Исследовательская работа «Особенности использования физических упражнений системы шейпинга на физическое развитие младших школьников».
материал по физкультуре по теме

Архипкина Татьяна Ивановна

План работы:
I. Аннотация к работе.
•    Проблемы.
II. Введение.
•    Анатомо – физиологическая характеристика младшего возраста.
•    Психолого – педагогическая характеристика младшего возраста.
•    Особенности обучения и развития физических качеств.
III. Экспериментальная часть
•    Цель и задачи.
•    Организация и проведение исследования.
•    Выводы
•    Рекомендации и предложения
•    Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_po_fizkulture.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ООШ с. Озерки Духовницкого района Саратовской области»

Исследовательская работа:

 «Особенности использования физических упражнений системы шейпинга на физическое развитие младших школьников».

учитель физической культуры

МОУ - "ООШ с. Озерки

Духовницкого района

Саратовской области" 

Архипкина Татьяна

Ивановна

р.п. Духовницкое

2011 г.

План работы:

I. Аннотация к работе.

  1. Проблемы.

II. Введение.

  1. Анатомо – физиологическая характеристика младшего возраста.
  2. Психолого – педагогическая характеристика младшего возраста.
  3. Особенности обучения и развития физических качеств.

III. Экспериментальная часть

  1. Цель и задачи.
  2. Организация и проведение исследования.
  1. Выводы
  2. Рекомендации и предложения
  3. Список литературы

  1. Аннотация к работе.

Наш век возродил массовость физической культуры и спорта. Причем этот процесс по нарастающей, поэтому есть основания предполагать, что ритмическая гимнастика, или, как ее часто называют аэробика, вовсе не временное, а закономерное явление, которое в дальнейшем, возможно, примет несколько иную форму. Ритмическая гимнастика и аэробика завоевали симпатии людей на всем земном шаре, привлекая к систематическим занятиям миллионы людей, даря им радость и здоровье.

        Цель моей работы выявить, влияют ли физические упражнения на работоспособность и физическое развитие при занятиях шейпингом.

        В ходе работы рассматривается физическое развитие, психологические особенности, особенности обучения и физических качеств младших школьников. Также в работе представлен эксперимент, в результате которого я могу сделать выводы, что физические упражнения системы шейпинга нужны на уроках физической культуры.

        

Проблемы

Что побуждает школьного учителя к поиску новых, нестандартных способов ведения урока? Такими побудительными причинами служат:

  1. перенасыщенность учебных программ материалом, не имеющим большого значения в будущей практической деятельности учащихся.
  2. малое количество часов, выделяемое на наш учебный предмет.
  3. шаблонность форм и методов организации учебного предмета.

И все это привело к тому, что у детей пропал интерес к урокам физкультуры. И это является одной из проблем на уроках физкультуры. Еще одна из причин побудившая меня к этой проблеме это плохое физическое развитие учащихся младших классов. Дети на сегодняшний день очень слабые, физическое развитие их отстает от физического развития данного возраста, у детей нарушены дыхательная, сердечна – сосудистая системы. Дети имеют плохую осанку.

  1. Введение.

В методике проведения уроков основной гимнастики в школе традиционные средства, конечно же, остаются базовыми. Однако ряд причин обуславливает появление новых и нетрадиционных в массовом физкультурном движении видов двигательной активности. К таким видам можно отнести ритмическую (аэробику) и атлетическую гимнастики, их сочетание (шейпинг), стретчинг и многие другие виды занятий. Несомненно, использование упражнений нетрадиционных видов физических упражнений на уроках физической культуры в школе придаст уроку новую эмоциональную окраску, будет способствовать его оживлению повысит интерес учащихся к занятиям, даст определенные знания и умения в использовании этих средств в самостоятельных занятиях, профилактике болезней и улучшении здоровья. Упражнения нетрадиционных видов физических упражнений не должны заменять программные занятия, а только дополнять их, давать возможность для обновления расширения их содержания, использования в качестве домашнего задания.

