Рабочая программа к учебнику Сонин Н.И., В.И. Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Карасева Татьяна Ивановна

Образовательная программа по разделу

Биология. Живой организм. 6 класс

Программа разработана учителем биологии

Карасевой Татьяной Ивановной

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков - 2ч.; лабораторных работ – 20 ч.

Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. Живой организм. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2015.

       Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» Н.И. Сонина, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Витим»

«Рассмотрено»                               «Согласовано»                                     «Утверждаю»

на заседании учителей МО           Заместитель директора по                  Приказ №_____________

«Естествознания»                           УВР_____________                              «___»____________2016г.    

Протокол №                                                                                                             Директор

от    «___»_________________2016г.                                                                    ____________________        

                                                                                                                                                          (Гурьянов Б.В.)      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

6  класса

(1 ч/нед)

Карасева Т.И.

на 2016-2017 учебный год

Образовательная программа по разделу

Биология. Живой организм. 6 класс

Программа разработана учителем биологии

Карасевой Татьяной Ивановной

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков - 2ч.; лабораторных работ – 20 ч.

Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. Живой организм. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2015.

Учебник
Сонин Н.И., В.И. Сонина.  Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015. – 158 с.




                                                   

Пояснительная записка

      Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» Н.И. Сонина, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3. Приказа Департамента образования от 20.06.2007 года № 415 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;

4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

5. Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина

6. Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.- 174с.

Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин).

Цель: формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.


Количество часов распределено следующим образом


№ п/п


Н а з в а н и е   р а з д е ла


К о л и ч е с т в о  ч а со в


по программе


по К Т П


1


Строение  живых организмов.


14


14


2


Жизнедеятельность организмов.


21


21


4


ИТОГО


35


35

      Курс «Живой организм» и РП построены на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков по использованию полученных знаний и повышения уровня знаний в РП включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Плановых контрольных уроков  

Лабораторных работ

Практических работ
РП ориентирована на использование учебника:

      Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с.

     Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

      Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 47 с.

     В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, рисунков. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения распознавать биологические объекты. Эти задания рекомендуется выполнять по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления целесообразно выполнять в качестве домашнего задания.
Для повышения уровня мотивации учащихся к изучению данного курса имеется мультимедийное приложение, как составляющая часть УМК автора Сонина Н.И.
     Для самостоятельной работы учащихся при проведении фронтальных опросов, быстрого определения уровня знаний учащихся можно применить дидактические карточки:

      Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: дидактические карточки-задания к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм»/ Н.И.Сонин, Н.В. Кириленкова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 32 с.

  • Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.
  • Технологии образования – индивидуальная работа, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
  • Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.


     Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).
В инвариантной части учебного плана на учебный предмет федерального значения « Биология» в 6 классе выделено 1 час в неделю, всего 35 часов, 1 час выделен за счёт регионального компонента.
Календарно - тематический план по объему скорректировано в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки учащихся 6 класса. Рабочая программа предназначена для учеников общеобразовательных школ со средним уровнем подготовки.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:

  • основные биологические и экологические понятия,
  • иметь представление о биологии как науке,
  • о клетке как единице живого,
  • о способах питания и дыхания животных и растений,
  • о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.

Должны называть (приводить примеры):

  • Общие признаки живого организма;
  • Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
  • причины и результаты эволюции;
  • примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.


Характеризовать (описывать):

  • Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
  • Деление клетки;
  • Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
  • Обмен веществ и превращение энергии;
  • Особенности питания растительных организмов;
  • Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
  • Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
  • Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.


Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
  • Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
  • Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
  • Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.


Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
  • Клетки, органы и системы органов растений;
  • Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
  • Съедобные и ядовитые грибы.


Соблюдать правила:

  • Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
  • Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
  • Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
  • Поведения в природе;
  • Здорового образа жизни человека;
  • Выращивания культурных растений.


