Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Ступени»
методическая разработка

Ступени

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_stupeni_5-9_tihonov.docx52.71 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

протокол № 1

от «31» августа 2021 г.

ПРОВЕРЕНО:

Зам. директора по УВР

______/О.Г.Щитанова/

от «31» августа 2021 г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

___________/С.Н.Жаднова/

Приказ №137-од от
от «
31» 08 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУПЕНИ

ДЛЯ 6Д КЛАССА

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 5 ЛЕТ

Составлено учителем:

Тихоновым С.В., первая категория

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

 «31» августа 2021 г.

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Ступени» составлена на основе  Государственного Федерального стандарта основного образования и методических рекомендаций по составлению программ внеурочной деятельности и рассчитана на обучающихся основной школы.   

Основными нормативными документами, определяющими содержание рабочей программы, являются:

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования.
  • Приказ об утверждении ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644).
  • Приказ об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, 2009 год.

Назначение программы:  Социализация личности – сложный процесс.  Он занимает длительное время, включает в себя определённые этапы. На каждом из них усваивается тот важный комплекс знаний, умений, навыков, которые позволяют двигаться дальше, – на следующий, более сложный этап, на следующую ступеньку. В течение всего процесса на обучающегося  влияют многочисленные факторы. Их влияние может усиливаться, ослабевать, формируя определённые качества личности. То есть работает закон развития. Но этот закон может нарушаться. Вся тяжесть накопившихся противоречий будет мешать дальнейшему развитию, порождая многие проблемы. Но современное общество предъявляет достаточно жёсткие требования для конкурентоспособной личности: активная жизненная позиция, успешность, мотивация на саморазвитие, и самосовершенствование, мобильность, креативность. Вот почему именно школа может направить, скорректировать процесс социализации.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном обществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему управления; создаёт ситуацию защищённости, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребёнка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.

 В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся.

Основные положения программы:

1. Воспитание детей должно происходить в любой момент их деятельности.

2. Внеурочные занятия должны быть организованы таким образом, чтобы каждый ученик мог, участвуя в них, ощутить свою уникальность и востребованность.

Только в совместной деятельности учителя, обучающихся и родителей рождается стремление занять активную жизненную позицию в различных сферах деятельности.

Актуальность и перспективность программы

5 класс (10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены. Спокойны, они открыто и доверчиво относятся  ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.

6 класс (11-12 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

7-8 класс (13-14 лет) – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности». В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линия развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.

9 класс (15-16 лет) – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила  работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причём не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.

Данная программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы к формированию личности, которая имеет активную гражданскую позицию и которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 5 лет. На полное освоение программы требуется 170 часов, по 34 часа в год. Режим занятий – 1 час в неделю для каждого года обучения. Продолжительность учебного часа – 40 минут. Второй год реализации программы.

Цель программы: формирование форм и навыков общения в группе сверстников, а также личностной позиции подростка, посредством гармоничного развития личности.

Задачи программы: 

Воспитательные:

  • воспитание качеств, присущих гражданину: чувство национальной гордости, бережное отношение к языку, культуре и традициям, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
  • воспитание качеств, присущих работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
  • воспитание качеств, присущих семьянину: культура общения, умение организовать свой досуг, уважение к родителям, старикам,  здоровый образ жизни.

Познавательные:

  • формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности;
  • предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации;
  • совершенствование знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствование построению целостной картины мира в его мировоззрении.

Развивающие:

  • формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
  • создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
  • развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура для формирования здорового образа жизни;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.

Основные виды учебной деятельности, реализуемые для освоения программы

1. Познавательная деятельность – расширяет кругозор, любознательность школьника и формирует потребность в образовании и интеллектуальном развитии.

2. Художественно-творческая деятельность – развивает эстетическое мировоззрение, потребность в прекрасном.

3. Физкультурно-оздоровительная деятельность – способствует здоровому образу жизни, физической красоте.

4. Общественная деятельность – формирует активную, гражданскую позицию учащегося и приобщает его к возможности и желанию активного преобразования действительности.

5. Ценностно-ориентированная деятельность – направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира.

6. Коммуникативная деятельность – предполагает взаимодействие учащихся и направлена на согласование и объединение их усилий с целью

налаживания отношений и достижения общего результата.

