Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Ступени»
методическая разработка

Колоколова Марина Александровна

Ступени

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_stupeni_5_-_9_klass.docx432.19 КБ

Предварительный просмотр:

001.jpg

Пояснительная записка

В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы   являются Закон Об образовании, федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования, Концепция духовно- нравственного воспитания российских школьников.

       Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей школы, проанализировали психологическую готовность учащихся к работе, индивидуальные особенности учащихся, материальное и методическое обеспечение, учитывали запросы семей, взаимодействие с учреждениями  дополнительного образования, основные направления работы школы.      Для организации и полноценного функционирования такого воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая учреждение дополнительного образования.

 

Актуальность и перспективность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизнапрограммы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию нескольких направлений воспитания и развития.

Программа «Ступени» - модифицированная.

Программа предназначена для учащихся 5- 9 класса.

Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. Формы и методы работыЗанятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа включает в себя 35 занятий по 40 минут и рассчитана на 5 лет обучения.

Назначение программы Социализация личности – сложный процесс.  Он занимает длительное время, включает в себя определённые этапы. На каждом из них усваивается тот важный комплекс знаний, умений, навыков, которые позволяют двигаться дальше, - на следующий, более сложный этап, на следующую ступеньку. В течение всего процесса на учащегося влияют многочисленные факторы. Их влияние может усиливаться, ослабевать, формируя определённые качества личности. То есть работает закон развития. Но этот закон может нарушаться. Вся тяжесть накопившихся противоречий будет мешать дальнейшему развитию, порождая многие проблемы. Но современное общество предъявляет достаточно жёсткие требования для конкурентоспособной личности: активная жизненная позиция, успешность, мотивация на саморазвитие, и самосовершенствование, мобильность, креативность. Вот почему именно школа может направить, скорректировать процесс социализации.

Адаптация – важнейшая составляющая социализации.Ученики пятого класса особенно нуждаются в помощи учителя, его внимании и поддержке. Ученики перешли на старшую ступень образования, столкнулись с новыми ощущениями, проблемами. Особенно важной проблемой является проблема адаптации учеников в обществе старшеклассников, новых предметов и новых учителей. Классный руководитель выступает в качестве некоторого путеводителя учеников в школе, защитника и представителя его интересов. В этом отношении первой задачей классного руководителя является установление контакта и доверия между ним и каждым учеником его класса.Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном обществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему управления; создаёт ситуацию защищённости, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребёнка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.

Программа рассчитана на 5 лет

5 класс (10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены. Спокойны, они открыто и доверчиво относятсяко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.

Основные задачи развития:

- овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

- формирование умения учиться в средней школе;

- развитие учебной мотивации, формирование интересов;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

- формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

- формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

6-7 классы (11-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Основные задачи развития:

- формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

- формирование широкого спектра способностей и интересов, выделения круга устойчивых интересов;

- формирование интереса к другому человеку как к личности;

- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование привычных навыков самоанализа;

- развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

- развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

8 класс (13-14 лет) – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности». В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линия развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.

Основные задачи:

- формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умение и желание строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;

- развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;

- развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;

- развитие воображения;

- развитие умение строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопомощи, взаимности; формирование форм и способов дружеского, изобретательного общения;

- формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;

- развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

9 класс (15-16 лет) – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила  работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегоднясостоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причём не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.

Основные задачи развития:

- обретение чувства личностной тождественности и целостности(идентичности);

- обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определённого пола;

- профессиональное самоопределения  - самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

- развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень для развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Основные принципы, используемые в ходе реализации программы

  • Учёт влияния множества факторов на развитие личности, её социализацию.
  • Преломление любого внешнего воздействия через внутренний мир ребёнка, учёт его опыта. Уважение к творческой активности и самостоятельности личности.
  • Решение конкретной задачи с опорой на актуальные потребности ребёнка, коллектива на каждой ступени.
  • Постоянное накопление опыта учащимися через включение в разные виды деятельности, но совместно разделённой с педагогом для приобретения социального опыта.
  • Целостность, взаимосвязь целей, задач, форм, методов, их последовательность.

Цель: развивать формы  и навыки  личностного общения в группе сверстников, способы  взаимопонимания

Задачи программы «Ступени»:

1. Способствовать успешному освоению учащихся образовательных программ.

2. Способствовать формированию элементов и навыков социального взаимодействия и культуры общения.

Способствовать формированию позитивных межличностных отношений.

