Мастер-класс "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"
методическая разработка по теме

Шипелкин Владимир Иванович

Цель мастер-класса - заинтересовать широкую аудиторию новым видом упражнений; показать, как психофизические упражнения влияют на интеллект и формирование характера ребенка. Презентацию с одноименным названием смотрите в материалах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

по теме: «Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры». 

 Цели:

  1. образовательная – выявить сущность психофизических упражнений, их методические особенности.
  2. воспитательная – заинтересовать участников новым видом упражнений, показать, как психофизические упражнения влияют на интеллект и формирование характера ребенка.
  3. развивающая – создать условия для развития творческих способностей

участников мастер-класса.

Задачи:

  • передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий;
  • совместная отработка проблемы: «Чем отличаются два вида ходьбы?»
  • обеспечение эмоционального удовлетворения;
  • воспитание интереса к новым упражнениям и побуждение к деятельности.

Оборудование и наглядные пособия: мультимедийный проектор, плакат «Асаны», буклеты по теме, таблица эмоций, разработки уроков, методические пособия.

План мастер-класса

1. Индукция (постановка проблемной ситуации).

2. Презентация опыта:

    а) актуализация (цели, задачи);

    б) блок учебной информации:

  • понятие физического и психического сопряжения в двигательных действиях;
  • основные средства физического воспитания в сопряженном психофизическом развитии;
  • результаты реализации опыта.

3. Работа с проблемным материалом (самоконструкция, социоконструкция).

    Практикум:

                        А) позы;

                        Б) этюды;

                        В) мимические упражнения;

                        Г) имитационные упражнения.

4. «Инсайт» (озарение). Образная интерпретация «Парад планет».

5. Рефлексия «Весенняя полянка».

6. Знакомство с выставкой.

1. Индукция (постановка проблемной ситуации).

      Приветствие:

- Добрый день! – тебе сказали,

- Добрый день! – ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Мастер просит участников  сказать друг другу: «Добрый день!».

Вот с этого доброго приветствия и начинается сопряженное психофизическое воздействие на всех участников мастер-класса. (Слайд 1). А тема нашего мастер-класса так и называется: «Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры».

План работы у вас в буклетах.

Мастер: Сейчас вы увидите 2 вида ходьбы (показывается обычная ходьба и ходьба по лесной тропинке с собиранием орехов, ягод и грибов).

Перед вами стоит проблема: чем отличается первая ходьба от второй?

( слушатели отвечают).

Мастер: В процессе занятия мы должны дать ответ на этот вопрос.

2. Презентация опыта.

А) актуализация (цели).

     Плохое здоровье школьников, гиподинамия, психическая перегрузка, падение интереса к предмету определили актуальность нашей темы.

     Каждый пятый ребенок в России рождается с нервно-психическими расстройствами, и в нашей школе немало учеников имеют патологии, связанные с нарушением головного мозга: РЭП, НПР, ДЦП и другие. Для них характерна общая физическая ослабленность, скованность, агрессивность, эмоциональная напряженность. Все это определяет цель нашей темы  (Слайд 2):

- с помощью сопряженных психофизических упражнений оптимизировать социально-эмоциональную адаптацию и физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.

Б) блок учебной информации.

     Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления ученика в школе. Они укрепляют здоровье, содействуют правильному физическому развитию, закаливают организм. Однако обычный урок физкультуры не дает особого эффекта в плане психического оздоровления. В связи с этим на основе сопряженного психофизического метода был разработан комплекс специальных психофизических упражнений. Такие упражнения придают уроку эмоциональную окраску, способствуют оживлению, повышают интерес. С помощью эксперимента было доказано, что такие упражнения повышают физическую подготовленность и влияют на психическую сферу. Посмотрим два слайда (Слайд 3-4). На одном мы видим, что в результате применения таких упражнений у мальчиков увеличилось количество подтягиваний на 60%, пресс на 11%, сгибание рук на 9% и т.д.

На 2 слайде мы видим влияние на психическую сферу. Уровень напряжения в контрольном классе 39%, а в экспериментальном – 16,7%. Психомоторная работоспособность в экспериментальном классе выше на 14%. Почему же эти упражнения дают такой результат?