Владеть умениями:

  • Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
  • Использовать рисунки;
  • Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

Учебно-тематический план





урока




Название раздела, темы



Кол-во часов



 Контрольные работы


Лабораторные и

практические работы



Раздел 1: СТРОЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ



14




12


1

Инструктаж по технике безопасности. Строение растительной клетки. Лабораторная работа  «Строение растительной клетки»


1



1


2.

Строение животной клетки. Лабораторная работа «Строение животной клетки»


1



1


3.

Деление клетки. Митоз


1




4.

Деление клеток. Мейоз


1




5.

Ткани растений. Лабораторная работа  «Ткани растений»


1


1


6.

Ткани животных. Лабораторная работа «Ткани животных»


1


1


7.

Органы цветковых растений. Корень. Лабораторная работа «Типы корневых систем»


1



1


8.

Вегетативные органы растений. Побег, лист. Лабораторная работа «Строение почек и расположение их на стебле», «Простые и сложные листья», «Строение стебля»


2



3


9.

Цветки, плоды и семена. Лабораторная работа «Строение цветка», «Разнообразие плодов»,  «Строение семян»


2



3


10.

Органы и системы органов животных. Лабораторная работа  «Распознавание органов и систем органов у животных»


2



1


11.

Многообразие систем органов животных


1


1




^ Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ



21





8


12.

Питание и пищеварение (у растений). Лабораторная работа «Выявление роли света и воды в жизни растений»


1



1


13

Питание и пищеварение (у животных). Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал», «Действие желудочного сока на белок»  


1



2


14.

Дыхание


1




15.

Транспорт веществ в организме. Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»


1



1


16.

Выделение


1




17.

Выделение


1




18.

Обмен веществ и энергии


1




19.

Скелет – опора организма


1




20.

Скелет – опора организма. Лабораторная работа «Изучение внутреннего строения млекопитающего»


1



1


21.

Движение (у растений)


1




22.

Движение(у животных). Лабораторная работа «Наблюдение за поведением животных – за движение инфузории-туфельки и дождевого червя»


1



1


23.

Раздражимость


1




24.

Координация и регуляция


1




25.

Бесполое размножение организмов (у растений). Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений (черенкование)»


1



1


26.

Половое размножение животных


1




27.

Половое размножение растений


1




28.

Рост и развитие растений


1




29.

Рост и развитие животных. Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие насекомых»  


1



1


30.

Организм как единое целое


1




31.

Что мы узнали о жизнедеятельности организмов


1




32.

Обобщение и повторение «Живой организм»


1


1




ИТОГО:



35



2



20


                                                                 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1
Строение  живых организмов
 (14 часов).
Тема 1.1
Строение растительной клетки.  (1 час)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Экскурсия.

Тема 1.2
Строение животной клетки.  (1 час)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
 Лабораторные работы
«Строение растительной клетки»
«Строение животной клетки»

Тема 1.3
Деление клетки. Митоз.  (1 час)

Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Фазы деления, хромосомы.


Тема 1.4
Деление клеток. Мейоз. (1 час)

Митоз. Мейоз. Веретено деления. Хроматиды. Ядро. Фаза деления.


Тема 1.5
Ткани растений. (1 час)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения.

 Лабораторные работы
«Ткани растений»

Тема 1.6

Ткани животных. (1 час)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

 Лабораторные работы

«Ткани животных»

Тема 1.7

Органы цветковых растений. Корень. (1 час)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

 Лабораторные работы
«Типы корневых систем»

Тема 1.8

Вегетативные органы растений. Побег, лист. (2 часа)
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.
 Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

 Лабораторные работы
«Строение почек и расположение их на стебле»

 «Простые и сложные листья»

 «Строение стебля»

Тема 1.9

Цветки, плоды и семена.  (2 часа)
Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

 Лабораторные работы

«Строение цветка»

 «Разнообразие плодов»

 «Строение семян»

Тема 1.10

Органы и системы органов животных. (2 часа)

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
 Лабораторная работа
«Распознавание органов и систем органов у животных»

Тема 1.11
Многообразие систем органов животных. (1 час)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.


