Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов
рабочая программа

Горина Наталья Константиновна

Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_i_ktp_moya_malaya_rodina.docx84.33 КБ

Предварительный просмотр:

Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области

государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старый Буян муниципального района Красноярский Самарской области

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

             «______» __________  20____г.

ПРОВЕРЕНА

Зам. Директора по УВР

              _________________________

            «______» __________  20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________________________

         «______» __________  20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности социальной  направленности

«Моя малая Родина»

для обучающихся основной школы

Класс: 5-6

Срок реализации программы: 2 года

Автор программы: Горина Наталья Константиновна

Программа разработана на основе: Информационно-методических материалов к курсу «Краеведение» для основной школы, составитель к.и. наук, доцент  ЦРО  Репинецкая Ю.С. Самара. – 2017г.

с. Старый Буян, 2019

Пояснительная записка

Статус рабочей программы

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования», зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный № 19644;
  • Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Информационно-методических материалов к курсу «Краеведение» для основной школы, составитель к.и. наук, доцент  ЦРО  Репинецкая Ю.С. Самара. – 2017г.
  • Основной  образовательной программы  основного общего образования  ГБОУ ООШ с. Старый Буян;
  • Учебным планом  ГБОУ ООШ с. Старый Буян;
  • Годовым  календарным  учебным  графиком ГБОУ ООШ с. Старый Буян;
  • Положением о рабочей программе ГБОУ ООШ с. Старый Буян.

Обоснование выбора программы

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. 

Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств. Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекатиполе». 

Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.

Общая характеристика учебного предмета

Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Для успешности общекультурного, личностного и познавательного, нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. Актуальность краеведения в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой. На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность, своеобразие, самобытность каждого региона.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

Описание ценностных ориентиров

Курс «Моя малая Родина» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Исторические, географические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Самарской области, прежде всего, через уважение к народам, культуре, которые сформировались на его территории.

Цели и задачи курса внеурочной деятельности

Целью курса является формирование целостного представления о родном селе и районе, содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Основные задачи курса:

  • формирование у обучающихся, адекватной современному уровню знаний, картины мира;
  • восприятие истории края как части истории России;
  • формирование у школьников основной школы когнитивных, гражданских и интеллектуальных компетенций;
  • способствовать формированию чувства гордости и уважения к истории и современности родного края;
  • направленность на решение задач социальной адаптации.

Программа курса «Моя малая Родина» рассчитана на детей 10-12 лет. Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Поэтому занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка.

Данная программа может быть использована для обучения детей с ОВЗ. Эта категория детей нуждается в активной адаптации в современном мире. Прививая интерес к изучению родного края, мы тем самым помогаем детям осознавать сопричастность к тому месту, где они живут, испытывать чувство гордости за труд и подвиги предшествующих поколений, уважать традиции, бережно относиться к природе и культуре родного края. При работе с детьми с ОВЗ применяется дифференцированный подход к обучению, больше времени отводится на повторение пройденного материала. В работе с этими категориями детей используются методы: наглядные, вербальные и смешанные, а также щадящий режим занятий, который предусматривает дополнительные физкультурные паузы, чаепития, игры, зрительная гимнастика в связи с быстрой утомляемостью детей данных групп.

В учебном плане образовательной организации на этапе основного общего образования  из часов внеурочной деятельности выделено на изучение курса «Моя малая Родина» 68 часов, из них:

5 класс – 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

6 класс – 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:

1. Коллективный результат группы обучающихся в рамках одного направления

Представление коллективного результата группы обучающихся, которое происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и др.

2. Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося

Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфель достижений – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.  По результатам оценки выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях. На общешкольном празднике «Звёздный дождь» в конце учебного года объявляются результаты и награждаются обучающиеся, набравшие максимальное количество баллов по всем направлениям.

3. Качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОО  по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений обучающихся, самооценка, оценка проекта, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.

Планируемые результаты освоения программы курса «Моя малая Родина»

Личностные

  • осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
  • осознавать себя гражданином России;
  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
  • уважать иное мнение.

Метапредметные

Регулятивные:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • применять способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Познавательные:

  • использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • владеть навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений;
  • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные:

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Планируемые результаты реализации программы курса «Моя малая Родина» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Школьники приобретают знания об основных этапах  истории родного края; об особенностях исторического развития родного края; о   культурных и национальных традициях родного края; основных  теоретических  понятиях  и  терминах,  необходимые  для  понимания  истории родного края;   о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

Обучающийся научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.

