему физическая работа необходима для здоровья? На какие системы органов она влияет?

 Работающие мышцы, мускулатура образуют поток импульсов, постоянно стимулирующий обмен веществ, деятельность нервной системы и всех органов, что улучшает использование тканями кислорода, не откладывается избыточный жир, повышаются защитные свойства организма.

 Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды.

1). Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровоснабжения.

2). Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность лёгких.

3). Постоянные физические упражнения способствуют  увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению связок, суставов, росту и развитию костей.

4) Люди, выполняющие необходимый объем двигательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

  Использование средств физической культуры как никогда актуально сегодня. Об этом свидетельствуют данные исследований конца 2000 года: у

72% школьников отмечается нарушение осанки, у 30-40% - отклонения в сердечно-сосудистой системе. 50% девочек и 20% мальчиков имеют избыточный вес. Большим достижением науки о физическом воспитании явилось использование физических упражнений с лечебной целью.

3. Влияние физических нагрузок на опорно-двигательньную  систему

  Мощность и величина мышц находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системой, происходит рост мышечных волокон, т. е. увеличивается масса мускулатуры. Способность к физической работе, выносливость являются результатом тренировки мышечной системы.

 Увеличение двигательной активности детей и подростков приводит к изменениям в костной системе и более интенсивному росту их тела. Под влиянием тренировки кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам. Физические упражнения и спортивные  тренировки, организованные с учетом возрастных особенностей детей и подростков, способствуют устранению нарушений осанки.

 Скелетные мышцы оказывают влияние на течение обменных процессов и на осуществление  функций  внутренних органов. Дыхательные движения осуществляются мышцами груди и диафрагмой, а мышцы брюшного пресса способствуют нормальной деятельности органов брюшной полости, кровообращения и дыхания. Разносторонняя мышечная деятельность повышает работоспособность организма. При этом уменьшаются энергетические затраты организма на выполнение работы.

Для нашего времени характерны широкие возможности повышения уровня физического развития человека. Нет возрастного предела для занятий физической культурой. Упражнения являются эффективным средством совершенствования двигательного аппарата человека. Они лежат в основе любого двигательного навыка или умения.

4. Гиподинамия.

 Эпоха научно-технической революции привела к уменьшению доли ручного труда за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. Развитие городского транспорта и таких средств передвижения, как лифт, эскалаторы, движущиеся тротуары,  развитие телефонизации и других средств связи привели к широкому распространению малоподвижного образа жизни,  к гиподинамии – понижению двигательной активности.

 Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. У людей развивается слабость скелетных мышц, что ведет к развитию сколиоза,  затем возникает слабость сердечной мышцы и связанные с ним сердечно- сосудистые нарушения. Одновременно происходит перестройка костей, накопление в организме жира, падение работоспособности, снижение устойчивости к инфекциям, ускоряение процесса старения организма.

  Если человек малоподвижен по роду своей работы, не занимается спортом и физической культурой, в среднем в пожилом возрасте эластичность и сократительная способность  его мышц снижается. Мышцы становятся дряблыми. В результате слабости мышц брюшного пресса происходит опущение внутренних органов и нарушается функция желудочно-кишечного тракта. В пожилом возрасте понижение двигательной активности приводит к    отложению солей  в суставах, способствует уменьшению их подвижности, ухудшает связочный аппарат и мускулатуру. Пожилые люди с возрастом теряют двигательные навыки и  уверенность в движениях.

Слайд из презентации- рассказ по слайду.(гиподинамия).

 Основными способами борьбы с последствиями гиподинамии являются все виды физической тренировки, физкультура, спорт, туризм, физический труд.

Физкультурная пауза

  1. Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.
  2. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты головы  вправо и влево.
  3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны головы вперед, назад.
  4. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, поднимаем оба плеча.
  5. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, поднимаем плечи попеременно.
  6. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны туловища в стороны.
  7. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, подъем на носки и пятки попеременно.

5.Осанка.

  Правильная осанка является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования   внутренних органов .

Важным условием сохранения хорошей осанки и нормального развития костно-мышечной системы детей и подростков является правильная посадка во время учебных занятий в школе и дома- за партой, письменным столом, компьютером.

Презентация-осанка.

6. Плоскостопие.