3. Способствовать повышению уровня  культуры.

4. Способствовать формированию навыков самопознания и культуры здорового образа жизни.

5. Способствовать закладке основ гражданско- правового воспитания, включения учащихся в социум.

Занятия проводятся в форме тренингов,занятий-размышлений,  игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Предполагаемый результат реализации программы

5 класс(первый  год)

  1. Сокращение периода адаптации пятиклассников.
  2. Создание благоприятного климата в классе.
  3. Вовлечение родителей в совместную деятельность.
  4. Укрепление здоровья  детей.

Предполагаемый результат реализации программы

6 класс (второй  год)

  1. Укрепление дружбы и сотрудничества детей.
  2. Создание благоприятного климата в классе.
  3. Успешное освоение учебных программ(100% успеваемость, качество знаний 40 %).
  4. Организация самоуправления в классе.

Предполагаемый результат реализации программы

7 класс (третий  год)

  1. Успешное освоение программ (100% успеваемость, качество знаний 30%).
  2. Участие учащихся в самоуправлении.
  3. Установление в классе позитивных межличностных отношений.
  4. Развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Предполагаемый результат реализации программы

8 класс (четвёртый  год)

  1. Развитие умение строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопомощи.
  2. Успешное освоение программ (100% успеваемость, качество знаний 30%).
  3. Участие учащихся в школьном самоуправлении.
  4. Развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Предполагаемый результат реализации программы

9 класс (пятый  год)

  1. Успешное освоение программ (100% успеваемость, качество знаний 30%).
  2. Успешное окончание основной  школы. (100%)
  3. Участие учащихся в школьном самоуправлении, в мероприятиях сельского поселения Красный Яр, участие в общественных организациях (КСМ).
  4. Профессиональное самоопределение.

Механизм реализации программы

Направления работы

Формы, методы работы

  1. Изучение психологических, возрастных, индивидуальных особенностей учащихся
  1. Сбор информации для заполнения классного журнала.
  2. Анкетирования на тему:

«Мой класс – коллектив»

«Вот я какой»

«Я и мой класс»

  1. Методики:

«Какой у нас коллектив»

  1. Работа с активом класса
  1. Формирование действенного органа классного самоуправления.
  2. Организация и проведение совместно с классом  классных и внешкольных мероприятий
  3. Планирование совместной деятельности учащихся

3.Создание условий для формирования у учащихся представления о ценности своего здоровья и здоровья других

1. Участие в общешкольном дне здоровья, в соревнованиях.

2. Осмотр врачей-специалистов

3. Комплекс классных часов

4.Заполнение листа здоровья

4.Формирование установок учёбы как ценности

1. Мероприятия «Замечательные люди» (с приглашением родителей_

2. Цикл интеллектуальных игр «Эрудит»

3. Организация работы со слабоуспевающими учащимися

4. Своевременное информирование родителей об успехах и неудачах школьной деятельности их детей.

5. Индивидуальные консультации с родителями по вопросам успеваемости, организация встреч с учителями предметниками.

6. Организация экскурсий, поездок

7.Тематические классные часы

  1. Формирование позитивных, межличностных отношений и коммуникативной культуры
  1. Участие в общешкольных творческих и интеллектуальных конкурсах, олимпиадах
  2. Проведение классных огоньков «Чайный вечер»
  3. Тематические родительские собрания
  4. Организация совместной деятельности родителей и детей(участие в мероприятиях)

6.Формирование основ нравственного развития

Тематические классные часы(беседы) с использованием художественной литературы по темам «Честь и слава», «Что такое воля, мужество, героизм?», «Мой друг», «Культура общения и поведения», «Приветливость нам открывает сердца»

Прогнозируемые  результаты.

 

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству

Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

- учащиеся имеют элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли  жизни общества;

-сформировано отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, языку, народным традициям;

-учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской позиции;

-учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;

-учащиеся имеют представления о правах и обязанностях гражданина, семьянина.

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

Обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль , честность, щедрость, забота о старших и младших

-сформировано представление о правилах поведения в ОУ, общественных местах и дома;

-сформировано представление об истории страны;

-у учащихся  сформировано уважительное отношение к родителям, старшим, сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому;

-участвуют в самоуправлении класса и школы;

-сформировано отрицательное отношение к аморальным поступкам.