Обучающийся научится 

  • принимать ценности исторического мира;
  • чувствовать ответственность за всё происходящее в окружающем мире;
  • чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
  • понимать ценность и значимость каждой человеческой жизни;
  • чувствовать потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни.
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
  • понимать исторические причины и исторические значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывать собственные суждения об историческом наследии народов края;
  • объяснять исторически сложившиеся нормы социального поведения;
  • использовать знания об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).

Школьник может приобрести опыт работы с архивными документами и материалами, музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным местам села, через практические занятия; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.

Обучающийся научится:

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
  • соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете, брать интервью;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов, проектов.

Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий. Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях краеведческого объединения  необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:

  • беседы;
  • интеллектуальные игры;
  • библиотечные уроки;
  • дискуссии;
  • творческие работы;
  • исследования;
  • экскурсии;
  • путешествия;
  • викторины;
  • встречи с интересными людьми;
  • конкурсы;
  • праздники;
  • выставки.

Содержание программы курса «Моя малая Родина»

5 класс

Тема 1: Введение

Теория: Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края.

Практическая работа:

Просмотр презентации «Село мое родное»

Тема 2: Географическое краеведение  

Теория: Наш край родной. Месторасположение на карте. Домашний адрес.

Практические работы:

Творческие работы  - конкурс  рисунков «Моя малая Родина».

Оформление выставки.

Тема 3: Историческое краеведение  

Теория: Наше село. Историческое прошлое села. Традиции родного села.  Памятные места моего села. Мой любимый уголок села. Мои известные земляки.

Практические работы:

Творческие работы - конкурс рисунков, фотографий, посвящённых родному краю. Оформление выставки.

Экскурсия – Достопримечательности родного села.

Выполнение проекта -  «Мое село».

Тема 4: Народная культура

Теория: Жители родного края. Особенности труда людей родного края, профессии. Их обычаи, характерные особенности быта. В гости к старожилам.  Моя семья. Мои родители.  Мои бабушка и дедушка. Корни своей фамилии. Родословная моей семьи.

Практические работы:

Творческие работы - конкурс  рисунков «Моя семья».

Оформление выставки.

Выполнение проекта -  «Родословная моей семьи».

Защита проекта.

 

Тема 5: Православное краеведение  

  Теория: Русский праздник  «Рождественская неделя» с песнями, играми и  гаданиями.

   Практические работы:

   Игры в Рождественскую неделю.

Тема 6: Природное краеведение  

Теория: Растительный и животный мир родного края. Знакомство с растениями и животными. Лекарственные и ядовитые

растения. Сезонные изменения в природе. Охрана растительного и животного мира человеком.

Практические работы:

Экскурсия – в березовую рощу.

Творческие работы  - конкурс  рисунков «Зеленая аптека».

Оформление выставки.

Тема 7: Экологическое краеведение

Теория: Что ты знаешь об экологии?

Забота о зелёном друге. Охрана  животного мира родного края.

Красная книга родной земли.

Практическая работа:

Игра «Заповеди природы».

Тема 8: Литературное краеведение  

Теория: Поэты и писатели родного края.

Практические работы:

Творческие работы - чтение и заучивание стихов поэтов родного края.

Литературная гостиная (встреча с поэтом).

Экскурсия – в сельскую библиотеку.

Тема 9: Экскурсионно-исследовательское направление

Теория: Родное село – Старый Буян.

Практические работы:

Экскурсия в краеведческий музей.

Исследовательская работа - «Улица, на которой я живу».

Содержание программы курса «Моя малая Родина»

6 класс

Тема 1: Географическое краеведение  

Теория: Наш край родной. Месторасположение  родного края на карте. Формы поверхности нашего края. Водоемы. Символы края.

Что дает нам наш край родной.

Практические работы:

Творческие работы  - конкурс  рисунков «Этот сердцу милый край».

Оформление выставки.

Тема 2: Природное краеведение  

Теория: Растительный и животный мир родного края.

Охрана растительного и животного мира человеком.

Практические работы:

Создание гербария -  «Растения края».

Тема 3: Экологическое краеведение

Теория: Что ты знаешь об экологии?

Охрана растений и  животных родного края.

Практическая работа:

Занимательные задачи о родном крае «Помоги  Почемучке!»

Выполнение проекта -  «Красная книга моего края».

Защита проекта.