В последние годы мы все чаще встречаемся с новым словом «шейпинг». Что это такое? Прежде всего, это название новой системы занятий, направленной на коррекцию и поддержание хорошей фигуры, которая возникла не так давно. Несмотря на «иноземное» происхождение названия (от английского shaping - придать форму, формировать). Родился шейпинг в Санкт – Петербурге. Суть его состоит в сочетании аэробики с атлетической гимнастикой, что особенно. Шейпинг взял все лучшее из того и другого: из аэробики – музыку, динамические нагрузки, позволяющие укреплять сердечно – сосудистую систему, убирать излишние жировые «запасы»; из атлетизма – возможность влиять на локальные группы мышц. А главное – то, что шейпинг предполагает строго индивидуальные нагрузки, так как только в этом случае они дают наибольший эффект. До начало занятий шейпингом учащиеся проходят тестирование. Основная задача тестирования – выявление исходного состояния занимающихся, позволяющее выяснить не только недостатки фигуры, но и тип нервной системы, физическое развитие, уровень функциональных возможностей организма и другие параметры.

Занятия начинаются с аэробной части, то есть с ритмической гимнастики, которая решает задачи разминки для второй части. Ритмическая гимнастика является разновидностью оздоровительно – гигиенической гимнастики. Основное ее содержание – сочетание несложных общеразвивающих упражнений, бега, прыжков, танцевальных элементов, волнообразных движений, упражнении в расслаблении, выполняемых слитно без пауз для отдыха, в определенном заданном ритме под музыку.

В существующих условиях школы на данном этапе пока сложно реализовать все достоинства шейпинга, хотя следует отметить, что большинство положительных моментов шейпинга вполне доступны уже сегодня. Так, например, в подготовительной части урока дается аэробика, а в основной части – упражнения, направленные на развитие отдельных мышечных групп. В заключительной части дается домашнее задание каждому индивидуально на группы мышц, которые необходимо развивать.

Анатомо – физиологическая характеристика младшего возраста.

        Физическое развитие – закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами и условиями жизни.

        К младшему школьному возрасту относятся дети 6 –10 лет. В этот период организм ребенка интенсивно растет и развивается.

        Длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки плавно увеличиваются.

        В среднем за год длина тела увеличивается на 4 –5 см, вес – на 2 –3 кг, окружность грудной клетки – на 2 – 3см. Минимальный прирост длины тела наблюдается в возрасте 7 до 8 лет у девочек и с 8 до 9 лет у мальчиков.  

        Мальчики и девочки растут почти одинаково. Однако рост у мальчиков увеличивается преимущественно за счет длины ног, у девочек в большей мере за счет длины туловища.

        Кости содержат большое количество хрящевой ткани. Позвоночник сохраняет большую гибкость, мускулатура его недостаточно развита, наблюдается относительно большая высота межпозвоночных дисков, поэтому он податлив к искривлению.

        Мышцы детей эластичны, богаты водой, но беднее, чем у взрослых, белковыми веществами, жирами и неорганическими солями. Они не способны к значительным напряжениям и податливы к растягиванию. Рост мышечных волокон в этот период происходит неравномерно. Быстрее развиваются крупные мышцы нижних конечностей, туловища, плечевого пояса. Мелкие мышцы развиваются позднее. В связи с этим младшим школьникам труднее даются мелкие движения.

        Возрастные особенности моторики в значительной степени обуславливаются функциональными возможностями вегетативных систем организма, которые характеризуются следующими признаками: относительно большей, чем у взрослых, поверхностью легких; большим количеством крови, протекающей в единицу времени через легкие; большей величиной минутного объема дыхания; большим минутным объемом крови как в покое, так и при мышечной деятельности; высокой эластичностью сосудов.

        С возрастом постепенно замедляется частота сердечных сокращений (ЧСС): в 7 – 8 лет она составляет в среднем 80 – 92 уд/мин, в 9 – 10 лет – 76 – 96 уд/мин.

        В период с 6 до 10 лет изменяется деятельность дыхательной системы; существенно возрастает емкость легких (с 1100 до 2200мл), снижается частота дыхания (до 18 – 24 дыханий в минуту).

Психолого – педагогическая характеристика младшего возраста.

        Важнейшая роль в обеспечении адаптивного взаимодействия организма со средой принадлежит центральной нервной системе. К 6 годам вес мозга достигает 90% веса мозга взрослого человека, созревают лобные области коры, увеличивается активность ассоциативных структур мозга, принимающих активное участие в становлении мозговых механизмов зрительного восприятия. Созревают механизмы произвольной регуляции не только простых, но и сложных функций, что создает основу для управления механизмами восприятия и внимания. В то же время в младшем школьном возрасте ведущим компонентом внимания и включения механизмов анализа и обработки информации является эмоциональная значимость сигнала, что важно учитывать при разработке методик обучения.