 

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии

Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие

- у обучающихся сформировано ценностное отношение к труду, творчеству,  уважительное отношение к профессиям;

-учащиеся имеют опыт коллективной работы, реализации учебных проектов;

-умеют проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;

-у учащихся сформировано  бережное отношение к результатам своего и чужого труда, личным вещам, школьному имуществу.

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере искусства

Красота, гармония, духовный мир, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

-учащиеся имеют представления о душевной и физической красоте человека;

-сформированы эстетические идеалы, чувство прекрасного,

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое

- у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью

-имеют личный опыт здоровьесберегающей деятельности

-имеют представление о роли физической культуры и спорта для здоровья человека

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Ученик получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском;

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Учебно-тематический план

5 класс(1 год)

№ п.п.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Прак.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

7

1.

Встреча с интересным человеком

1

+

2.

Символы России

1

+

3.

Неизвестное об известном

2

+

4.

Символы России

1

+

5.

Фотография из семейного альбома

1

+

6.

Живёт победа в поколениях

1

+

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

15

7.

Давайте познакомимся

1

+

8.

Учимся управлять

1

+

9.

Наш портфель

1

+

10.

Учимся взаимодействию

1

+

11.

Мой друг

1

+

12.

Культура общения и поведения

1

+

13.

Честь и слава

1

+

14.

Приветливость нам открывает сердца

1

+

15.

Что такое воля, мужество, героизм

1

+

16.

Браво, мальчики

1

+

17.

Браво, девочки

1

+

18.

Остров невезения

1

+

19.

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть

1

+

20.

Я и мой класс

1

+

21.

Какой у нас коллектив

1

+

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

2

22.

Эрудит

2

+

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

8

23.

Моя безопасность (на дороге, на улице, в школе)

1

+

24.

Умеете ли вы учить уроки?

Мой режим дня

1

+

25.

Путешествие к здоровью

1

+

26.

Я выбираю здоровье

1

+

27.

Человек сам себе враг?

1

+

28.

Перекрёсток

1

+

29.

Компас здоровья

1

+

30.

Некуда спешить

1

+

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

2

31.

Зелёная планета

1

+

32

Знатоки природы

1

+

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

1

33.

Путешествие по цветным морям

1

+

Учебно-тематический план

6 класс(2 год)

№ п.п.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Прак.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

11

1.

Забытая война (к 100 - летиюначала Первой мировой войны)

1

+

2.

10-я годовщина трагических событий в Беслане

1

+

3.

700-летие преподобного Сергия Радонежского

1

+

4.

Символы России

1

+

5.

Фотография из семейного альбома

1

+

6.

Живёт победа в поколениях (70 – летие Победы в Великой Отечественной войне)

1

+

7.

800-летие Александра Невского

1

+

8.

Лента памяти

1

+

9.

День конституции

1

+

10.

Вхождение Крыма и Севастополя в состав России

1

+

11.

70-летие битвы за Берлин

1

+

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

9

12.

Планета друзей

1

+

13.

Красота внешнего облика, мои жесты

1

+

14.

Как создать позитивные отношения?

1

+

15.

Браво, мальчики

1

+

16.

Браво, девочки

1

+

17.

Я и мой класс

1

+

18.

Какой у нас коллектив

1

+

19.

Литературная викторина

1

+

20.

Что такое совесть?

1

+

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

3

21-22.

Эрудит

2

+

23.

Весенняя неделя добра

1

+

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

7

24.

Моя безопасность (на дороге, на улице, в школе)

1

+

25.

Спорт+

1

+

26.

Путешествие к здоровью

1

+

27.

Я выбираю здоровье

1

+

28.

Компас здоровья

1

+

29.

Некуда спешить

1

+

30.

День здоровья

1

+

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

1

31.

Акция «Чистое село»

1

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

4

31.

Стартинейджер

1

+

32.

Карнавал друзей

1

33.

250-летие со дня основания Эрмитажа

1

+

34.

Год культуры

1

+

Учебно-тематический план

7 класс(3 год)

№ п.п.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Прак.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

10

1.

Урок мира. Урок Готов к труду и обороне

1

+

2.

День народного единства

1

+

3.

Лента памяти

1

+

4.

Венок дружбы

1

+

5.

День Самарской губернии

1

+

6.

Честь. Воля. Героизм

1

+

7.

Моё Отечество

1

+

8.

Воссоединению Крыма с Россией посвящается

1

+

9.

Спасибо деду за победу

1

+

10.

Живёт победа в поколениях

1

+

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

12

11.

Я талантлив!

1

+

12.