Тема 4: Историческое краеведение  

Теория: «Битва на Кондурче». Самарский край в составе Золотой Орды. Хан Золотой Орды Тохтамыш и эмир Самарканда Тимур (Тамерлан).  Сражение армий Тохтамыша и Тимура на Кондурче. Современные этно-исторические фестивали на территории Красноярского района. 

Старобуянская республика.

Практические работы:

Творческие работы - конкурс рисунков, фотографий, посвящённых историческим событиям родного края.

Оформление выставки.

Экскурсия – Достопримечательности села.

Тема 5: Народная культура

Теория: Жители родного края. Наш край в прошлом и настоящем. Фольклор. Народный костюм.

Практические работы:

Творческие работы – Конкурс рисунков «Народный костюм».

Оформление выставки.

  Тема 6: Православное краеведение  

  Теория: Традиционные русские праздники.  Православные храмы и соборы.

  Практические работы:

Подготовка фольклорного праздника «Деревенские посиделки».  

Тема 7: Литературное краеведение   

Теория: Поэты и писатели родного края.

Практические работы:

Творческие работы - чтение и заучивание стихов поэтов родного края.

Литературная гостиная (встреча с поэтом).

Экскурсия – в районную библиотеку.

Тема 8: Экскурсионно-исследовательское направление

Теория: Родная земля.

Практические работы:

Экскурсия в музей.

Исследовательская работа - «Моя малая Родина».

Тематическое планирование

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль

тестирование

экскурсии

творческая

работа

практическая работа

исследовательская работа

практикум

контрольная

работа

проект

игра

Промежуточная аттестация

5 класс

1.

Введение

1

1

2.

Географическое краеведение

2

1

3.

Историческое краеведение

7

1

1

1

4.

Народная культура

8

1

1

5.

Православное краеведение

2

1

6.

Природное краеведение

4

1

1

7.

Экологическое краеведение

2

1

8.

Литературное краеведение

5

1

9.

Экскурсионно-исследовательское направление

3

1

1

6 класс

1.

Географическое краеведение

2

1

1

2.

Природное краеведение

4

3.

Экологическое краеведение

3

1

4.

Историческое краеведение

7

7

1

5.

Народная культура

6

2

6.

Православное краеведение

4

1

7.

Литературное краеведение

5

1

8.

Экскурсионно-исследовательское направление

3

1

        


Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области

государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старый Буян муниципального района Красноярский Самарской области

ПРОВЕРЕНО

Зам. Директора по УВР

____________________________

«______»  __________  20______г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности социального направления по курсу

«Моя малая Родина»

Класс: 5

Учитель: Н.К. Горина

Количество часов: всего  34  часа; в неделю  1 час

Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина», утвержденной на педагогическом совете «______» ___________ 20___ года

Календарно-тематическое планирование

5 класс 

№ п/п

Кол-во часов

Название раздела, темы

Основные теоретические сведения, практические умения

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Примечание

(словарь, ЭОР, оборудование и т.д.)

Дата

I

1

Введение

1.

1

Введение. Что изучает краеведение. Техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности

Просмотр презентации «Село мое родное»

Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края

П.: Понимать, что познание истории Отечества происходит через изучение истории малой Родины - истории городов региона, старейших сёл, населенных пунктов

М.: Познавательные: уметь ориентироваться  в разнообразии способов решения познавательных задач

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Регулятивные: уметь планировать деятельность по изучению истории родного края

Л.: Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

презентация

II

2

Географическое краеведение  

2.

1

Наш край родной

Конкурс  рисунков «Моя малая Родина»

П.: Знать месторасположение села на карте

М.: Познавательные: уметь описывать достопримечательности родного края

Коммуникативные: уметь понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации

Л.: Ориентируется в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего

рисунки

3.

1

Месторасположение на карте. Домашний адрес

Оформление выставки

карта географическая

III

7

Историческое краеведение  

4.

1

Наше село. Историческое прошлое села

Творческие работы - конкурс фотографий, посвящённых родному краю

П.: Знать историческое прошлое родного села, традиции

М.: Познавательные: уметь сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

Коммуникативные: уметь ориентироваться на позицию партнера в общении

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме

Л.: Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

фотографии

5.

1

Традиции родного села

Творческие работы - конкурс рисунков, посвящённых родному краю

рисунки

6.

1

Памятные места моего села

Конкурс фотографий, посвящённых родному краю

презентация

7.

1

Мой любимый уголок села

Экскурсия – Достопримечательности родного села

8.

1

Мои известные земляки

Оформление выставки

фотографии

9.