Презентация-плоскостопие.

Чтобы предотвратить плоскостопие, следует носить обувь с задником и со шнуровкой, с эластичной подошвой и на небольшом каблуке. Необходимо следить за правильной походкой.

7. Вывод.

  Я считаю свою тему весьма актуальной в наше время. Повышение уровня механизации трудовых процессов привело к уменьшению объема физического труда. У людей, занимающихся спортом, нет проблем со здоровьем: не повышается кровяное давление, у них улучшаются обменные процессы, улучшается вентиляционная способность легких, они менее подвержены стрессу, лучше спят, выглядят.

 Физические упражнения задерживают процесс старения, сохраняют нормальную работоспособность. « Если хочешь быть сильным – бегай,  хочешь быть красивым – бегай,   хочешь быть умным – бегай!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения. 24 февраля 2013 г.

Слайд 2

« Физические упражнения должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, работоспособность, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ

Слайд 3

Здоровье – это гармоничное единство физических, психических, социальных функций человека, способствующие реализации его возможностей. Здоровье – такое состояние организма, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезнетворные изменения.

Слайд 4

Здоровье человека зависит от:

Слайд 5

Влияние физической работы на системы органов. Система кровоснабжения Система органов дыхания Система опоры и движения Нервная система

Слайд 6

Отклонения здоровья у школьников

Слайд 7

Влияние физических нагрузок на опорно - двигательньную систему усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системой, происходит рост мышечных волокон, т. е. увеличивается масса мускулатуры кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам. способствуют устранению нарушений осанки. оказывают влияние на течение обменных процессов и на осуществление функций внутренних органов.

Слайд 8

Гиподинамия Эпоха научно-технической революции привела к уменьшению доли ручного труда за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. Развитие городского транспорта и таких средств передвижения, как лифт, эскалаторы, движущиеся тротуары, развитие телефонизации и других средств связи привели к широкому распространению малоподвижного образа жизни, к гиподинамии – понижению двигательной активности Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. У людей развивается слабость скелетных мышц, что ведет к развитию сколиоза, затем возникает слабость сердечной мышцы и связанные с ним сердечно- сосудистые нарушения. Одновременно происходит перестройка костей, накопление в организме жира, падение работоспособности, снижение устойчивости к инфекциям, ускоряение процесса старения организма.

Слайд 9

Способствует развитию почечно - и желчекаменной болезням, отложению солей Способствует развитию болезней легких, вследствие снижения вентиляции легких Провоцирует учащение и снижение силы сердечных сокращений, уменьшение ударного и минутного объема и венозного возврата крови Приводит к расширению вен, вследствие дряблости мышц ног. Провоцирует задержку пищи в области желудка, а также усиливает процессы гниения и нарушает функционирование кишечника. Приводит к нарушению осанки, а, следовательно, и к смещению внутренних органов. Способствует развитию ос т еопорозов , остеохондрозов, дистрофии мышц Развивает гипертонической болезни, варикозного расширения вен Нарушает обмен веществ, что приводит к лишнему весу Ухудшает снабжение тканей кислородом - гипоксия .

Слайд 10

Физкультурная пауза Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты головы вправо и влево. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны головы вперед, назад. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, поднимаем оба плеча. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, поднимаем плечи попеременно. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны туловища в стороны. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, подъем на носки и пятки попеременно.

Слайд 11

Осанка – привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.

Слайд 12

При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут.

Слайд 13

Важным условием сохранения хорошей осанки и нормального развития костно-мышечной системы детей и подростков является правильная посадка во время учебных занятий в школе и дома- за партой, письменным столом, компьютером. Правильная осанка является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов .

Слайд 14

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что затрудняет их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв.

Слайд 15

Развивается болезнь – остеохондроз : человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может уснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте (до 30 лет).

Слайд 16

Отклонения от нормы исчезают, если человек держится прямо и контролирует себя Поддаётся исправлению при занятиях лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой Затрагивает позвоночник и лечению поддаётся с трудом

Слайд 18

Сколиоз от греческого « кривой», стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения.

