Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Цветная карусель» для основной школы (5 класс)
рабочая программа (5 класс) на тему

Внеучебная деятельность  по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetnaya_karusel_programma_2018god.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа пос. Шумовский муниципального района Большечерниговский Самарской области

Согласовано

на заседании Управляющего совета

протокол № 1 от 25.08.2018 г.

«Утверждаю»

ио Директора школы

______________Т.Н. Волкова

«___»____________ 2018 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности социального направления «Цветная карусель»

для основной школы (5 класс)

Рабочую программу составил:

учитель 1 категории

Семёнова Нина Владимировна

                                                     

пос. Шумовский, 2018 год                  

1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

   Внеучебная деятельность  по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

       Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.

        Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.  При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

    В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Программа  рассчитана на детей 11 – 14-летнего возраста.

    В программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•   ценностное и творческое отношение к учебному труду;

•   элементарные представления о различных профессиях;

•   первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

•   осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

•   первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•   потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

•   мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

•    создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

•   самостоятельность работы;

•   осмысленность действий;

•   разнообразие освоенных задач.

Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других. Реализуя программу, педагог создает такие условия для творчества, что становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности.    

Цели: 

- улучшение психологического климата в классе;

- повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;

- преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем обучающихся;

- повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и других работников школы);

-профилактика социально-эмоциональных проблем у обучающихся, улучшение психологического климата в коллективе;

-создание условий для развития самостоятельной, творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

Задачи:

- информировать о проблеме агрессивного поведения;

- выявлять случаи проявления агрессивного поведения, обсуждать их, предупреждать его тяжёлые последствия;

- помогать обучающимся развивать социальные навыки.

- профилактика социально-эмоциональных проблем у обучающихся, улучшение психологического климата в коллективе;

- создание условий для развития самостоятельной, творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе. 

- способствовать осознанию детьми необходимости в разных  ситуациях использовать адекватные стратегии поведения;

- познакомить с разными вариантами поведения в различных ситуациях общения;

- формировать и развивать социальные навыки (через отработку в процессе моделирования и ролевой игры разных стратегий социального поведения).

 Место курса внеурочной деятельности в основной общеобразовательной программе

     Программа рассчитана на 4 часа в неделю – 136 часов в год. Объём учебной нагрузки,   отведённый на освоение рабочей программы определён учебным планом ГБОУ ООШ пос. Шумовский.

    Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.

Класс

Колич-во часов в неделю

Колич-во учебных недель

Колич-во практич.занятий

5

4

34

56

6

4

34

43

7

4

34

32

Ожидаемые результаты:

  • улучшение психологического климата в коллективе;
  • умение обучающихся использовать адекватные стратегии поведения в разных ситуациях;
  • сформированность у обучающихся навыков социального поведения.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающихся будут сформированы:

-  самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля;

-  уважение  и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни;

-  уважительное отношение к иному мнению;

-  положительное отношение к школе;

-  навыки  взаимодействовия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:

-  овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей;

 -  сформировать эстетические ценности и чувства;

-   развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;

-   научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми;

-   сформировать элементарные основы экологической культуры.

     Регулятивные  универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

-   принимать и сохранять учебную задачу;

-   в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале;,

-   переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;,

-   оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

-   адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

-   первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,

-   задавать вопросы;

-   учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-  адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Познавательные универсальные учебные действия

 В результате освоения программы обучающиеся научатся:

-    слушать и понимать речь других людей;

-    работать по предложенному учителем плану;,

-  выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-    строить сообщения в устной и письменной форме;

-    устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;

-    обобщать;

-    устанавливать аналогии;

-  использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.

Содержание курса внеурочной деятельности

1. Самообслуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

2. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Охрана зеленых насаждений.

3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над дошкольниками. Уборка территорий двора.

4. Различные трудовые операции. Уход за памятниками.

5. Ученическое самоуправление; досуговое направление: интеллектуальные соревнования, анкетирования, тестирования, тренинги.

6. Гражданско-патриотическое направление: дискуссии, участие в праздниках, беседы, акции.

7. Художественно-эстетическое; нравственное: участие в конкурсах творческого направления.

8. Краеведческое направление: исследования, наблюдения, изучение истории родного края.

9. Спортивно-оздоровительное направление: соревнования, кроссы, спортивные праздники.

10. Экологическое направление: рейды, участие в экологических исследованиях и конкурсах, беседы, акции.

Формы организации занятий: беседы, экскурсии, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально-познавательные игры, наблюдения, акции, трудовые десанты, проекты,  фестивали, праздники, выставки, концерты, индивидуальная самостоятельная работа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Тематическое планирование

№ раздела

Наименование раздела

Количество часов

I.

Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся.

13

II.

Самообслуживание

14

III.

Волонтерская работа

8

IV.

Ученическое самоуправление; досуговое направление

22

V.

Гражданско-патриотическое направление

21

VI.

Художественно-эстетическое; нравственное

14

VII.

Краеведческое направление

13

VIII.

Спортивно-оздоровительное направление

17

IX.

Экологическое направление

14

ВСЕГО: 136 часов

Этапы реализации программы: 

  • ознакомительный;
  • практический;
  • обобщающий;
  • этап внедрения полученных навыков в повседневную жизнь.

         Методическое обеспечение программы.

  • библиотечный фонд учителя;
  • методические пособия;
  • интернет-ресурсы;
  • мультимедийный блок;
  • наглядные пособия;
  • технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран.

Литература:

1.Ловкова Т.А., Кормилицина М.М. Основы здорового питания.- Владимир, 2016;

2.Товпинец И.П. Уроки здоровья. - Издательский дом «Федоров», 2013;

4. Азбука нравственного воспитания.  И. А. Каиров, О.С.Богданова;

5. Внеклассная воспитательная работа в школе.  Г.Ф.Суворова;

6. Воспитательная работа в  школе . С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»

Рабочая  программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность        школьников. Методический конструкто...

Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Права и обязанности подростка".

Материал может быть использован при планировании занятий внеурочной деятельности в 5 - 7 классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов

Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»...