Планируемые результаты достижения программы

Личностные результаты:

- формирование самодисциплины, понимания обучающимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства;

- сформированность у учащихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

- сформированность   детского коллектива (благоприятный психологический  микроклимат, сплоченность коллектива, высокий   уровень   развития   коллективных   взаимоотношений,   развитость   самоуправления,   наличие традиций).

Метапредметные результаты

Регулятивные:

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;

- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей.

 

Познавательные:

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Коммуникативные:

- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом);

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

умение формулировать собственное мнение, при необходимости отстаивать свою точку зрения.

Формы организации учебных занятий:

  • Беседы;
  • мини-лекции;
  • дискуссии и мозговые штурмы;
  • работа в малых группах и подгруппах;
  • деловые игры, позволяющие применить на практике полученные знания;
  • моделирование и ролевые игры, которые позволяют отработать на практике те или иные приемы поведения;

Методы работы:

Словесные методы: беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм.

Наглядные методы: показ иллюстративного материала (таблиц, карт,

иллюстраций, зарисовок на доске), демонстрация видеоматериалов.

Практические методы: выполнение творческих заданий, тестовые задания.

Структура

 При составлении данной программы мы исходили из того, что основная цель воспитания – это социализация ребенка, т.е. включение его в общество, в человеческую культуру, формирование человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи и тем социальным условиям, в которых он будет жить и работать.

Программа «Ступени» состоит из разделов:

1

5 класс

Ступени роста

2

6 класс

Ступени к сотрудничеству

3

7 класс

Ступени к себе

4

8 класс

Ступени к самостоятельности

5

9 класс

Ступени к профессии

Содержание

5 класс

№ п.п.

Наименование разделов

Количество часов

1

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству

7

2

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

8

3

Обеспечение принятия обучающимися ценности человека и человечности

2

4

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии:

2

5

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

5

6

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

8

7

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе

2

6 класс

№ п.п.

Наименование разделов

Количество часов

1

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству

8

2

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

6

3

Обеспечение принятия обучающимися ценности человека и человечности

2

4

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии:

2

5

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

7

6

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

8

7

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе

2

7 класс

№ п.п.

Наименование разделов

Количество часов

1

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству

9

2

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

8

3

Обеспечение принятия обучающимися ценности человека и человечности

2

4

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии:

2

5

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

7

6

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

6

7

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе

2

8 класс

№ п.п.

Наименование разделов

Количество часов

1

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству

7

2

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

7

3

Обеспечение принятия обучающимися ценности человека и человечности

2

4

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии:

5

5

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

6

6

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

6

7

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе

1

9 класс

№ п.п.

Наименование разделов

Количество часов

1

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству

6

2

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

6

3

Обеспечение принятия обучающимися ценности человека и человечности

2

4

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии:

6

5

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

6

6

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

7

7

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе

1

Календарно-тематическое планирование программы «Ступени»

6 класс

Реализация программы (2021-2022 учебный год)

№ п/п

Раздел программы

Тема

Формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности

Описание примерного содержания занятий

Дата

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству

Урок мужества, посвященный Дню окончанию второй Мировой войны

беседа

Обсуждают события.  Анализируют причины и последствия событий, высказывают собственное отношение

08.09.2021

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

«Здоровье – это здоровый образ жизни»

беседа

Рассказывают о правилах ЗОЖ, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации, создают плакаты «Будь здоров!»

15.09.2021

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

«Внимание - дети! Дорога в школу!».

беседа

Рассказывают о правилах ПДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге выпускают информационные листы по ПДД.

22.09.2021

Обеспечение принятия обучающимися ценности человека и человечности

«Познай себя»

тренинг

Рассказывают о своем классе, выбирают актив класса, аргументируют свое мнение, анализируют прошедший учебный год и формулируют цели на текущий учебный год. Обсуждают и принимают устав класса.

29.09.2021

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии

«Спасибо вам, учителя, за ваши добрые дела»

Конкурс рисунков

Читают стихи и отрывки из художественных произведений про учителей. Организуют выставку рисунков, поздравляют учителей с праздником.

06.10.2021

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии

«Моя будущая профессия»

Экскурсия, конкурс презентаций и рисунков

Экскурсия на предприятия, где работают родители. Организуют выставку рисунков, демонстрируют презентации

13.10.2021

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

«Стартинейджер»

игровая программа

Демонстрируют танцевальные и вокальные праздничные номера.