Слайд 19

При сколиозе изменяется форма грудной клетки, искривляется грудной отдел позвоночника, поднимаются лопатка и плечо с одной стороны. Подвижность позвоночника уменьшается, возникают боли в спине, изменяется положение внутренних органов, что сказывается на их функциях. Чтобы избежать развитие сколиоза, необходимо следить за правильностью осанки, не носить тяжести в одной руке, пользоваться ранцем, питаться богатой витаминами пищей, спать на ровной жесткой постели, выполнять физические упражнения.

Слайд 20

Упражнения для коррекции осанки 1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, вернуться в исходное положение. 2.Ноги на ширине плеч, кисти к плечам, вращение в плечевых суставах назад. 3.Ноги на ширине плеч, кисти к плечам, наклоны корпуса вперед с прямой спиной. 4. Ноги на ширине плеч, руки в стороны, вращение рук назад. 5.Поднимание прямых рук через стороны вверх, возвращение в исходное положение.

Слайд 21

Плоскосто́пие — изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Различают поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. Плоскостопие выражается в быстрой утомляемости ног при ходьбе, в появлении болей в подошвах, икрах, бедрах, пояснице, пальцах.

Слайд 22

Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте 16—25 лет, поперечное — в 35—50 лет. При ходьбе на «шпильках» происходит перераспределение нагрузки: с пятки она перемещается на область поперечного свода, который её не выдерживает, деформируется, отчего и возникает поперечное плоскостопие.

Слайд 23

Степени развития плоскостопия

Слайд 24

Еще одна причина плоскостопия- это слабость мышечно-связочного аппарата стопы в результате черезмерной нагрузки на ноги при длительной хотьбе , стоянии, ношении тяжестей, тучности или, наоборот, вследствие недостаточной нагрузки из-за малоподвижного образа жизни.

Слайд 25

Чтобы предотвратить плоскостопие, следует носить обувь с задником и со шнуровкой, с эластичной подошвой и на небольшом каблуке. Необходимо следить за правильной походкой.

Слайд 26

Упражнения для лечения плоскостопия Упражнения выполняются сидя: 1.сгибание и разгибание стоп 2.сжимание и разжимание пальцев 3. круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны 4. поворот стопами подошвами внутрь 5.захват и удержание округлого предмета (мячика, кегли) подошвами 6. сжимание резинового мячика подошвами 7. катание подошвами округлого предмета 8. попеременные удары носками и пятками в пол 9. захват и поднимание с пола мелких предметов и то же самое, но со скрещёнными ногами 10. собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.

Слайд 27

Повышение уровня механизации трудовых процессов привело к уменьшению объема физического труда. У людей, занимающихся спортом, нет проблем со здоровьем: не повышается кровяное давление, у них улучшаются обменные процессы, улучшается вентиляционная способность легких, они менее подвержены стрессу, лучше спят, выглядят. Физические упражнения задерживают процесс старения, сохраняют нормальную работоспособность. « Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Особенности использования физических упражнений системы шейпинга на физическое развитие младших школьников».

План работы: I. Аннотация к работе. •    Проблемы. II. Введение. •    Анатомо – физиологическая характеристика младшего возраста. •    Психолого – пед...

Интегрированный урок в 8 классе "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" (биология, физическая культура)

Интегрированный урок по теме "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" имеет цель раскрыть роль физических упражнений в формировании скелета, воспитывать учащихся на примерах ве...

Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы».

Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы»....

: «Физические упражнения, направленные на развитие специальных физических качеств».

Уроке совершенствуются индивидуальные, групповые, командные, технические действия в защите, Развиваются физические качества (скорость, быстроту, внимание, прыгучесть),Воспитаются  волевые качеств...

Содействие физических упражнений укреплению здоровья и физическому развитию школьников.

Материал может быть использован для подготовки выступлений на МО, педсоветах, в ходе работы с родителями и детьми....

интегрированный урок по биологии и физической культуре на тему : "ЗНАЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Данный урок хорошо вписался в планирование, как интегрированный урок  биологии и физической культуры.  Урок традиционный, но в него вне...

Методическая разработка Элективный курс по физической культуре «Физиологические основы физических упражнений. Баскетбол - как вид нестандартных физических упражнений» (для учащихся 10-11 классов)

Содержание данного курса актуально, так как содействует не только формированию у учащихся  представления о баскетболе как виде спорта, но и помогает полнее понять физиологические процессы, происх...