        Значительное развитие в 6 – 10 лет получают такие основные свойства нервных процессов, как сила, подвижность и уравновешенность. Однако они характеризуют еще малой устойчивостью, что обусловливает быструю утомляемость нервной системы ребенка. Вместе с тем большая возбудимость, реактивность и пластичность нервной системы способствуют быстрому усвоению двигательных навыков и закреплению двигательных условных рефлексов.

        Начало обучения в школе значительно влияет на характер протекания психических процессов, изменяет восприятие и память, внимание, воображение и мышление – все те формы психической деятельности, уровнем и качественным своеобразием которых характеризуется умственное развитие школьника.

        Необходимым условием усвоения знаний является внимание. У младших школьников оно не обладает большой устойчивостью. Дети не могут длительно сосредоточиться  в силу особенностей их нервной деятельности. В этом возрасте непроизвольное внимание преобладает над произвольным, так как воля еще не развита и регулирующая деятельность второй сигнальной системы по отношению к первой еще не достаточна.

        Направленное условие учебного материала младшими школьниками сопровождается также совершенствованием памяти. В возрасте 7 – 12 лет показатели памяти изменяются разнонаправлено.

        На данном возрастном этапе более развита память наглядно - образная, чем логическая.

        Мышление детей младшего школьного возраста характеризуется конкретностью. На основе систематической учебной деятельности к 3 –4 классам его характер изменяется: приобретаются черты развернутого мышления.

        Занимаясь физическими упражнениями с младшими школьниками, очень важно учитывать их эмоциональных состояний. Они, как правило, с готовностью и интересом выполняют задания учителя, родителей, бывают обычно внимательны, исполнительны, дисциплинированы, особенно когда занятия физическими упражнениями удовлетворяют их потребности в движении и игре. Однако в силу повышенной эмоциональности дети 6 – 10 лет часто перевозбуждаются. Поэтому для формирования общего положительного фона во время выполнения физических упражнений важно организовать их таким образом, чтобы они приносили ребятам радость, но при этом не перевозбуждали их.

Особенности обучения и развития физических качеств.

        В младшем школьном возрасте благодаря активному развитию функций двигательного анализатора дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений. Для них обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится привлекательным и доступным. В то же время дети трудно выполняют отдельные параметры, плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Их привлекают те упражнения, которые они могут быстро освоить.

        На занятиях следует уделить внимание методу обеспечения наглядности. При обучении детей движениям необходимо учитывать внешние «регуляторы» и «ограничители» параметров движения. Чаще используется метод целостного выполнения упражнения. Большое внимание уделяется применению игровой формы выполнения задания.

        Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте обеспечивается подборам физических упражнений и методикой занятия. Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям. Важнейшими требованиями к методике развития физических качеств в период возрастного становления организма являются всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.

        Ловкость на занятиях развивается у детей путем образования новых форм координации движений. Для совершенствования координации движений и их точности в уроки включаются усложняющие задания.

        Следует особо уделить внимание укреплению и развитию крупных мышечных групп, от которых в первую очередь зависит правильная осанка.

        При развитии быстроты у младших школьников воздействуют на быстроту двигательной реакции, отдельных движений и способность увеличивать их темп без отягощений. У данного возраста проявления статической и скоростной выносливости незначительны. Однако на работу циклического характера в умеренном темпе необходимо обратить внимание уже в начальной школе с учетом возраста и физической подготовленности детей.

  1. Экспериментальная часть 

Цель и задачи.

Для того чтобы выявить влияют ли физические упражнения на работоспособность и физическое развитие при занятиях шейпингом. Я решила провести эксперимент.

        Цель эксперимента – влияние физических упражнений на физическое развитие и работоспособность при использовании некоторых физических упражнений из системы шейпинга. 

        Основными задачами, решаемыми с помощью общеразвивающих упражнений на которые мы будем обращать внимание в течение всего эксперимента, являются формирование правильной осанки, укрепление сердечно – сосудистой, дыхательной систем, развитие двигательных качеств.

                        Рассмотрим каждую из задач.