20.10.2021

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

«Компьютер в жизни человека»

беседа

Проводят социологический опрос среди друзей и родителей о значении интернета и компьютера в их жизни. Моделируют ситуацию: чего лишилось бы человечество, если бы не было интернета и компьютера. Приводят свои аргументы.

27.10.2021

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству

«День народного единства»

беседа

Выполняют поиск информации об истории возникновения праздника Единства. Оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Дискутируют на тему: «Почему возникла необходимость возвращения данного праздника».

10.11.2021

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству

«Мы вместе»

Квест

Готовят выступление о национальности, репетируют танец, находят информацию, оформляют информацию.

17.11.2021

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

«Познай себя»

тренинг

Готовят и представляют сценки о различных ситуациях, связанных с этикетом в гостях, транспорте, в театре, на работе. Анализируют поведение участников сценок, высказывают и объясняют собственное мнение. Составляют памятку о правилах этикета в различных ситуациях.

24.11.2021

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

«Профилактика и преодоление вредных привычек»

беседа

Приводят аргументы «за» и «против» здорового образа жизни, дискутируют на тему необходимости режима дня, закаливания, правильного питания. Обсуждают и формулируют правила здорового образа жизни. Выпускают информационный лист о вредных и здоровых привычках

01.12.2021

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

« Поверь в себя»

дискуссия

Моделируют ситуации, в которых необходимо делать нравственный выбор, ищут способы их разрешения. Приводят примеры доброго отношения друг другу.

08.12.2021

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

«Эрудит»

интеллектуальная игра

Организуют и участвуют в викторинах, конкурсах, играх

15.12.2021

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

«Чудеса у лукоморья»

КТД

Организуют и участвуют в викторинах, конкурсах, играх

22.12.2021

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

«Мои увлечения»

Анкетирование

Принимают участие в анкетировании. Обсуждают результаты анкеты

12.01.2022

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству

День Самарской губернии

виртуальная экскурсия

Знакомятся с историей и достопримечательностями губернии, подготавливают рассказ о самом любимом своем месте в городе.

19.01.2022

Обеспечение принятия обучающимися ценности человека и человечности

«Культура общения и поведения»

Дискуссия

Моделируют ситуации, в которых необходимо проявить культуру поведения, рассказывают о правилах поведения и общения. Обсуждают различные ситуации

26.01.2022

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству

«Моё Отечество»

смотр строя и песни «Зарница»

Формируют подготовленную команду для демонстрации строевой подготовки и выполнения физических заданий.

02.02.2022

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

«Расскажи о

своих успехах»

Презента-ция.

Демонстрируют свои достижения, оформляют портфолио

09.02.2022

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

«Красота человеческого поведения»

тренинг

Моделируют ситуации, в которых необходимо делать нравственный выбор, ищут способы их разрешения. Приводят примеры доброго отношения друг другу.

16.02.2022

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

«Браво, мальчики»

Чайный вечер

Выпускают стенгазету к празднику 23 февраля. Рассказывают о значении этого праздника в их семьях. Работают в группах. Девочки оформляют поздравительные открытки для мальчиков

02.03.2022

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству

«Я и культура родного края»

Экскурсия,презентация

Рассказывают о культуре родного края, участвуют в экскурсии

09.03.2022

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству

«Браво, девочки»

Чайный вечер

Выпускают стенгазету к празднику 8 марта. Работают в группах. Готовят праздничные номера для учителей, мам, бабушек. Читают стихи о весне. Мальчики оформляют поздравительные открытки для девочек.

16.03.2022

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

«Этикет-основа общения»

тренинг

Моделируют ситуации, в которых необходимо делать нравственный выбор, ищут способы их разрешения. Приводят примеры доброго отношения друг другу.

23.03.2022

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

«Хочу, могу, надо в моей жизни»

тренинг

Моделируют ситуации, в которых необходимо делать нравственный выбор, ищут способы их разрешения..

06.04.2022

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

«Я – уникальная и неповторимая личность»

тренинг

Моделируют ситуации, в которых необходимо делать нравственный выбор, ищут способы их разрешения.

13.04.2022

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

«Человек и космос»

Игра-конкурс

Организуют и участвуют в викторинах, конкурсах, играх

20.04.2022

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

«Правила безопасной жизни».

тренинг

Рассказывают о правилах ПДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге выпускают информационные листы по ПДД.

27.04.2022

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе

Весенняя неделя добра.