Спасибо вам, учителя, за ваши добрые дела

1

+

13.

Осенние фантазии

1

+

14.

Что такое настоящая дружба

1

+

15.

Игры масок

1

+

16.

Кто я? Какой я? Моя жизненная лестница

1

+

17.

Я в мире людей. Люди, которые рядом

1

+

18.

Приветливость нам открывает сердца

1

+

19.

Браво, мальчики

1

+

20.

Браво, девочки

1

+

21.

Какой у нас коллектив

1

+

22.

Я и мой класс

1

+

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

5

23.

Эрудит

1

+

24.

Весенняя неделя добра

1

+

25.

Кем быть?

+

26.

Литературная викторина

+

27.

Умники и умницы

+

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

8

28.

Моя безопасность (на дороге, на улице, в школе)

1

+

29.

Внимание-дети!

1

+

30.

Безопасность школьника в сети Интернет

1

+

31.

На что потратить жизнь?

1

+

32.

Компас здоровья

1

+

33.

Некуда спешить

1

+

34.

День здоровья

1

+

35.

Спорт+

1

+

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

1

36.

Акция «Чистое село»

1

+

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

1

37.

Путешествие по стране Литературии

1

+

Структура курса

8 класс(4 год)

№ п.п.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству

7

1.

Урок мира

1

2.

День народного единства

1

3.

День Самарской губернии

1

4.

Мы помним

1

5.

Зарница

1

6.

Спасибо деду за победу

1

7.

Бессмертный полк

1

Обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности

2

8.

Спасибо вам, учителя, за ваши добрые дела

1

9.

Настоящий друг

1

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

9

10.

Победи неуверенность в себе

1

11.

Я утверждаю себя

1

12.

Эти вредные конфликты

1

13.

Как жить в мире с родителями

1

14.

Моя семья-моё богатство

1

15.

Красавицы-девицы – умницы и мастерицы

1

16.

Гардемарины, вперёд!

1

17.

Какой у нас коллектив

1

18.

Я и мой класс

1

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии

4

19.

Хочу-могу-надо

1

20.

Весенняя неделя добра

1

21.

В мире профессий

1

22.

Игры разума

1

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

9

23.

Урок безопасности

1

24.

Внимание – дети!

1

25.

Безопасность школьника в сети Интернет

1

26.

Ценности, которым нет цены

1

27.

25.000 шагов к здоровью

1

28.

Планета дорожной безопасности

1

29.

День здоровья

1

30.

Акция «Чистое село»

1

31.

Экологический калейдоскоп

1

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере искусства

1

32.

Кино детям

1

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

3

33.

Золотая осень

1

34.

Игры масок

1

35.

Самоуправление в классе

1

Структура курса

9 класс(5 год)

№ п.п.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству

8

1.

Урок мужества

1

2.

День народного единства

1

3.

День Самарской губернии

1

4.

Достойные потомки великой страны

1

5.

Зарница

1

6.

Спасибо деду за победу

1

7.

Бессмертный полк

1

8.

Россия, устремлённая в будущее

1

Обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности

2

9.

Спасибо вам, учителя, за ваши добрые дела

1

10.

О товариществе и дружбе  

1

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

5

11.

Путь к себе

1

12.

Секреты Ромео и Джульетты

1

13.

Красавицы-девицы – умницы и мастерицы

1

14.

Гардемарины, вперёд!

1

15.

Как повысить самооценку, преодолеть страх и сомнения подростку

1

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии

5

16.

Найти себя  

1

17.

Весенняя неделя добра

1

18.

В мире профессий

1

19.

Профессия - хороший человек

1

20.

Мониторинг востребованности профессий на современном рынке труда

1

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

11

21.

Урок безопасности

1

22.

Мой безопасный маршрут

1

23.

Ставим условие: долой вредные привычки

1

24.

Экология. Доходы из отходов

1

25.

Заблудившиеся в сети

1

26.

Планета дорожной безопасности

1

27.

День здоровья

1

28.

Акция «Чистое село»

1

29.

Я выбираю

1

30.

Правила безопасной жизни

1

31.

Экзамены без стресса

1

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере искусства

1

32.

Красота спасёт мир

1

33.

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

3

34.

Осенний бал

1

35.

Новогодний бал

1

36.

Прекрасный миг хорошего начала...

1

Календарно- тематическое планирование

6 класс(2 год)

Тема

Дата

УУД

Требования к уровню подготовки учащихся

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Моя безопасность (на дороге, на улице, в школе) (беседа)

04.09

Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Знать правила поведения в школе и на улице.