Суть принципа психофизического воздействия в том, что одно и то же упражнение можно использовать, как для обучения двигательным действиям, так и для развития интеллекта. Сопряженные физические упражнения действуют одновременно на физическое развитие и на психическую сферу. Тем самым повышается физическая подготовленность, и развиваются психическая сфера: познавательная, эмоциональная и коммуникативная. Школьники становятся физически крепкими и психически здоровыми.

Переверните буклет и вы увидите, что развивают такие упражнения?

Комментарий мастера: Сопряженные психофизические упражнения одновременно вырабатывают:

1. физические качества:

  • сила
  • быстрота
  • гибкость
  • координация
  • выносливость

2. психические процессы:

  • ощущения
  • восприятия
  • воображение
  • память, мышление
  • речь
  • эмоции
  • воля
  • внимание

Рассмотрим эти упражнения (Слайд 5).

А теперь проанализируем  слайды с различными упражнениями (Слайд 6-13).

3. Работа с проблемным материалом. Практикум:

  а) позы. Оригинальное упражнение «Три круга»

    В европейских гимнастиках нет аналогов оригинальному упражнению «Три круга»: ноги стоят «округло», руки обнимают большой шар, кисти обнимают шар маленький.

 Встаньте, расставив параллельно ступни на ширину плеч или шире. Колени чуть согнуты. Если ноги расставлены широко, то носки и колени следует чуть повернуть внутрь, чтобы поза была устойчивой. Позвоночник необходимо выпрямить, для этого таз несколько подать вперёд (присесть на высокий стул). Голова прямо, взгляд направлен вперёд (устремлен в бесконечность). Рот приоткрыт, кончик языка касается нёба позади зубов. Следя, чтобы туловище не отклонялось и оставалось вертикальным, поднимите руки вперёд и «обнимите толстое дерево» (придайте рукам округлое положение на линии груди). На расстоянии примерно 10 см ладони и пальцы рук «смотрят» друг на друга. Пальцы расслабьте и полусогните, как будто обнимаете малый мяч. Плечи свободно опущены, локти как бы висят. Зафиксировать позу в зависимости от возраста (несколько секунд до нескольких минут). Поза общеоздоровительная. Её можно применять как самостоятельное упражнение или заканчивать им любой комплекс упражнений.

  Б) имитация: - первомайская демонстрация и уставшие учителя. Подсказать и проанализировать. Решение проблемы.

4. Образная интерпретация «Парад планет» (творческая работа).

Участники делятся на 3 группы и получают задание: имитировать планету: Солнце, Сатурн и Марс. На обдумывание дается 1 минута. Остальные группы угадывают. В конце «парада»  ответить на вопрос: какие физические качества и психические процессы были задействованы?

5. Понятие о нейробике.

6. Рефлексия «Весенняя полянка».

     На столе у слушателей лежат макеты цветов и бутонов подснежника. Предлагается выбрать цветок, если тема актуальна, т.е. психическое здоровье важно наравне с физическим. Если тема не актуальна, т.е. вполне достаточно физического здоровья, то выбираем бутон. На другой стороне оставляем свои впечатления о мастер-классе. Можно одним словом: грусть, радость, восторг.

7. Обмен мнениями. Знакомство с выставкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физкультуры.

Работая с детьми разных возрастов,  мы  не только влияем на их  физическое развитие, но  и  способствуем развитию                 ...

Презентация "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"

В презентации представлены данные эксперимента по теме, фотографии психофизических упражнений. Презентация является приложением к мастер-классу....

Влияние подвижных игр на развитие двигательных качеств у младших школьников на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Актуальность  опыта объясняется необходимостью:- повышения эффективности образовательного процесса в школе, уровня показателей физической культуры школьников, укрепления их здоровья;-  повыш...

Условия развития креативности младших школьников на уроках физической культуры

        В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методи...

Доклад "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках физической культуры"

Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления творчества носит достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества к...

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках физической культуры

Движение – это путь не только к здоровью, но и к интеллекту. (С.Н.Труфанов) Каждый учитель ищет свои формы работы с учащимися , которые позволяют решить в комплексе задачи интеллектуального, эмо...

Мастер-класс "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"

Цель мастер-класса - заинтересовать широкую аудиторию новым видом упражнений; показать, как психофизические упражнения влияют на интеллект и формирование характера ребенка. Презентацию с одноименным н...