Контрольная работа №1



РАЗДЕЛ 2
Жизнедеятельность организма
(21 час)
Тема 2.1
Питание и пищеварение (2 час)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
 Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

 Лабораторные работы

«Выявление роли света и воды в жизни растений»

«Действие слюны на крахмал»

«Действие желудочного сока на белок»  


Тема 2.2

 Дыхание (1 час)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
 Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3
 Транспорт веществ в организме. (2 часа)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
 Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

 Лабораторная работа

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
 

Тема 2.4

 Выделение (2 часа)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5

Обмен веществ и энергии. (1 час) 
Представление об обмене веществ и энергии в живых организмах, изучить особенности обмена веществ и энергии у растений.

Тема 2.6

Скелет – опора организма.  (2 часа)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных
.
 Лабораторная работа
«Изучение внутреннего строения млекопитающего»
 Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.7

Движение. (2 часа)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
 Лабораторные и практические работы
«Наблюдение за поведением животных – за движение инфузории-туфельки и дождевого червя»

Тема 2.8

Раздражимость. (1 часа)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Тема 2.9

Координация и регуляция. (1 час) 
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
 Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

 Тема 2.10

Бесполое размножение организмов. (1 час)

Спора, отводки, побеговые черенки, луковица, корневые черенки, клубень.

Тема 2. 11

Половое размножение животных. (1 час)

Сперматозоид, яйцеклетка, семенники, яичники, гаметы, гермафродиты, раздельнополые, оплодотворение, зигота.

Тема 2.12

Половое размножение растений. (1 часа)
половое размножение растений. Размножение растений семена. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Оплодотворение, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

 Лабораторная работа
 «Вегетативное размножение комнатных растений» (черенкование)
 Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.13

Рост и развитие растений. (1 час)

Дробление, гаструла, бластула, жизненный цикл, гаметофит, спорофит.

Тема 2.14

Рост и развитие животных.  (1 часа)
Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
 Лабораторная работа
«Прямое и непрямое развитие насекомых»
 Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

Тема 2.15

Организм как единое целое. (1 час)

Клетка, ткань, орган, система органов, рост, развитие, размножение, функции органов.

 

Тема 2.16

Что мы узнали о жизнедеятельности организмов. (1 час)

Клетка, ткань, орган, система органов, рост, развитие, размножение, функции органов.

Тема 2.17

Обобщение и повторение «Живой организм». (1 час)

Живые организмы, их строение, свойства. Жизнедеятельность организмов.

 Контрольная работа №2


Критерии и нормы устного ответа по биологии

     Оценка «5» ставится, если ученик:

  • 1.        Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  • 2.        Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
  • 3.        Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  • 1.        Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  • 2.        Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
  • 3.        Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  • 1.        Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
  • 2.        Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  • 3.        Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
  • 4.        Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  • 5.        Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
  • 6.        Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  • 1.        Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
  • 2.        Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
  • 3.        При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  • 4.        Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
  • 5.        Полностью не усвоил материал.

  • Оценка выполнения лабораторных работ по биологии:

 

       Оценка «5» ставится, если ученик:

  • 1.        Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
  • 2.        Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
  • 3.        Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
  • 4.        Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
  • 5.        Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
  • 6.        Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  • 1.        Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
  • 2.        Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
  • 3.        Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

  Оценка «3» ставится, если ученик:

  • 1.        Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
  • 2.        Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
  • 3.        Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);
  • 4.        Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

       Оценка «2» ставится, если ученик:

  • 1.        Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
  • 2.        Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
  • 3.        В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
  • 4.        Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
  • 5.        Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

 Оценка выполнения тестовых  работ по биологии:

оценка

минимум

максимум

5

90 %

100 %

4

71 %

89 %

3

51 %

70 %

2

0 %

50%


Учебно-методический комплект:
Рабочая программа. Биология: Живой организм 6 кл. – Н.И. Сонин, В.И. Сонина – 3-е издание – М.: Дрофа, 2015, 158 с.;

Рабочая тетрадь. Биология: Живой организм 6 кл. – Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2013, 95 с.;

Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. Биология: Живой организм. 6 кл. – И.А. Акперова, Н.Б. Сысолятина, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2013, 110 с.;