Уметь использовать правила безопасного поведения

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Забытая война (к 100 - летию начала Первой мировой войны)(беседа, презентация)

11.09

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

.

Знать, что такое война, конфликт

Уметь осознать ненужность конфликта

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

День здоровья

(игра)

18.09

Умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия

Знатьправила здорового образа жизни

Уметьпланировать сотрудничество со сверстниками

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

10-я годовщина трагических событий в Беслане(просмотр фильма и обсуждение)

25.09

Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым. Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу  с точки зрения её соответствия творческой задаче

Знать историческое прошлое страны

Уметьрассказать об историческом событии

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

«Планета друзей» (тренинг)

02.10

Развитие коммуникативной компетентности  школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности.

Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Знать правила коллективных игр.

Уметь договариваться со сверстниками, распределять роли в  игре.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Год культуры (викторина)

09.10

Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия

Знать культурные ценности страны

Уметьвысказывать своё отношениеккультуре»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

КТД «Путешествие к здоровью»

16.10

Формулировать собственное мнение и позицию

Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа.

Уметь рассказать о празднике

        Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Стартинейджер(игра)

23.10

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия

Знать правила коллективных игр.

Уметь договариваться со сверстниками, распределять роли в  игре

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека «Символы России» (беседа)

06.11

Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым. Анализировать высказывания, оценивать свою работу  с точки зрения её соответствия творческой задаче

Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа.

Уметь рассказать о празднике

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

700-летие Преподобного Сергия Радонежского (беседа)

13.11

Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым. Анализировать высказывания, оценивать свою работу  с точки зрения её соответствия творческой задаче

Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа.

Уметь рассказать о празднике

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Интеллектуальная игра «Эрудит»

20.11

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Знать правила коллективных игр.

Уметь договариваться со сверстниками, распределять роли в  игре

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Красота внешнего облика, мои жесты(беседа)

27.11

Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия

Знать  особенности употребления жестов

Уметь использовать информацию в речевой ситуации

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

250 лет со дня основания Эрмитажа (виртуальная экскурсия)

04.12

Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу  с точки зрения её соответствия творческой задаче

Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа.

Уметь рассказать о празднике

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

День конституции (концерт)

11.12

Развитие коммуникативной компетентности  школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Знать, каковозначение праздника

Уметь использовать знания о празднике

Воспитание нравственных чувств и этического сознания Дискуссия«Как создать позитивные отношения?»

18.12

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. Развитие коммуникативной компетентности  школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.Развитие эмпатии как понимание чувств  других людей и сопереживание им

Знать варианты комплиментов

Уметь выражать свою благодарность близким тебе людям.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Карнавал друзей (праздник)

25.12

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Знать

Значение праздника

Уметь рассказать о празднике

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Литературная викторина

15.01

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

.

Знать правила общения со сверстниками и старшими товарищами.

Уметьвысказывать своё отношение к окружающим, ценить положительные качества человека.  

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Игра«Я выбираю здоровье»

22.01

Формулировать собственное мнение и позицию

Знать основные правила ЗОЖ

Уметь применять правила ЗОЖ

Воспитание нравственных чувств и этического сознания Дискуссия « Что такое совесть?»

29.01

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.

Развитие коммуникативной компетентности  школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности.

Знать

Понятие совесть

Уметь ценить положительные качества

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Интеллектуальная игра «Эрудит»

05.02

Умение участвовать в диалоге. Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Знать основные сведения в разных областях наук

Уметь применять полученные на уроках знания

Воспитание нравственных чувств и этического сознания Чайный вечер «Браво, мальчики»

12.02

Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.Формированиемотивации успеха и достижений  школьников, творческой самореализации

Знать, как составлять поздравление

Уметь составить поздравление к празднику

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Игра «Компас здоровья»

19.02

Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.Развитие коммуникативной компетентности  школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности.

Знать правила ЗОЖ

Уметь рассказать о правильном питании

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Беседа «Вхождение Крыма и Севастополя в состав России»

26.02

Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым. Анализировать высказывания, оценивать свою работу  с точки зрения её соответствия творческой задаче

Знать исторические события

Уметь рассказать об исторических событиях

Воспитание нравственных чувств и этического сознания Чайный вечер «Браво, девочки»

05.03

Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.

Развитие коммуникативной компетентности  школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности.