10.

2

Проект «Мое село»

Выполнение проекта -  «Мое село»

IV

8

Народная культура

11.

1

Жители родного края. Особенности труда людей родного края, профессии

Конкурс  рисунков «Жители края»

П.: Знать обычаи жителей села

М.: Познавательные: уметь устанавливать причинноследственные связи

Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные: уметь проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве

Л.: Приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения 

рисунки

12.

1

Обычаи, характерные особенности быта

Изделие: аппликация «Русская изба»

презентация

13.

1

В гости к старожилам

Экскурсия. Проведение интервью

14.

1

Моя семья. Мои родители.  Мои бабушка и дедушка

Творческие работы - конкурс  рисунков «Моя семья»

рисунки, фотографии

15.

1

Корни своей фамилии

Проведение исследования

16.

1

Родословная моей семьи

Оформление выставки

17.

18.

2

Проект «Родословная моей семьи»

Выполнение проекта -  «Родословная моей семьи»

V

2

Православное краеведение  

19.

20.

2

Русский праздник  «Рождественская неделя» с песнями, играми и  гаданиями

Игры в Рождественскую неделю

П.: Знать традиции православных праздников

М.: Познавательные: уметь использовать дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков

Коммуникативные: уметь готовить и выступать с сообщениями

Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции

Л.: Ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей

VI

4

Природное краеведение  

21.

1

Растительный и животный мир родного края

Знакомство с растениями и животными

П.: Знать растительный и животный мир своего села

М.: Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Коммуникативные: уметь формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности

Регулятивные: уметь использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности

Л.: Осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества)

презентация

22.

1

Лекарственные и ядовитые растения

Творческие работы - конкурс рисунков «Зеленая аптека»

сообщения

23.

1

Сезонные изменения в природе. Охрана растительного и животного мира человеком

Оформление выставки

фотографии

24.

1

Экскурсия в лес

Экскурсия

VII

2

Экологическое краеведение

25.

1

Что ты знаешь об экологии?

Забота о зеленом друге

Игра «Заповеди природы»

П.: Знать способы сохранения растительного и животного мира

М.: Познавательные: уметь осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек

Коммуникативные: уметь наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края

Регулятивные: уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

Л.: Выражают бережное отношение к природе

презентация

26.

1

Охрана животного мира родного мира.

Красная книга Самарской области

Игра «Заповеди природы»

презентация

VIII

5

Литературное краеведение  

27.

1

Экскурсия – в сельскую библиотеку

П.: Знать стихотворения о родном селе

М.: Познавательные: уметь на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов

Коммуникативные: уметь аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Регулятивные: уметь в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели

Л.: Ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей 

28.

29.

2

Поэты и писатели родного края

Творческие работы – чтение рассказов В. Бианки

30.

31.

2

Поэты и писатели о родном крае

Творческие работы – чтение и заучивание стихов поэтов родного края

IX

3

Экскурсионно-исследовательское направление

32.

1

Родное село – Старый Буян

Конкурс рисунков «Родное село»

П.: Уметь выполнять исследовательскую работу

М.: Познавательные: уметь использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации

Коммуникативные: уметь формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности

Регулятивные: уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией

Л.: Выражают чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков

33.

1

Село Красный Яр

Экскурсия в краеведческий музей

34.

1

Исследовательская работа – «Улица, на которой я живу»

Выполнение исследовательской работы – «Улица на которой я живу»


Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области

государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старый Буян муниципального района Красноярский Самарской области

ПРОВЕРЕНО

Зам. Директора по УВР

______________________________

«______»  __________  20______г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности социального направления по курсу

«Моя малая Родина»

Класс: 6

Учитель: Н.К. Горина

Количество часов: всего  34  часа; в неделю  1 час

Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина», утвержденной на педагогическом совете «______» ___________ 20___ года

Календарно-тематическое планирование

6 класс 

№ п/п

Кол-во часов

Название раздела, темы

Основные теоретические сведения, практические умения

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Примечание

(словарь, ЭОР, оборудование и т.д.)

Дата

I

2

Географическое краеведение  

1.

1

Формы поверхности нашего края. Водоемы. Техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности

Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края

П.: Понимать, что познание истории Отечества происходит через изучение истории малой Родины - истории городов региона, старейших сёл, населенных пунктов

М.: Познавательные: уметь ориентироваться  в разнообразии способов решения познавательных задач

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Регулятивные: уметь планировать деятельность по изучению истории родного края

Л.: Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

презентация

2.