Биология: Живой организм 6 кл. дидактические карточки-задания – Н.И. Сонин, В.Н. Кириленкова – 2-е издание – М.: Дрофа, 2014, 32 с.;

Биология: Живой организм. 6 кл.: Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина – М.В. Высоцкая – 2-е издание – Волгоград: Учитель, 2010, 255с.;

Тесты по биологии: 6 кл.: к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 кл.». ФГОС – М.: Издательство «Экзамен», 2015, 127 с.;

Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, В.И. Сониной «Биология. Живой организм. 6 кл.» - М.: Дрофа, 2015, 288 с.;

Биология. 6 кл.: технологические карты уроков по учебнику Н.И. Сонина, В.И. Сониной / сост. Е.Н. Малых. – Волгоград: Учитель, 2015, 185 с.;

Биология. 6 кл.: рабочая программа по учебнику Н.И. Сонина, В.И. Сониной. УМК «Живой организм» / авт.-сост. И.В. Константинова. – Волгоград: Учитель, 2014, 51 с.
Учебник:
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с.


  • рабочая тетрадь:
    Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.


методическое пособие для учителя: Уроки по курсу Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм» / авт.-сост. В.И.Сивоглазов. - М.: изд. Дрофа, 2006 г.

дидактические материалы:
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: дидактические карточки-задания к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм»/ Н.И.Сонин, Н.В. Кириленкова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. .

 Ресурсное обеспечение

Для учащихся:

Учебник «Биология. Живой организм», 6 класс, Н.И.Сонин, изд. Дрофа, 2010 г.

Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений / И.А.Акперова,  Н.Б.Сысолятина, Н.И.Сонин. - М.: изд. Дрофа, 2006 г.

Рабочая тетрадь:
Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Для учителя:

1. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.

2. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2004.

3.
 Рабочие программы по биологии 6-11 класс (по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова; В.В.Пасечника; И.Н.Пономаревой)/ авт.-сост. И.П.Чередниченко, М.В. Оданович. – М.: Глобус, 2008.

4. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина /Авт. - сот. М.В.Высоцкая.- Волгоград: Учитель, 2005.

5
. Дидактические карточки-задания к учебнику «Биология. Живой организм», 6 класс, Н.И.Сонин / Н.И.Сонин, В.Н. Кириленкова. – М.: изд. Дрофа, 2006 г.

7. Уроки по курсу Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм» / авт.-сост. В.И. Сивоглазов. - М.: изд. Дрофа, 2006 г

8. Красная книга Кировской области. – Екатеринбург, 2001. – 287с.

9. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с.
MULTIMEDIA – поддержка курса:


  • КМ-школа;

  • Интернет – ресурсы;

  • CD-диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы.

  • Мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к учебнику Биболетовой М.З. "Enjoy English 5-6" для 6 класса

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента, примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы английского языка к УМК «...

Рабочая программа к учебнику Биболетовой М.З. "Enjoy English 5-6" для 5 класса

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента, примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы английского языка к УМК «...

Рабочая программа к учебнику Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова Spotlight для 4 класса

Данная рабочая программа содержит пояснительну записку, цели и задачи курса, ожидаемые результаты, место предмета в учебном плане образовательного учреждения, список литературы, календарно-тематическо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 класс

Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческо...

Рабочая программа к учебнику HAPPY ENGLISH авторов К. Кауфман, М. Кауфман для 7 класса

Рабочая программа для общеобразовательной школы по английскому языку....

Рабочая программа к учебнику О.А. Афанасьевой , И. В. Михеевой "Rainbow English" 10 класс

Рабочая программа к учебнику О.А. Афанасьевой , И. В. Михеевой "Rainbow English" 10 класс...

Рабочая программа по учебнику "Английский язык" Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой 7 класс

Календарно-тематическое планирование разработано для обучающихся 7 классов, расчитано на три часа в неделю (102 урока).  Планирование и рабочая программа  составлены по учебнику "Англий...