карта-путеводитель по теме "Эукариотическая клетка" для учащихся 10 класса УМК Сонина Н.И.
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Маленкова Анна Cергеевна

Разработка путеводителя по теме "Эукариотическая клетка" разработана для использования на уроках и для подготовки домашнего задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta-putevoditel_ntspm._odnomembrannye.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Карта-путеводитель

по теме «Эукариотическая клетка»

Внимательно прочтите текст учебника §5.2: 5.2.1

По ходу изучения темы заполните данную карту.

Клетка – элементарная единица строения и функционирования живых систем, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.

Часть1.

1. Эукариотическая клетка – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Эукариотические клетки состоят из двух важнейших, неразрывно связанных между собой частей - ______________________________ и __________________________.

3. Цитоплазма. Внутренняя клеточная среда, заполняющая всё содержимое клетки. Химический состав:60% воды  + белки, жиры, углеводы, неорганические вещества в виде ионов.

Цитоплазма состоит из трёх фаз: гиалоплазмы, органоидов, включениё.

Гиалоплазма – бесцветный  слизистый  густой и прозрачный коллоидный раствор, в котором протекают все обменные процессы, обеспечивает связь ядра и органоидов клетки. 

Органоиды – это________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Включения – это__________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Цитоплазма объединяет в единое целое все органоиды клетки и обеспечивает их взаимодействие.

4. В основе структурной организации клетки лежит ____________________________

Принцип строения, т.е. клетка построена из мембран.

 Общий принцип строения мембран

Рассмотрите рис.5.6. и объёмную модель строения мембраны. Укажите, из каких химических веществ состоит мембрана:

1 слой ______________________

2 слой ______________________

3 слой ______________________

Снаружи мембрана покрыта клеточной стенкой. У животных она образована гликокаликсом, у растений – _________________, у грибов и членистоногих______________

Наружная цитоплазматическая мембрана (НЦПМ).

НЦПМ представляет собой морфофункциональную  мозаику, т.е ____________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используя текст учебника с146-147, заполните таблицу «Функции НЦПМ»

Функция

Описание

Цитоплазматическая мембрана пронизана порами, через которые осуществляется проникновение ионов и мелких молекул внутрь клетки. Этот процесс протекает с затратой энергии.

Клеточная мембрана хорошо проницаема для одних веществ и непроницаема для других. Концентрация ионов К+ внутри клетки выше, а ионов Na+ -выше  в межклеточной среде. Транспорт осуществляется по градиенту концентрации, т.е., из области более высокой концентрации веществ в область более низкой

Мембрана клеток образует выпячивания, края их смыкаются, захватывая твёрдые частички

Мембрана клеток образует выпячивания, края их смыкаются, захватывая межклеточную жидкость. Это один из важнейших и основных механизмов проникновения в клетку высокомолекуярных соединений.

Запишите фазы цикла внутриклеточного пищеварения:

1__________________________________________________________________

2__________________________________________________________________

3__________________________________________________________________

4__________________________________________________________________

Функции мембран:

  • Отделяют клеточное содержимое от внешней среды
  • Регулируют обмен веществ между клеткой и средой
  • Делят клетки на компартаменты.

Компартамент- реакционное пространство клетки, отделяющееся от остального пространства клетки мембраной, что способствует упорядочению внутриклеточных процессов.

Часть2.

Органоиды клетки:

Одномембранные                     Двумембранные                        Немембранные

ЭПР, КГ, лизосомы                 митохондрии                             рибосомы, клеточный центр                                        

Реснички, жгутики                  пластиды                                    цитоскелет

вакуоли

Заполните таблицу, используя текст учебника и дополнительную литературу.

По описанию строения и свойств, определите , о каком органоиде идёт речь и запишите его функции.

Одномембранные органоиды клетки.

ОРГАНОИДЫ

СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА

ФУНКЦИИ

Система мембран, формирующих цистерны и каналы, соединённые друг с другом и ограничивающие единое пространство – полости.

Гладкий и шероховатый

Обычно располагается вблизи клеточного ядра. Представляет собой стопку уплощённых цистерн с расширенными краями, с которой связана система мелких одномембранных пузырьков. Каждая стопка состоит из 4-6 цистерн, число стопок колеблется от одной до нескольких сотен.

Самые мелкие одномембранные органоиды,содержат до 60 гидролитических ферментов.

Образуется в комплексе Гольджи.

Органоиды движения, характерные для одноклеточных и некоторых многоклеточных организмов.  Представляет собой цилиндр из 9пар микротрубочек, в центре – 2 осевые микротрубочки.