Знать, как составить поздравление

Уметь поздравить одноклассницу

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человекаКруглый стол«Фотография из семейного альбома»

12.03

Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.Развитие коммуникативной компетентности  школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Знать правила общения со сверстниками и старшими.

Уметь уважительно относиться к старшим, гордиться за их заслуги.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Лента памяти(презентация)

19.03

Умение участвовать в диалоге. Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Знатьосновные даты в истории страны.

Уметь договариваться со сверстниками, распределять роли в  КТД

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Акция «Весенняя добра»

02.04

Умение участвовать в диалоге. Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Знать правила коллективных игр.

Уметь договариваться со сверстниками, распределять роли

Воспитание ценностного отношения к здоровью и здорового образу жизни

Игра «Спорт +»

09.04

Умение участвовать в диалоге.Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Знать правила коллективных игр.

Уметь договариваться со сверстниками, распределять роли в  игре

Воспитание нравственных чувств и этического сознания Акция «Чистое село»

16.04

Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. Развитие коммуникативной компетентности  школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Знать правила общения со сверстниками и старшими.

Уметь уважительно относиться к родному селу

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

800-летие Александра Невского (беседа)

23.04

Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. Развитие коммуникативной компетентности  школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Знать историю России

Уметь рассказать об историческом событии

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Беседа  «Живёт победа в поколениях»(70-летие Победы в Великой Отечественной войне)

30.04

Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым России и переживания гордости и  эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан.

Знать известные имена защитников Родины

Уметь использовать необходимую информацию для составления рассказов.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Беседа «Некуда спешить»

07.05

Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.

Развитие коммуникативной компетентности  школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности.

Знать правила дорожного движения

Уметь рассказать о ПДД

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Беседа«Какой у нас коллектив?»

14.05

Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. Развитие коммуникативной компетентности  школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Знать правила общения в коллективе

Уметьоценивать свой коллектив

Воспитание нравственных чувств и этического сознания Тренинг-игра«Я и мой класс»

21.05

Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.

Развитие коммуникативной компетентности  школьников на основе организации совместной  продуктивной деятельности.

Знать правила честной дружбы.        

Уметь объяснять  значение понятия «настоящий друг»

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия :от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  3. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2012. 41 с.
  5. Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников» - Москва «Дрофа», 2007
  6. Лобачёва С.И., Щиголь К.В. «Календарь школьных праздников» - Москва, 2006
  7. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития.  Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
  8. 7.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsc.1september.ru
  2. http://www.uroki.net/docnach.htm - методическая копилка
  3. http://www.pedsovet.su/load/100-1  - Педсовет.су
  4. http://www.uchportal.ru/load/45-1 - Учительский портал http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=413753 - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  5. http://viki.rdf.ru/ Презентации

Совместная деятельность школы, семьи и общественности

п/п

Сроки

Виды деятельности и формы взаимодействия

Задачи

Результат

1

Сен-тябрь-май

Автобусные экскурсии на школьных каникулах

Экскурсии в музеи

Социализация учащихся.

Привлечение новых родителей в работу классного коллектива

2

де-кабрь

Праздник «Новый год».

Творческое содружество педагогов, родителей, учащихся

3

В тече-ние года

Встречи с интересными людьми

Знакомство с профессиональной деятельностью родителей,

 защитниками Отечества

4

Ап-рель, май

Акция «Чистое село»

Праздник 9 Мая

Акция «Бессмертный полк»

Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов

7

Фев-раль

«Чайный вечер» (23 февраля)

Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов

8

март

«Чайный вечер» (8 марта)

Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов

Выходы за пределы аудитории:

Планируются экскурсии и экскурсионные поездки с целью ознакомления с памятниками и предметами истории, культуры, приобщения к миру искусств, осознания истории своей страны, посещение мест работы родителей

Портфолио учащего

Предусматривается оформление индивидуальных достижений каждым учеником. Каждый учащийся создаёт портфолио. Портфолио состоит из четырёх разделов: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов. Основные задачи:

-подведение итогов;

-сравнение (с самим собой);

-самооценка (рефлексия) – сравнение цели и результата своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка проектной деятельности социальной направленности "Диалог"

Программа рассчитана на обучающихся 7 - 11 классов. Срок реализации 1 год....

Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»

Рабочая  программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность        школьников. Методический конструкто...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 класс

Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Путь к успеху"

Внеурочная программа «Путь к успеху»  социальной направленности призвана помочь детям овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности, развитию комм...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»

Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...