1

Символы края. Что дает нам наш край родной

Конкурс  рисунков «Этот сердцу милый край».

Оформление выставки

презентация

II

4

Природное краеведение

3.

1

Растительный и животный мир родного края

Ознакомление с растительным и животным миром родного села и райьна

П.: Знать растительный и животный мир своего села

М.: Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Коммуникативные: уметь формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности

Регулятивные: уметь использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности

Л.: Осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества)

презентация

4.

1

Охрана растительного и животного мира человеком

Ознакомление с природоохранными мероприятиями

презентация

5.

6.

2

Создание гербария «Растения родного края»

Сбор материала и выполнение задания

гербарий

III

3

Экологическое краеведение

7.

1

Что ты знаешь об экологии?

Знакомство с наукой «Экология»

П.: Знать способы сохранения растительного и животного мира

М.: Познавательные: уметь осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек

Коммуникативные: уметь наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края

Регулятивные: уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

Л.: Выражают бережное отношение к природе

презентация

8.

9.

2

Красная книга моего края

Сбор материала и выполнение проекта

IV

7

Историческое краеведение

10.

11.

2

Битва на Кондурче

Самарский край в составе Золотой Орды. Хан Золотой Орды Тохтамыш и эмир Самарканда Тимур (Тамерлан).  Сражение армий Тохтамыша и Тимура на Кондурче. Современные этно-исторические фестивали на территории Красноярского района. 

П.: Знать историческое прошлое родного села, традиции

М.: Познавательные: уметь сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

Коммуникативные: уметь ориентироваться на позицию партнера в общении

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме

Л.: Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

презентация

исторический материал

12.

13.

2

Старобуянская республика

События 1905 года. Исторические факты. Работа с документами

документы

14.

1

Родной край: известный и неизвестный

Оформление выставки

15.

16.

2

Достопримечательности села

Экскурсия

V

6

Народная культура

17.

1

Жители родного края

Особенности военного времени для сельчан, фронтовые дороги земляков

П.: Знать обычаи жителей села

М.: Познавательные: уметь устанавливать причинноследственные связи

Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные: уметь проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве

Л.: Приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения

рисунки

18.

1

Наш край в прошлом и настоящем

Изделие: аппликация «Современный дом»

презентация

19.

1

Фольклор

Сбор информации у жителей села.  Проведение интервью

20.

1

Народный костюм

Творческие работы - конкурс  рисунков «Народный костюм»

рисунки, фотографии

21.

22.

2

Проект «Народный костюм»

Выполнение проекта «Народный костюм»

VI

4

Православное краеведение  

23.

1

Традиционные русские праздники

Ознакомление с традициями русских праздников

П.: Знать традиции православных праздников

М.: Познавательные: уметь использовать дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков

Коммуникативные: уметь готовить и выступать с сообщениями

Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции

Л.: Ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей

презентация

24.

1

Православные храмы и соборы

Ознакомление с храмами родного края

перзентация

25.

26.

2

Подготовка фольклорного праздника «Деревенские посиделки».  

Подготовка и проведение праздника

VII

5

Литературное краеведение  

27.

1

Экскурсия – в районную библиотеку

П.: Знать стихотворения о родном селе

М.: Познавательные: уметь на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов

Коммуникативные: уметь аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Регулятивные: уметь в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели

Л.: Ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей

28.

29.

2

Поэты и писатели родного края

Творческие работы – чтение рассказов В. Бианки

30.

31.

2

Литературная гостиная  

Творческие работы – чтение и заучивание стихов поэтов родного края

VIII

3

Экскурсионно-исследовательское направление

32.

1

Родная земля

Конкурс рисунков «Родное село»

П.: Уметь выполнять исследовательскую работу

М.: Познавательные: уметь использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации

Коммуникативные: уметь формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности

Регулятивные: уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией

Л.: Выражают чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков

33.

1

Экскурсия в музей

Экскурсия в краеведческий музей

34.

1

Исследовательская работа – «Моя малая Родина»

Выполнение исследовательской работы – «Моя малая Родина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Моя малая родина"

Данная программа предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе, расчитана на учащихся 5-6 классов. Содержание программы включает в себя изучение истории и географии родного ...

Рабочая программа внеурочной деятельности научного общества «Я – исследователь» для обучающихся 9-х классов

Содержание курса  базируется на методах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов.Основные формы организации учебных занятий: те...