.

Одномембранный органоид растительных клеток, содержащий соли, органические кислоты, аминокислоты, белки и соли, воду.

Ответьте на вопросы:

  1. Чем представлена оболочка растительной клетки?
  2. Что такое пиноцитоз?
  3. Перечислите одномембранные органоиды клетки
  4. Каковы виды ЭПР?
  5. Каковы его функции?
  6. Какова функция КГ?

Домашнее задание: §5.2: 5.2.1, термины, материал карты-путеводителя.

Часть3.

Двумембранные органоиды

Органоиды, состоящие из двух мембран – наружной и внутренней, образующей многочисленные складки и выросты – кристы. Длина 1,5 – 10 мкм, количество в клетке зависит от её энергопотребления.

Внутренне пространство митохондрий заполнено матриксом, где содержатся кольцевая молекула митохондриальной ДНК, специфические иРНК, тРНК и рибосомы прокариотического типа.Эти факты свидетельствуют в пользу происхождения мтх от бактерий – окислителей (согласно гипотезе симбиогенеза)

Возможны взаимопревращения, невозможно лишь превращение хромопластов в лейкопласты и хлоропласты

Бесцветные пластиды в клетках неокрашенных частей растений

Оранжевой, жёлтой и красной окраски

Зелёные пластиды.

Внутренняя среда – строма – содержит кольцевую ДНК и рибосомы прокариотического типа, таким образом, они способны к автономному делению, как и митохондрии.Это свидетельствует о происхождении пластид от цианобактерий.

Немембранные органоиды клетки

Мелкие органеллы, состоящие из двух субъединиц неравного размера – большой и малой, на которые они могут диссоциировать. В составе данных органелл выделяют белки, рРНК, составляющие 50-63% и образующие каркас органоида.

Различают рибосомы эукариот и прокариот. В составе рибосом эукариот – 4 молекулы рРНК и около 100 молекул белка, у прокариот – 3 молекулы рРНК и 55 молекул белка.

Синтез субъединиц происходит в ядрышке, а их объединение – в цитоплазме во время биосинтеза белка.

Центриоли + уплотнённая цитоплазма – центросфера. Цилиндр, стенка которого образована 9 группами из 3хслившихся микротрубочек, соединённых поперечными сшивками.. Центриоли объединены в пары, где они расположены под прямым углом.

Самовоспроизводящиеся структуры.

Скелетные образования в виде микротрубочек и пучков белковых волокон. Образуют сложные переплетения в цитоплазме.

  1. как происходят взаимопревращения пластид?
  2. как называется внутренняя среда митохондрий?
  3. Перечислите немембранные органоиды клетки.
  4. В каких клеточных органоидах имеется ДНК?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочно-тематическое планирование курса подготовки к ЕГЭ для учащихся 10класса

Как показывает практика уже не первого года подготовки к ЕГЭ, одного года по часу в неделю в 11 классе для глубокого освоения того обширного материала, который предъяляет нам экзамен недостаточно, поэ...

Карточки с тестовыми заданиями для учащихся 5 класса по природоведению- тема "Вселенная" (программа Плешакова А.А., Сонина Н.И.)

Карточки с тестовыми заданиями для учащихся 5 класса по природоведению- тема "Вселенная" (программа Плешакова А.А., Сонина Н.И.). Самостоятельная работа содержит 5 заданий , рассчитана на 5-7 минут пр...

Викторина" Насколько хорошо ты знаешь Англию?" для учещихся 10класса и "Мозговой штурм "-для учащихся 6 класса на уроках английского языка .

Это дополнительный материал для учителей английского языка.Данный мтериал можно использовать как на уроках ,так и на внеклассных мероприятиях.....

Рабочая программа к учебнику Сонин Н.И., В.И. Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.

Образовательная программа по разделуБиология. Живой организм. 6 классПрограмма разработана учителем биологииКарасевой Татьяной ИвановнойВсего 35 часов; в неделю 1 час.Плановых контрольных уроков - 2ч....

Конспект урока по баскетболу для учащихся 10классов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13728963","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"395","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13728949","...

"Психогеометрия" Исследовательская работа учащейся 10класса Тимофеевой Елены

В процессе работы над исследовательским проектом автором была поставлена цель: определить тип личности одноклассников.В основе работы лежит анализ характера по значению выбранной им фигуры.Даны характ...

Внеклассное мероприятие «Имею право» для учащихся 10класса

Цели:  Обобщить знания детей об основных   правах ребёнка; Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни; Формировать уважительное отношение друг к другу.Во...