Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Камышова Елена Анатольевна

Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. Актуальность программы состоит также в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_v_kotorom_my_zhivem.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 им. В.Н.Щеголева

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАКРЬІТОГО

АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

   

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности

(социальное направление)

«Мир, в котором мы живем»

5  Б класс

Камышова Елена Анатольевна

  2013-2014  уч. г.

Пояснительная записка

Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует развития новых методов и форм образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, ее творческой инициативы, с  формированием навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении.

    Для того, чтобы выполнить социальный заказ, школе необходимо формировать у обучающихся исследовательское поведение,  способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.  Чем раньше погружать ребенка в эту деятельность, тем больше вероятность получить желаемый результат.  

     Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность, развивается чувство эмпатии.

     Актуальность программы состоит также в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других. Реализуя программу, педагог создает такие условия для творчества, что становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности.    

Общая характеристика программы:

Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5-х классов и ориентирована на формирование социальной компетентности детей, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других. Она актуализирует проблему совершенствования и самосовершенствования личности ребенка на основе принципов гуманизма, формируя общечеловеческие ценности. Содержание учебных занятий, методы работы способствуют воспитанию у обучающихся любви к своей школе, своему краю,  заботы, ответственности, чувства долга, толерантности, а также стремления к познанию и истине, целеустремлённости, настойчивости, бережливости, трудолюбия, экологическое сознания.

    Учебный курс строится на принципах системно-деятельностного, рефлексивного, проблемно-ситуативного подходов, диалогического общения. Программа имеет комплексный характер.

     Направление программы – социальное.

     Объем программы –  34 часа.

Цель программы:

Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.

Задачи:

  • развитие и приобретение  учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
  • развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)  -  для формирования здорового образа жизни. 
  • создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества  и свое будущее;
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности  и настойчивости в достижении результата.

Принципы реализации Программы:

- учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию

Ценностные ориентиры программы: любовь к России, своему краю, служение Отечеству, забота, помощь, ответственность, чувство долга, толерантность, стремление к познанию и истине, целеустремлённость, настойчивость, бережливость, трудолюбие, экологическое сознание, красота, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и в искусстве.

Форма организации занятий. Беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально-познавательные игры, наблюдения, акции, трудовые десанты, проекты,  фестивали, праздники, выставки, концерты, индивидуальная самостоятельная работа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Результаты освоения программы.

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающихся будут сформированы:

-  самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,

-  уважение  и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,

-  уважительное отношение к иному мнению,

-  положительное отношение к школе,

-  навыки  взаимодействовия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:

-  овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,

- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей,

 -  сформировать эстетические ценности и чувства,

-   развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

-   научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,

-   сформировать элементарные основы экологической культуры.

     Регулятивные  универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

-   принимать и сохранять учебную задачу,

-   в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,

-   переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

-   оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи,

-   адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

-   первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,

-   задавать вопросы,

-   учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-  адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения,

-  формулировать собственное мнение и позицию,

- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Познавательные универсальные учебные действия

 В результате освоения программы обучающиеся научатся:

-    слушать и понимать речь других людей,

-    работать по предложенному учителем плану,

-  выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-    строить сообщения в устной и письменной форме,

-    устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений,

-    обобщать,

-    устанавливать аналогии,

-  использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание и форма занятия

Сентябрь

1

Школьная жизнь по правилам

Беседа с учащимися.

2

Выборы делегатов в школьную Думу. Акция «Мы тоже были малышами».

Выборы в органы самоуправления в классе. Организация шефства над первоклассниками.

3

Конкурс стенгазет ко Дню Учителя.

Подготовка и участие в конкурсе.

4

Акция ко Дню пожилого человека.

Изготовление поделок. Коллективное творческое дело. (КТД)

Октябрь

5

Акция «Чистый двор»

Уборка и благоустройство школьной территории.

6

Дом, в котором я живу.

Экскурсия по городку.

7

Главные праздники страны «День примирения и согласия»

Беседа.

8

Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!»

Экскурсия на базу дальней авиации в Летный городок г. Энгельса.

Ноябрь

9

Чему учит история родного края.

Посещение школьного музея.

10

Акция «Подарок любимой маме»

Изготовление поделок. КТД

11

Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!»

Экскурсия в военную часть. Быт и будни военнослужащих.

12

Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!»

Экскурсия в «Музей боевой славы военных водителей».

Декабрь

13

Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!»

Сочинение на тему: «Я живу в военном городке». Конкурс рисунков и фотографий.

14

День прав человека.

Беседа.

15

Акция «Забота о птицах».

День рождения школы.

Изготовление кормушек. КТД

История школы. (сбор информации)

16

Акция «Поздравь солдата».

Сладкий подарок к Новому году.

Январь

17

Акция «Мы тоже были малышами».

Шефство над первоклассниками.

18

Акция «Книжкино новоселье».

Пополнение фонда детской литературы в школьной библиотеке.

19

Семейные традиции.

Семейный праздник.

Февраль

20

Акция «Добрые дела и поступки»

Беседа и рассказы детей.

21

Акция «Забота о птицах».

22

 Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!»

Экскурсия в военную часть.

23

Игра «Из чего же, из чего же, из чего же…»

КВН между девочками и мальчиками 5-х классов.

Март

24

Я – гражданин Саратовской губернии.

Экскурсия в краеведческий музей г. Саратова.

25

Профессии наших родителей.

Встреча и рассказы родителей о своих профессиях.

26

Акция «Чистый дом»

Уборка и благоустройство кабинета.

Апрель

27

Добрые дела для моего класса

Разведение комнатных цветов.

28

Акция «Мы тоже были малышами».

Шефство над первоклассниками.

29-30

Акция «Чистый двор»

Уборка и благоустройство школьной территории.

Май

31

Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!»

Акция «Поздравь ветерана»

Подведение итогов. Создание альбома.

Поздравления ветеранов с Днем победы.

32

Акция «Цветы для школьного двора»

Сбор и посадка семян цветочных культур на клумбе школьного двора.

33

Знакомство с традициями нашего края.

Экскурсия в гончарную мастерскую.

34

Это кто шагает в ряд?...

Однодневный туристический поход в лес.

Материально-технического обеспечение:

Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

- настенные классные  и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,

- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,

- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,

- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).

А также экранно-звуковые пособия:

- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.

Библиотечный фонд:

- энциклопедическая и справочная литература,

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности социальной направленности «Радио MIX FM» 5-7 классы

Эта программа внеурочной деятельности социальной направленности....

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Цветная карусель» для основной школы (5 класс)

Внеучебная деятельность  по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления с...

Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов

Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»...

Программа внеурочной деятельности социального направления «Мир в котором я живу»

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образ...