  1. Формирование правильной осанки. Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма во многом определяет правильная осанка. Поэтому формирование правильной осанки я отнесла к числу основных задач, решаемых в области физического воспитания младших школьников. При проведении уроков я даю упражнения на осанку у опоры и без опоры.
  2. Укрепление сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Высокий функциональный уровень работы определяется сильным медленным его сокращением и расслаблением, а также строгой определенностью в чередовании этих процессов, что создает благоприятные условия для питания сердечно мышцы.

Ритм сердечных сокращений зависит от сердечной мышцы, ее кровоснабжения, состояния нервной регуляции, интенсивности выполняемой работы. Сердце – тренируемый орган. Оно быстро реагирует на малейшие изменения в физической работе. Систематические применения общеразвивающих упражнений положительно сказывается на функции сердца, так как при этом нагрузка увеличивается постепенно, четко дозируется, напряжение ритмично чередуется с расслаблением или паузами отдыха. В результате сердечная мышца становится сильной, ровнее и реже ритм, точнее осуществляется перестройка работы в связи с меняющейся нагрузкой.

        При введении физических упражнений из системы шейпинга я обратила внимание на дыхание учащихся, оно у них было неравномерное, что привело к решению укрепить дыхательную систему.

        Через легкие в кровь поступает кислород, где он соединяется с углеводами, жирами, белками. В результате этого выделяется энергия, благодаря которой мы живем, мыслим, двигаемся. Движение легких при вдохе и выдохе производится определенными дыхательными мышцами. Чем сильнее они развиты, тем лучше. Укреплять их я решила, вводя в комплекс дыхательные упражнения. Наиболее эффективным являются глубокое, нечастое, напряженное дыхание. При этом воздух доходит до альвеол, легочная ткань хорошо вентилируется, дыхательные мышцы работают экономно, успевает восстанавливаться их работоспособность. Для правильного дыхания необходимо уметь управлять дыхательными мышцами, развивать их, на три типа дыхания: грудное, брюшное и смешанное.

        С целью получения наиболее объективных данных использовались следующие методы исследования:

  1. изучение и обобщение данных источников литературы;
  2. педагогические наблюдения и беседы;
  3. антропометрические измерения;
  4. тестирование;
  5. статистическая обработка полученных результатов;
  6. педагогический эксперимент.

Изучение и обобщение данных источников литературы. Было изучено более 200 источников литературы. Подбор литература включал вопросы, связанные с возрастными изменениями физических качеств младших школьников, под влиянием физических упражнения из системы шейпинга. Изучалась литература из разных наук: педагогика, психология, биохимия, биомеханика, физиология.

        Педагогические наблюдения и беседы проводились с целью накопления фактического материала по теме исследования. Были проведены беседы с родителями, классными руководителями, учителями – предметниками с целью выявления психического, умственного состояния учащихся.

        Антропометрические изменения проводились по общепринятой методике (А.Алимов, А.Б. Ставицкая) и включали определения роста, веса и окружности грудной клетки.

        Тестирование проводилось с целью изучения состояния физической подготовленности младших школьников.

Организация и проведение исследования. 

В исследовании принимали участие дети младшего возраста, мальчики и девочки 9 – 10 лет 3 и 4 классы МОУ - "СОШ с. Озерки Духовницкого района Саратовской области"

        Эксперимент был организован в связи с задачами исследования. В ходе эксперимента решались вопросы, связанные с использованием на уроках физической культуры физических упражнений системы шейпинга, определялись особенности их воздействия на уровень физического развития. С этой целью для экспериментального класса были разработаны комплексы физических упражнений из системы шейпинга, направленные на физическое развитие. Эти комплексы были составлены на основании полученных нами данных. В комплексы включались упражнения избирательного и общего воздействия. Исходя из задач физического воспитания младших школьников, предлагаемые комплексы проводились в подготовительной части урока – ритмическая гимнастика, а в заключительной части – упражнения на растягивание. В основной части урока давались программные требования.

        В экспериментальном 4 классе занятия проводились по общей программе физической культуры – основная часть. В подготовительной части давался комплекс физических упражнений из системы шейпинга направленный на подготовку организма к предстоящей деятельности. В заключительной части – физические упражнения на растягивание, восстановление.

 Упражнения в комплексе подготовительной части проводились под ритмичную музыку, количество повторений упражнений увеличивалось постепенно от 8 до 32 раз в одну сторону. В заключительной части давались упражнения на растягивание под медленную, мелодичную, успокаивающую музыку.