акция

Проводят генеральную уборку в классе и на пришкольном участке. Работают в командах. Участвуют в игре, посвященной Дню Земли, отвечают на вопросы, аргументируют свое мнение

04.05.2022

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе

«Чистое село»

акция

Готовят и защищают проектные работы, посвященные улицам своего села: их истории, достопримечательностям, названиям. Убирают школьную территорию.

11.05.2022

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству

«Достойные потомки великой страны»

проект

Готовят сообщения о ВОВ, оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Читают стихи о войне, приводят примеры фильмов и художественных произведений. Поздравляют ветеранов ВОВ. Возлагают цветы к Вечному Огню.

18.05.2022

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

«Правила дорожного движения – закон улиц и дорог».

игра

Рассказывают о правилах ПДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге выпускают информационные листы по ПДД.

25.05.2022

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

«Успех»

Тренинг-игра

Подводят итоги прошедшего учебного года, анализируют успехи и неудачи. Принимают поздравления и похвальные листы за свои достижения в учебном году. Обсуждают планы на следующий учебный год.

30.05.2022

В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут:

Навыки общения со сверстниками, старшими и младшими; знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения; знания об основах здорового образа жизни; знания об истории своей семьи и Отечества, о русских народных играх и традициях; знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

В процессе освоения материалов курса обучающиеся смогут приобрести:

Опыт исследовательской деятельности; способность проводить самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности; опыт публичного выступления; стремление к сотрудничеству с учителями и родителями; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт самостоятельного решения проблем в различных областях жизни и профессиональной деятельности.

Результаты освоения программы:

Курс внеурочной деятельности социальной направленности «Ступени» позволит сформировать у обучающихся   следующие личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия:

Личностные: 

- формирование самодисциплины, понимания обучающимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства;

- формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.

- развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;

- активное участие школьников в социальной жизни класса, школы, района, страны.

Регулятивные: 

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;

- сличать собственные действия с заданным эталоном;

- планировать свою деятельность.

Коммуникативные: 

- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:

– уровень общей культуры обучающихся;

– отсутствие конфликтных ситуаций внутри классного коллектива;

– участие класса в школьных воспитательных мероприятиях;

– степень вовлечения родителей обучающихся в дела классного коллектива;

– выбор обучающимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

Портфолио  достижений обучающегося

В соответствии с Уставом школы каждый обучающийся создаёт портфолио.

Портфолио состоит из четырёх разделов: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов. В процессе прохождения программы «Ступени» каждый ребёнок сможет пополнить свой портфолио различными наработками: разработка сценариев различных мероприятий, отзывами путешественника об экскурсии с различными рекомендациями по посещённому месту, фотоотчётами, мини-сочинениями на духовно-нравственную тему и прочее.

Выход за пределы аудитории

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы внеаудиторной работы: экскурсии, акции, поездки.

Литература

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. – СПб: Питер, 2004. –

156 с.

2. Андреева, Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 288 с.

3. Бреслав, Г. Психология эмоций. – М.: Смысл; Академия, 2004 – 544 с.

4. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – Екатеринбург.: Деловая книга, 2000. –176 с.

5. Легкобытов, А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009 – 158 с.

6. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Академия, 2001. – 184 с.

7. Микляева, А.В.  Я – подросток. Встречи с самим собой. – С.Пб.:2008 – 366 с.

8. Образцова, Т.Н. Психологические игры для детей. – М.: Лада. 2010. –

170 с.

9. Поварнин, С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. – М.:

Терра, 2009. – 192 с.

11. Рязанов, Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать?/пособие для

педагога и психолога – М.: Генезис, 2003.

12. Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь. 2002. – 256 с.

Интернет-ресурсы

1. Учительский портал// [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.uchportal.ru/load/82-2-2

2. Андреева, Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие

// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1720230/

3. Проблема терроризма на рубеже новой эры // [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://schelkovo.tv/p_euro-st3-3.php

4.  Учебно-методический кабинет: классные часы в 5-8 классах.// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/klasnomu-

rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-5-8-klasah/patrioticheskii-klasnyi-chas-v-7-klase-

scenarii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»

Рабочая  программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность        школьников. Методический конструкто...

Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Права и обязанности подростка".

Материал может быть использован при планировании занятий внеурочной деятельности в 5 - 7 классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Цветная карусель» для основной школы (5 класс)

Внеучебная деятельность  по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления с...