В контрольном классе проводились занятия по общей программе физической культуры.

До начала эксперимента и после него были проведены тестирования и антропометрические измерения. Для выявления эффективности физических упражнений системы шейпинга на физическое развитие младших школьников проводилось тестирование и измерение 2 раза в год : сентябрь, ноябрь.

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что показатели антропометрических измерений и тестирования у детей младшего возраста значительно увеличиваются. Вес у детей интенсивно изменяется при выполнении физических упражнений из системы шейпинга. Рост у школьников увеличился.

Под влиянием физических упражнений из системы шейпинга увеличился объем грудной клетки. За счет упражнений на выносливость у школьников увеличилась жизненная емкость лекгих.

Таким образом, проведенные исследования подтвердили правильность гипотизы, что целенаправленное включение физических упражнений из системы шейпинга в занятиях физической культуры младших школьников способствует физическому развитию и физической подготовленности, и подтверждает эффективность предлагаемой методики обучения школьников младшего возраста.

Выводы.

Проведя исследование можно сделать выводы.

  1.  Под воздействием физических упражнений из системы шейпинга в организме учащихся произошли сдвиги в физическом развитии. Дети приобрели правильную красивую осанку, стали подтянутыми, походка стала красивой.
  2. Укрепилась сердечная и дыхательная системы. При выполнении упражнений дыхание стало спокойным, равномерным.
  3. Развитие физических качеств стало высоким. Дети стали сильными, гибкими, выносливыми.

Рекомендации и предложения.

Проведя исследование можно сделать вывод, что у всех занимающихся в экспериментальном классе улучшилось физическое состояние, о чем свидетельствуют их показатели.

Я хочу порекомендовать своим коллегам, вводить в уроки физической культуры новые виды физкультурно – оздоровительных занятий, их сейчас появилось очень много – это бодибилдинг, аэробика, шейпинг, стретчинг, ушу и другие виды, которые оказывают на организм положительное влияние. Об этом свидетельствуют результаты эксперимента.

Хотелось бы, чтобы эти виды входили в программу физической культуры, начиная с первого класса. И чтобы такие занятия занимали весь урок и состояли из подготовительной, основной и заключительной частей урока. После таких уроков можно говорить о здоровых, крепких детях, которые могут продолжать наши начатые дела. И хотя правильно говорят, что надо развивать спорт, но возможности для этого нет, так как, чтобы заниматься спортом, необходима, новая материальная база, а средств на ее приобретения нет. Да что говорить о большом спорте школа и та не имеет нового инвентаря.


Список литературы:

  1. «Фитнес – путеводитель для начинающих» Вейдер С. . Изд: Феникс (2007 г.)
  2. «Аэробика». Шипилина Н.А. . Издательство: Феникс (2004 г.)
  3. «Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений». Могилева В. Н. Издательство: ИЦ Академия (2007 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содействие физических упражнений укреплению здоровья и физическому развитию школьников.

Материал может быть использован для подготовки выступлений на МО, педсоветах, в ходе работы с родителями и детьми....

Мастер-класс "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"

Цель мастер-класса - заинтересовать широкую аудиторию новым видом упражнений; показать, как психофизические упражнения влияют на интеллект и формирование характера ребенка. Презентацию с одноименным н...

Презентация "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"

В презентации представлены данные эксперимента по теме, фотографии психофизических упражнений. Презентация является приложением к мастер-классу....

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках физической культуры

Движение – это путь не только к здоровью, но и к интеллекту. (С.Н.Труфанов) Каждый учитель ищет свои формы работы с учащимися , которые позволяют решить в комплексе задачи интеллектуального, эмо...

Фитбол-гимнастика, как здоровьесберегающая технология физического развития младших школьников.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского орга...

Совместная работа учителя по физической культуре с родителями по физическому развитию младших школьников.

Детство – это тот возраст, когда у ребенка образуются основные жизненные привычки. Что упущено в эти годы, то с большим трудом навёрстывается в дальнейшем (Е. Янкелевич, 1961). Ни одна, даж...

Мастер-класс "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"

Цель мастер-класса - заинтересовать широкую аудиторию новым видом упражнений; показать, как психофизические упражнения влияют на интеллект и формирование характера ребенка. Презентацию с одноименным н...